Количество православных храмов в москве – Много ли православных храмов в Москве? Немного статистических вычислений…: trubchyk — LiveJournal

Содержание

Много ли православных храмов в Москве? Немного статистических вычислений…: trubchyk — LiveJournal

В Москве продолжается строительство православных храмов. Меня заинтересовал вопрос, сколько было церковных зданий в Москве до 1917 года? Согласно Википедии, население Москвы в то время было 1 854 400 человек. В настоящее время население столицы России оценивается, согласно того же источника — 12 500 123 человек. Неофициально, может проживать до 20-ти миллионов. Следовательно, храмов должно увеличиться минимум в 10 раз. 


Соборы Кремля

Так вот: «На территории Москвы (в пределах нынешней МКАД) к 1917 году насчитывалось 848 храмов и часовен всех конфессий, к 1987 г. из них действующим оставался 51 храм (47 православных и 4 иноверческих — иудейский, католический, армянский и мусульманский). Было закрыто 372 (343 храма и 28 часовен), разрушено — 426 (334 храма и 92 часовни). Источник.

Христианские книги, журналы, календари, закладки, открытки и другое

Москва-форум сообщает, что в 1917-ом году в Москве было 764 храма. Следовательно, в 2017-ом, учитывая рост населения должно быть в десять раз больше, т.е. 7 640 храмов.

ИНТЕРФАКС сообщает, что в течение 2018 года в рамках «программы-200» в Москве будет построен либо сдан в эксплуатацию 21 храмовый комплекс.
Сколько же храмов в Москве находится сейчас. Журнал «Фома» сообщал в конце 2015 года, что в Москве 1110 православных храмов и часовен. За прошедшие два года их количество, конечно же, увеличилось, но не думаю, что оно достигло хотя бы до 1200 храмов и часовен. 

Как видим, дореволюционный рубеж уже пройден, но учитывая рост населения надо было бы их количество довести до 7 640. Не хватает еще минимум 6 500 храмов. Если предположить, что православные будут строить по 30 храмов в год, для этого понадобится 216 лет. Но построить храмы — это одно, а воцерковить людей (как православные говорят) — совсем другое. Информационно-аналитический центр «Сова» сообщает, что в Москве, по данным департамента региональной безопасности и противодействия коррупции, богослужения 6 и 7 января 2018 года состоялись в 400 храмах (а всего православных храмов и часовен в Москве около 1200), их посетили около 1 млн человек. Это 8% населения Москвы от 12,5 мл., а если взять 20 мл., то получится всего 5%. 

А теперь давайте попробуем поверить официальной статистике, что в России 78% людей считают себя православными, это значит из 12,5 миллионов жителей Москвы — 9,75 миллионов. Таким образом, в настоящее время на один храм приходится 8 125 человек. Если построится 7640 храмов, то будет 1 276 человек на один храм. Как известно, православные храмы строятся на 50, 100, 200, 300 человек.

Статистика — наука не точная, потому что все живет и меняется, но все-таки она говорит о многом. Однако реальная картина намного сложнее, что говорит о том, что россияне очень далеко от Бога и живут не евангельскими и даже не православными скрепами, а чем-то совершенно далеким от библейских установок. 

trubchyk.livejournal.com

Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы превысило тысячу

23 декабря. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл огласил статистические данные о церковной жизни Москвы.

По традиции в своем докладе на собрании Святейший Патриарх огласил ключевые статистические данные по столичной епархии и ставропигиальным монастырям, – сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что общее число общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы за последнее пятилетие увеличилось с 837 в 2010 году до 1056 в 2014 году (934 храма и 122 часовни).

При этом храмов и молитвенных помещений, в которых регулярно, не реже одного раза в неделю совершаются богослужения, и существуют общины, — 436, включая 7 мужских и 7 женских монастырей в границах города, а также кафедральные соборы, храмы при представительствах Поместных Православных Церквей, приходские храмы, Патриаршие подворья, временные храмы и храмы в стадии строительства.

Отдельно правящий епископ города Москвы рассказал о ходе реализации в 2014 году программы строительства 200 храмов в столице.

Патриарх Кирилл также подчеркнул, что в этом году 29,79 % из общего числа московских школьников четвертых классов выбрали модуль «Основы православной культуры», что на 10 процентов больше, чем в предыдущем году.

