Экспедиции на антарктиду – Официальный сайт Российской Антарктической Экспедиции

Содержание

Британская антарктическая экспедиция (1901—1904) — Википедия

Брита́нская национа́льная антаркти́ческая экспеди́ция 1901—1904 годов (англ. British National Antarctic Expedition, 1901–04), также известная как экспеди́ция на «Диска́вери» (англ. Discovery Expedition)[1] — вторая по счёту британская экспедиция в Антарктиду, организованная после более чем 60-летнего перерыва. Её целью было комплексное исследование тогда почти совершенно неизвестного континента Земли. Экспедиционное судно — барк «Дискавери» — было первым из специально построенных для британских научно-исследовательских миссий кораблей. В ходе экспедиции был обследован берег Антарктиды в море Росса от мыса Адэр до Китовой бухты. Британской командой были получены обширные научные данные в области физической географии, биологии, геологии, метеорологии, земного магнетизма. Были открыты антарктические оазисы, а также колонии пингвинов на мысе Крозье[en]. В ходе санного похода была достигнута точка 82°11′ ю. ш.

Главным организатором и пропагандистом экспедиции стал президент Королевского географического общества сэр Клементс Маркэм, который занимался этой работой с 1893 года и добился того, что 50 % её бюджета взяло на себя государство. Начальником экспедиции по его протекции был назначен военный моряк Роберт Скотт. В команду вошли ставшие в будущем известными исследователи Антарктики, такие как Эрнест Генри Шеклтон, Эдвард Адриан Уилсон и Фрэнк Уайлд. Единственными участниками экспедиции, имевшими полярный опыт, были второй помощник Альберт Армитедж и врач Реджинальд Кётлиц, участвовавшие в исследовании Земли Франца-Иосифа. Однако им не удалось найти общего языка с Робертом Скоттом и передать ему свой опыт.

Экспедиция на «Дискавери» явилась важной вехой в истории британского проникновения в Антарктику, однако продемонстрировала неспособность военных моряков использовать опыт и достижения норвежских исследователей: англичане проигнорировали необходимость использования лыж и ездовых собак. Непосредственным продолжением путешествия на «Дискавери» стали экспедиция Шеклтона на «Нимроде» в 1907—1908 годах (он не дошёл до Южного полюса 180 км) и вторая экспедиция Скотта 1911—1913 годов (на барке «Терра Нова»), в ходе которой английская команда достигла Южного полюса и погибла в полном составе на обратном пути в марте 1912 года.

Первым исследователем, который зашёл в Южный океан далее 50° ю. ш., был Джеймс Кук. В ходе своего второго кругосветного плавания 1772—1774 годов он подошёл близко к кромке пакового льда. 17 января 1773 года Кук впервые в истории мореплавания пересёк Южный полярный круг, но, достигнув 67°15′ ю. ш., столкнулся с непреодолимыми льдами[2]. В январе 1774 года Кук достиг 71°10′ ю. ш., но и здесь был остановлен паковыми льдами. Он не отрицал существования Южного материка, но полагал его недоступным для мореплавателей:

«…Бо́льшая часть южного материка (если предположить, что он существует) должна лежать в пределах полярной области выше южного полярного круга, а там море так густо усеяно льдами, что доступ к земле становится невозможным. Риск, связанный с плаваньем в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы»

[3].

Это мнение было опровергнуто исследователями следующего поколения. В географической науке XXI века считается, что в период 1819—1821 годов Антарктида была одновременно открыта тремя мореплавателями из России, Великобритании и США: Фаддеем Беллинсгаузеном, Эдвардом Брансфилдом и Натаниэлем Палмером. Т. Бомэн[en] заметил, что это выглядит весьма символично, учитывая международный статус Антарктиды. Кроме того, Беллинсгаузен встречался с Палмером на Южных Шетландских островах и даже приглашал его к себе в гости на борт шлюпа «Восток»

[4].

Парадный портрет Джеймса Росса

Первая британская экспедиция в этих широтах проходила в 1839—1843 годах под началом сэра Дж. Росса, чьей целью был Южный магнитный полюс Земли. Экспедиция продвигалась на кораблях «Эребус» и «Террор». Росс неожиданно для себя открыл неизвестное море, тянувшееся на 500 миль к югу, и 11 января 1841 года его взору открылись горы Сабин и мыс Адэр (на Земле Виктории). Главными открытиями Росса стали море Росса, шельфовый ледник Росса и пролив Мак-Мердо. На острове, позднее названном его именем, были обнаружены вулканы, названные в честь кораблей Эребусом и Террором. В феврале 1842 года ему удалось достигнуть 78°10′ ю. ш. и довольно точно определить тогдашнее положение магнитного полюса. Открытый им район стал полем деятельности последующих британских экспедиций

[5]. Однако на родине Росса ждал холодный приём, и потребовалось более 60 лет, чтобы люди вновь отправились в исследованные им земли[6].

Только в январе 1895 года норвежские китобои вновь высадились на мысе Адэр[7]. В феврале 1899 года Карстен Борхгревинк в составе британо-норвежской экспедиции на судне «Южный крест» высадился на мысе Адэр, где зазимовал — это была первая зимовка в Антарктиде[6]. Южным летом 1899—1900 года он отправился на ледник и достиг 78°45′ ю. ш. Геолог Реймонд Пристли, обследовавший его зимовье в 1911 году, писал, что нашёл там громадное количество боеприпасов, поскольку никто не мог знать, какие опасные существа водятся на совершенно неисследованном побережье[8].

Летом 1895 года в Лондоне состоялся VI Всемирный географический конгресс, проведённый по инициативе председателя Королевского географического общества сэра Клементса Маркэма. На конгрессе особо был рассмотрен вопрос об исследовании южнополярных регионов как последнего неисследованного уголка земного шара. 1 августа 1895 года на заседании конгресса появился Карстен Борхгревинк, но его сообщения были крайне негативно встречены большинством собравшихся. Впрочем, в своей резолюции конгресс согласился с его выводами, что лучшей первоначальной базой для разведки внутренних районов Антарктиды является мыс Адэр. Там же говорилось:

Карстен Борхгревинк во время зимовки в Антарктиде в 1900 году

Исследование Антарктики является важнейшим из всех ещё не проводившихся географических исследований, ведь оно дополнит новыми заданиями почти все отрасли науки. Конгресс рекомендует научным обществам во всём мире призывать к осуществлению этой работы ещё до конца века тем путём, который покажется им наиболее эффективным[9]

.

Тем не менее поставленная цель так и не была осуществлена[10].

