Архангельский собор кремля – Архангельский собор, Москва 2019 ✮ Православные места в России

Содержание

Достопримечательности и святыни Архангельского собора Московского Кремля

Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

Где находится Архангельский собор

  • Расположен этот храм в столице, на Соборной площади Кремля.
  • Телефон: 69-53-776; код – 495.
  • Телефоны музея: 69-54-146, 69-70-349. Звонить можно в любой день до 17.00 (с 9.00).

Как добраться до собора

  1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле.
  2. Также достаточно удобно добираться до собора
    на метро
    . Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

    Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.

  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.

    Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Сегодня в Архангельском соборе служат в дни, когда поминают святых, чьи останки покоятся здесь, а также в общепоминальные дни и самые большие праздники.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.
Икона Архангела Михаила
Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо» В соборе хранятся:
  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Фото Архангельского собора московского Кремля

  • Благодаря асимметричному расположению куполов собор выглядит просторным и не громоздким. 
  • На сегодняшний день службы здесь проходят несколько раз в год. 
  • На стенах над саркофагами размещены условные портреты правителей. 

 Тайны Архангельского Собора

Архангельский собор Кремля – это один из его величественных храмов, который поражает своей монументальностью. Это первая усыпальница московских и удельных князей, где нашли последний покой многие представители Романовых и Рюриковичей.

Бывали ли вы в этом храме? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

www.lifejourney.club

Архангельский собор Московского Кремля. http://nehleb.ru/

Мы снова на Соборной площади. Давайте повернёмся лицом на юго- восток, — к Москва-реке и полюбуемся на Архангельский собор Московского Кремля!

По наружному убранству он напоминает больше светское здание, чем православный храм. В нём ясно просматриваются черты итальянской дворцовой архитектуры эпохи Возрождения. Чего стоят одни только белоснежные раковины, размещённые в закомарах, венчающих фасады здания! А входы в собор, оформленные резными декорированными порталами? Очевидно, что строил собор итальянский мастер. Однако, начнём сначала.

История создания

Ещё в начале 13 века брат Александра Невского Михаил Хоробрит получил в удел Москву и построил на этом месте деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – архангела Михаила. 

Архангел (Архистратиг) Михаил

В те времена Москва ещё была уделом великого княжества Владимирского. При взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году церковь была сожжена.

Однако, архангел Михаил не ушёл с освящённого места. Почти через столетие, в 1333 году, великий князь московский Иван Данилович Калита снова возвёл здесь прекрасный Архангельский храм из белого камня. Он и стал первым из князей, погребённых в Архангельском соборе.

Великий князь Иван Данилович КалитаНадгробие великого князя Ивана Даниловича Калиты  

Архангельский собор — усыпальница

Так с 1340 года до первой трети 18 века Архангельский собор был местом захоронения правителей (великих князей, царей) и их ближайших родственников из династий Рюриковичей и Романовых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии. Семейные усыпальницы обычно посвящались архангелу Михаилу, — проводнику душ усопших в загробное царство.

Архистратиг Михаил. Храмовая икона Архангельского собора, конец XIV века

Хоронили в соборе только мужчин, а усыпальницей великих княгинь и цариц был собор Воскресения Христа Вознесенского монастыря Кремля. В 1929 году монастырь снесли, а останки перенесли в Архангельский собор, — в южную его часть.

Строительство нового собора

Как вы уже знаете, после строительства Успенского собора в 1479 году великий князь Иван III начал перестройку московского Кремля. Не обошёл он своим вниманием и родовой некрополь. Иван III приказал разобрать обветшавший Архангельский собор, а на его месте построить новый.  

 

Архангельский собор

 

Вход в Архангельский собор

Для строительства из Венеции был приглашён итальянский архитектор Алевиз Новый. Однако, Ивану III не пришлось увидеть новый Архангельский собор – в 1505 году он скончался.

Великий князь Иван III Васильевич

Дело отца продолжил его сын — Василий III (сын Ивана III и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного). Он не только построил Архангельский собор (1505-1508), но и продолжил политику своего отца по объединению русских княжеств.

Таким образом, Михайло-Архангельский собор стал не только великокняжеской усыпальницей, но и памятником правителям княжеств объединённого русского государства. 

Первоначально собор выглядел ещё наряднее, чем теперь: фасады были выкрашены под красный кирпич, а резные белые детали очень красиво смотрелись на красном фоне.

За пять столетий своего существования собор не раз менял свой вид, к нему были пристроены приделы, галереи. Со шлемовидной на луковичную изменилась форма центрального купола.

Внутри же интерьер собора был традиционным для древнерусских храмов: шесть столпов, имеющих в плане форму креста, подпирали высокие своды.

