Архангельский собор кремля – :

Содержание

Архангельский собор (Москва) — Википедия

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кре́мле (Арха́нгельский собо́р) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»[1].

История

Строительство

Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом, братом Александра Невского. В 1333-м на его месте воздвигли белокаменную Архангельскую церковь, которую освятил митрополит Феогност. Сооружение возвели по указу Ивана Калиты в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного возросшей, но не давшей зёрен рожью. Предположительно, это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Он служил усыпальницей великокняжеского рода[2][3]. В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики, а также создали новые иконы для высокого двухъярусного иконостаса[4]. Во время пожара 1475 года для спасения здания от огня разобрали деревянные приделы во имя Воскресения и преподобного Акилы, которые восстановили в 1482-м

[5][6].

К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III. Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III. Когда постройка была доведена до верхних камор, гробы князей перенесли и расположили вдоль стен. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор, что определило пятиглавие и разделение алтарной преграды на пять частей в Архангельского храме[2]. 8 ноября 1508-го его освятил митрополит Симон. Собор имел семь приделов: Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника Летопроводца, Покровский придел, Иоанна Милостивого, Андрея Критского, Обновления храма Воскресения Христова, Апостола Акилы

[7][8].

XVI—XIX века

Архангельский собор, 1882 год Гробницы царей, до 1917 года

Собор пострадал в пожаре в 1547 году. Повреждённая от огня живопись была восстановлена новгородскими и псковскими мастерами[9]. С 1599 по 1765 год при нём стояли особые архиереи, совершавшие панихиды в дни поминовения князей и царей[1].

В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи, пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией. Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял изограф Симон Ушаков. С ним работали девяносто два художника, среди которых: Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Фёдор Зубов, Фёдор Фёдоров Козлов, Иосиф Владимиров, Гурий Никитин и Сила Савин. В 1677 году Ушаков написал для собора посмертную парсуну царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича

[10][11]. В 1680-м был создан новый резной иконостас[9].

Собор пострадал в ходе Троицкого пожара в 1737 году, после чего его капитально ремонтировали в правление Елизаветы Петровны. Возобновлением руководил князь Дмитрий Ухтомский. В результате работ были сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады на местные иконы, восстановлены портреты царей и надгробия. Центральная, ранее шлемовидная глава, получила луковичную форму, часть южного фасада перекрыли белокаменными контрфорсами, с закомар убрали декоративные украшения

[9]. После учреждения самостоятельного Московского епархиального управления в 1742-м Архангельский собор стал кафедральным[10]. С 1771 года по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, лексикограф и автор «Церковного словаря»[12][13].

По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма, рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова. Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами. В 1772 году восстановили три верхних яруса иконостаса, отреставрировали решётки около гробниц, изготовили пять паникадил, сделали новые покрова: бархатные — на царские надгробия и суконные с крестами из серебряного позумента — на великокняжеские[9]

[14].

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки[15][16]. После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти. Собор переосвятил в 1813-м преосвященный Августин[17].

В 1826 году к южной стене собора пристроили двухэтажную палату для священнослужителей на месте прежней одноэтажной, в которой судили монастырских крестьян. В 1837-м среднюю главу собора позолотили и обшили медными листами, четыре угловых купола покрыли белой жестью, кресты на всех главах обтянули латунью и вызолотили. Через десять лет в западное междустение перенесли Покровский придел[9][18][19].

Общая реставрация Архангельского собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова

[9]. В 1870-е годы иконы реставрировались Николаем Подключниковым. В 1895-м храм перешёл в ведение Московской дворцовой конторы[6]. Через два года реставрацию иконостаса и образов производила мастерская Якова Ефимовича Епанечникова под наблюдением Московского археологического общества[20].

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом № 809 от 23 февраля 1895 года передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом[21].

XX век

Архангельский собор в 2009 году

В 1913 году к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых в соборе обновили интерьер усыпальницы, промыли стенопись и главный иконостас, отреставрировали Царские врата, вычистили паникадила, подсвечники[22]

. По рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Фёдоровича с двумя массивными лампадами. Их зажёг император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая того же года[23][24].

Во время вооруженного восстания 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в храм попал снаряд. Из протокола осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года:

Снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков[25].

Как и другие храмы Кремля, собор закрыли в 1918 году, но были начаты восстановительные работы. В 1920-е годы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря были укреплены и покрыты олифой местные местные и большие центральные иконы

[26]. В 1934—1935 годы реставрировались образы из местного и праздничных чинов: были укреплены основы, левкас и красочный слой. В 1950-х годах раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века. В 1955-м собор преобразовали в музей. В том же году начались реставрационные работы, к которым привлекли центральную научно-производственную мастерскую Академии архитектуры СССР. В 1960-м кремлёвские музеи передали в ведение Министерства культуры. В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича[27][28]. В 1969-м по инициативе главного архитектора Кремля Владимира Ивановича Фёдорова отдел Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината провёл реставрацию живописи в барабанах собора. В 1970-х годах были восстановлены фрески, промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса. С 1991-го в соборе совершаются богослужения
[22]
[29][30].