В столице действует 279 воскресных школ, в которых обучается 12 093 ребенка и 6 841 взрослый. Приведенная статистика, по словам Его Святейшества, свидетельствует об активной деятельности в данной сфере приходской жизни. Вместе с тем, Святейший Патриарх указал, что данные цифры явно недостаточны для такого огромного мегаполиса как Москва, поэтому необходимо с большим усердием развивать это направление работы.

В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских, включая Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая получила статус ставропигии.

Всего насельников и насельниц в ставропигиальных монастырях — 1828 человек: в мужских — 932 насельника, в женских — 896 насельниц.

Наблюдается небольшой рост числа насельников монастырей. Так, увеличение братии мужских обителей на 9 человек по сравнению с прошлым годом произошло в связи с пополнением числа насельников Оптиной пустыни, Валаамского и Сретенского монастырей. Общее количество насельниц женских ставропигиальных монастырей возросло на 10 человек.

Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московские духовные школы, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.

В нынешнем году из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустилось 633 человека, из них — 86 в священном сане.

Клир г. Москвы за минувший год пополнился на 110 священнослужителей. Из них 22 — выпускники духовных школ, 19 — рукоположены из церковнослужителей, 14 клириков приняты из других епархий, 55 клириков направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри.

За минувший год 12 священнослужителей перешли в другие епархии, 11 — почислены за штат, два клирика запрещены в священнослужении, еще двое — лишены сана. Шесть священнослужителей преставились ко Господу.

Всего московский клир, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, состоит из 1591 человек.

За отчетный период скончались 13 клириков и насельников ставропигиальных монастырей.

По предложению Предстоятеля Русской Церкви во время Епархиального собрания почившим клирикам и монашествующим была соборно пропета «Вечная память».

Напоминаем, что 23 декабря 2014 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, началось годичное Епархиальное собрание столицы.

www.pravmir.ru

​Портал открытых данных: в Москве насчитывается 570 православных храмов и часовен

Распечатать
Фото: Lipskiy / Shutterstock.com

Список культовых объектов Русской православной церкви опубликован на портале открытых данных 9 августа. Он включает в себя 570 как строящихся, так и действующих храмов и часовен.

Все храмы на территории Москвы обозначены на карте, а также доступны в виде таблицы. У каждого из них указан точный адрес, сайт, если он есть, а также ближайшая станция и линия метрополитена. 

Помимо этого, информацию о храмах можно скачать в четырех разных форматах (docx, json, xlsx, geojson).

В случае же, если какой-то храм отсутствует в списке, то администрация портала предлагает добавить его самостоятельно, указав необходимую информацию. Таким образом, список православных храмов Москвы может пополняться новыми святынями.

Точное количество православных храмов столицы озвучил на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 21 декабря 2015 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«За время, прошедшее с прошлого епархиального собрания, количество храмов и часовен Патриаршей епархии увеличилось на 54 и составляет 1110. Приходов же в Москве, если под таковыми понимать не юридическую форму организации, а общину при храме, в котором не реже одного раза в неделю совершается богослужение, насчитывается в этом году 475, то есть на 39 больше чем год назад», — привел данные патриарх.

Он добавил, что за год не изменилось число ставропигиальных монастырей — 32 (15 мужских и 17 женских).

Патриарх также коснулся статистики строительства новых храмов: «В соответствующую программу включен 211 земельный участок, из них 193 — в старых границах Москвы и 18 — на присоединенных территориях. Оформлены земельно-правовые отношения по 166 адресам».

Он добавил, что в 2015 году, как и в 2014-м, начаты строительные работы на 11-ти участках. 

Фото: Портал открытых данных правительства Москвы (CC by 3.0)Согласно данным патриарха, на сегодняшний день в рамках «Программы-200» построены и действуют 22 храма: 19 в старых границах Москвы и 3 на новых территориях. Еще в 8 храмах завершены строительно-монтажные работы вплоть до накупольных крестов, но еще не установлен иконостас. Строятся 34 храма (не считая упомянутые 8 с завершенными строительно-монтажными работами): 26 — в «старой» Москве и 8 — в «новой». Более чем на 20 участках идут работы по проектированию, на остальных ведется подготовка разрешительной документации.