Роспись собора

Во времена правления Ивана Грозного, а именно во второй половине 16 столетия, собор был расписан фресками. В настоящее время эти фрески сохранились частично в алтарной части храма.

Царь Иван IV Васильевич Грозный

В 1652-1666 годах 17 столетия по приказу царя Алексея Михайловича Романова более ста художников, выбранных царским иконописцем Симоном Ушаковым, заново расписали собор, так как первоначальная живопись обветшала. Однако, новая роспись сохранила сюжеты и замысел предшествующей росписи.

Царь Алексей Михайлович

 

Иконостас Архангельского собора. Справа- сень над ракой святого царевича Димитрия

Так изображения на сводах собора и западной стене посвящены Символу православной веры. Изображения на южной и северной стенах посвящены деяниям архангела Михаила, победителя предводителя тёмных сил, покровителя ратного дела, защитника невинно пострадавших.

Отличительной особенностью росписи собора является то, что в нижнем ярусе стен и на столпах изображено более шестидесяти исторических лиц, — московских князей и их предков, начиная с великого князя Владимира.

Так воплощена идея преемственности власти московских князей от князей владимирских, киевских и далее, до византийских императоров.

В нижнем ярусе стен изображены фигуры князей, погребённых в соборе.

Московские князья, похороненные в соборе
Захоронения правителей

На начало строительства нового храма в старом храме уже было 25 захоронений. Все они были перенесены в церковь Иоанна Лествичника (в настоящее время на её месте находится колокольня Ивана Великого), а затем перезахоронены в новом соборе. Белые саркофаги с телами опускали под пол, в землю, на глубину около полутора метров.

Всего в Архангельском соборе находится 54 захоронения, в том числе две раки со святыми мощами- царевича Димитрия Угличского и князя Михаила Черниговского.

В 1636-1637 годах над захоронениями установили 46 кирпичных надгробий с белокаменными плитами и надписями. В 1906 году надгробия были заключены в медные футляры.

Посмотрите, первый от южного входа ряд захоронений- князя Ивана Калиты, заложившего основу могущества московского княжества, и его сыновей- Симеона и Ивана; а в следующем ряду покоится его внук- Дмитрий Иванович Донской, возглавивший борьбу русских княжеств против Золотой Орды.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

А вот и двоюродный брат Дмитрия Донского, участник Куликовского сражения, — князь Владимир Андреевич Храбрый.

Вдоль южной стены собора покоятся великие московские князья, а вдоль западной- их близкие родственники, удельные князья.

Надгробия у южной стены

Перед иконостасом на возвышении находятся надгробия Василия Тёмного, его сына великого князя всея Руси и строителя Московского Кремля Ивана III и Василия III (прадеда, деда и отца Ивана Грозного).

Надгробия Василия Тёмного, Ивана III и Василия III
Где Иван Грозный?

А первый русский царь Иван IV Грозный был захоронен в 1584 году в почётной алтарной части собора. Здесь же находятся захоронения его сыновей: старшего Ивана, якобы убитого Иваном Грозным в порыве гнева, и среднего Фёдора, ставшего последним царём из династии Рюриковичей (захоронен в 1598 году).

Надгробия Ивана Грозного и его сыновей Ивана и Фёдора

В Архангельском соборе Московского Кремля находится рака с мощами младшего сына Ивана Грозного- царевича Димитрия, погибшего в Угличе в 1591 году и причисленного к лику святых. В 1630 году над ракой с мощами царевича была сооружена резная сень с ажурной решёткой.

В центре собора находятся гробницы первых царей династии Романовых: основателя династии Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича (отца Петра I), Фёдора Алексеевича и Ивана Алексеевича (братьев Петра I).

Надгробие царя Михаила Фёдоровича Романова

 

Надгробие царя Алексея Михайловича Романова
Где захоронен Борис Годунов?

Исключением является и то, что в некрополе нет захоронения царя Бориса Годунова. Об этой истории рассказывается здесь.

После перенесения императором Петром I столицы из Москвы в Санкт-Петербург, царствующих особ стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Только внук Петра I император Пётр II, умерший в 1730 г. В Москве от чёрной оспы, был захоронен в Архангельском соборе Кремля.

Значение собора

Архангельский собор Московского Кремля является одним из наиболее почитаемых храмов.

После церемонии венчания на царство, которая проходила в Успенском соборе, процессия направлялась в Архангельский собор, чтобы отдать честь и поклониться отеческим гробам.

Сюда приходили перед военными походами помолиться о победе.

Правители приходили «на гробы» просить прощения и совета у своих усопших предшественников.

Каждый православный мог положить на гробницу челобитную, которую царь прочитывал незамедлительно.

