Какие соборы есть в москве – Церкви, соборы и храмы Москвы

Содержание

Самые красивые храмы Москвы, фото и описание лучших соборов

Таинственные небольшие церквушки и огромные храмовые комплексы, соборы с взмывающими ввысь горящими золотом куполами, исторически ценные скромные монастыри – все религиозные сооружения Москвы считаются уникальным богатством страны. Они входят в перечень основных достопримечательностей столицы и привлекают внимание туристов. Красивые храмы Москвы имеют неоценимее значение для людей, которые с почтением относятся к древности и проявляют интерес к истории русского православия.

Благовещенский собор

Адрес: ул. Дворцовая, 1в

Это без сомнения самый почитаемый храм Москвы. Старинное православное строение, возведенное во второй половине XIV века, считалось домовым храмом представителей царской семьи: здесь крестили, венчали и отпевали членов правящей династии. Первую деревянную церквушку построил сын Дмитрия Донского прямо около входа в дом, где проживало семейство царя, и лишь через столетие, по велению Ивана III на этом месте возвели собор из камня. Росписью стен занимались известнейшие русские умельцы: Андрей Рублев и Феофан Грек. Благодаря их мастерству, внутренне убранство собора поражает великолепием ликов святых.

Благовещенский собор с белыми стенами и золотыми куполами расположен на юго-западе Соборной площади и является частью достойного восхищения архитектурного ансамбля. По старинному обычаю в день Благовещения с крыльца выпускали на волю птиц – и сегодня эта традиция не упразднена.

Московская Соборная мечеть

Адрес: пер. Выползов, 7

Лазурные купола с золотыми полумесяцами и высокие минареты не заметить сложно. В Выползовом переулке находится красивейшая Московская Соборная мечеть, которую считают главным мусульманским религиозным местом в столице. Даже в период глобального уничтожения церквей и храмов ее не тронули власти – она имела международный статус, ведь сюда постоянно приезжали главы государств Ближнего Востока. В СССР именно это религиозное учреждение стало единственным исламским храмом в городе.

Здание мечети возвели в 1904 году. Однако к началу XXI века оно очень обветшало, несущие конструкции износились и находились в аварийном состоянии. В 2011 году мусульманский храм полностью разобрали и из новых материалов возвели огромный классический собор с минаретами и интерьером, выполненном в византийском стиле и традиционных для ислама колерах: изумрудном, голубом, белом, зеленом. От старинного сооружения здесь остались лишь некоторые элементы фасада, а купола украшены старыми золотыми полумесяцами.

Специально приглашенные художники из Турции, используя арабскую вязь, расписали внутреннюю часть главного купола аятами из Корана. Здесь регулярно проводятся торжественные богослужения при участии известнейших имамов России.

До Московской Соборной мечети удобно добираться от станции метро Проспект мира. Вход бесплатный.

Храм Василия Блаженного

Адрес: Красная площадь, 2

Его зовут чудом света, он занимает лидирующую позицию в списке основных столичных достопримечательностей. Покровский собор, представляющий совокупность 8 церковных престолов, сгруппированных у престола Покрова Божьей Матери, возвели в XVI веке по велению Ивана IV, ознаменовав этим взятие Казани. До XVII столетия назывался Троицким, а после достройки десятой церкви, освященной именем святого Василия Блаженного, был переименован.

Историками не разгадана загадка цветовой палитры куполов Небесного Иерусалима. Предполагают, что выбор цвета был связан со снами праведника Андрея Юродивого, которому привиделось, что вершины должны быть украшены «златовидною листвою, цветением и плодами».

К 350-летней годовщине со дня закладки храмовые стены были расписаны. Здесь 2 стороны демонстрируют отрывки из жития святого, выполненные масляной краской, есть старинные орнаменты и огромная икона, созданная уже в XX веке. Еще одна сторона занята образом Покрова Богоматери и значимых святых.

В XIX веке в соборе установили иконостас, сделанный согласно проекту известнейшего архитектора Павлинова. Его составляют иконы, созданные талантливыми мастерами в XVIII веке, а также более поздние работы русских иконописцев.

Храм Василия Блаженного находится недалеко от станций метро Площадь революции и Китай-город. Сюда проще всего доехать, воспользовавшись подземкой.

Крутицкое Патриаршее подворье

Адрес: 1-ый Крутицкий переулок

Это необычный храм Москвы, получивший название уникального островка древности. Первое строение в княжеском селении Крутицы на Москве-реке воздвигли в 1272 году. Со временем учреждение преобразовалось в православный монастырь для мужчин, а затем в епископскую резиденцию. Вначале 1990-х годов Крутицам присвоен почетный статус и теперь оно именуется подворьем патриарха Московского и всея Руси, а с 2001 г. здесь функционирует Синодальный отдел РПЦ, решающий дела молодежи.

Обязательно воспользуйтесь возможностью побывать на экскурсии по Крутицкому подворью. Деревянные здания, булыжная мостовая, широкие кроны фруктовых деревьев создают совершенно уникальную атмосферу. Здесь душа замирает и ждет чуда.

В состав архитектурного ансамбля Крутицкого подворья включены красивые церкви, также признанные святынями Москвы:

  • малый Успенский собор;
  • Святые ворота;
  • Храм Петра и Павла;
  • Набережная;
  • Приказные палаты;
  • колокольня.