Архитектура

Внешний вид

Центральный портал западного фасада, 2014 год

Патиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи

[31][32][27]. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи[33][34].

Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века

[35]. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла[36][27].

Росписи

Стенопись, 2003 год Изображение Михаила Палеолога XVII века, 2015 год

Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе росписи стен. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие[27]. В куполах представлены лики пророков, праотцов, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила[37]. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери»

[38][39]. На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото[40]. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры»[41].

Иконостас

В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году[42]. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой[43]. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам

[44][45].

В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным[46]. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью[47]. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей[48]. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже[7][29].

При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми[49].

Иконостас, 2015 год  

Икона «Иоанн Белогородский и царевич Иван Михайлович» XVII века, 2011 год  

Царские врата иконостаса, 2016 год  

Некрополь

Схема расположения мужских погребений, 2015 год

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения[50]. В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Боровского, Андрея Углицкого, Владимира Храброго, Андрея Серпуховского. С северной стороны, за иконостасом, находится рака с мощами князя Михаила Черниговского. Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова[6][51][52][53]. Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II[7]. Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей[35].

Крипта

В 1929 году перед сносом Вознесенского монастыря благодаря Николаю Померанцеву в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора перенесли останки княгинь и цариц. В 2008-м в придел мученика Уара поместили мощи преподобной Евфросинии Московской[6].

Примечания

  1. 1 2 Собор святого Архистратига Михаила. Православие.ru. Проверено 24 мая 2018.
  2. 1 2 Власова, 2012, с. 9—10.
  3. ↑ Мясников, 2012.
  4. ↑ Баталов, 2011, с. 122.
  5. ↑ Архангельский собор Московского Кремля. Музей православного зодчества. Проверено 24 мая 2018.
  6. 1 2 3 4 Московский Кремль: Архангельский собор. Patriarchia.ru. Проверено 24 мая 2018.
  7. 1 2 3 Романюк, 2013.
  8. ↑ Кавельмахер, 2002, с. 123—160.
  9. 1 2 3 4 5 6 Бартенев, 1916, с. 152—169.
  10. 1 2 Власова, 2012, с. 17.
  11. ↑ Власова, 2012, с. 97.
  12. ↑ Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > А > АЛЕКСЕЕВ Петр АлексеевичАрхивировано 26 июня 2012 года.
  13. ↑ Розанов, 1869, с. 4.
  14. ↑ Власова, 2012, с. 18—19.
  15. ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 138.
  16. ↑ Маясова, 2002, с. 225.
  17. ↑ Лебедев, 1880, с. 50—55.
  18. ↑ Власова, 2012, с. 20.
  19. ↑ приделы, 2002.
  20. ↑ Маясова, 2002, с. 226—227.
  21. ↑ «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  22. 1 2 Власова, 2012, с. 23.
  23. ↑ «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
  24. ↑ «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
  25. ↑ Обстрел Кремля в 1917 году: уникальные фотографии. Ридус (12 октября 2017). Проверено 24 мая 2018.
  26. ↑ Маясова, 2002, с. 227.
  27. 1 2 3 4 Архангельский собор, 1978.
  28. ↑ Макарова, 2012.
  29. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 50—54.
  30. ↑ Самойлова, 2004, с. 20.
  31. ↑ Власова, 2012, с. 30—37.
  32. ↑ Маясова, 2002, с. 33.
  33. ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 95.
  34. ↑ Архитектурный путеводитель, 1997, с. 19.
  35. 1 2 Юдаков, 2013.
  36. ↑ Власова, 2012, с. 26.
  37. ↑ Власова, 2012, с. 68.
  38. ↑ Власова, 2012, с. 46.
  39. ↑ Самойлова, 2004, с. 51.
  40. ↑ Власова, 2012, с. 60—66.
  41. ↑ Самойлова, 2004, с. 86.
  42. ↑ Власова, 2012, с. 120.
  43. ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 106.
  44. ↑ Маясова, 2002, с. 221.
  45. ↑ Брюсова, 1976, с. 98—103.
  46. ↑ Власова, 2012, с. 124—129.
  47. ↑ Власова, 2012, с. 134—139.
  48. ↑ Власова, 2012, с. 162.
  49. ↑ Бартенев, 1916.
  50. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  51. ↑ Власова, 2012, с. 101.
  52. ↑ Власова, 2012, с. 119.
  53. ↑ Панова, 2003.