Самые знатные люди, включая иноземцев, должны были слезть с коня и снять шапку, подъезжая к Архангельскому собору, и дальше идти пешком.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году собор сильно пострадал.

В настоящее время Архангельский собор Московского Кремля является и православным храмом, и усыпальницей русских самодержцев, и государственным музеем.

Поделиться ссылкой:

nehleb.ru

Архангельский собор Московского кремля — архитектор, в каком веке построен и кто в нем похоронен

Архангельский собор — один из четырех храмов Соборной площади Московского кремля, который благодаря соседству с колокольней «Иван Великий» имеет свой неповторимый образ. В эту церковь водят абсолютно все экскурсии, и не просто так. Дело в том, что это не просто храм, а усыпальница Великих Московских и Удельных князей, а также первых русских царей. В нем похоронены многие известные личности, которые вошли в историю нашей страны, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской. Современный Архангельский собор был построен в самом начале XVI века под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового, но археологи установили, что история храма началась, как минимум, на 250 лет раньше. Считается, что церковь святого Архистратига Михаила всегда играла очень важную роль в архитектурном ансамбле не только кремля, но и всей Москвы. Но обо всем по порядку.

Ансамбль Архангельского собора и колокольни «Иван Великий»

Архангельский собор Московского кремля в XIII-XV веках

Первая деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила появилась на Соборной площади кремля во второй половине XIII века. Ученые склоняются к версии, что произошло это во времена, когда Великим князем Московским был Михаил Хоробрит, брат всем известного Александра Невского. Если насчет первых упоминаний историки еще ведут споры, то дальнейшая история собора хорошо отражена в летописях и сомнений почти не вызывает.

В 1333 году на месте старого ветхого храма Иван Калита приказал возвести каменную церковь, в которой, согласно его завещанию, просил похоронить его. Новый каменный храм простоял на Соборной площади 172 года, а затем по приказу царя Ивана III церковь была разобрана из-за ветхости. Как только разбор был закончен началось строительство нового собора, на это время все захоронения были перенесены в другой храм.

Архангельский собор в Кремле

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова. Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет.

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе

Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.

Захоронения в Архангельском соборе Кремля

В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.

Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.

Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле

Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.

Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе

В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» © ГИМ, 17 век

Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе

Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.

Святой Михаил Черниговский © Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»

Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).

Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»

Заключение

Из всех соборов Московского кремля лично нам больше всего почему-то запомнился именно Архангельский собор. Безусловно, впечатляет такое большое количество захоронений особ царских кровей, да и история храма весьма интересна. Но это не значит, что остальные соборы не заслуживают внимания.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Кремль вообще такое место, в котором нужно побывать хотя бы раз. Мы обязательно продолжим рассказывать о нем более подробно в следующий статьях, и если вы не хотите их пропустить, обязательно подписывайтесь на нашу рассылку — раз в неделю мы присылаем дайджест всех наших публикаций.

Поделиться «Архангельский собор Московского кремля»

Архангельский собор Московского кремля 2016-02-26T08:08:19+03:00 2016-02-25T12:42:03+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

poznamka.ru

Архангельский собор. Музеи Московского Кремля

Архангельский собор

Архангельский собор 1505–1508

Алевиз Новый (конец XV — начало XVI века) Архангельский собор 1505–1508. Северный фасад

Архангельский собор в XIV–XVIII веках служил храмом-усыпальницей московских государей. При князе Иване Калите здесь в 1333 построили небольшой белокаменный храм, в котором он позднее был похоронен. Существующее здание возведено в 1505–1508 по заказу великого князя Ивана III итальянским мастером из Венеции, прозванным в России Алевизом Новым. Построенный им крупный пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм, имеющий позакомарное покрытие помимо древнерусских черт несет на себе печать итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Фасады собора подчиняются принципу ордерного членения. Деление их профилированным карнизом на два яруса не соответствует, однако, организации внутреннего пространства собора. Обильную декорацию фасадов дополняют расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы и вставленные в полукружия закомар изящные раковины. До середины XVIII века закомары были увенчаны декоративными столбиками — фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Со временем изменилась окраска собора. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали. После революции 1917 в храме, ставшем музеем, богослужения прекратились и возобновились только в 1990-е.

