Домик петра в летнем саду – История

История

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них — часовой, другие два — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

www.rusmuseum.ru

Информация

Режим работы дворца с 1 мая:

Понедельник

10:00 — 20:00

Вторник

выходной день

Среда

10:00 — 20:00

Четверг

13:00 — 21:00

Пятница

10:00 — 20:00

Суббота

10:00 — 20:00

Воскресенье

10:00 — 20:00

Кассы закрываются на час раньше.

Дворец прекращает свою работу в дождливую погоду и при повышенной влажности воздуха.

 Посещение экспозиции в Летнем Дворце Петра I происходит по сеансам:

Группы формируются как по предварительным заказам, так и из одиночных посетителей. Впуск осуществляется по сеансам.

Экскурсионное обслуживание организованных групп по экскурсионным путевкам осуществляется с 10.00 до 12.00 (пн., ср., пт., сб., вс.), с 13.00 до 14.00 (чт.) и в дополнительное время между сеансами (интервал между группами 30 минут).

  Время сеансов для одиночных посетителей:

Пн., ср., пт.

12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 19.00

Чт.

14.00, 16.00, 18.00, 20.00

Сб., вс.

12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00, 18.00, 19.00

К сожалению, эксплуатация Летнего дворца в зимний период по-прежнему невозможна, потому что историческое планировочное решение не позволяет устроить входную зону с тамбуром, гардеробом, камерой хранения, которые необходимы для эксплуатации в зимнее время этого ценного памятника.

www.rusmuseum.ru

История

Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне — уникальный памятник архитектуры и старейшее здание Санкт-Петербурга. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили 26 мая 1703 г. на месте указанном самим Петром I. На крыше здания была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», так числился Петр I в армейских списках.

Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра 1. В 1723 г. над Домиком по проекту архитектора Д. Трезини возвели защитную галерею на столбах, в 1822 г. проемы галереи остеклили. Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в 1844 г. В 1899 г. к каменному футляру над домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура по проекту инженера-архитектора Н.М.Салько. Северный тамбур предназначался для публики, южный — для хранения лодки-верейки Петра I

По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I — в 1742 г. в столовой домика была открыта часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В нее поместили родовую святыню Романовых — икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую царю Петру. Перед образом Спасителя Петр испрашивал благословение Божие на основание новой столицы, он сопровождала царя в походах, при его болезни и погребении. Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, она помещена в особый киот перед правым клиросом. Часовню в Домике Петра упразднили в 1929 г.

В 1870-е гг. участок вокруг Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны реки Невы установили бронзовый бюст Петра I (Н.- Ф.Жилле — П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли). В особых случаях в саду у Домика члены императорской фамилии сажали деревья. Ныне эта традиция возрождена, в мае 2011 г. принц Майкл Кентский посадил рядом с домиком дуб.

В 1930 г. в Домик Петра I стал музеем. В 1934 г. музей «Домик Петра I» поступил в ведение комплекса Петровских дворцов Петергофского объедине­ния, а в 1938 г. присоединен к музею «Летний дворец — музей Петра I». Во время Великой Отечественной войны Домик не понес серьезных повреждений. Экспонаты музея были эвакуированы в город Сарапул, за Урал. Домик Петра находился под охраной музейного персонала и уже в 1944 г. открылся для посетителей, первым в городе.

В начале 2004 г. Домик Петра вошел в состав Государственного Русского музея.

Архитектура и интерьеры

Домик Петра I — это простая в плане постройка — в центре сени, за ними — маленькая спальня царя, а по сторонам более просторные кабинет и столовая. Площадь Домика по внешнему периметру — 65 квадратных метров. Стены Домика, прорезанные необычными большими окнами с мелкой расстекловкой переплетов, сохранили следы раскраски под кирпич. Подобный прием декорировки деревянных сооружений был характерен для первых лет существования города. Роспись Домика является единственным сохранившимся образцом такого рода. Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом — плоскими деревянными дощечками, имитирующими черепицу. В ходе реставрационных работ 1971-1975 гг., проводившихся по проекту арх. А.Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы — розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики. Остатки живописи имеются на всех внутренних дверях Домика. Лучше других сохранилась живопись на дверном полотне из столовой в спальню, где изображён интерьер западноевропейского собора. Стены помещений внутренних помещений Домика, как и в петровское время, обиты морской парусиной. Окна застеклены «лунным» стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII в.