Литература

  • Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников.. — СПб, 2000. — С. 38—40, 47-48.
  • Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Маясовой Н. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
  • «Архангельский собор», музей Архангельский собор / под ред. Маясовой Н. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
  • Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
  • Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
  • Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
  • Кавельмахер В. О приделах Архангельского собора. — М., 2002. — С. 123—160.
  • Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
  • Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
  • Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. Лебедева А. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
  • Мясников В. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
  • Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
  • Панова Т. Некрополи Московского Кремля. — ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003. — 71 с. Архивировано 6 июля 2012 года.
  • Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
  • Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
  • Святые Архангелы Михаил и Гавриил / под ред. Марковой А. — М.: Благовест, 2012. — 288 с.
  • Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. Паламарчука П. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М, 1917.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
  • Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.

wikipedia.green

Архангельский собор (Москва) — это… Что такое Архангельский собор (Москва)?

Координаты: 55°45′00″ с. ш. 37°37′04″ в. д. / 55.75° с. ш. 37.617778° в. д. (G) (O) (Я)55.75, 37.617778

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

История

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год. Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами, 1882 год. (фото Николая Найденова)

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном[1]:10. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. С 1771[2] по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев[3], крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом[4].

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Федоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады[5][6].

Описание

Храмовый образ Михаила Архангела (начало XV века)

Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым[7].

В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 по старым прорисям иконописцами Оружейной палаты (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

Некрополь Архангельского собора

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения[1]:6.

Правители Московского государства и их родственники по мужской линии

Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе (по византийской традиции все князья изображены с нимбами)
  • Иван I Данилович Калита (с 1340), Великий князь Владимирский и Московский
  • Семён Иванович Гордый (с 1353), Великий князь Московский
  • Иван Иванович Красный (с 1359), Великий князь Московский
  • Дмитрий Иванович Донской (с 1389), Великий князь Московский
  • Василий I Дмитриевич (с 1425), Великий князь Московский
  • Василий II Васильевич Темный (с 1462), Великий князь Московский
  • Иван III Васильевич (с 1505), Великий князь Московский
  • Василий III Иванович (с 1533), Великий князь Московский
  • Иван IV Васильевич Грозный (с 1584), Царь (похоронен в приделе)
  • Фёдор Иванович (с 1598), Царь
  • Михаил Фёдорович (с 1645), Царь
  • Алексей Михайлович (с 1676), Царь
  • Фёдор Алексеевич (с 1682), Царь
  • Иван V Алексеевич (с 1696), Царь
  • Пётр II Алексеевич (с 1730), Император, последний похороненный в Москве самодержец России
  • Андрей Иванович (с 1353), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Владимир Андреевич Храбрый (с 1410), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Иван Васильевич (с 1417), Сын Василия I
  • Иван Владимирович (с 1422), Удельный князь Серпуховской
  • Андрей Владимирович (с 1426), Удельный князь Серпуховский,Радонежский,Боровский
  • Ярослав (Афанасий) Владимирович (с 1426), Удельный князь Боровско-Ярославецкий
  • Пётр Дмитриевич (с 1428), Удельный князь Дмитровский и Угличский
  • Андрей Дмитриевич (с 1432), Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский
  • Юрий Дмитриевич (с 1434), Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский
  • Дмитрий Юрьевич Красный (с 1441) Удельный князь Бежецкий и Талицкий
  • Василий Юрьевич Косой (с 1448), Удельный князь Звенигородский
  • Юрий Васильевич (с 1473), Удельный князь Дмитровский
  • Андрей Васильевич Меньшой (с 1481), Удельный князь Вологодский
  • Василий Ярославич (с 1483), Удельный князь Боровский
  • Иван Иванович Молодой (с 1490), Сын Ивана III, великий князь Тверской
  • Андрей Васильевич Большой (с 1494), Удельный князь Угличский
  • Борис Васильевич (с 1494), Удельный князь Волоцкий и Рузский
  • Дмитрий Иванович (с 1509), Великий князь Московский, внук и соправитель Ивана III
  • Симеон (Семён) Иванович (с 1518), Удельный князь Калужский
  • Дмитрий Иванович Жилка (с 1521), Удельный князь Угличский
  • Пётр (Куйдакул) (с 1523), Казанский царевич
  • Андрей Иванович (с 1536), Удельный князь Старицкий
  • Юрий Иванович (с 1536), Удельный князь Дмитровский
  • Дмитрий Иванович (ум. 1553) Царевич
  • Юрий Васильевич (с 1563), Удельный князь Угличский и Калужский
  • Александр (Утемиш-Гирей) (с 1566), Казанский царь
  • Владимир Андреевич (с 1569) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Василий Владимирович (с 1574) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Иван Иванович (с 1581), Царевич
  • Дмитрий Иванович (с 1591), Царевич, удельный князь Угличский
  • Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (с 1610), Князь, полководец
  • Василий Иванович Шуйский (с 1612, прах перенесён в собор в 1635), Царь
  • Василий Михайлович (с 1639), Царевич
  • Иван Михайлович (с 1639), Царевич
  • Дмитрий Алексеевич (с 1649), Симеон Алексеевич (ум. 1669), Царевичи
  • Алексей Алексеевич (с 1670), Царевич
  • Илья Фёдорович(с 1681), Александр Петрович (ум. 1692), Царевичи
  • Михаил Всеволодович (ум.1246), Князь Черниговский