Усыпальница Архангельского собора

В Московском Кремле традиционную для Средневековья функцию храма-усыпальницы выполнял Архангельский собор. Первым, в 1340, в недавно построенном им храме был похоронен Иван Калита. К моменту начала сооружения нового собора в 1505 здесь уже существовало двадцать три гробницы. Поскольку каменные саркофаги стояли прямо на полу, в период строительства их вынесли в расположенную рядом церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их вернули обратно, но в соборе уже был погребен его заказчик — великий князь Иван III. С этого времени захоронения осуществлялись под полом храма. С 1340 по 1730, пока существовал царственный кремлевский некрополь, в Архангельском соборе были похоронены пятьдесят четыре человека — это правящие монархи двух династий (Рюриковичей и Романовых) и их близкие по мужской линии. Кроме того, в центре храма находятся надгробные плиты, отмечающие место захоронения двух принявших православие представителей татарской знати. Последним здесь погребен Петр II (внук Петра Великого), единственный покоящийся здесь император. Существующие ныне сорок четыре надгробия, выполненные в 1630-е, сооружены из кирпича и облицованы белокаменными плитами, на которых помещены имена и даты жизни усопших великих и удельных князей, царей и их близких. В начале XX века они были прикрыты остекленными латунными чехлами.

Интерьер Архангельского собора

Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном Роспись на южной стене. 1652–1666

Первая известная роспись Архангельского собора относится ко времени правления Ивана Грозного. Ее программа являлась отражением сложных богословских идей, связанных с представлением о «богоизбранности» рода первого русского царя и покровительстве ему небесных сил. Все основные особенности ее композиции были повторены в стенописи, исполненной при царе Алексее Михайловиче в 1652–1666. К созданию росписи привлекли большую группу иконописцев из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов России. Артель, в которой трудились такие знаменитые мастера, как Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Сидор Поспеев, возглавлял лучший царский изограф — Симон Ушаков.

Посвящение собора определило особое место в его росписи композициям, иллюстрирующим деяния архангела Михаила, который считался небесным покровителем московских князей-воинов. Эти сцены располагаются на северной и южной стенах собора и занимают четыре яруса из пяти. Многие из них являются символическим отражением реальных событий, связанных с борьбой Московского государства с внешними врагами.

Одна из таких композиций — «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном» — посвящена известному эпизоду Священной истории, когда малыми силами с Божьей помощью была одержана победа над многочисленным врагом. Это событие ассоциировалось у современников Ивана Грозного с его победами над Казанским и Астраханским ханствами. Против татар, которые считались в то время потомками мадианитян, царь выступал, словно новый Гедеон, под покровительством архангела Михаила.

В левой части композиции Гедеон со смирением склонился перед стоящим в величественной позе архангелом, диктующим ему волю Бога. В правой части сидящий на коне предводитель «сынов израилевых» в присутствии архистратига Божия, обнажившего свой грозный меч, стремительно несется навстречу смешавшимся в кучу и уже обращенным вспять врагам. Мастеру-иконописцу удалось передать и торжественный момент предстояния, и динамичную сцену атаки. Склоненные копья мадианитян, их опадающий стяг, поверженные наземь людские и конские фигуры свидетельствуют о скорой победе.

Рака царевича Дмитрия 1813

Среди многочисленных захоронений в Архангельском соборе выделяется одна гробница, размещенная в центральном нефе. Здесь покоятся останки младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Как известно, после смерти отца двухлетний Дмитрий был отправлен удельным князем в город Углич, где прожил около шести лет и загадочным образом погиб при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По одной из версий, его убили люди, подосланные Борисом Годуновым, правителем при немощном царе Федоре Ивановиче.

В начале XVII века именем царевича воспользовался самозванец, который даже занял царский трон. После его свержения останки подлинного Дмитрия доставили в Москву, и он был канонизирован. Представители новой династии Романовых признали его своим святым покровителем. Над захоронением царевича в Архангельском соборе соорудили белокаменную резную сень, а вскоре кремлевские мастера под руководством Гаврилы Овдокимова выполнили серебряную раку. Во время наполеоновского нашествия ее похитили и переплавили, сохранилась только спрятанная в тайнике крышка с изображением царевича, которая сейчас демонстрируется в Оружейной палате. По заказу московского митрополита Августина создана новая рака, хранящаяся в соборе до сих пор.

Надгробные портреты князей. Великие князья Иван Данилович Калита и Семен Иванович Гордый Роспись на южной стене. 1652–1666

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора, программа которой была разработана в период правления царя Ивана Грозного, является наличие на гранях четырех столпов собора большого числа (около шестидесяти) изображений русских князей, многие из которых причислены к лику святых. Здесь представлены киевские князья Ольга и Владимир, князья владимирские Андрей Боголюбский и Александр Невский, первый московский князь Даниил Александрович и некоторые другие. Это являлось свидетельством законности правящей в Москве династии, преемственности ее власти от великих князей Киева и Владимира.