Современная музейная экспозиция представлена предметами, относящимися к петровскому времени, в том числе и мемориальными. Среди них: мундирное платье красного сукна; трость восточной работы, отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 г., лодка-верейка, кресло Петра I.

www.rusmuseum.ru

История

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов… Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).

Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I (1710-1712 гг., арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.

К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В 1730-х гг. на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е гг. Ф.-Б.Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.

Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, 1770-1784 гг.). От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.

Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.

В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».

В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009-2011 гг. сад прошел комплексную реставрацию.

О Летнем саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

www.rusmuseum.ru

Дворцы Петра I :Летняя и Зимняя резиденции в Санкт-Петербурге: kazanocheka — LiveJournal

Дворцы Петра I :Летняя и Зимняя резиденции в Санкт-Петербурге

Летний дворец Петра I

В Летнем саду. Акварель К.П.Беггрова. 1820-е гг. ГРМ.

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. После основания Санкт-Петербурга, в 1704 году на месте усадьбы расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. Тогда же для него здесь был построен деревянный дом. Этот дом был построен на самом углу, в месте, где из невы вытекает Фонтанка. От Фонтанки рядом с Летним домом Петра I прорыли небольшой гаванец, таким образом окружив его водой с трёх сторон. Вода подходила к самому крыльцу здания.

                                                                                                                   

                                                                                  2012 г. Менажерийный пруд. Летний сад после реконструкции                                                                                         Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург)

.

18 августа 1710 года архитектором Доменико Трезини на месте деревянного начал возводиться новый каменный Летний дворец Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Он стал ондим из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года

                                                                                                       

 Картина «Летний дворец Петра I». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. 61.5х87 см. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810)

                                                       

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату «ассамблею».

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков — всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. 

Кровать Петра

Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

В вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Летний дворец был построен в стиле барокко по Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там летом до самой смерти (1725). Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины. После смерти Петра вплоть до середины XIX века дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных.

Фото;С.Н. Кудас сайта http://www.spb-guide.ru/

В 1934 году в здании дворца был открыт историко-бытовой музей .

Во время Великой отечественной войны здание пострадало: были вырваны рамы, осыпалась штукатурка на потолках комнат и на фасаде, крыша была повреждена осколками снарядов. Реставрация дворца началась в 1946 году. В 1947 году музей был снова открыт для посещений. В 1950-1960-х годах была проведена полномасштабная реставрация с целью восстановить изначальный облик дворца, в том числе были заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка, рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью.

В настоящее время музей является филиалом Русского музея.
Адрес — Летний сад, д.3
Фото- С.Н. Кудас

Зимний дворец Петра I

Я вхожу во Дворец, где стоит тишина,
Легкий свет от свечей как в то время,
И встречает меня дух эпохи Петра,
И истории долгое бремя.
Леонид Встречный

 

Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца. Фрагмент Зи́мний дворе́ц Петра́ I — личная резиденция императора Петра I, возведённая на набережной Невы у Зимней канавки, архитектурно-мемориальный памятник архитектуры начала XVIII века, частично сохранившийся и находящийся в здании Эрмитажного театра, включён в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

Аркада парадного
На участке Адмиралтейского острова, примыкающим к двору корабельного мастера Феодосия Скляева, между нынешней Миллионной улицей и набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I, расположившиеся на проходившей тогда примерно в середине квартала Верхней набережной.

Однако уже через 4 года Зимний двор Петра I значительно расширился к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную:«…когда начала строиться набережная Миллионная линия каменными палатами, тогда оная линия строением подалась на Неву реку на несколько сажен, то помянутые палатки прежнего строения осталися во дворе»

 

Г. Маттарнови. Проект фасада. 1716 г.
Новый Зимний дом на только что организованной набережной Пётр I задумал как личную резиденцию, полностью соответствующую его образу жизни и вкусам. В 1716 году архитектор Георг Маттарнови создаёт проект и приступает к строительству. Царская семья остаётся жить в старом дворце — Свадебных палатах.

Казалось бы случайное положение дворца среди обычной рядовой застройки обывательскими домами на самом деле было удивительно удачно выбрано самими Петром I. Именно отсюда и сейчас раскрываются наиболее впечатляющие панорамы Невы перед Стрелкой Васильевского острова, дали берегов Большой Невы и уходящее к морю пространство Малой Невы:«…дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»
— Описание столичного города С-Петербурга // Белые ночи. Л., 1975. С. 213.

