Гора в минеральных водах – Горы Кавказских Минеральных Вод | STAV-GEO ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Содержание

Гора Змейка Минеральные Воды

На территории Кавказских Минеральных вод находится большое количество памятников природы, которые уже давно стали достопримечательностями этого горного края. Одним из самых величественных и прекрасных ландшафтных памятников является гора Змейка в Минеральных Водах.

Еще в 1961 году он был назван краевою, комплексною, природной достопримечательностью Ставропольского края, которую с того времени начало охранять государство.

Гора Змейка находится примерно в 3,5 километрах от остановки «Пятый километр». Общая площадь природного памятника где-то 194 гектара. Высота горы достигает 994 м. Территория горы покрыта горной, лесной и луговой растительностью. Некоторые растения, такие как, бук восточный, ясенец кавказский, шиповник длинный, входят в список особо редкостных и охраняемых растительностей.


Отличается большим разнообразием и животный мир на горе. Кстати не далеко от горы располагается ещё одна интересная достопримечательность конный завод (См. статью «Конный завод в честь Терской губернии»).

Содержание страницы

Редкостные ископаемые

На юго-западе горы, у ее подножья, было обнаружено богатое месторождение полезных минеральных вод. В основном, эту драгоценную воду добывают с помощью скважин глубиною до полутора километра. Многие туристы приезжают на Кавказские Минеральные Воды, с целью оздоровится. Так вот, именно такие минеральные воды служат отличным природным средством для комплексного лечения различных заболеваний.

Восточная, частично северная и южная сторона склона горы искусственным образом была нарушена. Здесь образовался обширный карьер глубиной около двух сот метров, и шириной до двух километров. Из него на протяжении целых пятидесяти лет в прошлом столетии добывали камень, который использовали в строительстве.

Добыча была прекращена в 80-е годы XX века, так как там были обнаружены редкостные породы ископаемых, которые представляют большую ценность в сфере науки. На сегодня, там уже практически восстановлен природный растительный покров.

Достопримечательности Змейки

Гора Змейка уже давно перестала быть только ландшафтным объектом. Сегодня — это величественная достопримечательность, на которую приезжают посмотреть туристы прибывающие на КМВ. На территории этого комплексного природного памятника находятся такие ценные для истории горного края сооружения, как:

  • Завод по обработке камней (сегодня он работает на привозном сырье)
  • Памятник работникам карьера, которые погибли во время Великой Отечественной войны
  • Источник Святого Феодосия
  • Святой источник
  • Каменные кресты на самой вершине горы
  • Камень с отверстием
  • Чертов палец
  • Штольня №7 (Была разработана для добычи бештаунита)

В восточной стороне горы было обнаружено примитивное, старое каменное сооружение. В нем были найдены остатки глиняных черепков, которые по заключению музейных работников, относятся к предметам посуды древнего времени. Сооружение было сделано без использования скрепляющего раствора, что дает подтверждение тому, что оно действительно очень древнее.

Различные остатки предметов быта, скелеты животных говорят о том, что там когда-то жили люди. Ученые, исходя из своих исследований, предполагают, что это было где-то в VII-IX ст. н.э. Недалеко от этой археологической находки расположена возвышенная скала, а над ней видно нагромождение камней. Это место напоминает древние алтари для жертвоприношений.


У подножья горы находится два источника, один называется Святой источник, а второй Источник Святого Феодосия. Возле первого Святого источника сооружена каменная арка со стоком в виде маленького бассейна.

Как добраться до вершины горы

Гора Змейка считается одной из самых труднодоступных для подъема среди гор Кавказских Минеральных Вод. Посетить эту природную достопримечательность можно в составе экскурсовода группы, либо приехав сюда на собственном транспорте. Любители активного отдыха не довольствуются тем, чтобы просто посмотреть на гору снизу.

Они набираются сил и смелости, для того, чтобы добраться до самой вершины не подступ-ной горы. Но, перед тем как начать свое восхождение, стоит хорошенько подготовиться. Необходимо на всякий случай взять веревки, набор различного туристического снаряжения, и конечно же, по больше воды.

При подъеме на гору нужно внимательно следить за тем, чтобы не стать на «живые» камни, а их на пути будет очень много. Они представляет великую опасность не только для того, кто наступит, но и для тех, кто следует за вами. Путь усеян довольно крутыми склонами, обрывами, скалами и оврагами. Восходить на гору лучше всего с юго-западной стороны, что напротив города Железноводска.

Продвигаться нужно траверсом, то есть зигзагами. Путь на вершину должен быть продуман так, чтобы он не проходил возле каменного столба — останца, который находится на самом краю обрыва. Учитывая эти моменты, а также набравшись сил, терпения, взойти на вершину этой величественной горы вполне возможно каждому желающему, но прежде подумайте стоит ли это делать самому, или лучше воспользоваться услугами экскурсовода.

Значение названия горы

Много лет назад гора Змейка имела название «Жлак-тау», подтверждением этому служат старинные документы. В переводе из тюркского языка, это старинное название обозначает «Гора змеев». Существуют версии, которые дают объяснение тому, почему гора была названа именно так.

Одна из них говорит о том, что еще в древние времена восточная сторона склона горы была прорезана извилистыми щелями, которые по своей форме очень напоминают змеев. Есть версия, что гора была названа так, потому что когда-то там просто кишело змеями.

Существует также несколько историй о происхождении названия горы Змейка, которые лучше всего назвать легендами. Одна из них нам рассказывает о том, что когда-то очень давно, группа людей казаков, разбили у подножья горы свой лагерь.

На протяжении многих ночей, у них постоянно стал исчезать хлеб. Они решили выследить вора, но в итоге, им оказался большой змей. С того времени местные начали называть гору Змейкой.

Другая история более интересная и поучительная. В начале XX века город Пятигорск посетил известный цирк «Шапито». Местные жители радовались этому яркому и впечатляющему событию. Но не все было гладко в самом цирке.

Один из лучших артистов, большой удав не хотел принимать участия в представлениях. Он был обессиленным, потому что долгое время отказывался есть. К такому состоянию удава привело трагическое событие, которое произошло с его верной подругой. Она случайно погибла, выступая на прошлых гастролях.

И вот в очередной раз дрессировщик пытается покормить бедное пресмыкающееся, но безрезультатно. После этой неудачной попытки он уходит. Совершенно случайно, дрессировщик не закрывает плотно за собой дверь, и удав убегает.

Долго его искали, но найти так и не смогли. Руководство цирка пообещало любому, кто найдет змея, приличное вознаграждение. Сам удав спрятался в ущельях горы Змейка, там он почувствовал себя по настоящему свободным.

