Кругосветное путешествие первое – Первое кругосветное путешествие Магеллана

Первое кругосветное путешествие Магеллана


(Всего 5 фото)
Магеллана также как и Колумба вела жажда найти короткий путь к индийским специям. И тут опять же идеи обогнуть земной шар не было, он шел за пряностями и путь именно в направлении Америки казался ему оптимальным.
Целью Магеллана были Молуккские острова. Там уже давно европейцы закупали пряности, причем на местных рынках их было множество и главное по безумно малым ценам.

Но проблема была в том, что транспортировка занимала огромное количество времени, и путь был весьма опасным. Фернан предложил королю Португалии маршрут через Америку. Король совершенно не воспринял эту идею, ведь были уже налаженные торговые маршруты тех же самых португальских торговцев через Индийский и Атлантический океаны. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и предлагает этот же проект тамошнему королю.

Испанский король был либо доверчивее, либо рискованнее и на проект согласился. И 20 сентября 1519 года из Санлукар-де-Баррамеда выходит флотилия из пяти кораблей с 256 людьми на борту под руководством Фернана Магеллана.
Первые потери случись у побережья Америки. После продолжительного плавания вдоль берегов континента часть команды решает, что толку от экспедиции не будет и решает вернуться.

Фернан Магеллан

Три капитана поднимают мятеж. Магеллан жестко подавляет его – один капитан убит им, второй казнен, матросы успокоены и снова воодушевлены. На этом же участке маршрута один из кораблей напарывается на скалы и тонет.

Дойдя до южной оконечности материка, корабли проходят проливом, позже названным в честь флотоводца. Тут флотилия теряет еще один корабль, который просто поворачивает не туда, и отправляется в обратный путь в Испанию. Корабли выходят в Тихий океан.

Следует долгой 100-дневный путь по бескрайней водной глади. Заканчиваются продукты, экипажи питаются кожаными снастями и в качестве деликатеса – крысами. В этой части путешествия гибнет почти половина команды.

Весной 1521 года Фернан подходит к Филлипинским островам. Магеллан пытается привести местное население под власть испанской короны, вмешивается в межплеменные разборки и гибнет.

Памятник Фернану Магеллану

На острове Мактан в 1886 году поставили памятники на одной площади знаменитому путешественнику, погибшему на этом месте, и вождю Лапу-Лапу, убившему его.

Монумент вождю Лапу-Лапу

После смерти Магеллана команда спешно отплывает с острова и еще несколько месяцев добирается до Молуккских островов. Там корабли ремонтируют, один правда приходится сжечь, как безнадежный, загружают вожделенными пряностями и они расходятся. «Тринидад» поворачивает обратно в Тихий океан, желая добраться до Панамы, в испанские владения. Второй корабль — «Виктория» — идет старым торговым путем через Африку домой.

«Тринидад» результате захватывают португальцы, и его команда заканчивает жизнь на каторгах в Индии.
Первое кругосветное путешествие заканчивается 8 сентября 1522 года в Севилье. На «Виктория» вернулось 18 человек, они прошли штормы, цингу, португальцев ….

Они сразу по прибытии идут в церковь, и заказывают благодарственный молебен по завершении жуткого путешествия. После возвращения все лавры достаются капитану «Виктории» — Элькано.

Он получает славу, награды, пенсии, даже герб с земным шаром и девизом «Ты первый меня обогнул». Кстати формально, это вполне справедливое утверждение. А вот на долю Магеллана достаются тогда только ругательства. Позже конечно справедливость торжествует, Фернан занимает свое место в пантеоне первооткрывателей.

Эта экспедиция принесла сразу несколько открытий. Она доказала, что все океаны Земли соединены, что Земля круглая, что воды на планете значительно больше, чем суши. И стало понятно, что короткого пути в Индию через Америку нет.

А еще впервые был открыт парадокс «пропавшего дня». Он заключается в том, что при движении на запад сутки постепенно удлиняются и через время теряется целый день. В результате согласно скурпулезнейшего журнала «Виктории» корабль прибыл 7 сентября.