Избежать реставрационных работ Крутицам не удалось, однако здесь художники и архитекторы постарались максимально сохранить первоначальный облик популярной достопримечательности. Попав сюда, туристам кажется, что время замерло в XIII веке, настолько древним кажется экстерьер.

Собрались на экскурсию? Тогда воспользуйтесь метро и подъезжайте на станцию Пролетарская. Отсюда следует двигаться в сторону указателя 3-ий Крутицкий переулок, а затем перейти на Симоновский вал. 1-ый Крутицкий переулок от этой улицы буквально в 50 м.

Успенский собор

Адрес: ул. Дворцовая, 16

Вплоть до XVII века белокаменный храм с оригинальными фасадами считался образцом новой архитектурной эпохи. Успенский собор был построен в XV столетии и поражал четкостью линий, строгим экстерьером и безусловным великолепием. Он стал лучшим храмом Москвы, центром культуры всей России. Здесь проводились венчания на государственную службу, возводились в сан епископы, осуществлялись торжественные молебны, провозглашались указы государя.

Внутреннее убранство Успенского собора завораживает полихромной росписью, паникадилами и древними ликами святых. Столпы заняты образами великомучеников, а на западной стене изображена иллюстрация «Страшного суда». В нижнем ряду художники изобразили вселенские соборы, а над ними – картины Жития Богородицы и Акафисты. Главы собора украшают образы Отца Небесного. Настоящим сокровищем собора считают 16-метровый многоярусный иконостас, включающий 63 икон. Его создавали в течение года по распоряжению отца Никона.

Успенский собор — часть Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посетить его можно в ходе обзорной экскурсии по Кремлю, купив единый билет, на который для школьников, студентов и пенсионеров распространяются скидки.

Чтобы добраться до Успенского собора, необходимо доехать на метро до следующих станций: Александровский сад, Боровицкая или Библиотека им.Ленина.

Церковь Николая Чудотворца

Адрес: ул. Льва Толстого, 2

Для жителей Хамовников этот храм является настоящим сокровище. С момента возведения в Хамовничьей слободе в XVII веке, которая тогда была окраиной столицы, а сегодня считается центральным районом, церковь Николая Чудотворца практически не подвергалась реконструкции. Стиль его постройки вполне типичен для посадских церквей, однако мастера многое позаимствовали и у ярославских зодчих: каменные стены с поливными изразцами ярко расписаны, впечатляет своей пестротой зеленая краска на крышах и красная в оформлении окон на фоне белых стен.

Главной святыней церкви считается чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных». Прихожане имеют возможность молиться перед ликами Николая Угодника, Иоанна Воина, святителя Алексия. Здесь ежедневно совершаются и дневные, и вечерние службы.

К московской святыне можно дойти от станции метро Парк культуры.

Новодевичий монастырь

Адрес: Проезд Новодевичий, 1

Новодевичий монастырь – впечатляющий ансамбль архитектурных памятников, появившийся на рубеже XVI-XVII веков. Этот объект, основателем которого называют князя всея Руси Василия III, внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сегодняшнего дня сохранил свой первоначальный облик. Новодевичий монастырь поражает красотой архитектуры. Сегодня здесь проходят православные службы богослужения, а также приглашают гостей залы Исторического музея.

В монастырский комплекс входят 14 зданий. Из них 8 – храмы, а 6 – постройки для хозяйственных нужд. На землях монастыря стоит шестистолпный Смоленский собор. Его стены украшают уникальные фрески XVI века, здесь же расположена икона с чудотворным ликом Одигитрии – работа евангелиста Луки. В Преображенской церкви находится резной иконостас, удивляющий тонкостью письма и росписи икон. Здесь также построена красивейшая 6-ти ярусная колокольня, окружная белокаменными балюстрадами.

Монастырь известен и своим кладбищем – Новодевичьим. Его старая часть располагается на территории, а новая – за стеной. Это настоящая достопримечательность для иностранных туристов, ведь здесь находятся могилы Ельцина, Надежды Аллулиевой, Агнии Барто, Антона Чехова, Людмилы Гурченко и множества других политических и культурных деятелей, композиторов, ученых.

Добраться до Новодевичьего монастыря можно от станции Спортивная.

Казанский собор

Адрес: ул. Никольская, 3

Какой самый знаменитый храм Москвы? Казанский Собор известен даже детям. Его постройка посвящена победному походу Пожарского и Минина на польских интервентов. Княжеское войско отправились в поход, веря в защиту и помощь Казанской Божьей Матери, и вернулось с победой. В 1625 году князь возвел церковь из дерева на собственные средства, а после пожара, уничтожившего строение дотла, приказал сотворить на ее месте каменный собор, просуществовавший до 1936 года и снесенный по распоряжению властвующих большевиков.

Лишь в начале 90-х годов XX столетия пришедшее новое правительство распорядилось возродить Казанский собор. Архитектор Олег Журин буквально воскресил былой храм, создав его точной копией разрушенного религиозного строения.

Новый Казанский собор был построен на денежные средства, которые пожертвовали православные горожане.

Сегодня Казанский собор стал одним из самых известных и величественных соборов современной Москвы. Это настоящий шедевр храмовой архитектуры. В его стенах хранится почитаемая икона Казанской Богоматери с рамкой для хранения святых мощей.