«Божественная литургия совершается в 85 временных храмах или нижних приделах строящихся храмов, не считая более десятка часовен, в которых служатся молебны», — говорится в тексте патриаршего доклада.

Портал открытых данных был запущен в 2013 году. Всего на нем опубликовано порядка 750 различных наборов данных на самые разные темы. Данные о различных объектах городской инфраструктуры сгруппированы в разделы «Дороги и транспорт», «Культура», «Образование», «Здравоохранение», «Безопасность», «Социальная среда» и другие. Здесь можно найти список ярмарок, карту археологических находок, экологический справочник и многое другое. Используя материалы портала, разработчики выпустили уже более 30 приложений.

rublev.com

Сколько в России церквей, и другие цифры, которые интересно знать

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.

Почему?

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов…

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов…

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000

см.также: Католичество и православие: различия, самое главное

Православных в мире — около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь — 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь — 18 800 000
  3. Элладская православная церковь — 9 000 000
  4. Сербская православная церковь — 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь — 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь — 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Вот какие цифры по российской диаспоре в европейских странах приводит портал pravoslavie.ru

  • Германия — 660 000
  • Франция — 150 000
  • Швеция — 94 000
  • Бенелюкс — 67 000
  • Италия — 32 000
  • Швейцария — 23 000

Сколько священников в России?

В докладе, который патриарх Кирилл прочел в конце 2017 года, приводятся такие цифры:

На 2017 год в России — 34 774 штатных пресвитера (то есть — священника) и — 4 640 диаконов. Итого — 39 тысяч священнослужителей.

Это значит, что на одного священника в стране приходится 4 000 человек.

Возможно, правда, этот доклад не учитывает иеромонахов — тогда цифра священнослужителей будет больше.

см.также: Кто такой иеромонах?

Кстати, на Земле есть целых 27 стран, где жителей меньше, чем у нас священников 🙂 Например, в княжестве Монако «прописаны» 38 тысяч человек.

Сколько храмов в России?

А вот тут уже сказать трудно. И вот почему.

С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья — если они относятся к Московскому Патриархату.

Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» — это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении — в селе, где пока еще нет храма, — и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?

читайте также: Что такое домовый храм и чем он отличается от обычного?

Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом (общиной), то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»…

В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.

Сколько храмов в Москве?

По данным, которые опубликовали информационные агентства в 2016-м году, в Москве сейчас существуют 1110 храмов и часовен.

см.также: Что такое часовня и чем она отличается от храма

При этом подчеркивается, что как таковых приходов — то есть сложившихся общин — 475. Именно эту цифру следует брать за основу.

Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь — и как правило, не имеют — своего прихода.

Во -торых, число храмов. Возьмем, например, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которое находится недалеко от метро Цветной Бульвар. На территории Подворья располагаются два храма — главный, Троицкий храм, и — домовый храм в Митрополичьих палатах.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Троицкий храм

Службы служатся и там, и там, но приход (сложившаяся община) у Подворья один.

И это просто Подворье. На территории же монастырей (в Москве сейчас находятся 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских) могут быть две, три, а то и больше церквей.

На территории Москвы располагается самый высокий православный храм в мире. Конечно же, это храм Христа Спасителя.

см.также: Самые крупные православные храмы в мире

Сколько православных монастырей в России?

Эти цифры тоже постоянно меняются (за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей), но последние официальные данные от Московского патриарха такие:

В России 944 монастыря, из которых

  • 462 мужских монастыря
  • 482 женских монастыря

Как видите, и в Москве, и по России в целом — женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры.

Сколько православных монастырей в мире?

Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете — пишите нам!

Можно сказать только, что на портале sobory.ru, который позиционирует себя, как каталог монастырей и храмов мира, значатся 1495 монастырей.

Что такое монастырь и зачем он нужен?

Сколько святых в православии?

Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви.

Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов.

Но на портале pravoslavie.ru приводится исследование, которое провел иерей Сергий Бегинян. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых. Из них более половины — Русской Православной Церковью.

Сколько постных дней в году?

Фото: grees-is.com

Очень популярный запрос в поиске:-)

Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.

Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)

читайте также: Как правильно поститься, почему надо поститься?

***

Получилось так, что на любой вопрос мы либо вообще не смогли получить ответ, либо получили его приблизительным, либо в виде точной цифры, но с большими оговорками 🙂

И знаете что — совсем не расстроились!

Все эти цифры сами по себе ничего не значат. Да, они помогают создать некую картину (католиков больше, чем православных), могут заставить задуматься («храмов в России мало») или загрустить («а ходят в них еще меньше»). Но может быть, потому и сложилось так, что конкретных статистических данных по всем этим вопросам нет, потому что это все не важно. Не важно для каждого конкретно человека.

Вот, например, лично для меня не важно, сколько людей ходят, а сколько не ходят в храм. Мне важно, чтобы я бы мог ходить в него чаще!


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

uznavay.pro

Православные храмы Москвы ➔ История, архитектура ✮ Россия 2019

  • Несчетное количество церквей стало поводом называть Москву «златоглавой». Даже сейчас с любой высокой точки можно увидеть характерные купола.
  • Место, откуда надо начинать знакомство с храмами столицы – Соборная площадь Московского кремля. Главные соборы Кремля поражают красотой и величием.
  • Колокольня Ивана Великого, самая высокая точка старой Москвы (81 метр), доступна для посещения и как смотровая площадка.
  • Неподалеку от Кремля следует посетить Храм Василия Блаженного, где действует музей, а также Казанский собор на Красной площади.
  • Одним из древнейших храмов является Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря на Яузе. В росписи храма в XV веке принимал участие Андрей Рублев.
  • Церковь Вознесения в Коломенском была построена в 1530 ‒ 1532 гг. в честь рождения у царя Василия III долгожданного сына Ивана, будущего Ивана Грозного.

Оглавление

Точное количество храмов в Москве сразу назвать невозможно. В состав Московской епархии Русской православной церкви официально входит около тысячи храмов и часовен. Но в это число не включены недействующие церкви, многие из которых являются прекрасными памятниками архитектуры. На Красной площади вы встретите великолепный храм Василия Блаженного и камерный Казанский собор, а в Кремле на Соборной площади посетителя ждут сразу шесть древних храмов, каждый из которых обладает уникальной историей и архитектурным решением. Самый же древний храм Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, построенный в начале XV века.

Москву недаром называли златоглавой. Даже сейчас с любой высокой точки внимательный глаз может увидеть характерные купола. В городе расположено также более двадцати монастырей, на территории которых тоже есть интересные храмы. Особо интересны своей архитектурой Новодевичий и Высоко-Петровский монастыри (образцы барокко) и Марфо-Мариинская обитель (модерн). В этой статье мы постараемся кратко обрисовать список культовых сооружений, которые сыграли значительную роль в становлении Москвы как центра культурной и политической жизни. Их посещение будет интересным для ценителей как архитектуры, так и русской истории.

Соборная площадь в Кремле

В Московском Кремле за долгую историю его существования было построено множество храмов и монастырей. Многие из них позже перестраивались, часть по разным причинам не сохранилась. Но главные соборы Кремля – Успенский, Архангельский, Благовещенский и Ризоположенский ‒ продолжают восхищать гостей и жителей столицы своей величавой красотой. Окружая Соборную площадь Кремля, они создают завораживающий ансамбль. А колокольня Ивана Великого, самая высокая точка старой Москвы (81 метр), доступна для посещения и как смотровая площадка.

Храмовое строительство на Соборной площади было начато при князе Иване Калите (1325 ‒ 1340). В период его правления Москва стала политическим и религиозным центром объединения русских земель. Соборы, которые можно видеть на площади сегодня, были построены во время правления Ивана III (1462 ‒ 1505). Тогда для масштабного строительства в Кремле были приглашены итальянские зодчие. Успенский собор строил Аристотель Фиорованти, Архангельский – Алевиз Новый. Эти мастера внесли весомый вклад в совершенствование строительной техники на Руси. Одновременно они обогатили художественный язык русской архитектуры итальянскими декоративными элементами – например, использованием раковин в закомарах.