Кстати, некоторые исследователи высказывают гипотезы о том, что у Магеллана были очень старые и очень точные карты. Потому, что маршрут ну уж очень хорошо использовал океанские течения, особенности ветров, которые по идее были не известны морякам того времени….

ribalych.ru

Первое кругосветное путешествие — урок. География, 5 класс.

Фернан Магеллан (\(1480\)–\(1\)\(521\)) — португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное плавание.

Фернан Магеллан родился в местечке Саброза (Португалия) в бедной дворянской семье. Он с детства любил море, с которым связал всю свою жизнь. В \(1492\)–\(1504\) годах он служил пажом при дворе португальской королевы. Одновременно изучал астрономию, навигацию и космографию.

 

С \(1505\) года в течение восьми лет служил в военно-морском флоте Португалии, воевал в Северной Африке. Затем, вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ.       

 

Оскорблённый и отвергнутый, Фернан Магеллан уехал в Испанию. Там он заключил договор, по которому король Испании Карл \(I\) снарядил первое кругосветное плавание, руководителем которого был назначен Фернан Магеллан.

\(20\) сентября \(1519\) года на пяти небольших кораблях Магеллан покинул испанский порт Санлукар. С самого начала плавания он не был уверен в его счастливом завершении, поскольку в те времена мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.

 

 

Обогнув южную оконечность Америки, он обнаружил пролив, названный позже Магеллановым, и архипелаг, который назвал Огненной Землёй. Пролив пересекли уже только три судна из пяти, так как одно погибло, а другое оставило Магеллана и вернулось в Испанию. В последующие \(4\) месяца экспедиция путешествовала по водам неведомого тогда океана. Поскольку в течение всего плавания океан был очень спокойным, мореплаватели назвали его Тихим. Океан оказался не просто большим, а огромным. Во время путешествия начался голод, моряки страдали от цинги.

 

Путешествие закончилось удачно: было доказано, что Земля имеет форму шара. Однако Фернан Магеллан не дожил до возвращения на родину: он погиб в пути. Путешественник был убит в стычке с туземцами на острове Мактан (Филиппины), где позднее ему был поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

 

Гибель Ф. Магеллана

Хуан Себастьян де Элькано

 

В итоге в Испанию вернулась только одна каракка — «Виктория» (\(18\) человек из \(270\)), которую возглавил Хуан Себастьян де Элькано. Так завершилось первое в истории кругосветное путешествие.

 

Каракка «Виктория»

 

В результате экспедиции Магеллана было установлено наличие океана между Азией и Америкой и единство Мирового океана в целом. На карте мира появилось много новых географических названий.

Источники:

Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с. 

https://ru.wikipedia.org

http://www.askpins.com

http://schuit.xyz

http://www.temporamagazine.com

http://serikoffshipmodels.com

 

www.yaklass.ru

Кто совершил первое кругосветное путешествие?

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море». В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.

pristor.ru

Первое кругосветное путешествие

Кто был первым?

Еще по урокам школьной географии мы помним, что первое в истории человечества кругосветное путешествие совершила флотилия выдающегося мореплавателя Фернана Магеллана. Этот факт настолько общеизвестен, что на вопрос, поставленный коротко и ясно: кто совершил первое кругосветное плавание? — наверняка последует ответ не без доли удивления: как — кто? Магеллан!

Но, несмотря на уверенность такого ответа, он, тем не менее, не верен! Если вы посмотрите на карту мира или на глобус, вы без труда отыщете в южной части Тихого океана вытянутые цепочкой Филиппинские острова. И, опять же без труда, убедитесь, что этот архипелаг лежит почти точно на полпути любого корабля, отправившегося из Европы в кругосветное плавание: преодолев Атлантический океан и пройдя через Магелланов пролив в южной оконечности американского материка, корабль выйдет в необозримые просторы Тихого океана и спустя какое-то время придет к Филиппинским островам. Именно такой путь проделала флотилия под командованием адмирала Магеллана. Но для того, чтобы завершить кругосветное плавание, нужно еще пересечь огромное пространство Индийского океана, обогнуть с юга Африку, выйти вновь в Атлантический океан и, пройдя тысячи миль, добраться, наконец, до европейских берегов, откуда плавание начиналось.