Ближайшая станция метро – Охотный ряд.

Храм Христа Спасителя

Адрес: ул. Волхонка, 15

Во время многочисленных войн лучшие церкви Москвы были разрушены либо вражескими захватчиками, либо большевиками, пришедшими к власти после революции 1918 года. Храм Христа Спасителя не исключение. В процессе сталинской реконструкции городского облика этот кафедральный собор Русской православной церкви был полностью уничтожен в 1931 году.

Современное здание возвели за 4 года в 1993-1997 годах. Это крупнейшийхрам Москвы – помещение рассчитано на 10 тысяч человек. С высоты сооружение выглядит как крест с равными сторонами, а его высота с крестом и куполом составляет 103 м. В архитектуре храма четко прослеживается стиль владимиро-суздальского зодчества. Его фасады симметричны и украшены скульптурами и декоративной резьбой из белого мрамора. Внутренняя роспись занимает 22 тыс. м2, из них 9000 покрыты позолотой.

Это любимый туристический объект иностранных туристов и место, где на все православные праздники собираются тысячи москвичей. Здесь также работает музей, экспозиция которого посвящена войне 1812 года, и открыта смотровая площадка.

До Храма Христа Спасителя удобнее всего добираться на метро. Доехать следует до станции Кропоткинская.

Церковь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 4

Этот необычный храм был возведен в Путинках в 1652 году. Его белоснежные стены и голубые купола не считаются чем-то особенным, однако немногие знают, что эта церковь является последним религиозным зданием, построенным по принципу шатрового каменного зодчества. Строительство велось по рисункам, а не по инженерным чертежам, поэтому церковь получилась столь красивой и аккуратной. Как было принято в шатровой архитектуре, три небольших декоративных шатра не связаны с внутренними помещениями. Высокая колокольня с резными проемами ярусов кажется воздушной и ажурной, а фасады всех строений украшает резьба и эстетичное каменной кружево.

Добраться до церкви Рождества Богородицы, которую сегодня считают памятником федерального значения, можно от станции метро Чеховская, Пушкинская, Тверская (по Замоскворецкой линии). Двигаться следует в направлении театра «Ленком».

Колокольня Ивана Великого

Адрес: Соборная площадь

Любое православное богослужение должен сопровождать колокольный звон. Он заставляет мирян забыть о суете и спешке, печали и тревоге, терзающих душу. После прихода к власти Советов, колокольный набат был запрещен. Колокольня Ивана Великого лишь с 1992 г. снова начала радовать православных громким перезвоном. Эта звонница вплоть до XX столетия считалась высочайшим зданием Москвы, она использовалась и как пожарная каланча, и как дозорная вышка.

Фундамент здания был заложен в XVI веке на месте церкви Иоанна Лествичника в память о почившем великом государе Иване III.Строение имело форму шестигранника, а второй ярус отведен для колоколов. В зависимости от диапазона издаваемых звуков, их делили на 3 вида:

  • красные;
  • зазвонные;
  • благовестные.

На звоннице насчитывается 34 колокола, некоторые из них отлиты еще в XVI веке из особого сплава, куда входили: мель, золото, олово и серебро.

Сегодня в звоннице для туристов открыт музей, экспозиция которого представляет историю обустройства Московского кремля. В залах регулярно выставляются передвижные коллекции. В теплое время года экскурсионные группы поднимают на смотровую площадку, расположенную на высоте 80 м, в 329 ступенях от земли.

Находится колокольня Ивана Великого на территории Кремля. Добраться до нее удобно на метро, выйдя на станциях Охотный ряд, Александровский сад или Площадь Революции.

Церковь Вознесения в Коломенском

Адрес: пр. Андропова, 39

Этот храм уже давно находится под охраной ЮНЕСКО, как объект, имеющий огромную историческую ценность. Его купола возвышаются над берегом Москвы-реки в окрестностях села Коломенское. Это достойнейший памятник русского зодчества XVI столетия, выполненный из кирпича и камня. Граненая пирамида шатра устремлена ввысь и украшена белокаменными бусами, фасады выделяются пилястрами и узенькими окошками.

Церковь Вознесения была построена в честь рождения сына Василия III Ивана IV Грозного рядом с целебным источником, который исцелял от бесплодия. Она была предназначена для посещения только членами царской семьи, поэтому внутренние помещения имеют небольшие размеры. Здесь не сохранились ни иконостас, ни настенная роспись – все, что видят люди, приехавшие на экскурсии, является восстановленным обликом, созданным по примеру других храмов.

Чтобы попасть на территорию старинной церквушки, нужно на метро доехать до станции Коломенская и пройтись пешком, либо добраться на автобусах № 701 или 263 до пункта «Музей «Коломенское»».