Однажды один охотник решил поохотиться в горах. Случается так, что он падает в яму и повреждает ногу. Как же он испугался, когда увидел подползающего к нему удава. Но, пресмыкающееся просто посмотрело на охотника и ушло, а через некоторое время принесло ему добытую пищу. Так, на протяжении долгого времени удав прокармливал охотника, а когда тот окреп, то он помог ему выбраться с той ямы.

Охотник возвращается домой, и случайно видит объявление об избежавшем из цирка удаве, за которого обещают вознаграждение. К сожалению, жадность это человека стала на первое место. Он выдал руководству цирка место нахождения удава. Пресмыкающееся снова попало в клетку, но долго удав не прожил. Через три дня он погиб. С того времени гору стали называть Змейкой, в честь свободолюбивого удава.

Гора Змейка — это действительно величественная, прекрасная и ценная достопримечательность города Минеральные воды. Если у вас есть возможность посетить этот славный курортный городок, то стоит включить в свой маршрут восхождение на вершину горы Змейка. Поверьте, это будет удивительное, захватывающее и незабываемое путешествие.

nakavminvodah.ru

Пирамиды мира. Часть 14: Бештау, Кавказские Минеральные Воды.

Переключение навигации
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Журнал изменений
  • Предложить материал
  • Войти
  • Регистрация
  • Рус
  • Eng
  • Были:
  • Ригден Джаппо,
  • Ахура Мазда,
  • Осирис,
  • Архангел Гавриил,
  • Джабраил,
  • Агапит Печерский,
  • Кетцалькоатль

  • Ожидаем:
  • Имам Махди,
  • Утешитель,
  • Святой Дух,
  • Майтрейя,
  • Калки Аватар,
  • Машиах,
  • Гэсэр-хан
RGDN.info
  • Главная
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • Исконные Знания
    • Беседы с И.М. Даниловым
    • Книги
    • Истина на всех одна
    • Иллюзия и Путь
    • Жизнь
    • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
  • Пророчества
  • Религии
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Зороастризм
  • Символика и мифология
    • Символика и Мифология
    • Астрономия
    • Мир Пирамид
    • Интересные места
  • !?
    • Архонты. Тайные хозяева мира.
    • Кандук. Нечистая сила.
  • Новости
  • Видео
  • Статьи
  • Отзывы
  • RGDN.info
  • Мир пирамид

rgdn.info

5 главных городов Кавказских Минеральных Вод

Имя старейшему курорту Кавминвод дала расположенная неподалёку пятиглавая гора Бештау — высочайшая возвышенность региона. Город же раскинулся у подножия другой горы — Машук, на юго-западных и южных склонах Ставропольской возвышенности. В черте Пятигорска также находятся горы Дубровка, Пикет, Пост и другие. Целебные воды, удивительная красота гор и долин, мягкий климат, большое число исторических достопримечательностей составляют специфику пятигорского туризма. Но обо всём по порядку.

Пятигорск, прежде всего, знаменит исключительным разнообразием минеральных источников, первые из которых были исследованы ещё в 90-х годах XVIII века. С 1803 года здесь начали появляться лечебные заведения, открываться всё новые источники. Так, постепенно бывшее военное укрепление в долине горы Машук превратилось в первоклассную российскую здравницу. Сегодня в Пятигорске имеется около 50 скважин и минеральных ключей с разными типами целебной воды, более 20 из них активно применяются в медицинских целях. Такое водное богатство в сочетании с лечебными грязями озера Тамбукан, используемыми в пятигорских санаторных комплексах, позволяют отнести город к самым эффективным многопрофильным курортам современной России.

Санатории в Пятигорске соседствуют с многочисленными парками, музеями и историко-архитектурными памятниками. В центре старейшего городского парка «Цветник» (до революции — «Николаевский»), распланированного ещё в 1828 году, находится Лермонтовская галерея — интереснейшая постройка начала XX века и действующий по ныне концертно-выставочный комплекс. Из «Цветника» можно подняться по широкой каменной лестнице к другому историческому сооружению — Академической (Елизаветинской) галерее, с обзорной площадки которой открывается великолепная панорама города и его окрестностей.

Ряд достопримечательностей в Пятигорске неразрывно связан с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. В число мест обязательных для посещения входят Домик Лермонтова, где ныне находится один из отделов Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова; место дуэли Лермонтова с майором Н.С. Мартыновым; Грот Дианы, где не раз бывал поэт; Грот Лермонтова, запечатлённый им в романе «Герой нашего времени». Ещё одним культовым местом Пятигорска, увековеченным в отечественной литературе, стал Провал — карстовая пещера с подземным озером. Именно здесь удалось заработать персонажу «Двенадцати стульев» — Остапу Бендеру, бравшему плату за посещение легендарной достопримечательности. Сегодня у входа в Провал можно увидеть современную бронзовую скульптуру «великого комбинатора». А памятник главному герою Пятигорска — Лермонтову — украшает город с 1889 года. Многочисленные монументы и старинные сооружения окружены густой зеленью многовековых деревьев и завораживающей красотой горных пейзажей.

localway.ru

Горы Кавказских Минеральных Вод | Информация

По характеру рельефа район Кавказских Минеральных Вод делится на две части: северо-восточную, где на фоне равнины возвышаются горы-лакколиты, и югозападную с характерными чертами горного ландшафта.

В юго-западной части лежит однообразный по рельефу Скалистый хребет, от которого полого спускается к Кисловодску Бермамытское плато с плоскими вершинами гор Большой (2643 м) и Малый (2592 м) Бермамыт. С этих вершин открывается величественная панорами на Главный Кавказский хребет с самой высокой вершиной Европы — горой Эльбрус (5642 м).

Примерно 40 тысяч лет назад Эльбрус был активно действующим вулканом. С той поры он спокоен, но ученые доказали, что в глубоких недрах этой горы таятся грозные вулканические силы, которые могут быть использованы человеком.

На Бермамытском плато расположена гора Шатжатмаз (2140 м), на которой находятся Горно-асурономическая станция, метеостанция, научная база Института физики атмосферы АН России.

Северо-восточнее Бермамытского плато расположен Пастбищный хребет, разделенный на две части рекой Подкумок. Одна часть носит название Джинальского хребта, другая — Дарьинских высот (1300-1500 м над уровнем моря).