Почему мы напоминаем об этом так подробно? Только для того, чтобы напомнить еще один факт — печальный, но бесспорный: Фернан Магеллан не мог совершить кругосветного путешествия, потому что он был убит на полпути — именно на Филиппинах, на одном из островов в стычке с жителями.

Однако в том, что первое кругосветное путешествие в нашей памяти прочно связано с именем Магеллана, нет ничего несправедливого: эта беспримерная экспедиция была организована и осуществлена по его замыслу. Несправедливо другое — то, что полному забвению было предано почти на четыреста лет имя человека, доведшего до конца задуманное Магелланом дело, — имя человека, впервые проведшего свой корабль вокруг земного шара и тем самым, в частности, доказавшего на практике шарообразность Земли. Ну, в самом деле, попытайтесь вспомнить: говорит ли вам что-либо такое имя — Элькано? Между тем это именно он — Хуан Себастьян Элькано и есть первый в истории человечества мореход, совершивший кругосветное плавание.

А дело было так…

Потомственный рыбак и моряк, баск из Гипускоа испанской провинции, владелец и капитан большого корабля, участник морских походов полководцев Гонсало де Кордова и Сиснероса — согласитесь, что из этого беглого перечисления встает образ мужественного и поседелого в битвах морского волка. И, тем не менее, этому «морскому волку» было едва за двадцать, когда он привел свой корабль из последнего похода в Алжир, где испанцы нанесли сокрушительное поражение маврам. Привел, чтобы… исчезнуть почти на десять лет. Почему? По одной простой причине: во все времена царственные особы с легкостью необыкновенной давали самые заманчивые обещания, а когда наступало время их выполнять, с той же легкостью забывали о них. Так случилось и на сей раз: испанский король Фердинанд, обещавший щедро вознаградить участников алжирского похода, как вы догадываетесь, и не собирался вспоминать о своих посулах. Иди речь о нем одном, молодой капитан Хуан Себастьян Элькано, возможно, и примирился бы с этим ударом — во всяком случае, через полтора десятка лет он так и поступил, снова испытав на себе «щедрость» монарха. Но на сей раз речь шла о целой команде, которой нужно было заплатить честно заработанные деньги. И капитан Элькано совершил поступок, не только справедливый, но и чрезвычайно мужественный: он продал корабль и, выручив нужную сумму, выплатил команде положенное жалованье. Постойте, можете сказать вы, — конечно, это справедливый поступок, но при чем тут мужество?

Дело в том, что королевским указом было строжайше запрещено продавать корабли португальцам — удачливым соперникам Испании на море. Нарушителя ждало такое наказание, что Элькано, продав свой собственный корабль и расплатившись с командой, вынужден был, как мы уже говорили, исчезнуть почти на десять лет, и не только из поля зрения альгвасилов (полицейских), но и историков: об этом периоде в жизни будущего великого мореплавателя мы, к сожалению, знаем мало. Точнее — ничего конкретного. Но все же главное мы можем предположить уверенно: он оставался моряком, и десять лет не прошли напрасно — к тридцати годам это был уже опытный и хорошо известный в своем кругу мореход.

Предположить это позволяет такой точный и многозначительный факт: когда в 1518 году Магеллан начал набирать людей для своих судов, которым предстояло беспримерное плавание, Элькано оказался в числе команды одной из каравелл. Серьезность проступка десятилетней давности нисколько не уменьшилась, ибо королевский указ не знал снисхождения. И то, что король Фердинанд давно скончался, а на испанском престоле восседал король Карл, ставший одновременно императором «Священной Римской империи», дела не меняло, ибо давний королевский указ никто не отменял и Элькано по-прежнему оставался преступником в глазах закона. И, тем не менее, он был взят Магелланом. А это означает только одно: Элькано был настоящим моряком, и адмирал готов был смотреть сквозь пальцы на давний проступок. Причем взят был Хуан Себастьян не простым матросом, а боцманом; то есть человеком, в те времена обязанным принимать деятельное участие в подготовке экспедиции. А всего через несколько месяцев, еще до отплытия, Элькано был назначен штурманом одного из судов флотилии Магеллана. Разумеется, такой стремительный взлет мог совершить только человек, чьи качества — мореходный талант, опыт и бесстрашие — были бесспорны.