К началу XX века в мире заметно оживился интерес к антарктическим регионам. Причину этого Э. Черри-Гаррард описывал так:

«В воздухе витала мысль о том, что материк такой величины… может оказывать решающее влияние на изменения погоды во всём Южном полушарии. <…> Район вокруг Южного магнитного полюса представлялся щедрой нивой для проведения экспериментов и наблюдений. История этой земли… имела бесспорный интерес для геологической истории всего земного шара, а изучение образования суши и поведения льда могло сказать специалисту по физической географии больше, чем исследования в любом другом районе мира, — в Антарктике он мог наблюдать ежедневные и даже ежечасные изменения, которые, как ему известно, в эпоху оледенения происходили во всём мире…»[11].

В 1901 году практически одновременно стартовало несколько экспедиций. Германская экспедиция Эриха фон Дригальского направилась в сектор Антарктики, примыкающий к Индийскому океану. Отто Норденшёльд возглавил шведскую экспедицию, целью которой была Земля Грейама, а французская экспедиция Жана-Батиста Шарко намеревалась исследовать Антарктический полуостров. Наконец, шотландский исследователь Уильям Спирс Брюс направился с экспедицией в море Уэдделла

[12].

Первоначальный проект[править | править код]

Портрет Маркэма из книги «The Siege of the South Pole: The Story of Antarctic Exploration», 1905

В январском номере The Geographical Journal[en] за 1894 год сэр Джон Мюррей, биолог в кругосветной экспедиции на «Челленджере», опубликовал статью «Возрождение исследований Антарктики» (англ. The Renewal of Antarctic Exploration), в которой призывал организовать национальную экспедицию в предельные южные широты

[13]. Ранее, в своём адресе Королевскому географическому обществу (КГО) от 27 ноября 1893 года Дж. Мюррей напоминал, что все географические открытия совершались «коммерчески мыслящими морскими народами», и риторически вопрошал, следует ли британцам поддерживать своё морское могущество или быть вытесненными конкурентами. Далее Мюррей описал программу предполагаемой экспедиции[14]:

  • определение природы и протяжённости побережья Антарктического континента;
  • исследования внутри материка, определение глубины и характера ледникового покрова;
  • исследование геологического строения формаций, выступающих из-подо льда;
  • круглогодичные исследования температуры океанской воды на разных глубинах;
  • исследования придонных отложений и морских организмов;
  • гравиметрические исследования.

Мюррей настаивал, что эта экспедиция должна быть выполнена Королевским военно-морским флотом. Его выступление было поддержано герцогом Аргайлом, в то время президентом Шотландского географического общества[en], который заявил, что Антарктика даст иное понимание природы Арктики, и вообще призвал соотечественников принять вызов. Результатом стало основание в КГО Антарктического комитета (англ. Antarctic committee). Комитет в 1894 году, ссылаясь на авторитет Георга Ноймайера, вынес на первое место магнитные исследования и достижение Южного магнитного полюса[15].

Лобби Маркэма[править | править код]

Инициатором британской экспедиции в Антарктиду стал секретарь, а позднее — президент КГО сэр Клементс Маркэм, участник экспедиции по поиску Франклина. После гибели экспедиции Франклина 1845 года и неудачной попытки Нэрса достигнуть Северного полюса в 1876 году британское общественное мнение было направлено против полярных экспедиций, считая их чрезмерно опасными. Успех норвежской экспедиции Ф. Нансена привёл к осознанию, что Великобритания как ведущая морская держава может утерять первенство в освоении полярных стран

[11]. Раздражение Маркэма вызывал тот факт, что в 1890-е годы ведущие спонсоры, заинтересованные в пропаганде полярных экспедиций в средствах массовой информации, — Джордж Ньюнс и Альфред Хармсворт — предпочли инвестироваться в исследования Борхгревинка и Фредерика Джексона[16]. Поэтому Маркэм ухватился за предварительный план, разработанный Антарктическим комитетом в 1894 году: предполагалась трёхлетняя экспедиция на двух кораблях[17].

20 февраля 1894 года Маркэм от имени КГО отправил официальное письмо Королевскому обществу с приложением доклада Специального комитета Королевского географического общества по исследованию Антарктики и статьи Мюррея. В письме содержалась просьба «взять на себя инициативу в обращении к правительству по этому вопросу». Совет Королевского общества назначил специальный комитет для рассмотрения этой инициативы под началом сэра Дж. Д. Гукера. Официальный ответ был получен в ноябре 1894 года, причём секретарь Королевского общества Майкл Фостер особо отмечал, что «существуют веские причины для немедленного проведения такой экспедиции». Правительство почти не проявило интереса, как и Адмиралтейство. Весь 1895 год Маркэм пытался скоординировать все существующие в Британии научные организации, однако привлечь средства ему не удалось, а Первый морской лорд Джордж Иоахим Гошен вообще отказался с ним встречаться

[18]. В 1896 году Антарктический комитет КГО констатировал, что для экспедиции настало «неподходящее время». В апреле 1897 года Совет КГО неожиданно перечислил 5000 фунтов стерлингов (549 000 в ценах 2018 года
[Прим. 1]
) в фонд экспедиции — большую сумму, учитывая малый бюджет Общества. В октябре того же года Маркэм официально обратился к премьер-министру лорду Солсбери, напоминая ему, что ранее лорд состоял главой Ассоциации содействия развитию науки[en], которое в 1894 году поддержало проект экспедиции. Кроме того, Маркэм ссылался на подготовку антарктической экспедиции в Германии и отправку Бельгийской антарктической экспедиции. Премьер-министр ответил формальным письмом, в котором выразил сожаление по поводу своей неспособности удовлетворить просьбу. В конце года Альфред Хармсворт неожиданно прислал 5000 фунтов, что с учётом предыдущего гранта Совета КГО и нескольких пожертвований составило общую сумму в 12 000 фунтов стерлингов (1 318 000 в ценах 2018 года), которых было недостаточно для начала работ[19].

Берлинский географический конгресс. Стратегия экспедиции[править | править код]

В 1898 году Маркэм опубликовал памфлет «Исследование Антарктики. Призыв к организации национальной экспедиции»[20]. Автор жёстко критиковал британское правительство и указывал, что географическими открытиями должен заниматься Королевский военно-морской флот[21]. К следующему, 1899 году удалось собрать не более 14 000 фунтов (1 498 000 в ценах 2018 года). В этих условиях Маркэм принял решение обратиться к европейскому научному сообществу, чтобы оказать давление на британских политиков. На VII Всемирном географическом конгрессе в Берлине в 1899 году Маркэм в своём докладе напоминал, что до сего времени только одна специально подготовленная экспедиция побывала в Антарктике — сэра Джеймса Росса. Докладчик предложил разделить Антарктику на четыре сектора — королевы Виктории и трёх британских мореплавателей — Росса, Эндерби и Уэдделла, каждый из секторов требовал отдельной исследовательской программы[22][23]. На конгрессе же Маркэм заявил:

Собаки полезны, когда они хорошо питаются; [они лучше всего подходят] эскимосам на гладком льду побережья Гренландии и сибирякам с их тяжёлыми снегами. Они также могут использоваться для коротких экскурсий по гладкому льду в арктических путешествиях. Для настоящей полярной работы они хуже, чем бесполезны, и их использование — это ужасная жестокость[24].