Продолжает линию вереница «воображаемых» портретов представителей московского княжеского дома, помещенных в нижнем ярусе росписи стен непосредственно над их захоронениями. Рядом с каждой фигурой, показанной в молитвенной позе фронтально или в трехчетвертном развороте, нанесены надписи, раскрывающие имена князей и их святых покровителей, изображения которых в круглых медальонах располагаются ярусом выше. Подобно святым, все князья с нимбами обращены в большинстве своем к востоку, в сторону алтаря. Такая постановка фигур и их атрибуты должны были, по мнению авторов программы росписи, обосновывать «богоизбранность» рода Ивана Калиты, фигурой которого открывается шествие.

Иконостас Архангельского собора 1679–1681

О первоначальном иконостасе Архангельского собора сохранились лишь скудные сведения. Известно, что он поновлялся при царе Иване Грозном. Из него, по-видимому, происходят иконы «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский» и «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни» (две последние под записью XVII века). Самой древней иконой собора является главный храмовый образ — «Архангел Михаил, с деяниями ангелов», расположенный на втором месте справа от царских врат. Он, скорее всего, был написан в конце XIV века, находился в первоначальном белокаменном соборе (1333) и мог быть связан с мастерами круга знаменитого иконописца Феофана Грека.

Ныне существующий иконостас и большинство его икон созданы в 1679–1681 по заказу царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Над его резной рамой работало более семидесяти мастеров, среди которых Мокей Ильин, Герасим Окулов и другие. Среди авторов икон — известные изографы Федор Зубов и Михаил Милютин. Иконостас имеет только четыре яруса: пророческий, деисусный, праздничный и местный и завершается резным Распятием. Царские врата, заменившие первоначальные, были выполнены в 1770-е. По обе стороны от них расположены иконы «Спас Великий Архиерей» и «Богоматерь Благодатное Небо», написанные в годы создания иконостаса. К этому же времени относится патрональная царская икона «Федор Стратилат».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР — Моссфера — Кремль — Соборная площадь

1533

Погребение Василия III, великого князя московского. На саркофаге неправильная дата.

1523

Погребение Петра (Кудайкула), татарского царевича. Это был крещеный казанский татарин. На службе у русских командовал войсками, бывал и временным управляющим города Москва.

1521

Погребение Дмитрия Ивановича Жилки, удельного князя Угличского. Этот был полководцем, но каким-то неровным: сперва вроде бы успешно воевал с Литвой, а потом по дурости погубил почти все войско в походе на Казань.

1518

Погребение Симеона Ивановича, удельного князя Калужского. Это был первый и последний настоящий Калужский князь. Известен тем, что пытался бежать в Литву от опеки великого князя, а также спас Калугу от татарского набега.

1509

Погребение Дмитрия Ивановича Внука (на саркофаге выбита неправильная дата). Чей он был внук? Да Ивана Великого! А еще и соправитель, хоть это и фикция. Об интригах, игралищем коих он стал, см. Успенский собор.

Мы отмотали уже половину некрополя, обратим же теперь внимание на ключевое событие: Алевиз Новый строительство нового Архангельского собора, и в присутствии Василия III в самый праздник Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных собор освящается митрополитом Симоном. Первоначально собор был краснокирпичный с белокаменными деталями. Тут можно было бы порассуждать о влиянии итальянской архитектуры на Архангельский собор, но все это мы уже проделали в начале статьи на архитектурных слайдах. Вы ведь не пропустили их, верно? Правда, первоначально закомары были увенчаны скульптурными украшениями (акротериями) в форме изящных вытянутых сосудов (фиалов). Своды и главы собора Алевиз покрыл черной и красной лощеной черепицей. До наших дней эти элементы не дошли.

1505

По указанию Ивана III Алевиз Новый начинает строить новое здание Архангельского собора, снеся старое, ветхое и тесное, в котором уже негде было хоронить князей. Впрочем, вскоре Иван III умирает, и где же погребают его, пока собор еще не готов? А там же, куда он сам временно перенес с большей торжественностью гробы своих предков: в старой церкви Ивана Лествичника.

1504

Прибытие Алевиза Нового — так на Руси прозвали итальянского (миланского) архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяну. По пути в Москву он был задержан крымским ханом и построил для него Бахчисарайский дворец, получив такую рекомендацию:

1494

Погребение Бориса Васильевича, удельного князя Волоцкого и Рузского. Он по молодости конфликтовал с братом своим Иваном III в период слома удельных порядков, однако потом осознал бесперспективность этого занятия и смирился.

В этом же году погребен Андрей Васильевич Большой (Горяй), удельный князь Углицкий, при котором Углич достиг золотого века. Впрочем, из-за интриг этот князь в конце концов оказался в тюрьме, где и умер.

1490

Погребение Ивана Ивановича Молодого, великого князя Тверского, сына Ивана III. С этим князем связаны жестокие интриги, см. Успенский собор.