Женщины из семьи правящего московского дома

  • Евдокия Дмитриевна, в монашестве Евфросиния (ум. 1407), Великая княгиня, жена великого князя Дмитрия Донского (с мая 2008 года — в приделе мученика Уара[8])
  • Софья Витовтовна (ум. 1453),Великая княгиня, супруга великого князя Василия I
  • Мария Борисовна (ум. 1467), Великая княгиня, первая жена великого князя Ивана III
  • Мария Ярославна (ум. 1484), Великая княгиня, жена великого князя Василия II Темного
  • Софья Фоминична Палеолог (ум. 1503), Великая княгиня, вторая жена великого князя Ивана III
  • Елена Васильевна Глинская (ум. 1538), Великая княгиня, вторая жена великого князя Василия III
  • Марфа Васильевна Собакина (ум. 1571), Царица, третья жена царя Ивана Грозного
  • Ирина Федоровна Годунова (ум. 1603 г.), Царица, жена царя Фёдора Иоановича
  • Евдокия Лукьяновна (ум. 1645), Царица, вторая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Мария Ильинична (ум. 1669), Царица, первая супруга царя Алексея Михайловича
  • Наталья Кирилловна (ум. 1694), Царица, вторая супруга царя Алексея Михайловича
  • Екатерина Петровна (ум. 1626), Царица, вторая супруга царя Василия Шуйского
  • Агафья Семёновна (ум. 1681), Царица, первая супруга царя Фёдора Алексеевича
  • Мария Фёдоровна (ум. 1608), Царица, седьмая супруга царя Ивана IV Грозного, в инокинях Марфа
  • Мария Темрюковна (ум. 1569), Царица, вторая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Анастасия Романовна (ум. 1560), Царица, первая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Мария Владимировна (ум. 1625), Царица, первая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Анна (ум. 1693), Царевна, дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Феодора (ум. 1667), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Мария Иоанновна (ум. 1551), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Царевна Феодосия Фёдоровна (ум. 1594), дочь царя Фёдора Ивановича
  • царевна Анна Васильевна (ум. 1609), дочь царя Василия Шуйского
  • Царевна Пелагея Михайловна (ум. 1628), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Марфа Михайловна (ум. 1632), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Софья Михайловна (ум. 1636), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Евдокия Михайловна (ум. 1637), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Мария Ивановна (ум. 1692), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Феодосия Ивановна (ум. 1691), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Анна Алексеевна (ум. 1659), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Евдокия Алексеевна (ум. 1669), дочь царя Алексея Михайловича
  • Старица Иулиания (ум. 1579), мать царицы Анастасии Романовны
  • Царевна Параскева Михайловна (ум. 1622), вторая супруга царевича Ивана Ивановича
  • Царевна Наталья Алексеевна (ум. 1728), дочь царевича Алексея Петровича
  • Царевна Татьяна Михайловна (ум. 1707), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Анна Михайловна (ум. 1692), дочь царя Михаила Фёдоровича, в схиме Анфиса
  • Царевна Прасковья Ивановна (ум. 1731), дочь царя Ивана V Алексевича
  • Царевна Евдокия Ивановна (ум. 1558), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Княгиня Анастасия Юрьевна (ум. 1422), супруга князя Юрия Дмитриевича
  • Княгиня Евфросиния Полиевктовна (ум. 1466), супруга князя Петра Дмитриевича
  • Княгиня Елена Стефановна (ум. 1505), супруга сына великого князя Ивана III, кн. Ивана Младого
  • Княгиня Елена Романовна (ум. 1483), супруга князя Андрея Васильевича Большого

Примечания

  1. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  2. Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > А > АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич
  3. Розанов Н. П. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  4. «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  5. «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445.
  6. «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1.
  7. Москва. Архитектурный путеводитель — М., Стройиздат, 1997, с. 19
  8. Состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля На официальном сайте МП 28 мая 2008 г.

Литература

  1. Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора. //Архангельский собор Московского кремля. М., 2002. С. 123—160.
  2. Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4.
  3. Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1963 г., д. 130/323.
  4. Снегирёв И. М. Памятники Московской древности. М., 1842—1845.
  5. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века. Каталог памятников. СПб, 2000. стр. 38-40, 47-48
  6. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 93-138
  7. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2, М., 1962, стр. 150, 161—162
  8. Выголов В. П. Арихтектура Московской Руси середины XV века. М., 1988 стр. 68-70
  9. Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. Вып. 1, М., 1973, стр.41-51
  10. Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1.