Президент КГО имел в виду то, что Роберт Пири и Фритьоф Нансен использовали ездовых собак не только как транспортное средство, но и как корм их собратьям и людям — участникам экспедиции. Он также был противником лыж и утверждал, что доблестные британские моряки смогут обойтись «без всяких новомодных ухищрений»[24]. Нансен, также участник конгресса, оппонировал ему:

Я пробовал работать в экспедициях и с собаками, и без них. В Гренландии у меня собак не было, затем в Арктике я их использовал и понял, что с ними идти легче… Согласен, что использовать собак жестоко, но так же жестоко перегружать работой людей. Убивать собак тоже жестоко. Но дома мы тоже убиваем животных…[25].

Маркэма подобные доводы (кроме Нансена, ему возражали Роберт Пири и Фредерик Кук) нисколько не убедили. Он заявил, что группа британских моряков, впряжённых в сани, смогут дойти от пролива Мак-Мердо до магнитного полюса и обратно «без изнурения собак переутомлением и голодом и без убийств» за три месяца. Роланд Хантфорд охарактеризовал это как «преступную глупость», но также отмечал, что «один из аспектов английского романтического движения заключался в уравнивании страдания и достижения. Добродетель состояла в том, чтобы всё сделать самым трудным способом»[26][27].

Успешная зимовка Борхгревинка в Антарктиде вызвала у Маркэма сильнейшее раздражение, и, как оказалось, его предубеждение роковым образом сказалось на снаряжении и планировании последующих британских полярных экспедиций. Например, Маркэм категорически отвергал все норвежские методы выживания и передвижения в полярной природе (на том основании, что экспедиция на «Южном Кресте» была британской только по названию). Таким образом, британцы игнорировали необходимость использования лыж, нарт и ездовых собак и полезность одежды и методов выживания коренных народов, таких как саами и эскимосы[28].

Объединённый комитет и финансирование. Вопрос о начальнике экспедиции[править | править код]

Для успешной реализации экспедиции Маркэм заложил бюджет в 100 000 фунтов стерлингов (10 700 000 в ценах 2018 года), причём в эту сумму входило и строительство экспедиционного судна[29]. В марте 1899 года, когда тема Антарктики стала широко освещаться прессой, лорд Ллевеллин Лонгстафф[en] отправил Маркэму чек на 25 000 фунтов (2 675 000) как средство поставить подготовку экспедиции на практическую основу[30]. Этот широко разрекламированный шаг вынудил правительство 3 июля 1899 года обещать субсидию в 45 000 фунтов (4 815 000) при условии, что аналогичная сумма будет собрана частным образом. У Маркэма не хватало трёх тысяч, но Совет КГО согласился выделить их, таким образом, общее его пожертвование составило 8000 фунтов (856 000)[31]. Для контроля по инициативе Маркэма был создан Объединённый комитет по подготовке экспедиции (англ. Joint Committee), в который входили 32 человека — по 16 от Королевского географического общества и Королевского общества[32]. В его составе было 10 подкомиссий, в том числе по строительству судна, определению места высадки, оборудованию, магнетизму, метеорологии и даже гигиене. От Королевского общества в комитете были представлены Джон Мюррей, Джозеф Гукер и другие выдающиеся учёные. От КГО были выдвинуты известные полярники: Альберт Маркэм, Джордж Нэрс, Леопольд Мак-Клинток и Ричард Визи Гамильтон[en]. Это привело к противостоянию двух фракций, у которых были принципиально разные взгляды на цели и методы проведения экспедиции. Одно только рассмотрение всех деталей плана заняло в этих условиях четыре месяца[33]. Неэффективность бюрократической пирамиды подкомитетов была настолько очевидна, что с ноября 1899 по ноябрь 1900 года подготовку взял в свои руки Исполнительный комитет (англ. Executive Committee), в котором было всего четыре человека: капитан Т. Тизард[en], профессор зоологии Оксфордского университета Эдвард Пультон, сам Маркэм и сэр Гамильтон[34].

Маркэм предложил на роль главы экспедиции молодого лейтенанта Роберта Скотта, с которым был знаком ещё с 1887 года. Скотта рекомендовал его непосредственный начальник — сэр Дж. Эджертон[en], также ветеран освоения Арктики. Маркэм потребовал у Адмиралтейства список кандидатур на роль начальника экспедиции, в котором фамилия Скотта стояла на первом месте. Однако по ряду причин лейтенант был назначен главой экспедиции только 25 мая 1900 года. 30 июня он был произведён в коммандеры (капитан 2-го ранга)[35]. История с назначением Скотта является чрезвычайно запутанной, поскольку почти не сохранилось документов, а сам Маркэм в разные годы по-разному излагал эту историю. Р. Хантфорд утверждал, что изначально Скотт был лишь одной из кандидатур, и далеко не главной[36]. Однако выбор Маркэма был ограниченным, а для Скотта полярная экспедиция была мощным стимулом карьерного роста[37]. Т. Бомэн отмечал, что это лишь часть более сложной картины, в которой смешивались личные и профессиональные мотивы. Идеал начальника в описании Маркэма был таков: «Он должен быть офицером военно-морского флота на регулярной службе, и он должен быть молод. Это — первейшие из условий. Такой командир должен быть хорошим моряком с некоторым опытом службы под парусами, умелым штурманом со знанием геодезии и должен иметь научный склад ума. У него должны быть энтузиазм и воображение, решительность характера; он должен быть спокоен, но быстр и решителен в действии, обладать находчивостью, тактом и отзывчивостью»[38].

Как главе полярной экспедиции, Скотту пришлось начинать на пустом месте, причём сам он не имел ни малейшего представления о полярных странах[32]. На подготовку экспедиции отводилось не более 12 месяцев, поэтому вместе с Маркэмом Скотт в октябре 1900 года отправился в Норвегию для консультаций с Фритьофом Нансеном — самым именитым полярником своего времени. Нансен в то время полагал, что Антарктида является гигантским вулканическим архипелагом, покрытым ледниками, для передвижения по которому идеально подходят нарты и ездовые собаки. По настоянию норвежца, Скотт использовал нарты с упряжками, хотя и не доверял этому виду транспорта[39].