Храмы Москвы на фото не выглядят столь же величественно и ярко как в реальности. В них царит непередаваемая атмосфера, почувствовать которую можно лишь душой. Пребывая в столице России, обязательно посетите познавательные экскурсии по самым знаменитым церквям и соборам златоглавой Москвы, которые познакомят с неожиданными тайнами истории государства.

extraguide.ru

Самые красивые храмы в Москве: фото и описание

За многовековую историю столица обогатилась большим количеством шедевров русского православного зодчества. Они являются неотъемлемой частью духовного наследия и представляют собой историческую и архитектурную ценность. Среди самых красивых храмов Москвы стоит отметить:


  • Казанский собор;

  • Покровский собор;

  • Церковь Климента Папы Римского;

  • Храм Христа Спасителя;

  • Церковь Вознесения Господня;

  • Церковь Рождества Богородицы;

  • Церковь Николая Чудотворца;

  • Успенский собор;

  • Архангельский собор;

  • Церковь всех Святых.

Большую часть достопримечательностей можно увидеть во время обзорных экскурсий по Москве от портала «Спутник». Достаточно выбрать одну из прогулок и заказать билет в онлайн режиме на сайте. Оплатить тур можно банковской картой или электронным кошельком.

Казанский собор

Удивительно, но в стране есть не один, а сразу два храма с таким названием. Первый и самый большой расположился на Казанской площади в Санкт-Петербурге. Второй находится в столице на Никольской улице. Имя обоим сооружениям дано в честь иконы Казанской Божией Матери.

Согласно легенде, спустя 27 лет после захвата Иваном Грозным Казани город охватил пожар, как нередко случалось в то время. Пострадало немало домов, в том числе и тот, что принадлежал семье стрельца Онучина. После его дочери Матроне приснился сон, в котором Богородица попросила девочку под развалинами сгоревшего дома отыскать икону. Так и была обнаружен чудотворный образ.

Казанский собор, украшающий Красную площадь, относится к традиционной храмовой архитектуре Москвы, вы обязательно должны его увидеть. Именно в нем по сей день хранится знаменитая икона, почитаемая в народе.

Покровской собор или храм Василия Блаженного

Разноцветные купола этого храма — одна из визитных карточек столицы. Он прошел сквозь время, сохранив свою уникальную красоту. Полюбоваться сооружением приезжают с разных уголков России.

Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.

Церковь Климента Папы Римского

На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.

Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.

Храм Христа Спасителя

Признан самым большим храмовым комплексом в России. Высота сооружения составляет 105 м, а стать участниками службы одновременно могут 10 тысяч прихожан. После того как сооружение было уничтожено после Октябрьской Революции, его удалось восстановить только в 2000 году. Поэтому сегодня собор считается еще и одним из самых юных в Москве. В храме проводит службы Патриарх Московский, а также проходят совещания Архиерейских соборов. Самые значимые мероприятия православной жизни города также часто организуются на его территории.

В свое время строительство святыни было приурочено к победе в Отечественной войне 1812 года. При Сталине храм взорвали. Но по чудом сохранившимся чертежам постройку воссоздали после отмены советской власти. И сейчас осмотреть его можете и вы.

Ежедневно, кроме понедельника, тысячи верующих направляются на улицу Волхонка 45, чтобы стать участниками службы. Никакой оплаты за вход не взимается. Если ехать на метро, то ориентиром станет станция Кропоткинская.

Посетить в храме можно не только центральный зал. Обязательно поднимитесь на смотровые площадки, откуда открывается необыкновенный вид на столичные пейзажи.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Охраняемый ЮНЕСКО каменный собор шатрового типа является уникальным шедевром архитектуры. Он входит в число великих храмов Москвы и признан во всем мире. Проект достопримечательности создавался итальянскими архитекторами в 1528-1532 годах. Поводом для закладки его фундамента послужило появление на свет Ивана IV. Поскольку для московской архитектуры того времени свойственно преемничество Византии, то и Коломенское своим внешним видом должно было символизировать гору, откуда произошло вознесение Господне. Таким образом, церковь должна была символизировать Второе пришествие Иисуса.

К сожалению, оригинальное убранство церкви до наших дней не сохранилось. В его залах вы увидите только воссозданный интерьер, скопированный с домового храма российских монархов, в том числе и иконостас с царскими вратами, идеально повторяющий оригинал. Если подняться в галерею, располагающуюся под колокольней, то взгляду откроется великолепный вид на холмы Коломенского.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

В начале улицы Малой Дмитровки расположена небольшая церковь, уникальная тем, что с ее строительством окончилась настоящая архитектурная эпоха. Для XX века церковь является единственной в столице постройкой, оборудованной 3 шатрами.

Привлекает внимание и нестандартное решение фасада – его словно и вовсе нет. При этом с любой точки видно богатый декор достопримечательности. Четверик вытянутой формы ориентирован с севера на юг, что крайне необычно для православных храмов, преимущественно возводимых в направлении с запада на восток. Колокольня также находится не с западной, традиционной стороны, а с северо-восточной, около трех шатров, вытянувшихся в ряд.

В церкви храма Рождества Богородицы богослужения не проводятся с 1935 года. Но она, в отличие от множества схожих по архитектурной задумке соборов, не перестраивалась. А украшения фасада сооружения сохранились в оригинальном виде.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Расположенная на пригорке, достопримечательность ярко выделяется на фоне обступившей ее застройки. Хотя стилистика современного сооружения не похожа на традиционную церковную архитектуру, можно с уверенностью утверждать, что собор в Хамовниках стал настоящим символом всего района.