1483

Погребение Василия Ярославича, удельного князя Боровского. Причем на саркофаге указана другая, неправильная дата: 1462. Этот князь был активным помощником Василия II в Московской феодальной войне, однако впоследствии тот оказался неблагодарным и отправил своего бывшего сподвижника в ссылку, опасаясь роста его авторитета.

1481

Погребение Андрея Васильевича Меньшого, удельного князя Вологодского. К этому времени отстраиваются сгоревшие ранее «застенки» в честь Воскресения Христова и апостола Акилы (у восточной стены). «Застенки» — это приделы. При западной стене собора существовали «застенки» в честь Андрея Критского и Симеона Столпника.

1475

Архангельский собор горит, при этом огненная буря разметала два деревянных «застенка»: апостола Акилы и Воскресения Христова.

1473

Погребение Юрия Васильевича, удельного князя Дмитровского. В качестве полководца он воевал с татарами и Новгородом.

1471

Иван III устраивает приделы-«застенки» Воскресения Христова и Симеона Столпника в честь эпической победы над новгородцами на реке Шелони.

1462

Погребение Василия II Темного, великого князя Московского. История его жизни — это история Московской феодальной войны и постоянных трений с Литвой и Ордой. Если коротко, то столкнулись два порядка наследования: лествичный от старшего брата к младшим (архаика) и самодержавный (от отца к сыну по завещанию). Победило самодержавие, а удельные князья, чьи гробы парадом проходят здесь перед нами, неуклонно теряли значение.

1450

Архангельский собор повреждается громовым ударом и сильным вихрем.

1448

Погребение Василия Косого, удельного князя Звенигородского. Он участвовал во втором этапе Московской феодальной войны, но не пришел к успеху и был бит Василием II.

1441

Погребение Дмитрия Юрьевича Красного, удельного князя Бежецкого и Талицкого. Впоследствии он был канонизирован, а при жизни был странной и загадочной личностью. Нажмите на его имя, там будет рассказ о нем и даже стихи Бальмонта, ему посвященные.

1434

Погребение Юрия Дмитриевича, князя Московского, Звенигородского и Галицкого, сына Дмитрия Донского. Этот князь в историю вошел довольно прочно. Его крестил сам Сергий Радонежский. Позже, возглавив Звенигород, Юрий Дмитриевич отстроил Звенигородский городок, несколько соборов в Звенигороде, Москве и Троицком монастыре (будущая Лавра), покровительствовал литературе и искусствам, совершил первый успешный большой поход на татарские земли, окончательно присоединил к Москве Нижний Новгород…

После смерти брата Василия I Юрий начал первый этап Московской феодальной войны. Он захватил великое княжение у Василия II, затем лишился его, затем вокняжился вторично. Юрий впервые начал чеканить монету с  Георгием Победоносцем, поражающим змея.

1432

Погребение Андрея Дмитриевича, удельного князя Можайского, Верейского и Белозерского, сына Дмитрия Донского, родоначальника можайских князей.

1428

Погребение Петра Дмитриевича, удельного князя Дмитровского и Угличского, сына Дмитрия Донского.

1426

Погребение Ярослава Владимировича, удельного князя Боровско-Ярославецкого, и брата его Андрея, удельного князя Серпуховского, Радонежского и Боровского. Умерли они от моровой язвы.

1425

Погребение Василия I, великого князя московского, сына Дмитрия Донского. В годы его правления продолжался территориальный рост Москвы, при этом не происходило крупных потрясений и усобиц.

1422

Погребение Ивана Владимировича, удельного князя Серпуховского. В отличие от своего отца, Владимира Храброго, ничего выдающегося не совершил.

1417

Погребение московского княжича Ивана Васильевича. Умер от чумы и запомнился только тем, что был одно время наследником Василия I.

1410

Погребение Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского и Боровского. Это князь был выдающимся полководцем, водил московские войска протии Твери, Рязани, Новгорода и Литвы, но особенно против татар. В Куликовской битве был одним из двух командиров засадного полка, который решил исход сражения.

1399

При Василии I храм расписывается с участием Феофана Грека и его учеников.

mos-sfera.ru

Архангельский собор

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный — на Москву-реку.

Существующий Архангельский собор построен в 1505— 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления  Москвы от сильного голода.  В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной  стороны  к  собору в  конце  XVI — начале XVII в. были пристроены два придела — одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами !. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов — Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский — герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном— его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII— XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV—XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680—1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953—1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам — после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

kreml-msk.ru

Архангельский собор (Москва) — это… Что такое Архангельский собор (Москва)?