А о том, что эти качества были бесспорны, свидетельствует, пусть пока тоже косвенно, и другой факт. Известно, что плавание с самого начала было омрачено постоянными конфликтами капитанов-испанцев с командиром флотилии — португальцем. Эти конфликты переросли в открытый мятеж, целью которого было отстранить Магеллана. Адмиралу удалось подавить бунт и расправиться с мятежниками в полном соответствии с суровыми законами того времени: один из капитанов был казнен, другой высажен на пустынный берег Патагонии, что тоже означало смерть, только медленную.

Десятки взбунтовавшихся моряков закованы были в цепи. В их числе был и бывший штурман каравеллы «Консепсьон» Хуан Себастьян Элькано… Но минуло едва полгода, и корабельный кузнец снял цепи с мятежного штурмана, потому что адмирал Магеллан, если воспользоваться современным выражением, «восстановил его в должности». Заподозрить Магеллана в мягкосердечии невозможно — по свидетельству современников, это был человек такой суровости, что она нередко доходила до жестокости, он был истинным сыном своего времени, когда жизнь человека ценилась не дороже одного мараведи, или, по-нашему говоря, ломаного гроша. И одновременно это было время Великих Географических Открытий, когда уже истинную ценность начали приобретать те качества, которыми столь щедро был наделен баскский моряк Элькано.

Мудрость решения Магеллана трудно переоценить: мы не знаем, удалось ли бы ему завершить это беспримерное плавание, вокруг света, не погибни он нелепо на полпути, но мы точно знаем, что оно закончилось бы бесславно после его смерти, если бы не Элькано.

После гибели адмирала последовательно его сменившие генерал-капитаны Эспиноса и Карвалью увели к берегам Борнео два последних уцелевших корабля, там они пустились в самый настоящий разбой. Лишь через полгода добрались корабли до Молуккских островов. И вот здесь одну из каравелл флотилии — «Тринидад» — вынуждены были поставить на ремонт, без которого она не могла продолжать путь. Таким образом, от всей флотилии Магеллана оставалось одно единственное судно — каравелла «Виктория», а капитаном на ней был не кто иной, как Хуан Себастьян Элькано.

Значение этого факта таково: именно в этот момент началось… кругосветное путешествие! Позвольте, можете удивиться вы, как же так?! Плавание ведь началось еще полтора года назад!

Верно, и тем не менее… Но для того, чтобы все стало ясно, вернемся к Магеллану. И начнем с того, что целью экспедиции было вовсе не кругосветное плавание.

Ее целью были гвоздика, черный перец и прочие пряности, столь ценимые в аристократических кругах Европы и ценившиеся буквально на вес золота. Вся беда была в том, что пряности эти произрастали очень и очень далеко, на островах Индийского океана. Вернее, это было полбеды, потому что моряки того времени ухитрялись на своих убогих суденышках добираться даже до Молуккских островов — главного района пряностей. Беда же — для испанцев — состояла в том, что на морском пути из Европы в юго-восточную Азию хозяйничали безраздельно исконные противники и соперники — португальцы, которые топили, не задумываясь, всякий чужой корабль, осмелившийся пуститься в плавание к Молуккским островам.