Успенский собор стал храмом, где сперва венчали русских правителей на царство, а c XVIII в. короновали императоров. Архангельский собор стал усыпальницей московских князей. При Иване III на Соборной площади были также построены Благовещенский собор – домовая церковь государей, и Ризоположенский собор, служивший домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Колокольня Ивана Великого достраивалась вплоть до начала XVIII в.

Храмы неподалеку от Кремля

В Москве церкви есть в любом районе, но особенно плотно они размещены в центре города. Многие из храмов будет удобно осмотреть во время прогулки по окрестностям Кремля.

Ближайший из них – Собор Василия Блаженного (Красная пл., д. 2), который также носит название храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он находится совсем рядом с Кремлем и является, возможно, самым узнаваемым в мире собором Москвы. Недаром он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не просто храм, а своего рода памятник. Он был построен в 1555 ‒ 1561 гг. царем Иваном Грозным в честь взятия татарской столицы Казани. Собор увенчан девятью куполами, что соответствует числу внутренних церквей, объединенных в один грандиозный собор. это уникальное архитектурное решения для православных храмов. Правда, именно поэтому, входя в собор Василия Блаженного, не ожидайте увидеть огромный роскошный зал, соответствующий его красочной внешности. Внутри собора — извилистые коридоры и небольшие молельные залы-церкви, определенным образом украшенные и посвященные праздникам, связанным с победой в войне с Казанским ханством. Основной придел храма посвящен празднику Покрова, поскольку именно в день Покрова Божьей Матери была одержана решающая победа. Собор интересен также своим внутренним убранством, в котором сохранились яркие фресковые росписи XVII в.

Кроме собора Василия Блаженного, на Красной площади расположен также Казанский собор (ул. Никольская, 3). Первый храм на этом месте был построен в XVII в., позже он несколько раз перестраивался. В 1990-е гг. церковь была отстроена заново в формах XVII века.

Похожая судьба и у легендарного храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15-17), который является кафедральным собором Русской православной церкви. Рождественские и Пасхальные богослужения в нем проводит сам Патриарх. Существующее ныне здание было построено в конце 1990-х гг., однако история храма уходит корнями в начало XIX в. После Отечественной войны 1812 года было решено построить храм-монумент в память о русских воинах, погибших в борьбе с армией Наполеона. Сооружение храма по проекту К. Тона было одним из самых долгих строительств XIX в.: он был заложен в 1839 г., а освящен только в 1883-м. Но это было только начало долгой истории храма. В советское время, в эпоху Сталина, храм Христа Спасителя был взорван (1931 г.) в рамках борьбы с религиями. На его месте планировалось возвести грандиозный Дворец Советов. Этому монументальному проекту не суждено было сбыться, а в котловане на месте храма был открыт бассейн. В 1990-е гг. было принято решение восстановить храм, воссоздав в основных чертах архитектурное решение XIX в. В финансировании строительства, как и в XIX в., принимали участие как Русская православная церковь и государственные фонды, так и многочисленные частные жертвователи. Проектом руководили архитектор М. Посохин и скульптор З. Церетели. В 2000 г. храм был полностью достроен и торжественно освящен.

Большое количество церквей находится в районе Китай-города: «падающая» Церковь Всех Святых на Кулишках (1687 ‒ 1689, Славянская пл., д. 2), Церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), Знаменский собор (XVII век, ул. Варварка, д. 8, стр. 1).

В пределах Бульварного кольца можно увидеть небольшую изящную церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 ‒ 1652, ул. Малая Дмитровка, д. 4, стр. 2).

Стоит увидеть и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (Новодевичий проезд, д. 1), ансамбль которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие сооружения монастыря были построены в конце XVII в. из красного кирпича с белым декором в стиле московского барокко (например, колокольня и надвратная церковь). А Смоленский собор – редкий сохранившийся образец храма XVI в. Заложен он был в начале XVI в. князем Василием III в честь взятия Смоленска, когда этот древний русский город был освобожден от литовцев. Это событие дало посвящение главному храму: он посвящен легендарной чудотворной иконе, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой – Смоленской иконе Божией матери. Список с нее помещен в Смоленском соборе.