От Дарьинских высот к северо-востоку полого спускается Боргустанское плоскогорье. Посреди степной зоны Кавказских Минеральных Вод высятся 17 исключительно своеобразных гор-лакколитов (неполучившихся вулканов): Бештау (1399,8 м), Джуца (1198 м). Змейка (994 м), Машук (993 м). Юца (972 м). Развалка (930 м). Золотой Курган (884 м), Верблюд (885 м), Острая (881 м). Железная (859.4 м). Шелудивая (875 м), Лысая (740 м). Медовая (721 м). Кинжал (506 м), Кокуртлы (406 м). Бык (821 м). Кабанка (Тупая) (772 м).

Древние вулканические процессы создали эти горы. Сила рвущейся из недр Земли магмы оказалась недостаточной, чтобы выйти наружу и магма, магматические газы и пары лишь приподняли некоторые участки земной поверхности, образовав куполообразные вершины Там, где магма нашла выход, она застыла в виде обнаженных скал.

Небольшая высота этих гор, наличие пологих склонов, богатая растительность делают их доступными и привлекательными для организации ближнего туризма.

www.yougor.ru

Достопримечательности Минеральных Вод: горы, памятники, музеи

  • Природные достопримечательности Кавказских Минеральных Вод
  • Храмы и Соборы
  • Исторические памятники, здания, музеи
  • Фильм о городе Минеральные Воды
  • Минеральные воды – один из крупнейших городов Ставропольского края. Он считается важнейшим транспортным узлом на территории Северного Кавказа.

    Что примечательно, на территории города никогда не было обнаружено источников минеральных вод, а название города было связано с расположением поблизости курортов, специализирующихся на лечении целебных вод.

    Одновременно с этим город Минеральные Воды имеет высокий туристический потенциал благодаря расположению курортов поблизости, своим транспортным возможностям и достопримечательностям.

    Природные достопримечательности Кавказских Минеральных Вод

    Минеральные Воды

    Так как город находится в Ставропольском крае, который расположен на склонах Кавказских гор, то и природа здесь особенная. Многие туристы приезжают, чтобы насладиться красотами достопримечательностей Минеральных Вод и его окрестностей.

    Из самых значительных и интересных мест можно отметить две горы:

    • Змейка
    • Шелудивая

    Гора Змейка

    Гора Змейка перед грозой

    Согласно древним документам, название произошло от тюркского «Жлак-тау», что в переводе и означает «змеиная гора». Такое название гора получила за многочисленные овраги на восточном склоне, которые своей узкой и извилистой формой напоминают змей. Также существует предположение, что некогда на этой горе обитало большое количество змей.

    Эта гора является палеовулканической, высота ее составляет почти 1000 метров, а занимаемая ей территория составляет 20 кв. км. Входит в состав Пятигорья Кавказских Минеральных вод, имеет чуть овально-вытянутую форму.

    Добраться до нее достаточно просто, она является практически частью города — расстояние от железнодорожной станции до горы составляет 4,5 км.

    Эта гора, благодаря своему составу, имеет важное значение в изучении вулканических процессов, происходивших в древности. Также Змейка богата флорой и фауной, на ее поверхности расположены как леса, так и горные луга. Помимо этого, на юго-западном склоне расположен источник минеральной воды с уникальным химическим составом. Также гора богата скоплениями бештуанита, добыча которого производится с середины прошлого века.

    Уникальные сооружения

    На территории горы нередко попадаются различные археологические ископаемые – это и черепки от посуды, и следы строения на восточном склоне, и кости людей и животных. На основании этого можно построить предположение, что на горе было обитаемое поселение.

    Помимо этого на горе расположены и другие, рукотворные и естественные достопримечательности:

    • Памятник работникам
    • Святые источники
    • Дамба
    • Пруд
    • Штольни

    Гора Шелудивая

    Вид на гору Шелудивая

    Также входит в состав Пятигорья и тоже является палеовулканической по своему составу. Расположена недалеко от Пятигорска, у ее подножия находится город Лермонтов. Ее высота составляет 874 метра, площадь в 93 Га.

    До застройки города Лермонтова на северном склоне и создания карьера, где добывается бештаунит, на южном – эта гора производила весьма величественное впечатление благодаря внешнему сходству с пирамидой. Благодаря своему составу, гора представляет особый научный интерес.

    Свое название гора получила благодаря скальным образованиям и осыпям, расположенным на ее склонах. Раньше она именовалась «Зеленой», однако в настоящее время растительности на ее поверхности стало заметно меньше.

    Храмы и Соборы

    Не меньшего внимания среди достопримечательностей города Минеральные Воды достойны и известные церковные сооружения:

    • Церковь Николая Чудотворца
    • Собор Покрова Пресвятой Богородицы

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы

    Возведение Собора происходило в 1990-1997 годах. Ранее на этом месте уже был построен храм. Его первый настоятель – Протасий Львов. Он был похоронен тут же, за алтарной частью храма. Однако в 30-е годы Покровский Собор был закрыт и уничтожен, весь камень был отправлен на строительство, а на этом месте организован сквер и установлен памятник Сталину.

    Только в декабре 1990 года вновь освятили оскверненное место, поставили крест на месте основания и за короткие сроки построили новый Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

    Особо можно отметить звонницу. 8 колоколов создают чистые и светлые переливы. Сам же храм достаточно простой, но при этом величественный.

    Церковь Николая Чудотворца

    Храм Николая Чудотворца

    Освящен храм был в 1950 году. С того же времени первоначальный вид не был изменен. Церковь отличается своей скромностью, росписи немногочисленны.

    Изначально же храм освятили в честь Покрова Богородицы, однако после восстановления собора в 1997 году, провели повторное освещение уже в Церковь Николая Чудотворца.

    Одной из самых уникальных особенностей церкви является икона «Скоропослушница», которую написали афонские монахи.

    Исторические памятники, здания, музеи

    Городской вокзал

    Железнодорожный вокзал

    Минеральные воды – один из крупнейших транспортных узлов, железнодорожная станция – является важной частью Северо-Кавказского пути, а сам вокзал расположен в черте города, что помогает свободно добраться до отеля.

    Однако помимо функционального назначения, здание вокзала является еще и уникальным архитектурным сооружением. Выполненный в стиле барокко, окруженный рядом колонн, с установленной статуей у главного входа – вокзал производит впечатление поистине монументального сооружения.

    Очень хорошо продумано и внутреннее содержание. Здесь могут с комфортом разместиться около 1500 человек, при этом расположены два зала ожидания, имеются кафе, туалеты, сувенирные киоски и медицинский пункт.

    Если Вас вдохновляют горы, то обзор самых высоких горных вершин России несомненно придется по душе, где Вы обязательно найдете захватывающие варианты отдыха и приключений в нашей стране.