Главный фасад, выходящий на Неву, был далёк от парадной репрезентативности дворцов петербургских вельмож, напоминая солидное бюргерское жилище. Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера.

                                                         

В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша — голландского типа (с переломом), над ризалитом — в виде шатра с декоративной вазой. Комнаты не превышали 18 кв. м, и только в лицевом выходящем на Неву корпусе Большой зал имел площадь 75 кв. м, а угловой к Зимней канавке — 41 кв. м. Обращают внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя.

Парадный двор и сани Петра I
Вернувшись в марте 1718 года после поездки по Европе, Пётр I вносит корректировки в проект нового дворца приказывая «сделать … восемь камор верхняго жилья» в «малых палаткахСогласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы — «французским манером с рамами». В феврале 1720 года дворец был готов.

В изолированный от соседних построек (в том числе Свадебных палаток) дворцовый комплекс также входил служебный корпус с галереей, эллинг для хранения и ремонта парусного ботика Петра I.

Подвал в центральной части дворца
Между эллингом и жилыми покоями дворца помещался гаванец (7,5х16 м) и был устроен крохотный (16х19 м) партерный цветочный сад с фонтанчиком на пересечении диагональных дорожек. Внутренний дворик был выстлан голландским жёлтым кирпичом.

Малые палатки Зимнего дома Петра I. Архитектор Г. Маттарнови, 1716 г.
Архитектор Георг Иоганн Маттарнови внезапно скончался 2 ноября 1719 года, когда дворец находился в разгаре строительства. Были ли среди его приемников Н. Ф. Гербель или Б. Ф. Растрелли — документально не подтверждено.

В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Матарнови отказался от какого-либо выделения промежуточных частей, связывающих три ризалита, и сделал их предельно малыми — всего в три окна. Однако зрительно они кажутся бо́льшими благодаря ещё двум окнам, композиционно относящимся к боковым выступам.

                                                                                 

В новый протяжённый и в целом торжественный фасад органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Для достижения единства этот западный «бюргерский» фасад Зимнего дома Маттарнови повторяет в качестве восточного ризалита.

Весь эффект царской резиденции архитектор сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют баро́чный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент.

Главный пластический элемент — аттик с эффектным завершением. Высокий, сложный с многочисленными выступами и запа́дами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами.

                         С постройкой Зимнего дворца Петра I заканчивается пора скромных царских жилищ — этот дворец становится самым торжественным в Петербурге. При этом всеми своими членениями, масштабнностью, размерами окон и высотой карниза дворец органично связан с окружающей застройкой по набережной Невы, что даёт основание говорить о закладке основ ансамблевого зодчества, характерного для петербургской архитектуры последующей эпохи.

                                                                                К осени 1723 года новая часть дворца была готова. 24 ноября здесь, в новом Кавалерском зале, происходил большой пир, закончившийся прекрасным фейерверком на льду Невы. А 9 декабря в Большой дворцовой зале, в присутствии всего двора и множества приближённых, состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной. Большой зал был весьма велик — 17,95 на 11,56 метров, высота — 6,69 метров. Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил. Именно этот зал стал «Печальной», или «Погребальной салой» Петра Великого.В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался.

После смерти царя в 1726 — 1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой улицы. Также сооружаются каре служебных корпусов по периметру участка, засыпан гаванец. Вместо многочисленных, разновременных и разнохарактерных построек, находившихся на участке, предстояло создать двухэтажное здание значительной протяжённости с ритмически членёнными скромными фасадами, выходящими на канал и Большую Немецкую улицу, где планировалось соорудить арку для въезда в большой парадный двор. Всё делалось с невероятным «поспешанием».

                       

                                                                                                                                                                                 Некоторые работы продолжались и после смерти Екатерины I, создавались интерьеры для Петра II. Последние изменения внешнего облика относятся к 1731 году в связи с возвращением двора в Петербург из Москвы. Однако Анна Иоанновна поселилась в доме Апраксина, стоявшем на той же Верхней набережной, но ближе к Адмиралтейству. Впоследствии Старый Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

Малые палатки Зимнего дома Петра
Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование, как ни странно, не дало результатов и наши предки надолго забыли о существовавшем некогда дворце.