Древнейшие храмы Москвы

История развития культового зодчества Москвы тесно связана с историей города. В 1147 г. Москва впервые упоминается в письменном источнике – Ипатьевской летописи. Поэтому 1147 год принято считать датой основания города. О первых церквях Москвы нам практически ничего не известно. Как и другие здания, церкви в то время строили из дерева, и они были уязвимы для пожаров. Так, из ансамбля отстроенного после пожара 1686 г. в стиле московского барокко Богоявленского монастыря (Богоявленский пер, д. 2, стр. 4) до наших дней сохранился только Храм Богоявления Господня.

 

Одним из древнейших сохранившихся монастырских храмов является жемчужина основанного в 1357 г. на левом берегу реки Яузы Спасо-Андроникова монастыря — Спасский собор (Андроньевская пл., д. 10). В росписи храма в XV веке принимал участие местный инок Андрей Рублев – знаменитый иконописец, автор иконы «Троица», хранящейся в Третьяковской галерее.

А в основанном в XIV в. Высоко-Петровском монастыре (улица Петровка, д. 28 стр. 2) интересен построенный при царе Петре Первом Сергиевский храм. Он обладает нехарактерным для средневековых русских церквей светлым главным залом (трапезной). История этого места тесно связана с родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра Первого, поэтому стилистика так называемого «нарышкинского барокко» приобретает здесь особый смысл. Обратите внимание и на камерную Толгскую церковь: ее алтарь расписан фресками, что в русской традиции встречается довольно редко. А в целом в этом монастыре можно увидеть и сравнить церковные сооружения от XVI до XIX веков.

Среди ранних московских храмов выделим также церковь Вознесения в Коломенском (пр. Андропова, д. 39, стр. 1). Эта церковь была построена в 1530 ‒ 1532 гг. в честь рождения у царя Василия III долгожданного наследника – сына Ивана, будущего Ивана Грозного. Вероятно, в ее строительстве принимал участие итальянский архитектор. Интересно, что церковь увенчана не куполами, а шатром. Завершение церквей шатрами было запрещено в XVII в., и церковь в Коломенском – один из редких образцов постройки такого типа.

Архитектурные стили московских церквей

В XVII в. каменное зодчество становится распространенным. В церквях этого времени по-разному варьируются одни и те же популярные архитектурные мотивы. Московские церкви XVII в. получают богатое декоративное убранство: скульптурные наличники окон разных форм, цветные росписи стен храмов, «пена кокошников», роскошные иконостасы. Сложившийся стиль называют «узорочьем». В нем выполнены церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), церковь Николы в Хамовниках (1679 ‒ 1682, ул. Л. Толстого, д. 2) и др. Исключителен по своей нарядности храмовый архитектурный ансамбль Крутицкое подворье (ул.Крутицкая, д. 11-13). В течение нескольких веков Крутицкое подворье было резиденцией епископов южных районов России. Для декора стен здесь активно использовались поливные изразцы и каменная резьба. Основная часть комплекса была построена в XVII в.

Отдельным направлением в московской храмовой архитектуре конца XVII в. стало «нарышкинское барокко», которое иногда называют также «московским барокко». Этот стиль имеет ряд общих черт с традициями европейского барокко. Он тоже тяготеет к обилию скульптурного декора, выразительной пластике, эффекту подвижности архитектурных форм. Но в отличие от европейской архитектуры, где основным материалом являлся камень, церкви московского барокко построены из кирпича. Их легко узнать по запоминающемуся сочетанию цветов: красные стены с белым скульптурным декором. К этому стилю относятся красивейшие церковь Покрова в Филях (1690 ‒ 1693, ул.Новозаводская, д. 6) и храм Воскресения Христова в Кадашах (1-й Кадашевский пер., д. 7).

В XVIII в. господствуют классические барочные элементы. В Москве ярким примером барокко является церковь Климента папы Римского (1762 ‒ 1769, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1). А в конце столетия начинает развиваться классицизм. Одна из ранних церквей этого стиля в Москве – церковь Филиппа Митрополита (1777 ‒ 1788, арх. М. Казаков, ул. Гиляровского, д. 35). Принципы классицизма преобладают и в XIX в. Новый облик Москвы во многом формируется во время активной застройки города после пожара 1812 г. Одна из церквей этого времени – «Большое Вознесение» у Никитских ворот (ул. Большая Никитская, д. 36). Церковь стала знаменита благодаря тому, что здесь поэт А. Пушкин венчался с Н. Гончаровой.