    Планируя поездку по Югу России не забудьте поставить в свой график достопримечательности Сочи, которые подробно описаны в этой статье. Прогулка по дендрарию и паркам города оставит большое впечатление, даже если Вы заедите в Сочи всего на один день.

    Скульптура «Орёл»

    Символ Кавказских Минеральных вод — «Орёл, убивающий змею»

    В начале XX века на горе Горячевой была установлена историческая скульптура орла, терзающего змею. Змея символизирует заболевания, а орел – лечебную силу минеральных источников. С тех пор это сооружение стало настоящим символом Кавказских Минеральных вод и даже было запечатлено на гербе.

    Находится эта скульптура в Нагорном парке. Некогда в этом месте был источник минеральных вод, и располагались Александровские ванны, названные так в честь императора.

    Сегодня ее изображение дублируется в сувенирной продукции, а возле самого сооружения в любую погоду можно найти туристов.

    Краеведческий музей

    Краеведческий музей Минеральных Вод

    Основан в 1999 году. В музее расположены несколько отделов, каждый из которых посвящен определенной теме. Особого внимания заслуживает зал, посвященный жизни и творчеству писателя А.П. Бибикова.

    В фонде музея содержится большое количество экспонатов, существуют выставки, посвященные военной тематике и героям Великой Отечественной. Также множество археологических и палеонтологических находок.

    Музей авиационной техники

    Экспонаты музея авиационной техники

    Недалеко от аэропорта города Минеральные Воды расположен Авиационный музей. Тут же находится и авиаремонтный завод, на территории которого выставлено несколько экспонатов музея. Это достаточно уникальные модели. Например, Вертолеты МИ-1 и МИ-8.

    Однако прежде чем посетить этот музей, нужно предварительно договориться с администрацией.

    Домик писателя Бибика

    Дом писателя Бибика А.П.

    Сам музей расположен в доме, в котором некогда жил писатель. Он прожил в Минеральных водах последние 20 лет своей жизни и здесь же ее завершил. Алексей Павлович Бибик продолжал писать до самой своей смерти, завершая свое крупное произведение «У широкой дороги».

    Открыт музей был в конце XX века. Он посвящен жизни писателя, в доме выставлены как личные вещи, так и творческие инструменты, черновики и книги. Общий интерьер сохранен в том же виде, в котором его видел сам писатель. Помимо этого, среди экспонатов есть картины П.М.Гречишкина, которые он подарил А.П.Бибику.

    Терский конный завод

    Вход в Терский конный завод

    В 1889 году был основан завод по разведению племенных арабских лошадей графом Строгановым. С приходом социализма завод был закрыт. К счастью, остался сохраненным дом, где жил граф.

    Позже, в 1921 году Буденным был создан Терский конный завод, предназначенный для укрепления кавалерии. Был он так назван в честь Терского казачьего полка, а лошади, которые разводились на том заводе, предназначались для офицерского состава.

    Изначально планировалось разведение стрелецких лошадей, но их поголовье оказалось недостаточным. Поэтому были завезена арабская порода и по сей день она считается элитной, продаваясь на аукционах мира.

    Сегодня же существует возможность проведения конных прогулок, лошадь можно взять напрокат.

    Мемориал «Огонь Вечной Славы»

    Мемориал в память о героях Великой Отечественной войны «Огонь Вечной Славы»

    В 1942 году город Минеральные воды был оккупирован нацистами. Немецкая оккупация продлилась 5 месяцев. Здесь расположен крупный транспортный узел, поэтому город был важным стратегическим пунктом.

    В 1976 году в честь 30-летия победы был установлен Огонь Вечной Славы в честь героев, защищавших родную землю. Двойные пилоны, на которых расположены барельефы образуют пятиугольник, в центре находится камень, символизирующий нерушимость и стойкость Кавказа.

    Памятник танкистам

    Легендарный танк на постаменте

    На берегу реки Джемуха расположен установленный в 1965 году памятник танкистам. Он представляет собой танк, расположенный на каменном возвышении. На пьедестале же находится мемориал с выгравированными на нем именами танкистов, погибших во время оккупации.

    Фильм о городе Минеральные Воды

    Посмотрев видео, Вы узнаете о городе ещё много интересного.

    Похожие статьи

    liketotravel.ru

    История разрушения горы Кинжал в окрестностях города Минеральные Воды: and_stav — LiveJournal

    Пожалуй, каждый ставрополец побывал в регионе Кавказских Минеральных Вод. Заезжая в регион невозможно не заметить гору Кинжал, вернее то, что от неё осталось. По какой причине разрушили гору?


    Сохранилась легенда о том, что гора Кинжал в окрестностях города Минеральные Воды была намеренно разрушена по причине того, что в неё ударился самолёт, заходивший на посадку. Времени и причин падения никто объяснить не мог. Особо рьяные «исследователи» планировали отправиться на поиски обломков самолёта, которые обязательно должны были где-то лежать.

    Однако «не бывает дыма без огня». Легенда про авиакатастрофу не могла появиться на пустом месте. В советское время не было принято говорить о происшествиях, вследствие чего, вряд ли кто вспомнит о том, что в небе над Минеральными Водами авиационная драма происходила дважды.

    Последние декабрьские дни 1961 г. в северокавказском регионе были обусловлены неблагоприятными погодными условиями – многие аэропорты региона были закрыты. Самолёт Ил-18В (бортовой номер CCCP-75757) армянской отдельной авиагруппы ГВФ, следовавший маршрутом Москва (Внуково)-Ереван был вынужден сесть в аэропорту Тбилиси. К вечеру 31 декабря был открыт аэропорт в Минеральных Водах. К этому моменту в тбилисском аэропорту скопилось более полутысячи пассажиров. Грузинское управление Гражданского воздушного флота обращается в Армянский отдельный отряд авиагруппы с просьбой использования двух простаивающих самолётов Ил-18 для организации дополнительных рейсов в Минеральные Воды. Последовал отказ. Узнав, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, следует согласие на просьбу Тбилиси.

    О посадке на борт 75757 не сообщалось, однако пассажиры, желавшие успеть к Новому году, начали штурм самолёта. На посадке не вёлся учёт пассажиров, трап пришлось отгонять с ещё стоящими на нём пассажирами. После выяснилось, что на борт не успели сесть да члена экипажа – бортмеханик и стюардесса. Для них была спущена приставная лестница, по которой они вместе с несколькими пассажирами поднялись на борт.