В этот период Скотт также вступил в конфликт с Исполнительным комитетом, поскольку он, как представитель ВМФ, рассчитывал иметь на борту всю полноту власти, однако комитет намеревался сделать начальником экспедиции гражданское лицо — Джона Уолтера Грегори, тогда — профессора геологии Университета Мельбурна. Грегори собирался подчинить деятельность экспедиции сугубо научным целям[40]. В результате конфликта Маркэм и Скотт едва не подали в отставку, и вся полнота власти оказалась в руках у Скотта за пять месяцев до отплытия, когда ещё не была нанята команда[41]. Грегори отказался участвовать в экспедиции, заявив, что «научная работа не может быть подчинена морскому приключению»[42].

Цели экспедиции[править | править код]

Деление Антарктиды на секторы и маршруты исследовательских экспедиций. Encyclopedia Britannica, 1911

Предложенное Маркэмом на Берлинском географическом конгрессе 1899 года деление Антарктиды на четыре сектора было принято его немецкими коллегами. Было решено, что снаряжение национальных британской и германской антарктических экспедиций будет увязано между собой, а исследовательские планы согласованы. Начальник германской экспедиции Эрих фон Дригальский и президент Германского географического общества барон Фердинанд фон Рихтгофен разработали с Маркэмом общий план исследований климата и земного магнетизма. Сроки строительства экспедиционных судов — «Дискавери» и «Гаусса» — также были согласованы между собой. Участник бельгийской экспедиции Хенрик Арцтовский предложил создать цепь исследовательских баз на побережье Антарктиды для одновременного сбора научных сведений, и в период 1901—1904 годов эта идея была в усечённом виде реализована: Аргентина открыла станцию на Исла-де-лос-Эстадос[43].

В марте 1900 года Клементс Маркэм создал комитет экспертов, которые должны были помогать снаряжению экспедиции. Возглавлял его сэр Альберт Маркэм — выдающийся полярник, двоюродный брат президента Географического общества, в комитет входил и Джозеф Листер. Из участников будущей экспедиции Маркэм включил в состав комитета Реджинальда Кётлица. Ранее, когда перед Кётлицем поставили вопрос о подборе провианта и борьбе с цингой, он обратился к Фритьофу Нансену, отправив ему письмо ещё 9 января 1900 года. Нансен ответил 27 февраля, подробно расписав количество твёрдой пищи, потребной каждому человеку на зимовке и при переходах, калорийность и прочее[44]. Маркэм стал отрицательно относиться к Кётлицу и считал, что ему «недостаёт здравого смысла»[45]. Это отношение только усиливалось, поскольку Кётлиц извещал Нансена обо всех инсинуациях. Самое критическое письмо в Норвегию он отправил 8 декабря 1900 года, прямо заявив о некомпетентности лиц, ответственных за подготовку и планирование. Особенно Кётлица возмущало, что Маркэм и Скотт нехотя согласились взять только 20 ездовых собак, и то лишь после настоятельных уговоров Нансена. Не менее сложным был вопрос о цинге, поскольку Кётлиц, Армитедж и Нансен настаивали на употреблении всей командой свежего мяса, полученного на охоте, не полагаясь только на консервы и лаймовый сок[46].

Обсуждение программы экспедиции шло в декабре 1900 года Объединённым комитетом. Было предложено четыре варианта программы, включая разработанные самим Маркэмом и Нэрсом. Нэрс считал оптимальной продолжительность экспедиции в два-три года и высадку зимовочного отряда на побережье моря Уэдделла, чтобы не повторять достижений Борхгревинка. Кроме того, он не считал необходимыми привязку экспедиции к одному региону и зимовку на судне[47]. Адмирал Уортон[en] заявил, что высадка береговой партии увеличит стоимость экспедиции на 2500 фунтов стерлингов, что равно расходам на целое годичное плавание. Береговая база также оказывалась бы отрезана от мира в случае гибели экспедиционного судна. Уортон предложил работать в море Уэдделла, исследовав его побережье до Земли Грэма. Однако сэр Джеймс Бьюкенен[en] категорически заявил, что главный упор должен быть сделан на исследования внутри континента. Для этого следовало развернуть и поддерживать всеми средствами береговую базу; судно снабжения затем должно было уйти на север для океанографических исследований. Бьюкенен жёстко заявил: «…нравится нам это или нет, мы в этом вопросе конкурируем с немцами, и успех одного пре

ru.wikipedia.org

Экспедиция в Антарктиду: 30 дней, 5000 километров и одно парусное судно

Самый холодный, самый негостеприимный, самый непригодный для жизни материк последнее время принимает всё больше гостей, в том числе из России. Альпинисты успешно штурмуют пики, на которые прежде не ступала нога человека, учёные собирают метеориты, дайверы-экстремалы ныряют под лёд, смельчаки совершают автопробеги по материку вечной мерзлоты. Подробностями своего путешествия в Антарктиду поделилась команда Olimpic village, которая прошла по следам экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена.

Следом за первопроходцами

Команда из восьми человек, почти пять тысяч километров на швертботе до моря Беллинсгаузена в Антарктиде. Так очередная экспедиция решила напомнить об открытии шестого континента.  

Открытие Антарктиды

В 1819 году военные шлюпы «Восток» и «Мирный» отправились в первую Антарктическую экспедицию. Главная задача похода – доказать существование шестого континента. Во главе экспедиции стояли русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. За время плавания «Восток» и  «Мирный» обошли Антарктический материк, открыли и отметили на карте множество новых островов и земель, собрали уникальную этнографическую коллекцию.

При подготовке похода команда обратилась в Русское географическое общество за поддержкой.

«Это знаковая организация. Хотелось заручиться поддержкой руководителей общественной организации, которая решает важные государственные задачи. Для нас было честью получить письмо за подписью Котлякова, взять с собой флаг РГО», – рассказывает руководитель экспедиции Дмитрий Кузнецов.

Экспедиция мастера спорта Дмитрия Кузнецова впервые побывала в Антарктиде, так же, как 200 лет назад впервые к её берегам подошли участники русской кругосветки Беллинсгаузен и Лазарев.

 

«Для нас это  третья серьёзная парусная экспедиция, – говорит Дмитрий. – Мы попробовали свои силы, пройдя мыс Горн – южную оконечность Южной Америки. Прошли под парусом Командоры. Какую-то новую цель хотелось поставить: ходить на лодке до Пироговского водохранилища – для нас нет смысла. И самым недосягаемым местом с точки зрения парусного перехода нам показалась Антарктида». 

