Архангельский собор кремля – :

Содержание

Архангельский собор Московского Кремля

  Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III.  Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Архангельский собор стал усыпальницей московского великокняжеского дома.

Фасады Архангельского собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация: над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными коринфскими капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний — широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом. Непривычны для русского храма и круглые окна — медальоны, украшающие центральную закомару западного фасада. Первоначальная двухцветность фасадов — краснокирпичные стены и белые декоративные детали — также акцентировала ордерную схему их построения.

Типичная для итальянской архитектуры ордерная декорация как бы «наложена» Алевизом Новым на традиционную для Руси  конструктивную  схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. В решении внутреннего пространства Архангельского собора отчетливо видна связь с древнерусской архитектурой. Дробность и затесненность пространства собора массивными, почти квадратными в плане столпами, делящими здание на три нефа, является характерной особенностью его интерьера.

Отдавая дань традиции, Алевиз возвел в западной части Архангельского собора хоры для семьи великого князя, находившейся здесь во время богослужения. К основному объему здания было пристроено узкое четырехэтажное помещение, на третьем этаже которого и располагаются своеобразные хоры, выходящие в пространство собора большим двухарочным окном. Ново для Древней Руси решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Порталы, выполненные из белого камня, увенчаны резными акротериями и украшены тонко проработанным стилизованным растительным орнаментом, типичным для итальянского Возрождения.

Архангельский собор с течением времени претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела — Покровский, переименованный позже в придел Святого Уара, и придел Иоанна Предтечи. Тогда же к собору с трех сторон — северной, западной и южной -примкнула открытая галерея, где во время пышных торжеств находились почетные гости. В XVIII веке галерея была разобрана, центральная глава, прежде шлемовидная, получила луковичную форму, часть южного фасада закрыли белокаменные контрфорсы, закомары приобрели стрельчатые очертания, с них были убраны декоративные украшения -фиалы. Очевидно, в это же время своды и главы утратили первоначальное покрытие лощеной черепицей двух цветов, красного и черного. В XIX веке к южной стороне собора была пристроена двухэтажная палатка для священнослужителей, которую в XX веке переделали в одноэтажную.

 

icons.pstgu.ru

Достопримечательности и святыни Архангельского собора Московского Кремля

Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

Где находится Архангельский собор

  • Расположен этот храм в столице, на Соборной площади Кремля.
  • Телефон: 69-53-776; код – 495.
  • Телефоны музея: 69-54-146, 69-70-349. Звонить можно в любой день до 17.00 (с 9.00).

Как добраться до собора

  1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле.
  2. Также достаточно удобно добираться до собора на метро. Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

    Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.

  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.

    Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Сегодня в Архангельском соборе служат в дни, когда поминают святых, чьи останки покоятся здесь, а также в общепоминальные дни и самые большие праздники.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри.
    Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.
Икона Архангела Михаила Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо» В соборе хранятся:
  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Фото Архангельского собора московского Кремля

  • Благодаря асимметричному расположению куполов собор выглядит просторным и не громоздким. 
  • На сегодняшний день службы здесь проходят несколько раз в год. 
  • На стенах над саркофагами размещены условные портреты правителей. 

 Тайны Архангельского Собора

Архангельский собор Кремля – это один из его величественных храмов, который поражает своей монументальностью. Это первая усыпальница московских и удельных князей, где нашли последний покой многие представители Романовых и Рюриковичей.

Бывали ли вы в этом храме? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

www.lifejourney.club

Архангельский собор Московского Кремля — Сеть сайтов Московской городской епархии

Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.

В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.

В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.

Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.

В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.

В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.

В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

arhangelmos.moseparh.ru

Архангельский собор Московского кремля Википедия

Собор
святого Архистратига Михаила
Архангельский собор

Вид с колокольни Ивана Великого
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро  Александровский сад,  Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён
  • 20 сентября 1333 (первый каменный храм)
  • 8 ноября 1508 (нынешний храм)
Придел(ы)
  • Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Иоанна Предтечи;
  • мученика Уара
Престольный праздник
  • 8 (21) ноября — Собор архистратига Михаила;
Приделов:
  • 1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 7 июля (24

ru-wiki.ru

Архангельский собор Московского Кремля: фото, описание, как попасть

Фото Архангельского собора Московского Кремля

Архангельский собор украшает южную — «княжескую» часть Соборной площади. Он расположен рядом с Благовещенским собором и входит в число основных храмов на территории Московского Кремля. Вплоть до ХVIII в. там находили вечный покой великие князья и цари, а сейчас мы воспринимаем этот памятник архитектуры как частичку «живой и зримой» истории российского государства.