Интересным памятником начала ХХ века является Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, д. 34), главный храм которой – редкий пример стиля модерн в культовом зодчестве.

© 2016-2019 moscovery.com

Автор статьи:
Анна Скляревская

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Численность монастырей и храмов

Количество монастырей в 1825-1914 гг.*











Год

Мужские монастыри**

Женские монастыри

Всего монастырей

1825

377

99

476

1840

435

112

547

1850

464

123

587

1860

477

136

613

1870

445

154

599

1880

450

168

618

1890

496

228

724

1900

503

325

828

1914

550

475

1025

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.

[**] В том числе архиерейские домы.

                                                         

Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*











Год

Монахи

Послу­шники

Мона­хини

Послу­шницы

Итого

1825

3727

2015

1882

3456

11080

1840

5122

3259

2287

4583

15251

1850

4978

5019

2303

6230

18530

1860

5648

5554

2931

7669

21802

1870

5750

5710

3226

11412

26098

1880

6481

2902

4759

14071

28213

1890

7189

5523

7306

20268

40286

1900

8578

8090

10082

31533

58283

1914

11845

9485

17283

56016

 

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.

 

Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*












Сословия и социаль­ные группы

Мужское попол­нение (кол-во чел.)

Женское попол­нение
(кол-во чел.)

Духовенство

133 (51%)

19 (20%)

Дворянство

19 (7,3%)

15 (15,7%)

Отставные нижние чины

2 (0,7%)

 

Разночинцы

34 (13,1%)

25 (26,3%)

Купечество и мещанство

54 (20,6%)

19 (20%)

Лица солдатского звания

 

1 (1%)

Вольноотпущенные

3 (1,1%)

8 (2,1%)

Крестьяне

14 (5,4%)

14 человек (14,7%)

Всего монашествующих

259

95

Итого

354

[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.

Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.)*









Образо­вание

Кол-во чел.

Высшее образование

1

Среднее образование (в том числе незаконченное)

4

Духовная училище

4

Сельская школа

3

Городское приходское училище

1

Домашнее образование и неграмотность

23

Всего монашествующих

36

[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.

Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*










Год

Число больниц

Количество мест

1841

377

232

1851

435

500

1861

464

739

1871

477

1086

1881

445

990

1891

450

1386

1900

503

2027

1914

550

2698

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*










Год

Число богаделен

Количество мест

1841

21

363

1851

19

438

1861

23

709

1871

36

687

1881

51

1050

1891

73

1606

1900

123

1774

1914

169

2252

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*















































Год

Храмы и молитве­нные дома

Архи­ереи, свяще­нники и диаконы

Монастыри и насельники

1914

54923 хр., 23593 час.

130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал.

1025 мон., 94629 нас.

1917

78767 хр. и час.

130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал.

1256 мон.,107035 нас.

1941

3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет террито­риальных приобретений СССР)

28 арх., 5665 свящ. и диак.

64 мон., 5100 нас.

1945

10243

41 арх.

104 мон., 4632 нас.

1946

10544

62 арх., 9254 свящ. и диак.

101 мон.

1947

14092

66 арх., 9617 свящ. и диак.

99 мон., 4668 нас.

1948

14329

70 арх., 11846 свящ. и диак.

85 мон., 4632 нас.

1949

14477

73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак.

75 мон., 4787 нас.

1950

14273

71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак.

75 мон., 4748 нас.

1951

13867

69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак.

70 мон., 4766 нас.

1952

13740

65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак.

62 мон., 4639 нас.

1953

13508

65 арх., 12089 свящ. и диак.

60 мон.

1954

13422

65 арх., 11912 свящ. и диак.

59 мон., 4481 нас.

1955

13376

66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак.

57 мон., 4487 нас.

1956

13417

65 арх., 12185 свящ. и диак.

57 мон., 4564 нас.

1957

13430

71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак.

57 мон., 4661 нас.

1958

13414

73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк.

56 мон., 4706 нас.

1959

13324

73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак.

56 мон., 4649 нас.

1960

13008

11407 свящ. и диак.