Проект этого храма отвечает общей православной традиции. Он вытянут с запада на восток и начинается, как и полагается, колокольней. Далее следует трапезная, основной храм с пятью куполами и 3 алтарных выступа. Что касается архитектурного стиля, то его принято относить к так называемому «нарышкинскому барокко». Ценнейшим, с исторической и эстетической точек зрения, украшением внешнего убранства являются изразцы, находящиеся на колокольне. В ее шатре прорублено 32 окошка.

По своему размеру колокольня является крупнейшей в современной Москве. А еще в северной части стены можно различить надгробные таблицы, датируемые XVIII веком, сохранившиеся на память о приходском погосте.

В годы Отечественной войны интерьер церкви сильно пострадал. Его восстанавливали позднее. Красивая настенная роспись появилась здесь в 1840-х годах. Изначально внутри хранился Димитриевский алтарь, а в 1872 году вместо него появился придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Успенский собор на Соборной площади

Величественное сооружение заслуженно считается жемчужиной Красной площади и занимает почетное место в списке лучших храмов Москвы. Когда-то именно Успенский собор был первым Кафедральным храмом России. Его строительство в 1326 году велось по указу Ивана Калиты, но позднее место деревянной постройки в 1479 году заняли стены из белого камня. Крытые золочеными медными листами купола появились уже в 1547 году по волеизъявлению Ивана Грозного.

Вы увидите собор, в котором в XVI , и в XVII веке российские цари короновались и венчались. Кроме того, территория собора использовалась как место захоронения патриархов и митрополитов.

Богослужения в праздничные дни в соборе проводятся с 1955 года. А в 1991 году храм включили в состав «Московского Кремля» — музея-заповедника государственного значения.

Архангельский собор

На Соборной площади строительство храма велось с 1505 по 1508 год. Руководил этим масштабным проектом зодчий итальянского происхождения Алевиз Новый. Прежде данный участок занимал собор, построенный в XV веке. В период с 1599 по 1765 год архиереи, состоявшие при Архангельском соборе, исполняли обязанность по совершению особых панихид в те дни, когда происходило поминовение почивших царей и князей.

Стены этого сооружения до сих пор смотрятся очень эффектно. Они построены из красного кирпича и декорированы белым камнем. Если всмотреться в декор фасада, то можно без труда различить характерные черты эпохи итальянского Возрождения. Роспись, сохранившаяся с 1652-1666 годов, была выполнена известными мастерами Иосифом Владимировым, Степаном Разанцем и Яковом Казанцем. Также на территории храма располагаются 54 древних захоронения.

Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе

Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.

Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.

Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

www.sputnik8.com

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV — XVI вв.)



          Это рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. Хронологически рассказ закончится на патриархе Никоне, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и времени, когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.

          Первые церкви в Москве появились, вероятно, в XII веке, когда это была ещё вотчина боярина Кучки, и когда это был небольшой приграничный пункт Суздальского княжества. Известно, что Москва появилась на месте сел, расположенных вдоль Москвы-реки. В этих поселениях были и боярские хоромы Кучковичей, и церкви, но не было еще самой Москвы, поэтому отсчет первых московских церквей будем брать с момента, когда Юрий Долгорукий в 1147 году положил начало будущей столице России.
          Известный строительством храмов в других городах, Юрий Долгорукий и в Москве построил церковь Спаса на Бору и храм Иоанна Предтечи под Бором – древнейшие московские храмы. Первые церкви в Москве, были деревянными, которые были недолговечны. Лишь спустя два века, в 1330 году в Москве появились каменные церкви, хотя эти сведения могут не отвечать исторической действительности, так как речь идет о каменных храмах, известных из документальных источников.
          В Москве в XVI веке было 400 действующих церквей. Учитывая достаточно скромные размеры города, это число было достаточно внушительным.
          Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили его по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: он обрушился незавершенным в 1474 году. Следующий каменный храм тоже не сохранился, но есть его фотографии, потому что разрушили его уже в ХХ веке.

Собор Преображения Господня, что на Бору
Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю (также разрушенному). Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Есть легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку, никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли. Позднее на месте «кремлевского патриарха» построили флигель с туалетами, буфетами и курилками.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения в Кремле
Построена в 1393-94 годах на месте деревянной Лазаревской церкви, как церковь Рождества Богородицы (с сохранением Лазаревского придела). Заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской, предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Древнейшее сохранившееся сооружение Москвы. Находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле
Вероятно, первая деревянная церковь построена в конце XIII — начале XIV в. Каменный храм второй половины XIV века заменен более обширным в 1416 году. Ныне существующее девятиглавое здание построено в 1484-1489 годах, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора. Благовещенский Собор с древних времен домовый храм великих князей и царей. Закрыт в 1918 г. С 1955 года доступен вновь как музей. Новообрядческие богослужения на престольный праздник проводятся с 1995 года.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре
В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым.
Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века. Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле
Первый каменный храм датируется концом XIII в. Следующий, возведенный Иваном Калитой в 1326-1327 годах, просуществовал до 1472 г. Строившийся с этого времени новый собор обрушился незавершенным в 1474 г. Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на Владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений. На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. С 1990 г. новообрядческие богослужения в праздники.