Ссылки

dic.academic.ru

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР — Моссфера — Кремль — Соборная площадь

1533

Погребение Василия III, великого князя московского. На саркофаге неправильная дата.

1523

Погребение Петра (Кудайкула), татарского царевича. Это был крещеный казанский татарин. На службе у русских командовал войсками, бывал и временным управляющим города Москва.

1521

Погребение Дмитрия Ивановича Жилки, удельного князя Угличского. Этот был полководцем, но каким-то неровным: сперва вроде бы успешно воевал с Литвой, а потом по дурости погубил почти все войско в походе на Казань.

1518

Погребение Симеона Ивановича, удельного князя Калужского. Это был первый и последний настоящий Калужский князь. Известен тем, что пытался бежать в Литву от опеки великого князя, а также спас Калугу от татарского набега.

1509

Погребение Дмитрия Ивановича Внука (на саркофаге выбита неправильная дата). Чей он был внук? Да Ивана Великого! А еще и соправитель, хоть это и фикция. Об интригах, игралищем коих он стал, см. Успенский собор.

Мы отмотали уже половину некрополя, обратим же теперь внимание на ключевое событие: Алевиз Новый строительство нового Архангельского собора, и в присутствии Василия III в самый праздник Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных собор освящается митрополитом Симоном. Первоначально собор был краснокирпичный с белокаменными деталями. Тут можно было бы порассуждать о влиянии итальянской архитектуры на Архангельский собор, но все это мы уже проделали в начале статьи на архитектурных слайдах. Вы ведь не пропустили их, верно? Правда, первоначально закомары были увенчаны скульптурными украшениями (акротериями) в форме изящных вытянутых сосудов (фиалов). Своды и главы собора Алевиз покрыл черной и красной лощеной черепицей. До наших дней эти элементы не дошли.

1505

По указанию Ивана III Алевиз Новый начинает строить новое здание Архангельского собора, снеся старое, ветхое и тесное, в котором уже негде было хоронить князей. Впрочем, вскоре Иван III умирает, и где же погребают его, пока собор еще не готов? А там же, куда он сам временно перенес с большей торжественностью гробы своих предков: в старой церкви Ивана Лествичника.

1504

Прибытие Алевиза Нового — так на Руси прозвали итальянского (миланского) архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяну. По пути в Москву он был задержан крымским ханом и построил для него Бахчисарайский дворец, получив такую рекомендацию:

1494

Погребение Бориса Васильевича, удельного князя Волоцкого и Рузского. Он по молодости конфликтовал с братом своим Иваном III в период слома удельных порядков, однако потом осознал бесперспективность этого занятия и смирился.

В этом же году погребен Андрей Васильевич Большой (Горяй), удельный князь Углицкий, при котором Углич достиг золотого века. Впрочем, из-за интриг этот князь в конце концов оказался в тюрьме, где и умер.

1490

Погребение Ивана Ивановича Молодого, великого князя Тверского, сына Ивана III. С этим князем связаны жестокие интриги, см. Успенский собор.

1483

Погребение Василия Ярославича, удельного князя Боровского. Причем на саркофаге указана другая, неправильная дата: 1462. Этот князь был активным помощником Василия II в Московской феодальной войне, однако впоследствии тот оказался неблагодарным и отправил своего бывшего сподвижника в ссылку, опасаясь роста его авторитета.

1481

Погребение Андрея Васильевича Меньшого, удельного князя Вологодского. К этому времени отстраиваются сгоревшие ранее «застенки» в честь Воскресения Христова и апостола Акилы (у восточной стены). «Застенки» — это приделы. При западной стене собора существовали «застенки» в честь Андрея Критского и Симеона Столпника.

1475

Архангельский собор горит, при этом огненная буря разметала два деревянных «застенка»: апостола Акилы и Воскресения Христова.

1473

Погребение Юрия Васильевича, удельного князя Дмитровского. В качестве полководца он воевал с татарами и Новгородом.

1471

Иван III устраивает приделы-«застенки» Воскресения Христова и Симеона Столпника в честь эпической победы над новгородцами на реке Шелони.

1462

Погребение Василия II Темного, великого князя Московского. История его жизни — это история Московской феодальной войны и постоянных трений с Литвой и Ордой. Если коротко, то столкнулись два порядка наследования: лествичный от старшего брата к младшим (архаика) и самодержавный (от отца к сыну по завещанию). Победило самодержавие, а удельные князья, чьи гробы парадом проходят здесь перед нами, неуклонно теряли значение.

1450

Архангельский собор повреждается громовым ударом и сильным вихрем.