42 мон., 3724 нас.

1961

11572

8252 свящ. и 809 диак.

33 мон., 3048 нас.

1962

10149

 

22 мон., 2185 нас.

1963

8580

73 арх., 7236 свящ. и 748 диак.

16 мон.

1964

7873

 

16 мон.

1965

7551

 

16 мон., 1500 нас.

1966

7523

 

16 мон.

1967

7481

6694 свящ. и 653 диак.

16 мон., 1400 нас.

1969

7369

 

16 мон., 1303 нас.

1970

7338

 

16 мон., 1273 нас.

1971

7274

75 арх., 6234 свящ. и 618 диак.

16 мон., 1200 нас.

1973

7150

6180 свящ. и диак.

16 мон.

1975

7062

58 арх., 5994 свящ. и 594 диак.

16 мон.

1976

 

 

16 мон.

1981

7007

 

16 мон.

1985

6806

74 арх.

17 мон.

1986

6794

74 арх.

17 мон., 1500 нас.

1988

6893

74 арх., 6674 свящ. и 723 диак.

22 мон., 1190 монашествующих

1989

10000

6893 свящ.

51 мон.

1990

11110

92 арх.

57 мон.

1991

12000

ок. 10000 свящ. и диак.

117 мон.

1993

14113

12013 свящ. и диак.

260 мон.

1994

15985

136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак.

289 мон.

1995

17000

 

337 мон.

1997

18000

146 арх., 17000 свящ. и диак.

390 мон.

1998

19000

17500 свящ. и 2275 диак.

487 мон.

2000

19417

164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак.

545 мон.

[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

Дополнительная информация:

azbyka.ru

Город Москва / Сколько верующих / Дискуссии / Религия в светском обществе / СОВА

Данные о посетивших рождественские богослужения в 2019 году

7 января 2019 года Русская православная церковь отпраздновала Рождество Христово. Приводим статистические данные о посещении праздничных служб в разных регионах.

09.01.2019Республика Крым, Амурская Область, Томская Область, Кемеровская Область, Красноярский Край, Республика Хакасия, Республика Алтай, Челябинская Область, Курганская Область, Саратовская Область, Кировская Область, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ростовская Область, Республика Калмыкия, Город Москва, Тверская Область, Тамбовская Область, Смоленская Область, Рязанская Область, Костромская Область, Ивановская Область, Владимирская Область, Белгородская Область, Псковская Область, Мурманская Область, Ленинградская Область, Республика Карелия

Мусульмане отпраздновали Курбан-байрам

21 августа 2018 года российские мусульмане отпраздновали Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. Приводим данные о количестве посетивших праздничные богослужения в некоторых регионах.

22.08.2018

Статистические данные о посетивших рождественские богослужения в 2018 году

7 января 2018 года Русская православная церковь отпраздновала Рождество Христово. Приводим статистические данные о посещении праздничных служб в разных регионах.
11 января были добавлены данные по Москве.

09.01.2018, обновлено 11.01.2018Томская Область, Кемеровская Область, Красноярский Край, Республика Алтай, Челябинская Область, Тюменская Область, Свердловская Область, Саратовская Область, Самарская Область, Пермский Край, Кировская Область, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Ростовская Область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Город Москва, Тверская Область, Тамбовская Область, Смоленская Область, Костромская Область, Калужская Область, Ивановская Область, Воронежская Область, Владимирская Область, Псковская Область, Архангельская Область

Данные о посетивших пасхальные богослужения в 2017 году

16 апреля 2017 года христиане отметили праздник Пасхи. По данным МВД, всего в праздничную ночь более 11 тыс. храмов посетили более 4,3 млн россиян. Приводим данные о посещении праздничных богослужений Русской православной церкви в разных регионах. 

17.04.2017Вся Россия, Амурская Область, Томская Область, Республика Бурятия, Тюменская Область, Свердловская Область, Курганская Область, Саратовская Область, Самарская Область, Пермский Край, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Ростовская Область, Волгоградская Область, Астраханская Область, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Город Москва, Ярославская Область, Тверская Область, Смоленская Область, Курская Область, Костромская Область, Калужская Область, Брянская Область, Псковская Область

www.sova-center.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о