Антарктида – материк, размеры которого сопоставимы с двумя Австралиями и 4/5 России. Его омывают Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Площадь – более 14,4 млн км². Здесь зафиксирована самая низкая земная температура  (около — 90 градусов), самая низкая относительная влажность воздуха (до 5%) , самые сильные ветра (более 300 км/ч) и самая интенсивная солнечная радиация. Это самый высокий континент (средняя высота – 2040 м над уровнем моря). Материк почти полностью покрыт многокилометровой толщей льда, всего 0,3% площади от него свободно.  В ледниках Антарктиды хранится самый большой запас пресной воды на Земле. Недра Антарктиды содержат железную руду, каменный уголь, медь, никель, свинец, цинк, молибден, горный хрусталь, слюду и графит.

Юридически материк «ничей». Здесь нет границ государств, нет постоянного населения, нельзя разворачивать военные действия. Это безъядерная зона, в её водах не бывает судов-атомоходов, а на материке не может быть атомных энергоблоков. Территорию используют только для науки. Здесь расположены полярные станции Аргентины, России, США.

С точки зрения перехода под парусом Антарктида считается настоящим экстримом. Одно дело – идти среди льдов на огромном круизном лайнере, а другое – на маленькой яхте.

«Никогда ожидаемое, даже когда ты читал книжки, смотрел фильмы, не совпадает с тем, что ты чувствуешь, когда оказываешься там. Там понимаешь, что впереди тебя ждёт испытание, понимаешь, что от твоей подготовки будет зависеть и успех экспедиции, и твоя жизнь, и жизнь людей, которые рядом», – рассказывает Дмитрий Кузнецов.

Туристический сезон в Антарктиде длится с ноября по март. Самым популярным направлением остаётся морское путешествие на круизных лайнерах, не предполагающих причаливания к берегам. При сухопутных передвижениях, как правило, путешественники, отправляющиеся в Антарктиду, находятся в составе организованных экспедиций, в которые входят опытные мореходы, учёные. Количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек одновременно).

О подборе парусника Кузнецов задумался сразу – с фрахтом лодки для ледяных широт нередко бывают трудности, потому что подходящих моделей – мало. В команду взял надёжных единомышленников, ведь на пути – и опасный пролив Дрейка, и вечная мерзлота, и круглосуточное соседство.

«Мы давно вместе путешествуем по суровым местам. Мы и на Байкал зимой ездили, на Катунь, на Камчатку…»

Первопроходцы 200 лет назад добирались до Антарктики почти два года, весь поход команды Кузнецова занял 30 дней и составил около 5000 километров.

«Мы добирались самым доступным морским способом, через пролив Дрейка от мыса Горн к Антарктиде. Какие-то основные моменты, которые были сделаны экспедицией, мы повторили: мы приблизились к материку, дошли до моря Беллинсгаузена и потом возвратились назад».

Памятная медаль

По замыслу экспедиции на дно у берегов Антарктиды в воду должна была опуститься полная копия медали из похода Беллинсгаузена и Лазарева. Об этой медали узнали из инструкции Александра I Беллинсгаузену.

«Подарки, предназначенные для диких. В случае обретения островов и других ещё неизвестных берегов, также в память пребывания нашего в разных местах, повелено было оставлять и раздавать памятные медали. Важнейшим людям – серебряные, а другим – бронзовые. Сии медали нарочно были вычеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе. На одной стороне – изображение императора Александра I, а на другой – надпись «шлюпы «Восток» и «Мирный» 1819 г.»

По фотографиям сделали точную копию медали и отвезли её на Антарктиду. 200 лет назад оригинал этой медали прошёл тем же путём в капитанской каюте.

«Хотелось через 200 лет совершить – не знаю, как это назвать, такой красивый жест – вернуть туда, поскольку открытие Антарктиды – последнее крупное географическое открытие».

В торжественной обстановке вспомнили о подвиге первопроходцев, почтили их память, передавая друг другу медаль, бросили её за борт. Действо сняли на видео. 

«И она красиво, долго так играя, потому что было солнечно – нам вообще повезло там с погодой, — опустилась на дно».

Пролив Дрейка

Даже в наше высокотехнологичное время пролив Дрейка (соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов) считается опасным для судоходства. Погода в нём меняется стремительно. Тёплая вода Атлантики, холодная – Тихого океана и ветер, гуляющий вдоль соседних Анд, делают самый глубокий и самый широкий природный канал Земли сущей бедой мореходов.

«Получается очень сильный ветер, и эти течения, и рифы. Рифы там высотой от 40 до 100 м, они опасны. Если  сломается парус, то может даже мотора не хватить из-за прижимного ветра, и просто деться некуда, и спастись невозможно. Вода достаточно быстро разбивает об камни любую лодку».

По пути из Антарктиды в Чили экспедиция Кузнецова попала в 10-балльный шторм. По словам Дмитрия, был сильный крен, волны шли с кормы под углом.

«Задача была аккуратно скатиться с этой волны. Мы зарифили (зарифить – уменьшить площадь паруса) грот (грот-мачта – вторая мачта, считая от носа судна), включили двигатели – не время упражняться в парусном искусстве – и так шли. Но даже при всех этих навигационных примочках и безопасности корабля 10-балльный шторм в проливе Дрейка производит впечатление».

Хозяева Антарктиды

Во времена Беллинсгаузена и Лазарева во всё, что пролетало или проходило мимо, стреляли, чтобы съесть. Экспедиция Шеклтона (Британская антарктическая экспедиция 1907–1909 годов) в течение полутора или двух месяцев ела пингвинов, рацион был – одна-две грудки в день. А сейчас создан Антарктический союз, в котором состоят 14 государств, ими разработаны жёсткие правила: к животным даже близко подходить нельзя.

«Мы высаживались на английской базе – там пингвины находятся везде. Там животные абсолютно непуганые. Ходишь, а они, как фишки, между ног. Они живут там, они у себя дома. Мы спросили: а как здесь 5 метров соблюсти? Вы отгоните пингвинов, и мы к вам пройдём! В целом – не доставлять беспокойства хозяевам материка – это да, соблюдали».

На вопрос, чем так привлекательна Антарктида, Дмитрий Кузнецов отвечает:

«Антарктида действительно достаточно популярное туристическое место. Для людей, живущих, скажем, в Москве, например, для меня, это какой-то потусторонний мир. Точка на глобусе, которую мы в школе видели, не более того. Городская жизнь, наверное, как-то ослабляет человека, заставляет его забыть о своём внутреннем я, а там ты его чувствуешь».                                  