Координаты: 55°45′00″ с. ш. 37°37′04″ в. д. / 55.75° с. ш. 37.617778° в. д. (G) (O) (Я)55.75, 37.617778

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

История

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год. Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами, 1882 год. (фото Николая Найденова)

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном[1]:10. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. С 1771[2] по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев[3], крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом[4].

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Федоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады[5][6].

Описание

Храмовый образ Михаила Архангела (начало XV века)

Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым[7].

В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 по старым прорисям иконописцами Оружейной палаты (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

Некрополь Архангельского собора

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения[1]:6.

Правители Московского государства и их родственники по мужской линии

Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе (по византийской традиции все князья изображены с нимбами)
  • Иван I Данилович Калита (с 1340), Великий князь Владимирский и Московский
  • Семён Иванович Гордый (с 1353), Великий князь Московский
  • Иван Иванович Красный (с 1359), Великий князь Московский
  • Дмитрий Иванович Донской (с 1389), Великий князь Московский
  • Василий I Дмитриевич (с 1425), Великий князь Московский
  • Василий II Васильевич Темный (с 1462), Великий князь Московский
  • Иван III Васильевич (с 1505), Великий князь Московский
  • Василий III Иванович (с 1533), Великий князь Московский
  • Иван IV Васильевич Грозный (с 1584), Царь (похоронен в приделе)
  • Фёдор Иванович (с 1598), Царь
  • Михаил Фёдорович (с 1645), Царь
  • Алексей Михайлович (с 1676), Царь
  • Фёдор Алексеевич (с 1682), Царь
  • Иван V Алексеевич (с 1696), Царь
  • Пётр II Алексеевич (с 1730), Император, последний похороненный в Москве самодержец России
  • Андрей Иванович (с 1353), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Владимир Андреевич Храбрый (с 1410), Удельный князь Серпуховской и Боровский
  • Иван Васильевич (с 1417), Сын Василия I
  • Иван Владимирович (с 1422), Удельный князь Серпуховской
  • Андрей Владимирович (с 1426), Удельный князь Серпуховский,Радонежский,Боровский
  • Ярослав (Афанасий) Владимирович (с 1426), Удельный князь Боровско-Ярославецкий
  • Пётр Дмитриевич (с 1428), Удельный князь Дмитровский и Угличский
  • Андрей Дмитриевич (с 1432), Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский
  • Юрий Дмитриевич (с 1434), Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский
  • Дмитрий Юрьевич Красный (с 1441) Удельный князь Бежецкий и Талицкий
  • Василий Юрьевич Косой (с 1448), Удельный князь Звенигородский
  • Юрий Васильевич (с 1473), Удельный князь Дмитровский
  • Андрей Васильевич Меньшой (с 1481), Удельный князь Вологодский
  • Василий Ярославич (с 1483), Удельный князь Боровский
  • Иван Иванович Молодой (с 1490), Сын Ивана III, великий князь Тверской
  • Андрей Васильевич Большой (с 1494), Удельный князь Угличский
  • Борис Васильевич (с 1494), Удельный князь Волоцкий и Рузский
  • Дмитрий Иванович (с 1509), Великий князь Московский, внук и соправитель Ивана III
  • Симеон (Семён) Иванович (с 1518), Удельный князь Калужский
  • Дмитрий Иванович Жилка (с 1521), Удельный князь Угличский
  • Пётр (Куйдакул) (с 1523), Казанский царевич
  • Андрей Иванович (с 1536), Удельный князь Старицкий
  • Юрий Иванович (с 1536), Удельный князь Дмитровский
  • Дмитрий Иванович (ум. 1553) Царевич
  • Юрий Васильевич (с 1563), Удельный князь Угличский и Калужский
  • Александр (Утемиш-Гирей) (с 1566), Казанский царь
  • Владимир Андреевич (с 1569) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Василий Владимирович (с 1574) Удельный князь Старицкий,Дмитровский
  • Иван Иванович (с 1581), Царевич
  • Дмитрий Иванович (с 1591), Царевич, удельный князь Угличский
  • Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (с 1610), Князь, полководец
  • Василий Иванович Шуйский (с 1612, прах перенесён в собор в 1635), Царь
  • Василий Михайлович (с 1639), Царевич
  • Иван Михайлович (с 1639), Царевич
  • Дмитрий Алексеевич (с 1649), Симеон Алексеевич (ум. 1669), Царевичи
  • Алексей Алексеевич (с 1670), Царевич
  • Илья Фёдорович(с 1681), Александр Петрович (ум. 1692), Царевичи
  • Михаил Всеволодович (ум.1246), Князь Черниговский