Церковь Трифона Мученика, что в Напрудной слободе
Село Напрудное известно с XIV века — в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, был большой пруд, где князья охотились с соколами на водоплавающую птицу. С церковью Трифона Мученика связана легенда об охоте Ивана Грозного и о том, как один из ее участников, боярин Патрикеев, чудом избежал царского гнева. Боярин упустил на охоте любимого царского сокола, но при помощи святого Трифона нашел его на том месте, где после этого и поставил церковь. На самом деле церковь, судя по всему, была построена здесь до Ивана Грозного, вероятно, при его отце. Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе значится как каменная в описании 1646г., но при натурных исследованиях было установлено, что она была построена значительно раньше – в первой половине XVI века или даже в конце XV-го. Это стало ясно при обнаружении фрагмента надгробной надписи, сделанной из точно такого же камня, что и вся церковь. Небольшая церковка была выстроена из белого камня (своды и подкупольный барабан – из кирпича), с одной главой и одной большой апсидой. Изначально ее покрытие было позакомарным, как у всех древних каменных храмов, но, как и большинство их, она была перестроена и покрыта гораздо менее красивой, но более практичной четырехскатной кровлей. На этом изменения внешнего вида церкви не прекратились. В XIX веке к ней была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860г. ее, по возмущенному выражению А.К.Толстого, «облепили отвратительными пристройками» – приделами. В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки: и трапезная, и приделы, и обе колокольни. Осталась только маленькая древняя церковка, которую каким-то чудом удалось отстоять. После Великой Отечественной войны церковь еще почти 50 лет пустовала, несмотря на то, что в конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством Л.А.Давида.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле
Построена в 1484-86 годах на месте одноименной сгоревшей деревянной церкви 1451 г. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху тому самому Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца. Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. Закрыта в 1918 г. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Раз в году, на престол, РПЦ проводит службы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыре
Каменный собор возведен в 1501-05 гг. на месте более ранней белокаменной постройки во время восстановления монастыря после пожара, бывшего в 1500 году. Южный Никольский придел пристроен, вероятно, после пожара 1547 (позже, в 1792 году, престол перенесен в Златоустовскую церковь). К концу XVIII века фасады собора были закрыты пристройками. Приделы: Сошествия Святого Духа (1814, перенесен из домовой церкви А. Ф. Салтыковой) и Димитрия Ростовского (1820). Западная часть собора в духе XVII в. выстроена арх. Ф. О. Шехтелем в нач. XX в. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Частичная реставрация проведена в 1960-65 гг. Богослужения РПЦ возобновились в 1989 году.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Собор Михаила Архангела в Кремле
Остатки первой каменной постройки датируются кон. XII — XIII в. Следующий храм возведен Иваном Калитой в 1333 г., а ныне существующий — выстроен повелением Ивана III в 1505-1508 Алевизом Новым. Великокняжеская и царская усыпальница. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы, Уар

shurov-oleg.livejournal.com

Храмы и монастыри Москвы

Усадьба Абрамцево. Церковь

Усадьба Абрамцево. Церковь

745

Церковь Вознесения господня за Серпуховскими воротами

Церковь Вознесения господня за Серпуховскими воротами

4193

автор: Дмитрий Казаков

Москва, церковь Вознесения господня за Серпуховскими воротами

Церковь Вознесения господня за Серпуховскими воротами

4195

автор: Дмитрий Казаков

Церковь Зачатия Анны что в углу

Церковь Зачатия Анны что в углу

4200

В.А. Резвин

Андроников монастырь в Москве

Андроников монастырь

4205

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, фото

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь

4207

Храм Святителя Григория Епископа Неокесарийского В Дербицах

Храм Святителя Григория Епископа Неокесарийского В Дербицах

4213

автор: Дмитрий Казаков

Москва, Ивановский монастырь

Ивановскй монастырь

4235

В. Павлов

Москва, Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

4238

В. Павлов

Высоко-Петровский монастырь в Москве

Высоко-Петровский монастырь

4240

В. Павлов

Андроников Монастырь, Москва

Андроников Монастырь

4212

В. Павлов

 Андроников Монастырь. Въездные ворота

Андроников Монастырь. Въездные ворота

4214

В. Павлов

Новоспасский монастырь, боевой ход

Новоспасский монастырь, боевой ход

4215

В. Павлов

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове

4217

В. Павлов

Церковь Рождества Богородицы. Захоронение Пересвета и Ослябли

Церковь Рождества Богородицы. Захоронение Пересвета и Ослябли

4220

В. Павлов

Крепостная стена Симонова монастыря в Москве

Крепостная стена Симонова монастыря

4222

В. Павлов

Каменское. Никольская церковь, 14 в.

Каменское. Никольская церковь, 14 в.

4241

А. Царёв

Звенигород. Успенский собор, 1400 г.

Звенигород. Успенский собор, 1400 г.

4242

А. Царёв

Звенигород. Собор Рождества Богородицы Саввина-Сторожевского монастыря. 1405 г.

Звенигород. Собор Рождества Богородицы Саввина-Сторожевского монастыря. 1405 г.