1448

Погребение Василия Косого, удельного князя Звенигородского. Он участвовал во втором этапе Московской феодальной войны, но не пришел к успеху и был бит Василием II.

1441

Погребение Дмитрия Юрьевича Красного, удельного князя Бежецкого и Талицкого. Впоследствии он был канонизирован, а при жизни был странной и загадочной личностью. Нажмите на его имя, там будет рассказ о нем и даже стихи Бальмонта, ему посвященные.

1434

Погребение Юрия Дмитриевича, князя Московского, Звенигородского и Галицкого, сына Дмитрия Донского. Этот князь в историю вошел довольно прочно. Его крестил сам Сергий Радонежский. Позже, возглавив Звенигород, Юрий Дмитриевич отстроил Звенигородский городок, несколько соборов в Звенигороде, Москве и Троицком монастыре (будущая Лавра), покровительствовал литературе и искусствам, совершил первый успешный большой поход на татарские земли, окончательно присоединил к Москве Нижний Новгород…

После смерти брата Василия I Юрий начал первый этап Московской феодальной войны. Он захватил великое княжение у Василия II, затем лишился его, затем вокняжился вторично. Юрий впервые начал чеканить монету с  Георгием Победоносцем, поражающим змея.

1432

Погребение Андрея Дмитриевича, удельного князя Можайского, Верейского и Белозерского, сына Дмитрия Донского, родоначальника можайских князей.

1428

Погребение Петра Дмитриевича, удельного князя Дмитровского и Угличского, сына Дмитрия Донского.

1426

Погребение Ярослава Владимировича, удельного князя Боровско-Ярославецкого, и брата его Андрея, удельного князя Серпуховского, Радонежского и Боровского. Умерли они от моровой язвы.

1425

Погребение Василия I, великого князя московского, сына Дмитрия Донского. В годы его правления продолжался территориальный рост Москвы, при этом не происходило крупных потрясений и усобиц.

1422

Погребение Ивана Владимировича, удельного князя Серпуховского. В отличие от своего отца, Владимира Храброго, ничего выдающегося не совершил.

1417

Погребение московского княжича Ивана Васильевича. Умер от чумы и запомнился только тем, что был одно время наследником Василия I.

1410

Погребение Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского и Боровского. Это князь был выдающимся полководцем, водил московские войска протии Твери, Рязани, Новгорода и Литвы, но особенно против татар. В Куликовской битве был одним из двух командиров засадного полка, который решил исход сражения.

1399

При Василии I храм расписывается с участием Феофана Грека и его учеников.

mos-sfera.ru

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Алевиз Новый
Координаты: 55°45’00.6″N 37°37’04.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:  

История строительства в Москве

Архангельский собор Ивана Калиты

Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III

Дальнейшая история собора

Гробницы царей и князей в соборе

Иконостас

О главной иконе Архангельского собор

Архангельский собор в наши дни

Соборы Московского Кремля

Архангельский собор на карте

 

Архангельский собор или собор св. Архистратига Михаила (в древности имевший ещё одно название: «церковь св. Михаила на площади»), который является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля, испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

История строительства Архангельского собора Московского Кремля

Согласно всем историческим данным, Архангельский собор ведёт свою историю с 200-х годов 13 века.Ученые с большой долей уверенности считают, что его деревянный предок «возник» во время, когда на княжеском престоле правил Михаил Хоробрит — брат Александра Невского. Во время его княжения, Москва того времени насчитывала всего 2 церкви, и Архангельский собор был одной из них. Короткое правление Хоробрита объясняется его преждевременной смертью в бою с литовцами.

Вид на собор с Боровицкой улицы

Однако похоронен он был в Успенском соборе во Владимире. После этого практически всех Московских князей хоронили только в соборе св. Архистратига Михаила.

Архангельский собор Ивана Калиты

Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье — неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось — были уже построены храм св. Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору. К этой троице прибавился и Архангельский собор, построенный из камня. К сожалению, у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений — достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен — в сентябре того же года.

Вид на собор с запада

Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе. Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы. Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.

Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.

Вид на собор от Благовещенского собора

Судьба Архангельского собора при Иване III и его сыне Василии III

Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события — сильного удара молнии в 1450 году. Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе. Довел дело до финального конца его прямой наследник — сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней.

Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером. Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие — точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.

Вид собора с Соборной площади

Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет — 21 метр.

Дальнейшая история Архангельского собора Московского Кремля

Приблизительно в 60-х годах 16 века собор был покрыт художественной росписью. Но фрески того времени сохранились только в одном месте: усыпальнице Ивана Грозного. Следует отметить, что росписью Архангельского собора занимались профессионалы своего дела — хорошо известные на то время живописцы и мастера-украшатели Оружейной палаты: Я. Казанец, С. Ушаков, С. Резанец и другие.