    В 16 ч 55 мин. борт 75757 вылетел из Тбилиси. Пилотировал его экипаж, состоящий из командира А. Б. Оганесяна, второго пилота А. Н. Шабоняна, штурмана В. Г. Шахбазяна, бортмеханика Г. Г. Будурова, бортрадиста Р. А. Мхитаряна и бортрадиста-стажера Г. К. Никогосяна. В салоне работали стюардессы, А. О. Шахатуни, А. М. Проскурина и М. Х. Астатрян. Самолёт, рассчитанный на 84 посадочных места, был заполнен 110 пассажирами, 26 из которых стояли или сидели в проходах, а также занимали гардероб и буфет. Из-за перегруза была нарушена задняя центровка самолёта.

    В это время небо над аэропортом было полностью затянуто облаками с нижней границей 120 метров, горизонтальная видимость составляла 2000 метров и шёл слабый снег. После выхода из четвёртого разворота (на предпосадочную прямую), самолёт был в 20 километрах от аэропорта, при этом отклонившись вправо от курса на 800-900 метров. Когда расстояние до полосы сократилось до 8 километров, диспетчер ПРЛ вывел их на посадочный курс, благодаря чему ДПРМ (в 3850 метрах от полосы) самолёт прошёл по посадочному курсу 117° и на высоте 250 метров, то есть на глиссаде. Но после этого диспетчер спросил у пилотов, видят ли они огни старта. Ответ был отрицательным, в связи с чем экипаж принял решение уходить на второй круг. При заходе на второй круг Ил-18 значительно отклонился вправо. В 17:58 летящий на высоте 90 метров относительно аэропорта самолёт врезался в лесистый склон холма в трёх километрах юго-западнее аэропорта. Самолёт пронесся по лесу около 280 метров, затем его развернуло влево и он загорелся.

    В катастрофе погибли бортрадист-стажёр (Никогосян), стюардесса (Шахатуни) и 30 пассажиров. Причиной катастрофы стало нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа.

    Во вторник 15 февраля 1977 года другой самолёт компании Аэрофлот Ил-18В с бортовым номером CCCP-75520 потерпел крушение близ аэропорта Минеральных Вод.

    В этот день самолёт выполнял рейс № 5003 Ташкент-Нукус-Минеральные Воды. Пилотировал его экипаж из 203 лётного отряда, состоящий из командира Н. А. Коноваленко, второго пилота Б. В. Полякова, штурмана А. П. Вишневецкого и бортмеханика Н. И. Сорокина. В салоне работали бортпроводники Ю. Р. Коновалов и Н. К. Богапова.

    В 20:19 московского времени (22:19 местного времени) Ил-18 вылетел из аэропорта Нукус. На его борту находились 92 пассажира — 88 взрослых и 4 ребёнка. В Минеральных Водах небо в это время было затянуто слоистой облачностью с нижней границей менее 100 метров, был туман и гололёд, а видимость составляла от 1020 до 1180 метров.

    Самолёт заходил на посадку по курсу 117°. При выходе на предпосадочную прямую экипаж полностью выпустил закрылки и снизил скорость с 290 до 260 км/ч. Поначалу всё проходило в норме, но при пролёте БПРМ, экипаж сосредоточился на поиске земных ориентиров и отвлёкся от приборов, в связи с чем не заметил, что самолёт начало уводить вправо. В 1,5 километрах от полосы Ил-18 отклонился вправо уже на 20 метров, поэтому пилоты изменили курс до 127°, но не успели вовремя ликвидировать крен, поэтому самолёт оказался уже в 80—100 метрах левее оси. В такой ситуации командир принял решение прекратить заход на посадку и уходить на второй круг.

    Но вместо набора высоты 300 метров по прямой, самолёт в 80—90 метрах над землёй начал выполнять правый разворот, при этом теряя высоту. С выключенными фарами и с правым креном 10—30° Ил-18 пролетел по курсу 102° над перроном, зданием АТБ и складом ГСМ при этом поворачивая вправо.

    Пилотам удалось прекратить этот поворот, и они попытались набрать высоту, но в 23:17:44 летя со скоростью 285 км/ч по курсу 216° и с левым креном 5-8°, самолёт ударился о землю левым крылом в 2 километрах южнее полосы. От удара стойки шасси выпали из ниш, после чего левая тут же сломалась. Катясь по земле на правой стойке, Ил-18 начало разворачивать вправо, а через 380 метров он под прямым углом врезался левым крылом о насыпь однопутной железной дороги, перелетел её и упал на землю, после чего разрушился и загорелся. Обломки разбросало по территории 440 на 40 метров. В катастрофе погибли командир (Коваленко) и 76 пассажиров, в том числе 3 ребёнка.

    Такую информацию нам сообщают специализированные сайты об авиационных происшествиях russianplanes.net и airdisaster.ru. Благодаря этой информации становится ясна история образования легенды про гору Кинжал и самолёты. Данные о холме в трёх километрах юго-западнее аэропорта, о который разбился борт 75757, породили легенду о крушении самолёта на склонах горы Кинжал. Наверняка первой «ласточкой» в порождении легенд стали скупые заметки о происшествии в местной прессе, которое трудно было скрыть от местного населения.

    В 2004 году в газете «Ставропольская правда» вышла небольшая статья под названием «Кинжал взывает к искуплению». Кроме планов рекультивации, в ней приводились воспоминания участников работы карьера на горе Кинжал. Вот фрагмент этой статьи: «– В 1956 году, когда мне было семь лет, мы с мальчишками решили залезть на вершину, – рассказывает Азрет Абдрахманов. – С восточной стороны гору уже начали разрушать, но с западной она еще была доступна. Из всей компании до макушки добрался я один. Почти полвека прошло, а до сих пор отчетливо вижу: ровная, будто полированная, площадка в диаметре чуть более метра. Подняться на ноги побоялся. Ползком прополз по ней и стал спускаться.

    Житель Канглов Байрамали Абсалемов от первого до последнего дня был не только свидетелем разрушения Кинжал-горы, но и, увы, активным его участником.

    – В 49-м, когда я служил в армии, геологоразведчики пробурили в Кинжале штольню, – вспоминает аксакал. – Но промышленных запасов урана не нашли. Когда ушли геологи, появились дорожники. Вокруг скалы были огромные естественные отвалы щебня. Мостоотряд поставил экскаваторы и несколько лет почти без затрат черпал дармовой материал. Там-то я и начал работать.