Первые архитектурные исследования были проведены главным архитектором Эрмитажа В. П. Лукиным и научным сотрудником его отдела Е. М. Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985—1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I. В группу исследователей входили архитекторы Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин, И. В. Бурковская, В. В. Ефимов.

Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра (1783—1789) Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца.

 

Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора — б

kazanocheka.livejournal.com

Летний дворец. Достопримечательности Питера. Архитектор Летнего дворца

Город, который по праву считается культурной столицей России — Санкт-Петербург. Побывав в нем однажды, хочется возвращаться снова и снова. Каждый его уголок, каждый сантиметр пропитан многовековой историей Российской империи. Улицы, площади, сады, парки, мосты, музеи и архитектурные памятники создают неповторимую атмосферу в этом городе. Любой приехавший в Санкт-Петербург сможет почувствовать неповторимую гармонию превосходного населенного пункта. Достопримечательности Питера не перестают удивлять его гостей. Особой популярностью у туристов пользуется Летний сад, главной жемчужиной которого является дворец Петра I, на котором мы и остановим свое внимание.

История появления первого Летнего дворца

После того как на левом побережье Невы началось строительство Адмиралтейства, дом за домом стали появляться жилые застройки. Петр I также выбрал себе участок для своей резиденции – территорию на побережье Невы между речкой Мьей (Майкой) и Безымянным ериком (Фонтанкой). Первый Летний дворец Петра Первого представлял собой небольшое деревянное сооружение. Оштукатуренное и окрашенное строение ничем не выделялось среди прочих зданий, расположенных по соседству, и мало чем напоминало царскую резиденцию.

Символ новой политики России

Победа под Полтавой в 1709 году означала перелом в Северной войне в пользу русской армии. В Санкт-Петербурге началось поспешное строительство многочисленных каменных зданий. В этот период был проложен Лебяжий канал, который соединял Мойку с Невой. В результате этого между реками образовался небольшой островок. Именно на этом кусочке земли Петр I и решил построить каменный дворец. По заказу царя был создан проект, символизирующий новое политическое направление России. Архитектор Летнего дворца Трезини предложил расположить здание будущей царской резиденции таким образом, чтобы одинаковое количество окон выходило как на запад, так и на восток. Петр I одобрил эту идею, и 18 августа 1710 года началось строительство дворца, которое завершилось в апреле 1712 года.

Летний дом

Удивительной особенностью этого сооружения являлось то, что при его возведении была построена первая канализация города. В дом вода подавалась с помощью насосов, а слив уходил в Фонтанку. Так как Летний дворец с трех сторон был окружен водой, движущей силой являлось течение самой реки. Однако после наводнения, произошедшего в 1777 году, небольшую бухту Гаванец, расположенную перед домом, пришлось засыпать. Это привело к тому, что первая система канализации перестала действовать.

Первый этаж дворца

Царь переехал в Летний дворец, фото которого представлено ниже, со всей своей семьей сразу же после окончания постройки и жил в нем с весны и до поздней осени. Он занимал шесть комнат, расположенные на первом этаже, включая спальню с камином. Рядом находилась комната приема, где проводились различные собрания и решались важные дела. Любимым помещением царя являлась токарня со станком, где император в свободное время осваивал ремесло плотника. Он не жалел для работы никаких сил и гордился тем, что на его руках есть мозоли.

Второй этаж дворца

Летний дворец Петра I имел и второй этаж, на который вела массивная дубовая лестница. Здесь находилось шесть комнат, в которых разместилась царица со своими фрейлинами и детьми. Интерьер второго этажа значительно отличался от первого, так как здесь находилось огромное количество зеркал и картин. Рядом со спальней Екатерины I находился прекрасно оформленный тронный зал, в котором царица решала свои дела. Зеленый кабинет удивлял посетителей своей великолепной позолоченной отделкой, многочисленными фигурками из слоновой кости и дерева, а также удивительно красивыми китайскими фресками. Для вечеринок и танцев было отведено специальное помещение.

Летний сад

Возле дворца был разбит в 1720 году великолепный сад, который напоминал огромный парк. Прекрасные аллеи тянутся через всю территорию сада. Они разделяют массив с красиво подстриженными деревьями и кустарниками. По всей территории были установлены скульптуры, символизирующие Россию. Кроме того, в саду находилось много бюстов из мрамора, к созданию которых привлекались лучшие итальянские мастера. Особое внимание уделялось строительству фонтанов, которые служили украшением дворцовой территории. Благодаря тому, что Летний дворец с трех сторон был окружен водой, для прогулок гостям предлагались специальные лодки.