Во времена Средневековья и Русь, и европейские страны находились в непрерывной борьбе, будь то внешние неприятели или междоусобные конфликты. При этом главной проблемой были не разбойники и гражданские войны, а борьба между удельными князьями. Междоусобицы шли из-за земель, денег или Великокняжеского престола. Немного было тогда мудрых политиков, которые выступали за объединение, подобно Александру Невскому.

Так или иначе, войны на Руси не прекращались, и все мужчины были потенциальными воинами-защитниками. Небесным покровителем всего воинства на Руси издавна считался Архангел Михаил. В честь этого святого и был возведен при брате Александра Невского Михаиле Хоробрите деревянный храм на территории Московского Кремля. В период правления Великого Князя Ивана Калиты его воссоздали уже в камне.

Иван III вновь занялся перестройкой Архангельского собора и пригласил для этого итальянского архитектора Алевиза Нового или Фрязина. Таким необычным прозвищем мастера наделили уже в России, потому что попросту не могли выговорить настоящее имя Алоиза Ламберти да Монтаньяна. Алоиз-Алевиз подошел к делу серьезно и занялся изучением русской культуры. При этом он так полюбил все русское, что даже одеваться стал по-другому, сменив изысканные итальянские наряды на добротные русские костюмы.

Храм планировали использовать в качестве усыпальницы для великокняжеского рода. Алевизу Новому, подобно его предшественнику, строителю кремлевского Успенского собора, Аристотелю Фиорованти, пришлось со всей тщательностью изучить традиционное русское храмостроительство и следовать его основным принципам. Однако он выполнил задачу творчески и воссоздал внешний облик собора, добавив в него итальянские конструктивные особенности. С фасадов храм был разделен на две горизонтальные части при помощи карниза, а вместо традиционных для русской архитектуры лопаток в два ряда установили пилястры, увенчанные коринфскими капителями. Закомары тоже отделены карнизами, а во внутреннем пространстве в качестве декора помещены резные раковины.

Во время возведения нового собора Иван III умер, и его погребли в еще недостроенных стенах. Попечителем строительства пришлось стать князю Василию III. С этого момента Архангельский собор стал усыпальницей, там находили упокоение Великие князья, а потом и цари вплоть до Петра Великого.

В XVI веке храм обнесли галереями. Росписью он был украшен изначально, но сохранилась только работа мастеров, которая была выполнена в период с 1652 по 1666 годы и точно воспроизводила предыдущую. Старую роспись можно видеть только на стенах диаконника, в месте захоронения Ивана Грозного.

Архангельский собор сверкает пятью главами. Он относится к крестово-купольному типу. У куполов есть заметное смещение на восток, непривычное для русских архитектурных памятников. Форма столпов, или колонн, кресчатая, а не круглая, как у Успенского собора, построенного Аристотелем Фиорованти. В западную часть храма установили двухъярусную паперть для членов княжеской семьи, с приделом в честь святого Акиллы.

Во второй половине XVI века к северной и южной апсидам пристроили два одноглавых придела – в память о мученике Уаре и Иоанне Предтече. У них есть отдельные входы со стороны площади.

Архангельский собор знаменит, как усыпальница царских родов Рюриковичей и Романовых. Всего в нем расположено 46 захоронений, относящихся к царским династиям. Первым был Иван Калита, а последним — брат Петра I Иван Алексеевич. Здесь же захоронили сначала и Бориса Годунова, но затем тело родоначальника несостоявшейся династии было выброшено из стен собора и перенесено в Троице-Сергиеву Лавру Лжедмитрием. Покоятся в соборе и личности, возведенные в ранг святых — царевич Дмитрий Иванович и Михаил Черниговский.

Архангельский собор выделяется своим иконостасом, представляющим немалую историческую ценность. Его установили в 1681 году, к этому же времени в большинстве сврем относятся и иконы. Главная святыня – древнейшая житийная икона Архангела Михаила, которую, если верить преданию, создали благодаря супруге князя Дмитрия Донского Евдокии.