Женщины из семьи правящего московского дома

  • Евдокия Дмитриевна, в монашестве Евфросиния (ум. 1407), Великая княгиня, жена великого князя Дмитрия Донского (с мая 2008 года — в приделе мученика Уара[8])
  • Софья Витовтовна (ум. 1453),Великая княгиня, супруга великого князя Василия I
  • Мария Борисовна (ум. 1467), Великая княгиня, первая жена великого князя Ивана III
  • Мария Ярославна (ум. 1484), Великая княгиня, жена великого князя Василия II Темного
  • Софья Фоминична Палеолог (ум. 1503), Великая княгиня, вторая жена великого князя Ивана III
  • Елена Васильевна Глинская (ум. 1538), Великая княгиня, вторая жена великого князя Василия III
  • Марфа Васильевна Собакина (ум. 1571), Царица, третья жена царя Ивана Грозного
  • Ирина Федоровна Годунова (ум. 1603 г.), Царица, жена царя Фёдора Иоановича
  • Евдокия Лукьяновна (ум. 1645), Царица, вторая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Мария Ильинична (ум. 1669), Царица, первая супруга царя Алексея Михайловича
  • Наталья Кирилловна (ум. 1694), Царица, вторая супруга царя Алексея Михайловича
  • Екатерина Петровна (ум. 1626), Царица, вторая супруга царя Василия Шуйского
  • Агафья Семёновна (ум. 1681), Царица, первая супруга царя Фёдора Алексеевича
  • Мария Фёдоровна (ум. 1608), Царица, седьмая супруга царя Ивана IV Грозного, в инокинях Марфа
  • Мария Темрюковна (ум. 1569), Царица, вторая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Анастасия Романовна (ум. 1560), Царица, первая супруга царя Ивана IV Грозного
  • Мария Владимировна (ум. 1625), Царица, первая супруга царя Михаила Фёдоровича
  • Анна (ум. 1693), Царевна, дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Феодора (ум. 1667), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Мария Иоанновна (ум. 1551), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Царевна Феодосия Фёдоровна (ум. 1594), дочь царя Фёдора Ивановича
  • царевна Анна Васильевна (ум. 1609), дочь царя Василия Шуйского
  • Царевна Пелагея Михайловна (ум. 1628), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Марфа Михайловна (ум. 1632), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Софья Михайловна (ум. 1636), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Евдокия Михайловна (ум. 1637), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Мария Ивановна (ум. 1692), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Феодосия Ивановна (ум. 1691), дочь царя Ивана V Алексеевича
  • Царевна Анна Алексеевна (ум. 1659), дочь царя Алексея Михайловича
  • Царевна Евдокия Алексеевна (ум. 1669), дочь царя Алексея Михайловича
  • Старица Иулиания (ум. 1579), мать царицы Анастасии Романовны
  • Царевна Параскева Михайловна (ум. 1622), вторая супруга царевича Ивана Ивановича
  • Царевна Наталья Алексеевна (ум. 1728), дочь царевича Алексея Петровича
  • Царевна Татьяна Михайловна (ум. 1707), дочь царя Михаила Фёдоровича
  • Царевна Анна Михайловна (ум. 1692), дочь царя Михаила Фёдоровича, в схиме Анфиса
  • Царевна Прасковья Ивановна (ум. 1731), дочь царя Ивана V Алексевича
  • Царевна Евдокия Ивановна (ум. 1558), дочь царя Ивана IV Грозного
  • Княгиня Анастасия Юрьевна (ум. 1422), супруга князя Юрия Дмитриевича
  • Княгиня Евфросиния Полиевктовна (ум. 1466), супруга князя Петра Дмитриевича
  • Княгиня Елена Стефановна (ум. 1505), супруга сына великого князя Ивана III, кн. Ивана Младого
  • Княгиня Елена Романовна (ум. 1483), супруга князя Андрея Васильевича Большого

Примечания

  1. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  2. Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > А > АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич
  3. Розанов Н. П. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  4. «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  5. «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445.
  6. «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1.
  7. Москва. Архитектурный путеводитель — М., Стройиздат, 1997, с. 19
  8. Состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля На официальном сайте МП 28 мая 2008 г.

Литература

  1. Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора. //Архангельский собор Московского кремля. М., 2002. С. 123—160.
  2. Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4.
  3. Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1963 г., д. 130/323.
  4. Снегирёв И. М. Памятники Московской древности. М., 1842—1845.
  5. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века. Каталог памятников. СПб, 2000. стр. 38-40, 47-48
  6. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 93-138
  7. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2, М., 1962, стр. 150, 161—162
  8. Выголов В. П. Арихтектура Московской Руси середины XV века. М., 1988 стр. 68-70
  9. Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. Вып. 1, М., 1973, стр.41-51
  10. Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1.

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о