Экспедиции в Антарктиду в XXI веке

Экспедиция «Навстречу ХХI веку»

Экспедиция 2000 года. Организаторы – экспедиционный центр «Арктика», РГО и Российская академия наук. Насчитывала 88 участников из 18 стран. В состав экспедиции входили туристы, водители, механики, лётчики, парашютисты, врачи, учёные, воздухоплаватели и даже православный священник. Самая многочисленная международная экспедиция в Антарктиду. Впервые в истории на ледовый аэродром Антарктиды приземлился транспортный самолёт Ил-76. Огромная масса самолёта, отсутствие на нём лыж, близость гор, зеркальная ледяная поверхность делали посадку такого лайнера в Антарктиде сверхзадачей.

Экспедиция «Антарктида. Клуб лидеров 2015»

Экспедиция 2014 года. Руководитель – предприниматель Артём Аветисян. Первая в истории экспедиция российских предпринимателей на Южный полюс. Экспедицию поддержали Русское географическое общество и Федерация альпинизма России. Члены экспедиции – представители среднего бизнеса России, всего – 14 человек, среди них 4 женщины. Главная цель – привлечь внимание к российским исследованиям материка и проверить работу коммуникационного оборудования в условиях экстремального холода на больших высотах. Впервые в истории состоялся телемост, связавший Антарктиду и Москву. Члены экспедиции совершили восхождение на высочайшую точку континента – пик Винсона (4897 м). Одной из целей экспедиции «Клуба лидеров» было наметить пути развития в Антарктиде российского туризма.

«Антарктида. 200 лет открытий»

Беспрецедентный автономный автопробег на вездеходах «Емеля» через Антарктиду. Руководитель – телеведущий Валдис Пельш. Команда прошла 5519 км за 38 дней, от станции «Новолазаревская» до станции «Прогресс» через три полюса: полюс Недоступности, Южный полюс и полюс Холода. Проект стал возможен в том числе благодаря гранту РГО. В команду вошли водители-механики и съёмочная группа. Экспедиция приурочена к 200-летию открытия Антарктиды. К 2020 году фильм «Антарктида. 200 лет открытий» должен выйти в прокат. Полярники оценивали шанс на успех предприятия в соотношении 20:1.

Экспедиция «Антарктида-100»

Экспедиция 2014 года. Российские дайверы под руководством Дмитрия Шиллера побывали в районе Южных Шетландских островов. В экспедиции принимали участие 10 человек. Задача проекта – разработать относительно безопасные для человека методы глубоководных погружений в условиях Антарктики. Кроме того, команда тестировала отечественное снаряжение для подводного плавания. Погружения в воду Антарктики считаются максимально сложными из-за холодной воды, сильнейших течений, айсбергов, сильных волн. В результате удалось сделать погружения вблизи острова Десепшен на глубины 97 и 45 м. Первые в истории подводные погружения возле Антарктиды совершили в 1902 году.

«Адмирал Владимирский»

В 2014 году из Кронштадта к берегам Антарктиды отправилось океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский». Командовал походом капитан 2 ранга Дмитрий Пунтус. К тому моменту это была первая за последние 30 лет российская научная кругосветка.

Цель исследований – уточнение морских карт в морях Космонавтов, Лазарева и Содружества. В течение пяти месяцев плавания проводились грунтовые, гравиметрические и магнитные съёмки, судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические наблюдения.

Это уже вторая кругосветка «Адмирала Владимирского». Первую он совершил в 1982–1983 годах, также успешно дойдя до Антарктиды.

 Оксана Вецлер

www.rgo.ru

В Антарктиду с РГО! Начался набор учёных-добровольцев

Русское географическое общество объявляет о старте конкурса на участие в кругосветной океанографической экспедиции на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

В экспедицию приглашаются студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием. Необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике экспедиции. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении. Заявки принимаются до 22 сентября.

Подать заявку

«В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России «Адмирал Владимирский» выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева», – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем «Адмирал Владимирский» отправится на российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен», где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями «Адмирал Владимирский» пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга «Разбойник» Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на «Адмирале Владимирском» во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита «Адмирал Владимирский» выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту «Адмирала Владимирского» будет демонстрироваться выставка РГО «Самая красивая страна». 240 потрясающих фотографии нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.

www.rgo.ru

Экспедиция в Антарктиду 2019-2020 — экспедиции на Южный полюс с русскими группами

Экскурсии к Южному полюсу — новый туристический тренд.

Клуб путешественников, побывавших в полярных широтах благодаря турам от туроператоров, каждый год расширяется. Экстремальный круиз на Шестой континент — уникальная возможность увидеть интересный мир айсбергов и ледников. Туристическая фирма Russia Discovery — первый туроператор России, предлагающий как групповые, так и индивидуальные туры в Антарктиду из Москвы. 

Исследование Антарктиды продолжается по сей день. Активно изучаются растения и животные, обитающие в свободных ото льда антарктических оазисах, ученые следят за изменением уровня моря. Также Антарктика открыта для пеших и морских экскурсионных туров. 

Антарктический полуостров — это походы на лыжах к Южному полюсу, экскурсии по земле королевы Мод, возможность побывать на борту экспедиционного судна и прочие уникальные туристические предложения. 

Вы сможете:

  • Пересечь пролив Дрейка, соединяющий Антарктический полуостров с Южной Америкой. 

  • Побывать на полярных станциях Южного полюса. 

  • Полюбоваться красотой горных цепей Арктики и Антарктики. Самый крупный горный массив Антарктического полуострова — Вилсон, 4897 м над уровнем мирового океана. 

  • Познакомиться с удивительным животным миром материка Антарктиды. 

  • Побывать у подледниковых озер. В настоящее время самым крупным считается озеро Восток возле научной станции. Здесь в свое время была зафиксирована самая низкая температура на планете Земля. 

Экскурсионные туры в Антарктиду 

Турфирма предлагает отправиться в путешествие по четырем уникальным направлениям: 

  • Пересекая Южный полярный круг (круиз на корабле от мыса Горн в проливе Дрейка до центральной точки Южного полушария). 

  • Восточная Антарктида: по следам Моусона. Экспедиция к прилегающим островам Южного материка — Снаррским и Оклендским. Здесь находятся многие действующие полярные станции. 

  • Китовое сафари — популярный антарктический маршрут. Вы сможете увидеть остатки китобойных баз Западной Антарктиды. 

  • Экспресс — туры на роскошном теплоходе вдоль западного побережья Антарктиды. 

  • Любая экспедиция в Антарктиду включает перелет на самолете, размещение на судне, экскурсии с возможностью фото- и видеосъемки. 