    Отвалы выбрали, а камень требовался еще и еще. И тогда приняли решение взрывать скалу. С восточной стороны пробили штольню длиной метров 40, по обе стороны от нее выдолбили рукава. И забузовали туда – верите ли! – 48 тонн взрывчатки. Как рванули – в Канглах все дома полопались. Но зато и камня осыпалось! Одни говорили 50 тысяч тонн, другие – 100 тысяч…

    Убедившись, что основная скала Кинжала состоит из камня высочайшего качества – марка 1200, почти без слюды, – организовали здесь мощнейший карьер Пятигорского карьероуправления. Камнедробилки, огромные экскаваторы, самосвалы… Байрамали поставили сначала бригадиром, затем мастером. А после того, как отучился на курсах в Москве, Абсалемов 32 года фактически руководил карьером: то в должности старшего мастера, то в должности начальника. Сегодня Байрамали Ясенович работает на Кинжале лесником Бештаугорского лесничества». По тексту не сложно понять, что гора начала уничтожаться значительно раньше произошедших катастроф.

    Известный минераловодский краевед В.Б. Гриценко в своих краеведческих исследованиях вопрос разрушения горы обходит осторожно. Только лишь в статье про Кумагорск в своей книге «История земли минераловодской» он указывает, что разрушение горы началось в 1952 г. В замечательной книге ставропольского краеведа В.Г. Гниловского «Занимательное краеведение», выпуска 1954 г. представлено фото Кинжала ещё с вершиной, но уже со значительным карьером у его подножия. Во втором издании этой книги была представлена эта же фотография, хотя горы в том виде уже не существовало.

    До нас дошло всего несколько фотографий горы Кинжал, когда она ещё была горой. Изначальная её высота, 506 метров, была утрачена. Точная современная высота горы неизвестна, так как специальных знаков триангуляции на ней не установлено. Нет указаний на её современную вершину. Каменное тело Кинжала практически полностью утрачено.

    Как бы оно не было, гора не была виновна в чём-либо. Ей просто не повезло. Человек доказал, что ему под силу «свернуть горы», а вот смелости признать вину – не хватило.

    При подготовке поста использованы материалы с сайта «О Кавказе.ру» http://www.okavkaze.ru/forum/viewtopic.php?t=834

    and-stav.livejournal.com

    КМВ. Бештау, или Пятигорье.: varandej — LiveJournal

    Если стержень КавМинВод — показанная в прошлой части железная дорога, то центр — Бештау,  название которой можно перевести как Пятигора. Вообще, число 5 на КМВ какое-то особенное: у Бештау 5 вершин, 4 горы-спутника (Шелудивая, Тупая, Острая и Медовая) и 4 горы-соседа — Машук, Змейка, Железная и Развалка, и эта «пятёрка в пятёрке в пятёрке» образует центр всей россыпи 17 одиноких гор КМВ. Ещё здесь 5 исторических городов, крупнейшим из которых является Пятигорск, в черте которого 5 железнодорожных станций… Думаю, немало тут можно найти и других «пятёрок», поэтому не случайно одно из названий района КМВ, и даже всей прилегающей части Кавказа — Пятигорье.

    Горы КМВ — это лакколиты, то есть лавовые купола, выдавившиеся из мантии миллионы лет назад. Бештау — самая крупная (8 километров в поперечнике) и высокая из них (1401м). Но я не полез ни на одну из её вершин, ограничившись походом по склонам из Пятигорска в Железноводск. А по дороге — урановые рудники, Второ-Афонский монастырь, город Лермонтов, красивейшие Орлиные скалы и тёплый апрельский лес.

    Первый раз увидев Бештау издалека, я подумал, что она мне окажется не по зубам, но на самом деле за день взойти на центральную вершину и вернуться обратно не так уж сложно. Тем более гору пересекают многочисленные дороги, и на неё есть несколько удобных подъёмов. Самый простой — от станции Лермонтовская (см. прошлую часть), окрестности которой мне напомнили декорации к сценам бандитских разборок из кино 1990-х. Дело в том, что здесь находится крупнейший на Северном Кавказе авторынок, обслуживающий в первую очередь республики, где автодиллеры что-то открывают очень неохотно. На заднем плане — Машук, безошибочно опознающийся по телевышке:

    2.

    Слева за авторынком с его снующими уже с утра сомнительными личностями русской и кавказской внешности, и начинается дорога на Бештау. Впереди вершины Два Брата (1124), Большой Бештау (1401) и Козьи скалы (1157), а на заглавном кадре виде с противоположной стороны — Козьи скалы, Большой Бештау и Малый Бештау (1254), скрывающий за собой Лохматую гору (1180). Первые километры дорога идёт через малоприятную местность с бетонными заборами и руинами какой-то индустрии:

    3.

    По левую руку — Пятигорск. Садовые товарищества у озера Ивушка, многоэтажки района с поэтичным названием Белая Ромашка (по дореволюционным туберкулёзному санаторию — в те времена этот цветок был символом борьбы с чахоткой), длинный лес Дубровка на Бритой горе (так как половина её лысая) и самые дальние из 17 гор Юца (973) и Джуца (1190), за которыми виднеется Кавказ.

    4.

    А вот центр Пятигорска отсюда не виден — он у подножья Машука:

    5.

    Но вот из цветущих кустов у подножья Козьих скал появляется старая промышленная заброшка. Это «посёлок №1» — ни что иное, как остатки обогатительной фабрики урановых рудников, весьма неожиданных в курортном районе.

    6.

    Здешние лакколиты состоят из довольно чпецифических пород — я уже писал в одной из прошлых частей про бештаунит — твёрдый и коррозиостойкий камень, использующийся в технике. А ещё тут есть давидиты и лермонтовиты — ураново-цериевая руда. В наступившей Холодной войне СССР остро нуждался в уране — сырье для атомных боеголовок, и добывал его где мог — несколько месяцев назад я уже показывал первый советский урановый рудник в Майлуу-Суу (Киргизия). Бештаугорский уран был известен с 1930-х годов, «посёлок №1» построили в 1949-53, а добыча на нём велась до 1976 года. По аналогии с тем же Майлуу-Суу, скорее всего уцелевшее здание было заводской электростанцией — саму обогатительную фарику должны были снести как «грязную».

    7.

    Говорят, Бештау вся изрыта штольнями, образующими крупнейшую в России систему катакомб длиной по разным данным от 160 до 230 километров. Входы в штольни отмечены на викимапии, а вот заметки побывавшего внутри них человека.

    8.