Собор неоднократно переживал тяжелые времена. В Отечественную войну 1812 года Наполеон разместил в здании алтаря походную кухню и провиантский склад. В мятежные революционные годы собор был сильно поврежден при обстреле и закрылся, а в 1929 году в Кремле снесли Вознесенский монастырь и перенесли в храм останки женской половины великокняжеского рода. В 50-х годах прошлого века собор стал музеем, а в 1991 Патриарх Алексий II проводил в нем службу над мощами Дмитрия Донского, канонизированного православной церковью в 1988 году.

Сейчас храм состоит из трех престолов: центрального в память об Архангеле Михаиле, южного придела — Зачатия Иоанна Предтечи, Северного придела — мученика Уара, и у западного входа — придела Покрова Пресвятой Богородицы.

Примечательно, что люди прилагали больше усилий для разрушения храма, чем неумолимое время. Он обстреливался, закрывался и вновь ремонтировался.

В 70-х годах XX столетия его реставрировали и открыли для посещения. Сейчас попасть в Архангельский собор можно, приобретя билеты на территорию Кремля.

mos-holidays.ru

МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР — Древо

Московский Архангельский собор
Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.

Первый каменный Архангельский собор

Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.

Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.

Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

Второй Архангельский собор

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг., собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора — «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от которого в наст. время сохранился подвал.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.

С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии

Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года — во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. После войны были произведены серьезная реставрация и поновление иконостаса. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат).

В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.

В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.

В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.

В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под рук. В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса — в 1979-1980 гг.

С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.

В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

Святыни храма

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) [1],
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Видео

Документальный фильм Дмитрия Лавриненко «Тайны Архангельского собора»

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.];
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.];
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Использованные материалы

  • «Архангельский собор Московского Кремля», страница официального сайта РПЦ
  • А. В. Маштафаров. Архангельский собор. Православная энциклопедия, т. 3, с. 489-495 (материал использован частично)


[1]  Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.

drevo-info.ru

Некрополь Архангельского собора — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2018; проверки требуют 2 правки. Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля

Некрополь Архангельского собора Московского Кремля — место захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников.

Схема расположения погребений

Всего в соборе 56 погребений, включая раки — святого царевича Дмитрия Ивановича (ум. в 1591 году, в соборе с 1606 года) и 2 раки Михаила Черниговского (с 1774), 46 белокаменных орнаментированных надгробий (1636—1637), бронзовые остеклённые футляры (1903).

Могилы правителей и их родственников располагаются в основном в южной половине храма (вдоль южной и западной стен и на солее). Опальных князей хоронили в стороне (вдоль северной стены собора).

Первым здесь был перезахоронен умерший в 1340 году великий князь Иван Калита (останки перенесены из Собора Спаса на Бору[1] в 1508), а последним — император Пётр II (1730).

В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря). См. Некрополь Вознесенского монастыря.