Таким образом, для испанских охотников до пряностей путь из Европы на юг вдоль Африки и дальше, от ее южной оконечности на восток — был заказан. Магеллану принадлежит идея попытаться достичь Молуккских островов не с востока, а с запада. Эта идея португальским королем, у которого служил Магеллан, была отвергнута — зачем искать еще какой-то западный путь, если португальцы безраздельно владеют проторенным восточным путем? Тогда-то Магеллан и предложил свою идею и свои услуги испанскому королю Карлу. А тому, как сказали бы мы сегодня, деваться было некуда: пряности нужны, а дорога к ним недоступна. И Магеллан получил, возможность снарядить флотилию и пуститься в плавание, главной и единственной целью которого было отыскать западный путь к Молуккским островам. Путь этот, как мы знаем, ценой неимоверных страданий и тягот был найден. Сам Магеллан до Молуккских островов не доплыл, погибнув, как вы помните, несколько раньше. Но не случись этого и доберись он сам до главной цели плавания, что бы произошло-затем? Иначе говоря, повел-ли бы он свои корабли дальше, на запад, чтобы, обогнув Африку уже известным, восточным путем, вернуться в Европу, или повернул бы обратно?

Утверждать трудно, но предположить с большой долей вероятности можно следующее. Итак, основная цель плавания — открытие к Молуккам западного пути — была достигнута. Этот путь существовал, португальцы о нем не имели и понятия, так что возвратиться домой можно было спокойно без всякого риска встречи с ними путем уже новооткрытым. Вот поэтому мы вправе предположить, что Магеллан, нагрузив корабли столь желанными его величеству Карлу пряностями, повернул бы обратно — через Тихий океан.

Но если мы не можем знать точно, какое все-таки решение принял бы Магеллан, решение Элькано нам известно: он назад не повернул, а свой корабль повел дальше. Начался второй этап плавания, именно кругосветный. Избегая встреч с кораблями португальцев, «Викторию» Элькано повел гораздо южнее хорошо, известного восточного пути. Иными словами, он повел и привел в Европу свой корабль путем, ранее никем не хоженым!

Кое-как державшийся на плаву обветшавший в трехлетием плавании корабль «Виктория» 7 сентября 1522 года бросил якорь у берегов Испании. На одном уцелевшем от всей флотилии корабле вернулось только восемнадцать уцелевших моряков. Эти восемнадцать человек, обогнули впервые земной шар, и доказали шарообразность планеты и то, что существует единый Мировой океан.

Как же были, встречены дома эти люди, совершившие небывалый в истории мореплавания подвиг? Поверить трудно, но было так: Элькано и его товарищей подвергли многонедельному допросу, целью, которого было выяснить: весь ли груз пряностей, взятый на Молуккских островах, сдан королевским чиновникам или моряки часть этого груза утаили? Вы представляете, это было важнее всего для короля испанского, императора «Священной Римской империи» Карла V и его чиновников! А то, что впервые в истории было совершено кругосветное плавание, что девять десятых команды флотилии погибло во время этого беспримерного по трудностям и испытаниям трехлетнего похода через четыре океана, — все это абсолютно не имело никакого значения!

Когда же власти не без удивления убедились, наконец, что драгоценный груз с Молуккских островов доставлен и сдан в полной целости, король-император решил великодушно вознаградить Элькано. И знаете, в чем заключалось это вознаграждение? Карл V простил великому мореплавателю тот тринадцати летней давности проступок, к которому молодого капитана вынудил своей «щедростью» предыдущий король! Вдобавок, в порыве, того же великодушия Карл V назначил было Хуану Себастьяну пенсию в 500 эскудо, но тут же опомнился и отсрочил ее выплату до возвращения Элькано из второго плавания к Молуккам. Вряд ли Хуана Себастьяна удивило это решение, свидетельствовавшее о «щедрости» императора, потому что любому испанскому моряку были известны горькие слова Колумба, сказанные им незадолго до смерти: «По прошествии двадцати лет тяжелых трудов и опасностей у меня в Испании нет даже собственного крова». Такова была участь многих выдающихся мореплавателей, и не только мореплавателей, и Элькано не составлял исключения…

24 июля 1525 года флотилия из семи судов под командованием капитан-генерала Лоайсы и великого кормчего Элькано пустилась в новое плавание к Молуккским островам — плавание, из которого Хуану Себастьяну не суждено было вернуться. Император Карл сохранил свои пятьсот эскудо… Здоровье Элькано было подорвано тягчайшими испытаниями, и 6 августа 1526 года мужественный капитан, которому не исполнилось еще и сорока, скончался на флагманском своем корабле «Санта-Мария-де-ла-Виктория»… Могила его, великого мореплавателя, впервые в истории человечества обогнувшего земной шар, находится посреди великого Тихого океана…

Многие годы имя и подвиг первого в мире кругосветного мореплавателя были преданы забвению и оставались неизвестными потомкам более четырех столетий.

Согласись, читатель, что всего того, о чем сказано, ты прежде не знал. Многие не слышали даже имени Элькано, и на вопрос: кто же совершил первое кругосветное путешествие, с полной уверенностью отвечали; Магеллан!

informvest.ru

Первое кругосветное путешествие

В наши дни люди пускаются в кругосветные плавания, чтобы испытать свое мужество и выносливость. А впервые кругосветные плавания отправлялись с вполне определенными практическими целями — в интересах торговли и навигации. Первое кругосветное плавание совершил в XVI веке португальский аристократ Фернан Магеллан (1480-1521). До этого он возглавлял несколько экспедиций, искавших торговые пути для Португалии, но затем поссорился с португальским королем и поступил на службу к испанцам. Они хотели открыть торговые пути на Восток и объявить своими владениями вновь открытые земли, в частности — Молуккские острова (острова Пряностей). Магеллан рассчитывал достичь Молукк­ских островов, отправившись на запад вокруг южной оконечности Южной Америки, вместо того чтобы следовать по португальским торговым путям на Восток вокруг Африки (см. статью «Васко да Гамма и путь в Индию»). Уже через два месяца после того, как Магеллан прибыл ко двору испанских королей, он получил согласие молодого короля Карла (впоследствии — императора Карла V) на финансирование своей экспедиции.

В сентябре 1519 г. Магеллан отплыл из Испании с экспедицией из 260 человек на пяти кораблях: «Тринидад», «Виттория», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Сан-Антонио». На борту кораблей на­ходилось множество различных товаров, однако Магеллан, не верно оценил длительность плавания, взял с собой слишком мало продовольствия. Флот пересек Атлантику, сделав короткую остановку на Канарских островах, а затем направился к берегам Бразилии и далее вдоль восточного побережья Южной Америки.

Мятеж и кораблекрушение

Магеллан столкнулся с кучей разных проблем. Погода была настолько плохой, что ой решил перезимовать на берегу земли, которую теперь называют Патагонией. Из-за скудного питания и невыносимых холодов часть команды подняла мятеж, и Магеллан был вынужден казнить главарей мятежников. Вскоре потерпел кораблекрушение корабль «Сантьяго». Остальным кораблям удалось отыскать путь в Тихий океан через узкий пролив, получивший имя Магеллана. С кораблей заметили костры, которые жгли на южном берегу местные жители, и назвали эту землю «Терра дель Фуэго» (Огненная Земля), Пролив, открытый Магелланом, позволил проторить новый путь на Восток вокруг юж­ной оконечности Америки.

Болезни, голод, смерть

Условия на борту становились все хуже. Команда «Сан-Антонио» дезертировала, захватив с собой боль­шую часть запасов провианта всей экспедиции. Во время плавания че­рез Тихий океан 20 человек умерли от голода. Пополнив запасы продовольствия на Маршалловых островах, флот направился к Филиппинам. Там произошла трагедия: Магеллан оказал­ся втянутым в войну между местными князьями и был убит вместе с 40 членами своей команды.

Преемник Магеллана

Команду над 115 оставшимися в живых членами экипажа принял капитан Себастьян дель Кано. С таким количеством моряков управлять тремя кораблями было невозможно, и он решил оставить «Консепсьон». Два других судна продолжили плавание и в ноябре 1521 г. достигли Молуккских островов. Наконец-то команда смогла купить вожделенных пряностей. Чтобы доставить домой хотя бы часть груза, корабли поплыли в Испанию двумя разными маршрутами. «Тринидад» отправился на восток в сторону испанских владений в Панаме, но был захвачен португальцами. Лишь немногим счастливцам из его команды удалось спастись. «Виттория» отплыла на запад. Пройдя по торговым путям португальцев в Индийском океане, корабль обогнул южную оконечность Аф­рики. Избежав плена, «Виттория» в 1522 г. возвратилась в Испанию. Судно провело в кругосветном плавании три года.

Дневник Пигафетты

В плавании на «Виттории» участвовал итальянский моряк Антонио Пигафетта. Большинством сведений о путешествиях Магеллана и дель Кано мы обязаны его дневнику, который он опубликовал спустя два года после возвращения. В дневнике множество интереснейших подробностей обо всем, что Пигафетта повидал в путешествиях. Он впервые рассказал европейцами об акулах-людоедах в Южной Атлантике и о природном электрическом феномене — Огнях Святого Эльма. Пигафетта поведал об ужасающих условиях, в которых жила команда, о холодах и штормах, о скудном питании и нехватке питьевой воды, а также о жителях земель, в которых побы­вали мореплаватели.

Френсис Дрейк

Второе в истории кругосветное плавание совершил англичанин Френ­сис Дрейк (1545-1596). Оно продолжалось с 1577 по 1580 г. В те времена многие думали, что Огненная Земля — часть огромного южного континента, который называли Terra Australis. Были и такие, кто считал Огненную Землю островом. Английская королева Елизавета I послала Дрейка к Магелланову проливу, чтобы проверить, ка­кое из этих предложений соответствует истине. Она также дала ему секретное поручение до­быть как можно больше золота и пряностей. И королева, и Дрейк, разумеется, хорошо понимали, что такое поручение разрешает заниматься пиратством и может ис­портить отношения между Ан­глией и Испанией. Экспедиция отправилась в путь на пяти кораблях: «Пеликан», «Мериголд», «Элизабет», «Лебедь» и «Кристофер». Дрейк грабил корабли испанцев, добывая для королевы золото, серебро, жемчуг и изумруды. Как и Магеллан, Дрейк столкнулся в плавании со многими препятствиями и непредвиденными трудностями. Штормы, голод и болезни вызвали волнения среди моряков, но Дрейк подавил их. Он не нашел Terra Australis, но установил, что Огненная Земля — остров. В Анг­лию Дрейк возвратился 3 ноября 1580 г. Королева Елизавета посети­ла мореплавателя на борту корабля и произвела его в рыцари.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.

Сегодня я постараюсь поделиться своими знаниями о прекраснейшей Одиссеи в истории человечества — кругосветном путешествии 265 храбрецов. Но перед тем как познакомиться с героями, попробу разобраться в их мотивации.

Корни великих географических открытий

Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии.

В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:

Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь — дорога специй, соединяющая Индию и Европу.

Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов, что приводит Европу в так называемые темные века. Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов, примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться.

Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку, а если повезет, то и в столь желанную Индию.

Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие

Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане, чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие.

Магеллан состоял на португальской службе, однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что Индия действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.

travelask.ru

Первое кругосветное путешествие. Географические открытия

Первое кругосветное путешествие

В марте 1518 года в Севилью в совет Индии (учреждение, ведавшее делами новооткрытых территорий) прибыл Фернан Магеллан — бедный португальский дворянин, воевавший в Северной Африке, после чего просивший повышения по службе у своего короля, но получивший отказ. Он заявил, что Молуккские острова, важнейший источник португальского богатства, должны принадлежать Испании, т. к. расположены в Западном полушарии (по договору о разделе земель от 1494 года). Магеллан предложил план захвата данных островов, в соответствии с которым нужно было проникнуть на Молукки западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев раньше времени. При этом он старался убедить испанских чиновников в том, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.

Филиппинские острова

В конце концов после долгих прений был заключен договор: испанский король Карл I выделил деньги на снаряжение экспедиции взамен огромной доли ожидаемых доходов. 20 сентября 1519 года флотилия, главным кораблем которой считался «Тринидад», вышла из порта Сан-Лукар. Через шесть дней корабли подошли к Канарским островам, 29 ноября достигли побережья Бразилии близ 8° ю. ш., 26 декабря — Ла-Платы.

Около месяца члены экспедиции Магеллана занимались исследованием берегов Ла-Платы, за которыми простиралась неведомая земля. Наконец 2 февраля 1520 года Магеллан, опасавшийся пропустить вход в пролив, распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а вечером останавливаться.

24 февраля Магеллан открыл крупный залив Сан-Матиас, обогнул обнаруженный им полуостров Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую окрестил Пуэрто-Сан-Матиас (в настоящее время залив Гольфо-Нуэво). Далее отважные путешественники продолжили свой путь к югу, а когда наступили устойчивые холода (в Южном полушарии зима приходится на наши летние месяцы), решили зимовать в бухте Сан-Хулиан. Четыре корабля вошли непосредственно в этот заливчик, а судно Магеллана «Тринидад» заняло позицию у входа в него.

Южная Америка

Между тем офицеры-испанцы под предлогом того, что Магеллан отказался выполнять королевские инструкции (т. е. отправиться к Молуккам восточным путем через африканский мыс Доброй Надежды), подвигли матросов на бунт. Те, повинуясь старшим по званию, навели пушки на «Тринидад» и потребовали, чтобы Магеллан явился к ним для переговоров. Однако главнокомандующий отличался решительным характером и выполнять требования мятежников не собирался. Применив силу, он сумел подавить бунт, и оставшиеся до конца зимовки недели прошли спокойно. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья реки Санта-Крус, где пробыла до октября, ожидая, когда погода изменится. Далее корабли двинулись на юг вдоль патагонского берега, а 21 октября 1520 года, после того, как испанцы открыли неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки, искомый пролив был наконец обнаружен.

Есть версия, что Магеллан первоначально назвал открытую им южную землю Тьерра-де-лос-Умос — «земля дымов». Но испанский король Карл I переименовал ее в Огненную Землю на том основании, что «не бывает дыма без огня».

Следуя вдоль северного берега узкого Патагонского пролива (так Магеллан окрестил пролив, который впоследствии назовут его именем), испанские суда обогнули самую южную точку Южно-Американского континента — мыс Фроуорд. Открывавшаяся их взору земля выглядела крайне неприглядно. Высокие горы и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем виднелись дымки, а по ночам — огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю Тьерра-дель-Фуэго — Огненная Земля.

28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли из пролива в Тихий океан, пересекая который, они прошли не менее 17 000 км. Именно тогда испанцы провели первое в истории измерение морских глубин с помощью нескольких связанных вместе шестов, но дна не обнаружили.

6 марта 1521 года экспедиция добралась до Марианских островов, а еще через неделю — до Филиппинских. Здесь испанцев встретили местные жители, которые свободно изъяснялись на малайском языке. Благодаря этому обстоятельству Магеллан понял, что он находится неподалеку от Молуккских островов, где также был распространен малайский язык.

Террасы на Филиппинских островах

Соратникам Магеллана удалось обратить часть населения Филиппинских островов в христианскую веру. В роли покровителей новых христиан они ввязались в междоусобную войну правителей островка Мактан, в ходе которой был убит сам Магеллан и еще несколько человек из его команды.

После гибели Магеллана испанцы избрали другого капитана флотилии и покинули Филиппинские острова. Спустя несколько дней они, первые из европейцев, подошли к острову Калимантан и расположились на рейде у города Бруней (от этого искаженного испанцами названия весь остров стал называться Борнео).

8 ноября 1521 года испанские суда все-таки достигли берега Хальмахеры — самого большого из Молуккских островов. Здесь путешественники решили разделиться: «Тринидад» должен был плыть к Панамскому заливу (впоследствии он был захвачен португальцами), а корабль под названием «Виктория» — западным путем (вокруг мыса Доброй Надежды) в Испанию.

На побережье Панамского канала

6 сентября 1522 года «Виктория» прибыла на родину, совершив за 1081 день первое в истории кругосветное плавание. Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из 265 человек его экипажа в Испанию вернулись только 18. Главная заслуга Магеллана заключается в том, что он навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, т. к. проделанный его экспедицией путь является неопровержимым доказательством ее шарообразности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о