Задача нашей компании — организовать максимально комфортное путешествие в Антарктиду. Отправьте заявку менеджеру, чтобы уточнить, сколько стоит тот или иной туристический маршрут. Забронировать круиз в Антарктиду можно онлайн, указав месяц поездки. При раннем бронировании возможна оплата услуг турфирмы частями. 

Самые красивые места на Белом континенте ждут тебя! 

www.russiadiscovery.ru

Советская Антарктическая экспедиция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Советская Антарктическая экспедиция (САЭ) — постоянная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР (1955—1992 годы).

Марки, выпущенные в честь САЭ Марки, выпущенные в честь 10-летия САЭ

Экспедиция была организована в преддверии Международного геофизического года. В неё входили как сезонные, так и зимующие в Антарктике научно-исследовательские отряды[1]. 13 июля 1955 года Советом министров СССР был утверждён проект 1-й Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР (КАЭ, название «Советская антарктическая экспедиция» было принято в 1959 году[2], с 1992 года в Антарктике действует Российская Антарктическая экспедиция). Организация экспедиции была поручена Отделу морских экспедиционных работ АН СССР, который возглавлял Иван Дмитриевич Папанин, совместно с Главным управлением Северного морского пути. Руководителем первой экспедиции был назначен океанолог и опытный полярный исследователь Михаил Михайлович Сомов. Целью экспедиции было создание исследовательской станции на антарктическом побережье, а также сезонной полевой базы в центральной области материка. Основными научными задачами экспедиции являлись изучение атмосферных процессов в Антарктиде и их участие в общей циркуляции воздушных масс, выявление закономерностей в перемещениях антарктических вод и физико-географическое описание региона, включающее и его геологическую характеристику.

30 ноября 1955 года Калининград покинуло флагманское судно первой экспедиции — дизель-электроход «Обь», капитаном которого был И. А. Ман[3]. 14 декабря за ним последовали второй дизель-электроход, «Лена»[4], а также «Рефрижератор No.7»[5]. 5 января 1956 года «Обь» пришвартовалась к припаю в бухте Фарр[en] и состоялась первая высадка на антарктический берег группы под руководством А. М. Гусева и П. А. Шумского[6][4][5], а 13 февраля открыта станция «Мирный»[7].

В конце февраля-начале марта были проведены наблюдения с воздуха в районах, где предполагалось создать станции «Восток» (вблизи Южного геомагнитного полюса) и «Советская». В начале апреля из «Мирного» в глубь материка отправился санно-тракторный поезд. Спустя месяц после 370 пройденных километров была основана станция «Пионерская». До этого ни одна антарктическая станция не закладывалась вдали от берега[8]. База «Оазис» была основана на побережье к востоку от «Мирного» в октябре этого же года.

В конце 1956 — начале 1957 года в «Мирный» прибыла вторая экспедиция. Научные наблюдения были продолжены, кроме того, в глубине материка были заложены ещё две станции — «Восток» и «Комсомольская».

В конце 1957 года на материк прибыла третья по счёту экспедиция. Были основаны базы «Советская» и «Полюс недоступности», а станция «Восток» перенесена вглубь побережья в район Южного геомагнитного полюса.

В 1958 году в Антарктиде работало уже 5 советских станций, а на пике активности Советской антарктической экспедиции на материке насчитывалось 8 станций, функционировавших круглый год. Число зимующих составляло 180 человек, летом же на станциях работало до 450 полярников. Наряду с Антарктической программой США Советская антарктическая экспедиция оказалась одним из крупнейших исследовательских проектов, когда-либо имевших место в Антарктике.

Список экспедиций[править | править код]

  • 1 КАЭ : 1955—1957 (М. М. Сомов)
  • 2 КАЭ : 1956—1958 (А. Ф. Трёшников)
  • 3 КАЭ : 1957—1959 (Е. И. Толстиков)
  • 4 САЭ : 1958—1960 (А. Г. Дралкин)
  • 5 САЭ : 1959—1961 (Е. С. Короткевич)
  • 6 САЭ : 1960—1962 (В. М. Дриацкий)
  • 7 САЭ : 1961—1963 (А. Г. Дралкин)
  • 8 САЭ : 1962—1964 (М. М. Сомов, Н. И. Тябин)
  • 9 САЭ : 1963—1965 (М. М. Сомов, П. К. Сенько)
  • 10 САЭ : 1964—1966 (И. Г. Петров, М. Е. Острекин)
  • 11 САЭ : 1965—1967 (Л. И. Дубровин, Д. Д. Максутов)
  • 12 САЭ : 1966—1968 (В. И. Гербович, П. К. Сенько)
  • 13 САЭ : 1967—1969 (В. А. Шамонтьев, А. Ф. Трёшников)
  • 14 САЭ : 1968—1970 (Д. Д. Максутов)
  • 15 САЭ : 1969—1971 (В. И. Гербович, П. К. Сенько)
  • 16 САЭ : 1970—1972 (И. Г. Петров, Ю. В. Тарбеев)
  • 17 САЭ : 1971—1973 (В. Г. Аверьянов, Е. С. Короткевич)
  • 18 САЭ : 1972—1974 (П. К. Сенько, А. Ф. Трёшников)
  • 19 САЭ : 1973—1975 (В. С. Игнатов, Д. Д. Максутов)
  • 20 САЭ : 1974—1976 (Н. А. Корнилов, В. И. Сердюков)
  • 21 САЭ : 1975—1977 (Г. И. Бардин, О. К. Седов)
  • 22 САЭ : 1976—1978 (Л. И. Дубровин, Н. И. Тябин)
  • 23 САЭ : 1977—1979 (О. К. Седов, В. И. Сердюков)
  • 24 САЭ : 1978—1980 (Е. С. Короткевич, О. К. Седов)
  • 25 САЭ : 1979—1981 (Н. И. Тябин, Н. А. Корнилов)
  • 26 САЭ : 1980—1982 (В. А. Шамонтьев, В. И. Сердюков)
  • 27 САЭ : 1981—1983 (Р. М. Галкин, Д. Д. Максутов)
  • 28 САЭ : 1982—1984 (А. Н. Артемьев, Н. А. Корнилов)
  • 29 САЭ : 1983—1985 (Л. В. Булатов, Н. И. Тябин)
  • 30 САЭ : 1984—1986 (Б. А. Крутских, Р. М. Галкин, Д. Д. Максутов)
  • 31 САЭ : 1985—1986 (В. Ф. Дубовцев, Н. И. Тябин)
  • 32 САЭ : 1986—1988 (В. Я. Вовк, В. Д. Клоков)
  • 33 САЭ : 1987—1989 (Ю. А. Хабаров, Н. А. Корнилов)
  • 34 САЭ : 1988—1990 (Л. В. Булатов, С. М. Прямиков)
  • 35 САЭ : 1989—1991 (В. М. Пигузов)
  • 36 САЭ : 1990—1992 (Л. М. Саватюгин)
  • 37 САЭ/РАЭ : 1991—1993 (Е. Н. Уранов, Н. А. Корнилов, В. В. Лукин)

Список последующих экспедиций (с 1992 года) см. на странице Российской Антарктической экспедиции.