Историческая памятка

Царь очень любил Летний дворец. Именно здесь он провел последние дни своей жизни. В 1725 году в вестибюле дворца на Петра I было нападение, возглавленное одним из раскольников, которое закончилось смертельным исходом. После смерти царя Екатерина I так никогда и не проживала в резиденции. Некоторое время здесь проводились заседания Верховного Тайного совета, но в итоге дворец стал местом отдыха императорских придворных.

Все прекрасное – вечно

По истечении трех веков Летний дворец в Санкт-Петербурге практически не претерпел изменений. Время не внесло коррективы в наружное убранство дворца. До наших дней сохранился не только строгий облик здания, построенного в стиле барокко, но и летний фриз под кровлей, состоящий из двадцати девяти барельефов, которые разделяют этажи. Под высокой четырехскатной крышей сохранились водостоки, построенные в виде крылатых драконов, а на ней установлен флюгер в виде Георгия Победоносца, показывающий направление ветра. Помимо внешнего облика сохранилась основная часть внутренней отделки: художественная резьба на стенах, расписные потолки и изразцовые печи. Практически прежний вид имеет Зеленый кабинет, столовая и те комнаты, в которых проживали королевские фрейлины.

Экскурсия по Летнему дворцу

Сегодня этот дворец по праву входит в раздел «Лучшие достопримечательности Питера». Посетить его стремятся тысячи туристов. Что же можно увидеть во дворце?

Главным украшением вестибюля является большое панно — барельеф Минервы, вырезанный из дерева. Нельзя не обратить внимание на дверь, наличники на которой изготовлены из черного мрамора. Она ведет в комнату, которая когда-то являлась приемной короля. Следующее помещение предназначено для денщиков, оно не представляет особого интереса. Далее находится Ассамблейная (Вторая приемная), главным украшением которой служит плафон «Триумф России». А между окнами установлено Адмиралтейское кресло, ранее принадлежавшее Петру I. За второй приемной расположена узкая комната, некогда служившая гардеробной царя.

Продолжая осматривать Летний дворец, перейдем в следующую комнату – кабинет императора, где сохранились еще некоторые личные вещи царя. Так, интерес представляет подарок английского короля Георга I — корабельные часы с компасом. В углу установлен дубовый шкаф, на который нанесена красивая резьба. По центру стоит огромный стол и рабочее кресло. Из кабинета ведет дверь в царскую спальню. Здесь привлекает внимание плафон, на котором изображен бог сна Морфей, держащий в руках маковые головки. Глядя на него, определить предназначение комнаты не составляет особого труда. В спальне находится красивый камин, в котором, по преданию, прятался придворный королевский шут Балакирев.

На втором этаже наиболее интересным будет Зеленый кабинет, который сохранил в первозданном виде всю свою отделку, о ней уже рассказывалось. В углу установлен камин, на котором установлены скульптуры амуров. Перейдя в танцевальную комнату, вы попадете в мир зеркал. Особого внимания заслуживает большое зеркало в ореховой раме с уникальной резьбой. В детской комнате можно увидеть плафон, на котором изображен аист, держащий в клюве змею, что символизировало славное царствование наследника и гибель врагов. Напоследок нужно зайти в тронный зал Екатерины, где еще стоит ее трон.

Во дворце до сих пор сохранилась уютная домашняя атмосфера, которая притягивает многочисленных туристов. Сюда едут не только для того, чтобы увидеть эту достопримечательность Санкт-Петербурга и познакомиться с историей. Многие хотят понять, как именно жил император и что его окружало.

Где находится Летний дворец и как к нему доехать

Дворец находится по адресу: Летний сад, дом 3. Чтобы добраться до этого места, необходимо доехать до станции метро «Гостиный двор». После этого по Садовой улице пройти до набережной Лебяжьей канавки. Необходимо идти в сторону уменьшения нумерации домов. Возле набережной и находится вход в Летний сад.

fb.ru

Летний дворец Петра Первого в Летнем саду

Адрес: Летний сад
Архитекторы, годы постройки: Доменико Трезини, 1710-1714

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом. По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя.


С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов. Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: «В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы«.

12 марта Кикин снова писал царю: «В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы»
Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец.

Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Известно, что в 1705 году Пётр I приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены её каменными плитами. По мнению ряда исследователей это было первое каменное мощение набережной Санкт-Петербурга. Именно Угрюмову было поручено заниматься его углублением.Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу. 

Гаванец был облицован известняковыми блоками, которые быстро обветшали и пришли в негодность. Если это сооружение в 1777 году было засыпано, то построенную одновременно с гаванцем набережную Невы у Зимнего дворца со временем реконструировали, заменив известняк на более стойкий гранит.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место «близ Калинкина моста». На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I. Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом, домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены.  Дворец невелик и прост по планировке: его размеры 25х15,9 м, высота до крыши — 8,1 м. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора, высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором — его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из первой приёмной можно было попасть в большую комнату — вторую приемную»Ассамблею«. Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719). Между окнами стоит «Адмиралтейское кресло» Петра I, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии. На стенах портреты Петра и его сподвижников — Б.П.Шереметева, Ф.М.Апраксина, А.Д.Меншикова и др. За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет. Интерьер кабинета украшают: изразцовая панель с изображением жанровых сценок, пейзажей, кораблей, изразцовая печь. Живописный плафон работы начала XVIII в. аллегорически изображает победу России над Швецией в Северной войне. В комнате представлены несколько вещей Петра I: корабельные часы с компасом, дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Петр вставал в пятом часу утра, потом секретарь читал ему дела. После завтрака, в шесть часов Петр отправлялся на строительные работы, в Сенат или в Адмиралтейство. После обеда, в четыре часа, он работал, читал голландские газеты, много времени проводил в токарной мастерской. Вечером Петр отдыхал — ездил на ассамблеи или веселился дома.


Смежная с кабинетом комната — спальня. На плафоне здесь изображен бог сна Морфей с маковыми головками в руках и спящие амуры. В спальне находится реставрированная в 1953 г. кровать с балдахином. В большом камине (частично переделанном в XIX в.), по преданию, прятался шут Балакирев.

Следующая, угловая комната — Токарная (Кофейная). Токарная служила механической мастерской. Петр знал 14 ремесел, и это была его любимая комната. Здесь он не только увлеченно работал на станках, но и принимал сановников, решал государственные дела. Вход в Токарную был строго ограничен. В современном музее в этой комнате представлены станки, изделия, выточенные Петром из дерева и кости, одежда Петра I.


К Токарной примыкает столовая. Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию.

В глубине комнаты — окно в Поварню (кухню), через которое подавалась еда. Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.

На втором этаже находилась приёмная императрицы Екатерины, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги. Здесь особенно интересен Зеленый кабинет, сохранивший первоначальный облик. Кабинет украшен позолоченными пилястами, резьбой по дереву, овальными медальонами с изображениями четырех частей света. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен — три шкафа, застекленные маленькими стеклами. Здесь представлены экспонаты из коллекции Кунсткамеры.


Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как «Людские покои«. Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Фасад здания украшен 28 барельефами  работы архитектора Андреаса Шлютера, на которых изображены события Северной войны.

Андреас Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

Над дверью — фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев.

Барельефы посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Южный фасад:

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины — богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

Восточный фасад:
Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

Западный фасад (обращенный в сторону сада)
Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой — тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя.

Северный фасад (обращенный к Неве)
Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.
Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.
На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер, показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца.


После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет — фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил: «Никаким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены».

Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).

В 1740-х гг., после постройки растреллиевского Третьего Летнего дворца, Летний дворец Петра I был запущен, во дворце жили белошвейки и прачки, обслуживавшие царский двор  В 1751 г., очевидец писал, «над большими покоями, в верхних аппартаментах, где и ныне живут белошвейки… потолки провалились».

Затем дворец стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1753 г. в покои дворца вселился адмирал Голицын.

В 1815 году здесь жил военный министр князь Горчаков, в следующем году — министр юстиции князь Лобанов-Ростовский, в 1822 — военный генерал, губернатор граф Милорадович, после него — министр финансов Канкрин.  Да и значительно позже, в начале XIX в., Летний дворец использовался как дача петербургских сановников.

Наводнение 1824 г.  Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Это нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида». Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.

Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.

В начале  XXI века проведена новая реставрация Летнего дворца в Летнем саду.

 

 

 

 

http://www.citywalls.ru/house15389.html?s=ql2ktt77sul4gbpq3mgiaabju6

07.02.2018

urok-kultury.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о