4243

А. Царёв

Волоколамск. Воскресенский собор

Волоколамск. Воскресенский собор

4244

А. Царёв

Дмитров. Успенский собор

Дмитров. Успенский собор

4245

А. Царёв

Чашниково. Троицкая церковь, фото

Чашниково. Троицкая церковь

4246

А. Царёв

Беседы. Церковь Рождества Христова

Беседы. Церковь Рождества Христова

4247

А. Царёв

Коломна. Фрагмент кремлевской стены

www.msk-guide.ru

Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры

Читать город как книгу не так уж сложно! Главное – присмотреться к «говорящим» деталям. Как отличить храм XVI века от храма XVII века? В чем разница межу эклектикой и модерном? Где настоящее узорочье, а где – стилизация? Об этом расскажут говорящие архитектурные детали, запомнить которые совсем не сложно.

Дмитрий Беззубцев

Дмитрий Беззубцев

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One, историк архитектуры Дмитрий Беззубцев рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района. Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Никольская церковь в селе Каменское (Московская область), построена предположительно в XIV веке

Никольская церковь в селе Каменское (Московская область), построена предположительно в XIV веке

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде. Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Звенигород. Успенский собор на Городке

Звенигород. Успенский собор на Городке

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Храм Покрова на Нерли

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Архангельский собор

А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Архангельский собор Кремля

Архангельский собор Кремля

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768

Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках. Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Воскресенские ворота

Воскресенские ворота

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Верхоспасский собор Московского Кремля

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Спасский храм в селе Уборы

Спасский храм в селе Уборы

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы.

Здание Первой градской больницы

Здание Первой градской больницы

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – Скорбященская церковь на Большой Ордынке.

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Здание Манежа

Здание Манежа

Конец XIX века: время эклектики

Храм Христа Спасителя

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, Храм Христа Спасителя – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Исторический музей

Или здание Исторического музея: много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Исторический музей

Исторический музей

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Пушкинский музей

Пушкинский музей – неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Пушкинский музей

Пушкинский музей

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских.

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.


Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры. Читайте также:

www.pravmir.ru

Православные храмы и монастыри Москвы

Православные храмы Москвы

В состав Московской епархии Русской православной церкви официально входит около тысячи храмов и часовен. Но в это число не включены недействующие церкви, многие из которых являются прекрасными памятниками архитектуры. Главный шедевр — храм Василия Блаженного.

Узнать больше

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель – женский ставропигиальный монастырь, один из самых посещаемых в Москве. Этот монастырь, расположенный в Замоскворечье, исключительно красив и обладает уникальным обликом. Это редчайший пример церковного архитектурного модерна.

Узнать больше

Донской монастырь

Донской монастырь, действующая мужская обитель, – один из крупнейших и наиболее значимых в Москве. Главной святыней монастыря считается чудотворная Донская Икона Божией Матери, которая хранится в Третьяковской галерее, но раз в году доставляется в монастырь.

Узнать больше

Храм Св.Николая в Хамовниках

В центре Москвы можно встретить немало самобытных церквей XVII столетия. Их объединяет принадлежность к посадским храмам, строившимся на средства прихожан какого-либо района города. Примером такой архитектуры является белоснежный храм св. Николая в Хамовниках.

Узнать больше

Данилов монастырь

Мужской Данилов монастырь – одна из самых больших и древних действующих православных монашеских обителей России. Он был основан в XIII веке св. Даниилом Московским – первым князем города, сыном легендарного полководца св. Александра Невского.

Узнать больше

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь в Москве ‒ один из красивейших архитектурных комплексов столицы, шедевр XVI-XVII вв, сыгравший большую роль в общественной жизни страны. Он внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества как образец московского барокко.

Узнать больше

Собор Василия Блаженного

Этот собор, история которого восходит к XVI в., эпохе царя Ивана Грозного, является самым известным символом средневековой русской церковной архитектуры. Внутри собора находятся девять церквей и колокольня на одном фундаменте, соединенные галереями.

Узнать больше

Колокольня Ивана Великого

На протяжении столетий колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Кремля, являлась главной высотной доминантой Москвы. Свой окончательный вид колокольня получила в начале XVII в. при царе Борисе Годунове — её высота составляет 81 метр.

Узнать больше

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — на данный момент крупнейший православный храм России. Этот грандиозный храм-памятник, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля, был построен в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия.

Узнать больше

Церковь Ризоположения Богородицы

Небольшая церковь Ризоположения Богородицы находится на Соборной площади Кремля за Успенским собором. Интерьер этой церкви полностью создан в XVII веке и является прекрасным примером гармоничного сочетания архитектуры, настенной росписи и иконописи

Узнать больше

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX вв, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей сначала московских митрополитов, а затем и патриархов.

Узнать больше

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Церковь Покрова в Филях – один из самых значимых и красивых образцов стиля «нарышкинское барокко», построенный в конце XVII в. В XX в. церковь, как выдающийся архитектурно-художественный памятник, была передана Музею древнерусской культуры им. Андрея Рублева.

Узнать больше

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь – одна из самых крупных действующих монашеских обителей Москвы. В его стенах хранится множество святынь, в том числе частицы ризы Иисуса и Богоматери. Здесь находятся фамильные захоронения рода Романовых.

Узнать больше

Собор Казанской Иконы Божией Матери

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с Историческим музеем и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья.

Узнать больше

Храм Климента Папы Римского

Храм священномученика Климента, Папы Римского расположен в историческом центре Москвы. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека. Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре.

Узнать больше

Архангельский собор

Архангельский собор Московского Кремля построен в начале XVI века и освящен во имя архангела Михаила. Исторически храм служил усыпальницей великих московских князей. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный и Михаил Романов.