Войдя через главный вход собора можно увидеть мастерски написанное на северо-западном столбе изображения Василия III.

Гробницы царей и князей в Архангельском соборе Московского Кремля

Всего в соборе, который является по сути усыпальницей русских правителей, насчитывается 46 гробниц московских князей и царей. Не похоронены в Архангельском соборе были только князь Даниил Александрович (его останки покоятся в Даниловом монастыре), брат Ивана Калиты Юрий Данилович и Борис Годунов. Также в соборе был захоронен умерший от оспы в первой половине 18-го века царь Петр II.

В 30-х годах 17-ого века все старые надгробия были обновлены. С тех пор в соборе красуются кирпичные надгробия с белокаменными стенами, которые в начале 20 века были дополнительно накрыты футлярами из бронзы.

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля

Иконостас, который можно сегодня увидеть в Архангельском монастыре, датируется 1681 годом, а создала его артель профессиональных художников-иконописцев под началом И. Недоумова. Иконостас неоднократно подвергался художественной реставрации, наиболее серьезная работа в этом направлении была проделана во время начала отечественной войны, когда 1812 году Россия подверглась нападению наполеоновской армии. Кстати в то время собор был осквернен — внутри здания французы соорудили походную кухню для своего императора и продовольственные склады.

Купола собора

О главной иконе Архангельского собора Московского Кремля

Конечно же, главной иконой в Архангельском монастыре является старинная работа под названием «Михаил Архангел с житием». Икона является самой древней из всех, на которых изображены сюжеты из жизни Архангела Михаила. По легенде инициатором создания этой иконы была вдова князя Московского Дмитрия Донского княгиня Евдокия. Ещё одним достопримечательным предметом старины является золотой потир, отделанный искусной чеканкой, резьбой, чернью и драгоценными камнями — он был подарен собору Ириной Годуновой в 1598 году.

Икона «Благодатное небо» также является одной из главных православных святынь собора. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом внутри сияния ярко-красного цвета.

Архангельский собор Московского Кремля в наши дни

Начиная с 1955 года и до наших дней на территории Архангельского собора работает музей. В 70-х годах 20-го века собор был капитально отреставрирован.

Вход в собор

В 1988 был канонизирован князь Дмитрий Донской. Большая церковная служба над мощами Дмитрия Донского была проведена патриархом Алексием II в мае 1991 года.

Рейтинг достопримечательности

Соборы Московского Кремля

Архангельский собор Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Архангельский собор. Музеи Московского Кремля

Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV — начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками — фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик — великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека — это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф — Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций — «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» — посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ — «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон — известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Архангельский собор Московского Кремля: описание, архитектура :: SYL.ru

В фокусе этой статьи будет Архангельский собор Московского Кремля. Монументальное сакральное сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Но наружные приделы и галерея соотносят церковь с древнерусскими канонами зодчества. А что же внутри? Интерьеры словно проникнуты идеей самодержавия, воспетого Русской православной Церковью. И в этом нет ничего удивительного: ведь храм изначально задумывался как дворцовая капелла, да еще и усыпальница всех московских князей «мужескаго пола».

Великих княжон и цариц хоронили в соседнем Вознесенском соборе. После того как его взорвали, останки женщин перенесли в Архангельский. Можно ли увидеть все это? Несомненно. Ведь с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. А по большим религиозным праздникам в храме проводятся службы. Интересная деталь: перед каждой из них собор освящают наново. Давайте же вместе пойдем на виртуальную экскурсию в этот храм. Представленные ниже фотографии помогут вам составить представление о вычурной архитектуре и прекрасном богатом убранстве этого чуда итало-русского зодчества.

Архангельский собор Московского Кремля: история

Почему он так назван? Архистратиг Михаил издавна считался покровителем московских князей в их ратных делах. Предводитель ангелов, победивший с воинством небесным Сатану, чтился ими. Отправляясь в поход, русские князья обращались к нему с молитвой о победе. Вот почему Архангельский собор просто обязан был возникнуть на Соборной площади Московского Кремля. И он появился, правда, не такой, каким мы видим его сегодня. Первое здание было, как и весь Кремль, деревянным. Скорее всего, его воздвигли во время недолгого правления князя Михаила Хоробрита (1247-1248), брата Александра Невского. Это была вторая по величине церковь города. Однако первый Архангельский собор Московского Кремля не предназначался для захоронений князей. Сам Михаил Хоробрит, погибший в войне с литовцами, покоится в Успенской церкви во Владимире. И только начиная с племянника этого князя, Даниила, который унаследовал трон, московских правителей хоронят в пределах Архангельского собора. Но скоро деревянный храм снесут и построят на его месте каменный. А потому настоящей усыпальницы в первой церкви не было. У южной стены был похоронен Даниил, а в самом храме — его сын Юрий.