  1. Иван I Данилович Калита (ум. 1340) — Великий князь Владимирский и Московский
  2. Андрей Иванович (ум. 1353) — удельный князь Серпуховской и Боровский, сын Ивана Калиты
  3. Семён Иванович Гордый (ум. 1353) — Великий князь Московский
  4. Иван Иванович Красный (ум. 1359) — Великий князь Московский
  5. Дмитрий Иванович Донской (ум. 1389) — Великий князь Московский
  6. Владимир Андреевич Храбрый (ум. 1410) — удельный князь Серпуховской и Боровский, сын Андрея Ивановича Серпуховского. Внук Ивана Калиты
  7. Иван Васильевич (ум. 1417) — княжич московский, сын Василия I
  8. Иван Владимирович (ум. 1422) — удельный князь Серпуховской, сын Владимира Андреевича Храброго
  9. Василий I Дмитриевич (ум. 1425) — Великий князь Московский
  10. Ярослав (Афанасий) Владимирович (ум. 1426) — удельный князь Боровско-Ярославецкий, сын Владимира Андреевича Храброго
  11. Андрей Владимирович (ум. 1426) — удельный князь Серпуховский, Радонежский, Боровский, сын Владимира Андреевича Храброго.
  12. Пётр Дмитриевич (ум. 1428) — удельный князь Дмитровский и Угличский, сын Дмитрия Донского
  13. Андрей Дмитриевич (ум. 1432) — удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский, сын Дмитрия Донского
  14. Юрий Дмитриевич (ум. 1434) — Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский
  15. Дмитрий Юрьевич Красный (ум. 1441) — удельный князь Бежецкий и Талицкий, сын великого князя Юрия Дмитриевича
  16. Василий Юрьевич Косой (ум. 1448) — удельный князь Звенигородский, сын великого князя Юрия Дмитриевича
  17. Василий II Васильевич Темный (ум. 1462) — Великий князь Московский
  18. Юрий Васильевич (ум. 1473) — удельный князь Дмитровский, сын Василия II Тёмного
  19. Андрей Васильевич Меньшой (ум. 1481) — удельный князь Вологодский, сын Василия II Тёмного
  20. Василий Ярославич (ум. 1483; на саркофаге указана другая дата 1462) — удельный князь Боровский, сын Ярослава (Афанасия) Владимировича
  21. Иван Иванович Молодой (ум. 1490) — сын Ивана III, великий князь Тверской
  22. Борис Васильевич (ум. 1494) — удельный князь Волоцкий и Рузский, сын Василия II Тёмного
  23. Андрей Васильевич Большой (ум. 1494) — удельный князь Угличский, сын Василия II Тёмного
  24. Иван III Васильевич (ум. 1505) — Великий князь Московский
  25. Дмитрий Иванович Внук (ум. 1509; на саркофаге указана другая дата — 1504) — Великий князь Московский, сын Ивана Молодого, внук и соправитель Ивана III
  26. Симеон (Семён) Иванович (ум. 1518) — удельный князь Калужский, сын Ивана III
  27. Дмитрий Иванович Жилка (ум. 1521) — удельный князь Угличский, сын Ивана III
  28. Пётр (Куйдакул) (ум. 1523) — казанский царевич. Пленный, затем крестившийся. Женился на младшей сестре Василия III — Евдокии.
  29. Василий III Иванович (ум. 1533; на саркофаге указана другая дата — 1534)) — Великий князь Московский
  30. Андрей Иванович (ум. 1536) — удельный князь Старицкий, сын Ивана III
  31. Юрий Иванович (ум. 1536) — удельный князь Дмитровский, сын Ивана III
  32. Дмитрий Иванович (ум. 1553) — царевич, сын Ивана IV
  33. Юрий Васильевич (ум. 1563) — удельный князь Угличский и Калужский, сын Василия III
  34. Александр (Утемиш-Гирей) (ум. 1566) — казанский царь. Пленный, крещеный.
  35. Владимир Андреевич (ум. 1569) — удельный князь Старицкий, Дмитровский. Сын Андрея Ивановича Старицкого, внук Ивана III
  36. Василий Владимирович (ум. 1574) — удельный князь Старицкий, Дмитровский. Сын Владимира Андреевича Старицкого
  37. Иван Иванович (ум. 1581) — царевич, сын Ивана IV
  38. Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584) — царь (похоронен в приделе)
  39. Фёдор I Иоаннович (ум. 1598) — царь
  40. Дмитрий Иванович (ум. 1591) — царевич, удельный князь Угличский. Сын Ивана Грозного. Рака. Первоначально был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. 3 июля 1606 г. «святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными». После канонизации его останки были перенесены в Архангельский собор.
  41. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (ум. 1610) — князь, полководец, родич царя Василия Шуйского
  42. Василий IV Иванович Шуйский (ум. 1612, прах перенесён в собор в 1635) — царь
  43. Василий Михайлович (ум. 1639) — царевич, сын Михаила Федоровича
  44. Иван Михайлович (ум. 1639) — царевич, сын Михаила Федоровича
  45. Михаил Фёдорович (ум. 1645) — царь
  46. Дмитрий Алексеевич (ум. 1649) — царевич, сын Алексея Михайловича
  47. Симеон Алексеевич (ум. 1669) — царевич, сын Алексея Михайловича
  48. Алексей Алексеевич (ум. 1670) — царевич, сын Алексея Михайловича
  49. Алексей Михайлович (ум. 1676) — царь
  50. Илья Фёдорович (ум. 1681) — царевич, сын Федора III.
  51. Фёдор Алексеевич (ум. 1682) — царь
  52. Александр Петрович (ум. 1692) — царевич, сын Петра Великого
  53. Иван V Алексеевич (ум. 1696) — царь
  54. Пётр II Алексеевич (ум. 1730) — император, последний похороненный в Москве самодержец России
  55. Михаил Всеволодович (ум. 1246) — князь Черниговский, и боярин Фёдор — Черниговские чудотворцы. Рака (в соборе с 1774).
  • Место первоначального захоронения царя Бориса Годунова (ум. 1605). При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора[2].
  1. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  2. ↑ Князья, не похороненные в соборе: святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о