Узнать больше

Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь – один из древнейших в столице. Главный его храм – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он обладает очень необычной архитектурой, так как был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик.

Узнать больше

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе не имеет вековой истории, но обладает весьма необычным внешним видом среди православных храмов Москвы. Он удачно сочетает русский стиль и модернизм и является настоящим украшением мемориального комплекса Парка Победы.

Узнать больше

Покровский монастырь

Покровский женский монастырь в Москве связан с именем блаженной Матроны Московской. Это одна из самых почитаемых в России праведниц, с которой связывают чудеса исцеления и обретения силы для достойного терпения невзгод. Мощи св. Матроны – святыни монастыря.

Узнать больше

Правила посещения православных храмов и монастырей

Посещая любой храм или монастырь, следует обязательно помнить, что это не только памятник архитектуры или живописи. В первую очередь, храм ‒ это место, где совершаются церковные таинства, куда верующие и нуждающиеся в поддержке люди приходят молиться.

Узнать больше

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших не только в Замоскворечье, но и во всей Москве. Несмотря на сложную историческую судьбу, этот великолепный храм, построенный в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века, сохранился до наших дней.

Узнать больше

Воскресенские ворота и Иверская часовня

Арка Воскресенских ворот визуально связывает Государственный исторический музей и Музей Отечественной войны 1812 года. А в небольшой часовне при воротах находится один из самых почитаемых образов Богородицы — Иверская Икона Божией Матери из Афона.

Узнать больше

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в., когда был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII в., когда ему покровительствовал род Нарышкиных и царь Петр I.

Узнать больше

Благовещенский собор

Благовещенский собор был изначально построен в Кремле как домовая церковь московских князей. Здесь венчались и крестили детей русские цари, сюда они шли на исповедь. Сейчас это — прекрасно сохранившийся памятник архитектуры и церковного декора XVI века.

Узнать больше

Объекты раздела на карте

Благовещенский собор

Нажмите, чтобы показать карту

ru.moscovery.com

Храмы Москвы — Азбука паломника

Москва

Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Адрес: ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019

Телефон: +7 495 637-12-76

Подробнее…

Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.

Год постройки: между приблизительно 1484 и приблизительно 1489.

Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца

Архитектурный стиль: Раннемосковский

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл.

Подробнее…

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях — еще один древний памятник зодчества Московского Кремля, дошедший до наших времен. В конце XIV в. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия повелела возвести храм в память о Куликовской битве. Церковь была построена из белого камня в 1393-94 годах на месте старого деревянного храма Воскрешения Лазаря и служила домовым храмом женщинам, жившим в княжеском дворце.

Роспись церкви была выполнена Феофаном Греком и Даниилом Черным при участии их учеников в 1395 году. От постройки тех времен сохранились стены до хоров, главный портал и некоторые окна. В 1479 году верх храма обвалился (предположительно – из-за пожара), и церковь была восстановлена. Позже, во время постройки нового княжеского дворца, архитектор Алевиз Новый перестроил также церковь Рождества Богородицы. По чертежам начала XVII века, дошедшим до нас, видно, что при перестройке храма архитектор использовал его как подклет, надстроив новый ярус, где разместился церковный престол. В подклете находился придел Лазаря.

В наши дни церковь является недействующей. Доступ туристов в нее закрыт.

Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор

Подробнее…

Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры. В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5

Проезд: Метро «Площадь Ильича», «Римская».

Подробнее…

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Современный статус

Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5

Проезд: Метро «Площадь Ильича», «Римская».

Подробнее…

Це́рковь Ризоположе́ния (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.

В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).

В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара. В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965 года в церкви открыт музей. Не действует.

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл.

Подробнее…

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Год постройки: между 1690 и 1694.

Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).

Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московского барокко.

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного Образа

Адрес: 121087, Москва, ул. Новозаводская, 6

Проезд: Ст. метро «Фили», далее пешком 500 метров

Подробнее…

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

Собор Василия Блаженного

Год постройки: Между 1555 и 1561.

Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Адриана и Наталии, Григория Армянского (Просветителя), Николая Чудотворца Великорецкого образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Василия Московского (Блаженного), Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Иоанна Милостивого

Богослужение: в дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Адрес: 103012, г.Москва, Красная площадь

Подробнее…

Храм в честь Воскресения Христова в Кадашах

Год постройки: Между 1687 и 1695.

Адрес: Москва, 2-й Кадашевский пер., 7/14

Телефон храма: (495) 953-13-19, 953-22-91

Проезд: ст.м. «Третьяковская»

Престолы:

  • верхнего храма — Воскресения Христова;
  • нижнего храма — Успения Пресвятой Богородицы,
  • приделы — Тихвинской иконы Божией Матери,
  • свт. Николая Чудотворца;
  • малый храм — прп. Иова Почаевского;
  • часовня — Царственных мучеников;
  • часовня — Почаевской иконы Божией Матери.

Святыни: частицы свв. мощей мч. Евтропия Римского, прп. Иова Почаевского; мощевик с частицами свв. мощей Костромских мучеников Смутного времени (1613 г.), в часовне Царственных мучеников — икона царя страстотерпца Николая II, написанная на камне.

Подробнее…

azbyka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о