    Коенечно же, уран не мог не породить традиционных страшилок: якобы, и фон на горе что в Чернобыле, и грибы тут растут гигантские, местные такие никогда не купят, а вот незадачливых туристов ушлые грибники травят. И работали де в этих рудниках заключённые и там же похоронены… Короче, не берусь судить о достоверности слухов. Бештау — место и без всякой радиации замороченное. И сходить на него можно несколько раз — например, на склоне Большого Бештау есть так называемый Храм Солнца, который многие считают скифским мегалитом (в чём я, признаться, сильно сомневаюсь). Но я взял курс к подножью вершины Два Брата — и подозреваю, названией этой горе дали вон те два останца на её «фасаде»:

    9.

    Примерно в 4 километрах от станции Лермонтовской подъём закончился — я вышел на построенную в 1927 году кольцевую дорогу, опоясывающую на хорошей высоте все 5 вершин. Она сама проходит примерно на одном уровне, то поднимаясь, то опускаясь, и я свернул налево, направившись по часовой стрелке:

    10.

    Вдоль дороги — лес, склон с обеих сторон, обилие цветов и камней. На некоторых камнях — библейские цитаты: асфалтированная часть дороги ведёт из Пятигорска во Второ-Афонский монастырь, до которого, впрочем, ещё несколько километров.

    11.

    Порой тёплый лес на склоне расступается, открывая панораму Пятигорска.

    12.

    Вдали уже знакомые Юца и Джуца, а прямо у подножья низенькая Сосновая горка, также похожая на лакколит.

    13.

    Широкое поле и сталинка с башней — это не заброшенный терминал старого аэропорта, а основанный в 1885 году ипподром у станции Скачки — один из двух в России федерального значения, наряду с московским.

    14.

    А вдали пламенеют кавказские пики, которые я даже не буду пытаться опознавать, но судя по всему это Кабардино-Балкария, восточнее Эльбруса. Сама высшая точка России в этот день была не видна за лежащими на её склонах тучами, но в другие дни маячила на заднем плане не раз.

    15.

    За спиной — гора Два Брата:

    16.

    А вдали вырисовывается абрис Верблюд-горы (885м) — самая западная из 17 лакколитов, она первой появляется в поле зрения по дороге из Ставрополя. На склонах же, как видите, много машин — Бештау популярна и у курортников, и у местных, а видел тут даже джип с номерами Южной Осетии.

    17.

    Продолжаем путь к монастырю — на самом деле я шёл долго, часа полтора, за каждым поворотом надеясь увидеть храмы. Вот на этой скале собираются воссоздать икону, украшавшую обрыв до революции:

    18.

    Пока же только вот такая мемориальная доска  — наверное, разбился об эту скалу на автомобиле:

    18а.

    Чуть дальше у дороги — крест на скале:

    19.

    И наконец сам Второ-Афонский монастырь возникает на фоне Большого Бештау — как странно и вместе с тем органично русская церковь смотрится в горах! Это храм Георгия Победоносца (1999), а вот цилиндрическая постройка — такой оригинальный братский корпус:

    20.

    Монастырь основали в 1904 году двое монахов из греческого Афона, и так как Новоафонский монастырь на Кавказе был уже 30 лет как, назвали Второ-Афонским. В те времена он был известен своим строгим уставом и верностью традициям, поэтому очень быстро снискал в век модернизма и обновленчества славу оплота подлинного православия. В 1927 году Второй Афон закрыли, и постепенно разрушили — вот так выглядел его Успенский храм (1906):

    20а.

    В новой церкви хотят, видимо, обыграть греческие мотивы, и в целом я бы сказал, что возрождённый в 1997-2001 годах второй Второ-Афонский монастырь в архитектурном плане интереснее первого:

    21.

    Вот например церковь под открытым небом — говорят, хотели строить новый собор здесь, но отказались от идеи из-за угрозы оползней:

    22.

    Ещё тут где-то есть дерево-звонница, которое я не нашёл или не приметил, а вот с этого креста в 1997 году началось возрождение обители:

    23.

    За монастырём асфальт на кольцевой дороге закончился, и ещё через пару километров она вывела меня на склон Лохматой горы — самой невзрачной из 5 вершин Бештау:

    24.

    Внизу — Шелудивая гора (874), неожиданно красивая для такого гадостного названия. А ещё — редчайшее в России место, с которого видно сразу 3 города: левее Шелудивки — Пятигорск, правее — Лермонтов, а на заднем плане — Ессентуки.

    25.

    Пробив дымку ультразумом, можно увидеть ессентукские многоэтажки — жилые дома и санатории, среди них Пантелеймоновский собор (1888-96), а вдали одинокий белый храм Георгиевского женского монастыря на горе Дубровка (1999).

    26.

    Лермонтов  — самый молодой (1955), самый маленький (22 тыс. жителей) и самый малоизвестный город КМВ, спрятанный от посторонних глаз между гор в тупике грузовой железной дороги. Кажется, это единственный в России город, названный в честь сумрачного поэта. Как несложно догадаться, он был основан именно как центр уранодобычи (месторождение также называлось Лермонтовским), причём «посёлок №2» у подножья Бык-горы проработал до 1990-х годов и вроде как до сих пор не снесён.

    27.

    Вдалеке видна ТЭЦ с парой градирен, но куда важнее мелкие промышленные постройки перед ней — это «гидрометаллургический завод», как в советское время конспиративно называли ураноперерабатывающие предприятия. Отсюда и завод «Импульс» в Пятигорске, выпускающий дозиметры и средства радиозащиты. В общем, такая вот потаённая грань КМВ.

    28.

    А правее — следующие горы: Острая (872м) — «гора-спутник» Бештау, а вдалеке уже знакомая Верблюд-гора и Бык-гора (817м), у подножья которой и стоит «Посёлок №2».

    29.

    Между Быком и Верблюдом несколько разросшихся до размеров сёл (от 100 до 1000 человек) хуторов — Быкогорка, Верблюдогорка, Порт-Артур, Калаборка, примечательные ещё и тем, что около половины их населения — греки. Этнические вкрапления — также малоизвестная грань КМВ (кроме вездесущих армян и выходцев из соседних республик): немецко-шотландское Иноземцево, ногайские Канглы (см. позапрошлую часть)… ну а про местных греков подробнее расскажу в Ессентуках.

    30.

    Ещё поворот — и дорога уводит в лес. Птицы поют так, что начинают уставать уши — кажется, заглушили бы шум машин. По дороге то велосипедист проедет, то машина, то квадроцикл, то пройдёт бодрый пенсионер с посохом, то пара праздных курортников. Одно из деревьев зачем-то одели в стринги:

    31.

    Поляна у подножья Малого Бештау, где я сделал привал. За деревьями темнеет следующая цель — Орлиные скалы:

    32.

    К ним я и пошёл, подобрав с земли посох покрепче — подъём по довольно неприятной сыпучей тропе. С Орлиными скалами вроде бы не связано никаких легенд — просто главный их утёс напоминает сидящего орла, особенно с других ракурсов.

    33.

    На прошлом кадре видите расщелину между «орлом» и одиноким столбом чуть правее? Туда я и направился:

    34.

    Вид из расщелины на Шелудивую гору и три города близ неё:

    35.

    Вид вперёд — как видите, я тут не один, по утёсу увлечённо лазили целых две семьи — мужья-жёны и мальчишки лет 10-12. Думаю, в будни на Бештау не столь многолюдно, тем более я тут был не просто в воскресение, а на Пасху.

    36.

    За очередным поворотом — пропасть, а между скал виден Железноводск:

    37.

    На «голову орла» оказалось не так уж сложно залезть — крутые повороты на тропе снабжены даже импровизированным поручнем:

    38.

    А круглая площадка наверху разом напомнила мне о месте дуэли Печорина с Мартыновым Грушницким и той скале, куда залез под крики «Отдай колбасу!» отец Фёдор — не являясь ни тем, ни другим, она служит идеальным образом Предкавказья в воображении русского писателя.

    39.

    Вершина скалы с небольшим гротом:

    40.

    И вид сквозь этот грот:

    41.

    Ближе горы Острая и Тупая (767м, также Кабанка), дальше — Бык и Верблюд. В кадре снова два города — слева Лермонтов, справа Железноводск. А внизу не воинская часть (как я подумал), а огромный заброшенный пионерлагерь «Орлиный скалы»:

    42.

    Правее — другой интересный горный квинтет. Слева — Тупая и Бык, справа — нависающие над Железноводском Железная (853, ближе) и Развалка (926, дальше), а посредине — Медовая гора (725м), последняя из «спутников» Бештау:

    43.

    Она же на фоне некурортной части Железноводска:

    44.

    Железноводск — город маленький (24 тыс. жителей), но устроен весьма интересно. Его центр и курортная часть — в узкой (менее километра) долине между Бештау и Железной, а основная часть жилых районов — на равнине восточнее, и такая обособленность курортной зоны придаёт ему камерности.

    45.

    Важнейшие достопримечательности — внизу слева ванны Островского (1893) у вокзала, вверху слева — дворец Бухарского эмира (1912, действительно по сути личный санаторий, который построил себе здесь правитель вассальной Бухары), справа вверху — Пушкинская галерея (1901, курзал), ну а внизу местная администрация.

    46.

    Левее — Покровская церковь, устроенная в 1996 году в здании Новый ванн (1912), а домик с башенкой внизу — на привокзальной площади:

    47.

    И в общем, я решил идти в Железноводск. Но для начала надо было спуститься. и вот тут я сильно сглупил — со скал слез без проблем, а дальше решил не ходить обратно, а поискать какую-нибудь тропу. Тропы правда были, но вели все вверх, а я был усталый и пошёл по той, что шла под уклон. Она в итоге растворилась у довольно крутого склона, по которому, через камни, опавшие листья и цветущие травы я решил спускаться. Спуск получился не то чтобы опасным, но занудным и тяжёлым. В одном месте я ухватился за толстую сухую ветку, она отломилась и прямо в руке с порядочной скоростью по инерции прилетела мне в глаз. Я каким-то чудом успел зажмуриться, но удар получился такой, что в голове отдалось натуральное эхо. Не столько от боли, сколько от испуга я взвыл и понял, что боюсь открывать глаза — а вдруг я теперь кривой?! Но таки открыл, и оказалось, что вижу всё как видел раньше, только «слепое пятно» держалось ещё минут 20. Позже я обнаружил, что от удара не осталось ни синяка, ни даже кровоизлияния, хотя побаливал где-то внутри глаз ещё пару недель. В общем, никак не могу отвыкнуть от мысли, что все опасноти от людей… однако впервые в Дороге в глаз получил не от гопника какого, а от дерева. Вскоре я вновь вышел на цветущую людную Кольцевую дорогу:

    48.

    И свернул у прямого спуска на Железноводск, до которого под горку ещё 2-3 километра:

    49.

    Дворец Бухарского эмира и советские постройки санатория имени Тельмана. Кажется, первый раз прошёл пешком из  города в город (кроме моих периодических прогулок из дома в соседние Люберцы):

    50.

    Дорога вывела меня к вокзалу вот за этими деревьями. Кстати, как поправил меня Сергей Болашенко, и я понял, что сам неверно прочитал объявления, поезда с него теперь вообще не ходят и линия скорее всего будет разобрана, а 6 рейсов в день было как раз-таки до весенней отмены.

    51.

    В Железноводске я около часа сидел в отвратительнейшем псевдо-кавказском ресторанчике у вокзала — отдыхал за порцией пружинившего, как резина, джиз-быза — прошёл я всего километров 15, но по горам да по скалам это как все 30 по равнине. Но про Железноводск — позже, а в следующих двух частях покажу Ессентуки, бывшие на КМВ моей «базой» и первым осмотренным городом из курортной четвёрки.

    ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
    Обзор и оглавление.
    Сарай-Бату и село Селитренное.
    Астрахань.
    Астраханский кремль.
    Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
    Город Народов. От немцев до дагестанцев.
    Волга и её дары.
    Дворы и трущобы.
    Центр. Советская улица и Братский сад.
    Центр. От Белого города до Больших Исад.
    Коса. Между кремлём и Волгой.
    Вокруг центра по набережным.
    Махалля. Южные слободы.
    Селение. Северные слободы.
    Правобережье.
    Калмыкия.
    Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
    Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
    Элиста. Два хурула и вокзал.
    Элиста. Центр.
    Элиста. Сити-Чесс и мемориал «Исход и Возвращение».
    Ставрополь.
    Площадь, музей и общий колорит.
    Губернский город.
    Вокзалы и парки.
    Кавказские Минеральные Воды.
    Минеральные Воды и Иноземцево.
    Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
    Бештау. Центр КМВ.
    Ессентуки. Город.
    Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
    Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
    Железноводск. Город.
    Железноводск. Курортный парк.
    Пятигорск. Проспект Кирова.
    Пятигорск. По центру.
    Пятигорск. Подножье Машука.
    Пятигорск. Машук.
    Пятигорск. Окраины и предместья.
    Кисловодск. Центр.
    Кисловодск. Непарадное.
    Кисловодск. Курортное.
    Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.

    varandej.livejournal.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о