  • Саватюгин Л. М. Российские исследования в Антарктике / Л. М. Саватюгин, М. А. Преображенская.
    • Т. 1 : (Первая—Двадцатая советская антарктическая экспедиция). — СПб.:Гидрометеоиздат, 1999. — 337 с. — ISBN 5-286-01265-5
    • Т. 2 : (Двадцать первая — Тридцатая советская антарктическая экспедиция). — СПб.:Гидрометеоиздат, 2000. — 287 с. — ISBN 5-286-01293-0
    • Т. 3 : (Тридцать первая САЭ — сороковая РАЭ). — СПб., 2001. — 335 с. — ISBN 5-286-01439-9
    • Т. 4 : (Сорок первая — пятидесятая Российская антарктическая экспедиция). — СПб., 2009. — 380 с. — ISBN 978-5-98364-034-4

ru.wikipedia.org

Экспедиции в Антарктиду: сезон, маршруты, отзывы

Экспедиции в Антарктиду: сезонность путешествий, маршруты поездок, отзывы об арктических экспедициях.

Экспедиции в неприступную, овеянную легендами Антарктиду давно уже перестали быть уделом одних только профессиональных путешественников, исследователей и ученых. Несмотря на то, что в глубь ледяного континента человек забрался лишь немногим более ста лет назад, туризм в Антарктиде и антарктическом регионе сегодня развит на твердую пятерку. Увлеченному и обеспеченному туристу предлагается немаленький выбор экспедиций в Антарктиду — от не требующих почти никаких физических усилий круизов вдоль островов Антарктики и побережья материка до покорения Южного полюса на лыжах по следам Руаля Амундсена и Роберта Пири — предприятия, пуститься на которое отваживаются лишь отлично подготовленные спортсмены. Впрочем, даже самые сложные антарктические экспедиции не представляют опасности для жизни туристов — солидная страховка, GPS-позиционирование и готовые вовремя прийти на помощь транспортные средства сводят риск оказаться в ледяном плену к нулю.

Тем, кто хочет «выжать» из Антарктиды всё самое интересное за короткий срок, имеет смысл обратить внимание на комбинированные экспедиции самолёт плюс корабль.

А вот это лишнее

29.12.2019 — 08.01.2020 Новый год в Антарктиде на мега-яхте класса люкс Le Boreal

28.12.2020 — 09.01.2021 Впервые полностью русский круиз на мега-яхте LAustral

Ежегодные новогодние круизы с русскими группами начиная с 2013 года

Включенный чартерный перелет/Открытый бар/Куртка в подарок

Приглашенные ученые и звездные гости

Круиз в Антарктиду на нашем собственном судне класса люкс «Си Спирит».

Мир Айсбергов и Пингвинов. 11 дней. Активное исследование Антарктиды, каякинг среди айсбергов и пингвинов. Кемпинг (ночь в палатке на берегу Антарктиды). Мастер-классы по фотографии.

Варианты экспедиций в Антарктиду

Желающим покорить самый южный континент Земли предлагается на выбор несколько вариантов маршрутов экспедиций. Самый популярный — круиз на судне экспедиционного класса с отправлением из опять-таки самого южного города планеты — столицы архипелага Огненная Земля Ушуайи. На протяжении 7-14 дней путешественников ждёт насыщенная программа. После пересечения бушующего пролива Дрейка между Южной Америкой и Антарктидой на пути встанут Южные Шетландские острова, славные богатейшим животным миром и живописными ландшафтами. Путь продолжается вдоль островов к Антарктическому полуострову с регулярными высадками на сушу, наполненными фотоэкскурсиями, прогулками на каяках, ночёвками в палатках под небом Южного полушария и наблюдениями за представителями фауны.

Тем, кто хочет «выжать» из Антарктиды всё самое интересное за короткий срок, имеет смысл обратить внимание на комбинированные экспедиции самолёт плюс корабль. На пересечение пролива Дрейка при обычной программе требуется около четырёх дней похода, самолёт же преодолевает его за пару часов и приземляется на острове Кинг-Джордж. Далее туристов ждёт экспедиционная программа на борту судна, которое опишет круг вдоль берегов Антарктиды и вернётся на Кинг-Джордж для дальнейшего вылета путешественников «в цивилизацию».

Ну а для хорошо подготовленных как в физическом, так и в финансовом плане путешественников существуют маршруты вглубь континента на лыжах. Конечной точкой таких путешествий, как правило, является Южный полюс. В зависимости от маршрута лыжные переходы могут составлять от 20 до 110 км и продолжаться от двух до десяти дней.

Экспедиция в Антарктиду

Когда отправиться в экспедицию

Экспедиции в Антарктиду проходят в «тёплое» (по местным меркам) время года — в целом, в период с ноября по март. На побережье материка столбик термометра, бывает, показывает даже плюсовую температуру — это относится, например, к оазису, в котором расположена российская станция «Новолазаревская». Однако глубокое продвижение в сердце континента возможно только на «макушке» лета — в декабре — январе, когда температура во внутренних регионах Антарктиды повышается до приемлемых -20…-25 °С.

Стоимость

Стоимость экспедиций в Антарктиду варьируется довольно сильно. Несложные и недлинные круизы оцениваются в 4500-5000 USD, цены на более продолжительные туры доходят до 15 000 USD. Экспедиции с авиаперелетом также будут стоить от 4000 USD, а вот решившись покорить Антарктиду на лыжах, стоит быть готовым выложить от 20 000 USD.

Подробнее про Антарктиду

tonkosti.ru

Продолжается набор учёных-добровольцев в экспедицию РГО в Антарктиду

Продолжается приём заявок на участие в кругосветной океанографической экспедиции Русского географического общества на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. До 22 сентября подать заявку на участие в экспедиции могут студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием.

За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

«В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России «Адмирал Владимирский» выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева», – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем «Адмирал Владимирский» отправится на российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен», где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями «Адмирал Владимирский» пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга «Разбойник» Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на «Адмирале Владимирском» во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита «Адмирал Владимирский» выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту «Адмирала Владимирского» будет демонстрироваться выставка РГО «Самая красивая страна». 240 потрясающих фотографий нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.

Чтобы подать заявку на участие в экспедиции, участникам конкурса необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике путешествия. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

www.rgo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о