Первый каменный собор

В 30-х годах четырнадцатого века Московский Кремль уже начал приобретать современный нам вид. Появились каменные соборы: Успенский, Спаса на Бору и Святого Иоанна Лествичника. Великий князь Владимирский и Московский Иван Данилович Калита завершил ансамбль площади. А помог ему в этом… неурожай ржи. Когда злак повсеместно пошел в рост и не дал зерна, князь дал обет, что построит каменный собор взамен обветшалого деревянного, если его страну минует голод (и связанный с ним бунт). В исполнение клятвы он в 1333 году – за одно лето, как сообщают рукописи – воздвиг церковь. Ее уже в сентябре окропил митрополит Феогност. Этот Московский Архангельский собор времен Калиты был небольшим. На скромные размеры указывают сжатые сроки строительства и запись в Степенной книге шестнадцатого века: по сравнению с «ветьхим» храмом, «новый был велик». Скорее всего, это была одноглавая четырехстолпная церковь, подобная Спасу на Бору. Позже к ней стали достраиваться приделы – скорее всего, деревянные. Они носили названия, созвучные именам сыновей Калиты, похороненных в Архангельском соборе — Андрея Критского и Симеона Столпника. Через полтора века, в 1471 году, храм обзавелся еще двумя приделами: Воскресения и апостола Акилы. Можно ли увидеть что-либо, оставшееся от собора времен Калиты? Ученые до сих пор спорят об этом. Одни считают, что современный нам Архангельский собор Московского Кремля архитектор шестнадцатого века построил «с нуля». Другие же утверждают, что старая постройка не была разобрана до основания, а была включена (фрагментарно) в новую.

Собор Алевиза

Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля — век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин – это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много – по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.

Согласование ренессансного зодчества с православным каноном

Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения – дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».

История постройки

Приказ о расчистке места под новый Архангельский собор Московского Кремля Иван Васильевич Третий издает 21 мая 1505 года. К октябрю старую церковь полностью (по другой версии историков – частично) разобрали. Великий князь Московский собственноручно заложил первый камень в постройку нового собора, но через несколько дней умер. Трон унаследовал его сын Василий III. И продолжение работ проходило уже под его патронатом. Через четыре года после начала строительства здание было завершено. Это пятиапсидное и шестистолпное сооружение, теперь имеющее восемь приделов, увенчивалось пятью главными куполами. Первоначально они были крыты чернолощеной черепицей, но никогда золотом. И этому были свои причины. Храм был освящен митрополитом Симоном восьмого ноября 1508 года.

Церковь-некрополь

Трудно теперь сказать, когда именно Василию Третьему пришла в голову мысль переоборудовать в усыпальницу великих русских князей Архангельский собор Московского Кремля. Дата его приказа о захоронении предков в стенах новой церкви относится все к тому же 1508 году – времени окончания строительства и освящения храма. Еще раз подчеркнем, что в Архангельском соборе первоначально были захоронены лишь отпрыски мужского пола. Женщины рода – царицы или княжны – находили успокоение под сенью церкви Вознесения Богоматери в Московском Кремле. Общим некрополь стал лишь в двадцатом столетии. Когда большевики взорвали Вознесенский собор, останки женщин царского рода были перенесены в Архангельский. Этим объясняется концепция внутренних росписей. В Архангельском соборе Московского Кремля, в нижнем ярусе, мы видим «портреты» русских князей. Это Василий Темный, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий. Скорее, это условные изображения, поскольку говорить о портретном сходстве не приходится. Представлены здесь и удельные князья: Иван и Андрей Старицкие, Владимир Храбрый и его внук Василий Ярославович, Симеон Калужский и Борис Волоцкий, Андрей Угличский и другие. В верхнем, более почетном ярусе, можно увидеть изображения правителей Киевской Руси. Самое центральное место занимает портрет Василия Третьего – донатора собора.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века – от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм – полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид – русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи – особенно с западного фасада – здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Новейшая история собора

Здание храма подвергалось разрушению и всякий раз реставрировалось. Во время Русского похода Наполеона в алтарной части собора была установлена военная кухня! При этом пострадал иконостас. В 1813 году пришлось заменить колонны нижнего яруса и резьбу царских врат. В 1913 году, по случаю празднования трехсотлетия рода Романовых, в Архангельском соборе провели масштабную реконструкцию. В это время над усыпальницей царя Михаила Федоровича была воздвигнута сень с массивными лампадами. Во время Октябрьского переворота храм пострадал от обстрела кремля. А на следующий год его вообще закрыли. В 1929-м Московский Архангельский собор принял в свой подклет белокаменные гробницы с останками женщин из династий Рюриковичей и Романовых. А с 1955 года в храме открылся музей. Службы в Кремле были запрещены вплоть до падения Советского Союза. Теперь храм передан Церкви.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *