Салара – Салар — это… Что такое Салар?

Содержание

Салар — это… Что такое Салар?


Сала́р — канал, издревле протекавший по территории, ныне входящей в современную территорию города Ташкента и относящаяся к водной системе города. Берет свое начало от реки (канала) Бозсу́, который в свою очередь берет свое начало от реки Чирчи́к.

Ташкент. Салар на схеме рек и каналов города

В настоящее время почти на всём протяжении Салара по Ташкенту сделаны бетонные набереженые. Салар заметно обмелел и стал менее полноводным.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы[1] в настоящее время Салар является наиболее загрязненным каналом города[2]

Исторические сведения

Возможно, это искусственный канал, прорытый ещё тысячу лет назад. Однако существуют также мнения о естественном происхождении канала как протока Чирчика.

Именно на берегу древнего русла Салара находится древнее городище Мингурюк, являющееся развалинами древнего[3] городища Чач, являющегося предтечей современного Ташкента[4].

Водопой на реке Салар


В конце позапрошлого, начале прошлого века эта водная артерия играла заметную роль в водоснабжении города. Об этом может свидетельствовать многочисленные фотографии Салара на почтовых открытках начала прошлого века.

О происхождении названия Салар

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах[5]. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар[6].

О происхождении терминов и названий Ташкента и Ташкентской области см. также статью Ташкентская топонимика.

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

Добывание песка из Салара

Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

Ташкент. Август 2007 года. Вид реки Салар

Примечания

  1. Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар»
  2. Что скорее всего связано со сбросом не очищенных промышленных и бытовых отработанных жидких отходов на всём протяжении канала. По состоянию на конец 2008 года приблизительно через каждые 500 метров вдоль канала встречаются трубы, по которым в воду сбрасываются такие неочищенные стоки.
  3. Дата зарождения города Чач приблизительно I век до н.э. — I век н.э.
  4. Город Чач был разрушен в VIII веке арабскими завоевателями. После разрушения на своем прежнем месте он востановлен не был.
  5. Более вероятно, что наименование арыка Зах произошло от слова «Зах» — родники.
  6. ФромУз, «Старый Ташкент», сообщение 4046 от 10 июня 2007 г.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

САЛАРЫ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 228-229

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: С. А. Комиссаров

САЛА́РЫ (са­мо­на­зва­ния – са­лар, са­лыр, са­лур, сал­гур, со­лор), тюрк. на­род в Сев.-Зап. Ки­тае. Чис­лен­ность 130,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на пра­во­бе­ре­жье верх­ней Ху­ан­хэ, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во в Сюньхуа-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на вос­то­ке пров. Цин­хай, про­жи­ва­ют так­же в Хуа­лун-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном у. в пров. Цин­хай, Цзи­ши­шань-Бао­ань-Дун­сян-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на за­па­де пров. Ган­су и др. Го­во­рят на са­лар­ском яз. огуз­ской груп­пы тюрк­ских язы­ков. С 2008 раз­ра­ба­ты­вает­ся пись­мен­ность на основе ла­ти­ни­цы. Используется также араб. письмо, на котором в средние века создавалась лит-ра. Рас­про­стра­не­ны так­же кит., уй­гур­ский и ти­бет. язы­ки. В осн. мусуль­ма­не-сун­ни­ты.

Вероятными предками С. были пле­мена со­ло­ров (салуров), которые в 11–14 вв. в составе огу­зов проникли далеко на запад; их пребывание на территории Закавказья, Ирака, Анатолии отражено в данных топонимики и ср.-век. летописей (

Ра­шид ад-Дин, «Ки­та­би Де­де Кор­куд»). Под назв. салыров вошли в состав туркм. племён. По уст­ной тра­ди­ции, пред­ки С. – Ка­ра­ман и Ах­ман пе­ре­се­ли­лись в Цин­хай из ок­ре­ст­но­стей Са­мар­кан­да ок. 1370 (вы­ве­зен­ный от­ту­да, по пре­да­нию, Ко­ран хра­нит­ся в гл. ме­че­ти С. в Гэй­цзы). В кит. хро­ни­ках из­вест­ны с 14 в.; при династии Юань вожди С. назначались наследств. правителями занимаемых земель; при Мин платили дань лошадьми. Пополнялись за счёт местных мусульман (хуэй). В 1760-е гг. са­лар­ский су­фий­ский учи­тель Ма Мин­син ос­но­вал сек­ту Джах­рийя, практиковавшую громкий зикр; его по­сле­до­ва­те­ли при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в му­сульм. вос­ста­ниях 18–20 вв.

Саларская невеста. Фото К. Д. Холтона. 1932.

За­ни­ма­ют­ся в осн. зем­ле­де­ли­ем (в т. ч. оро­си­тель­ным), раз­во­дят овец, ко­ров и др., развито садоводство. В деревнях было распространено плетение корзин, валяние войлока, ткачество. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное или сыр­цо­вое с пло­ской кры­шей, ай­ва­ном, ок­на­ми с узор­ны­ми де­рев. ре­шёт­ка­ми по сто­ро­нам вхо­да; гл. по­ме­ще­ние ота­п­ли­ва­ет­ся ка­ном. Муж­чи­ны но­сят шта­ны, ру­ба­ху, без­ру­кав­ку или курт­ку, ша­поч­ку с не­вы­со­кой туль­ёй и круг­лым дном; жен­щи­ны – шта­ны, ха­лат, без­ру­кав­ку, го­лов­ной убор (кей­та), по­кры­ваю­щий шею и часть спи­ны. Трёх­поколенные семьи, или дворы (цимуцан), объединяются в патрилинейные роды (агэни, агэнай). Практиковались кросскузенные браки и авункулат. Неск. родов формировали деревенскую общину (агэлэ), а неск. деревень – волость (цяони), в рамках которой проводились обществ. работы (строительство ирригац. сооружений, дорог и мостов). Все родственники по отцовской линии входили в состав патронимии (кунмуса, кунмусань), включавшей 3–5 родов; у них были свои кладбища. Фольк­лор вклю­ча­ет ис­то­рич. пре­да­ния (ли­ши), сказ­ки (том­бах), ли­рич. пес­ни (йур), пла­чи (са­гыш, йы­гы). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – струн­ный кху­ши, жен­ский вар­ган ку­шу­ан и др. Воз­ро­ж­да­ет­ся празд­но­ва­ние Но­уру­за.

bigenc.ru

Народы Восточной Азии. Салары у истоков трёх великих рек — Письма о Ташкенте

Прислала В. Лаврова

Маршрут Великого Шёлкового пути охватывал сотни народов и тысячи городов: сменялись целые цивилизации, а Великий Шелковый путь продолжал связывать запад и восток единым торговым коридором. В наши дни здесь живут потомки согдов, парфян, парнов и других национальностей, которые принимали активное участие в торговле Китая с Европой.

Часто такие народы оказываются малочисленными и неизвестными широкой общественности. Они компактно живут на землях, доставшихся от предков, сохраняют древние традиции и язык и не стремятся выйти за пределы родных районов.

Салары

Салары, или салыры — это переселившиеся потомки тюрков-огузов. Сейчас салары живут на западной оконечности Китая в провинциях Цинхай, Ганьсу и Синьцзян. Последняя граничит с Казахстаном и Кыргызстаном, а потому изредка саларов можно встретить и в этих странах.

Общая численность саларов едва превышает 100 тыс. человек, из которых по крайней мере 60 тыс. говорят на саларском языке. Язык отдаленно напоминает турецкий или узбекский, однако для полноценного изучения саларского желательно владеть китайским: у саларов нет собственной письменности, поэтому для записи чего бы то ни было здесь используют китайские иероглифы. Большая часть саларов двуязычна — сказываются века совместного проживания с китайцами.

Само слово «салыр» означает «человека, размахивающего мечом». Воинственный народ обосновался на землях западного Китая в XIV веке и с тех пор регулярно воевал с ближайшими соседями.

В мирной жизни салары часто поют. Национальные песни, «хуаэры», чем-то напоминают произведения древних сказителей: здесь форма доминирует над смыслом, а исполнители частенько изменяют народные слова «хуаэров» на свой лад. Как и во всей Средней Азии, главным праздником саларов является Новруз — день весеннего равноденствия, считающегося началом нового года.

История и культура

Предками саларов историки считают воинственное тюркское племя огхуз. Салар в переводе означает «люди, размахивающие мечами и копьями». Племя занимало земли на границе Китая, затем перебралось в Центральную Азию, а впоследствии вернулось на территорию Поднебесной. Семь веков назад салары сформировались как этнос.

Фольклор — главное достояние культуры. Он богат легендами, сказками, напевами «хуаэр». Мелодии приятные, с трелями. Певцы часто импровизируют, меняя слова песен. В последние годы салары создали много творческих коллективов.

Обычаи и пища

Религия народа — суннитский ислам, и это наложило отпечаток на уклад жизни и обычаи. Существует множество табу и запретов, в том числе на алкоголь и табак.

У саларов существовали полигамные и детские браки. Женщины были бесправны. Им нельзя было показывать лица незнакомым мужчинам, а девушкам — появляться на публике. Теперь это в прошлом, как и традиционные убийства скота, которыми раньше сопровождались свадьбы, похороны и праздники.

Одежда женщин – красные платья, чёрные жилеты с вышивкой, платки. Мужчины предпочитают шерстяную одежду, зимой – пальто из кожи овец.

Основу рациона составляют злаковые культуры, овощи, картофель, баранина, курятина. Любимые напитки — молочный и пшеничный чай.


Ранее, согласно преданиям, салары (салыр, салор, салгур) жили около Самарканда) (сейчас большинство саларов живут в Туркменистане, Ахалском велаяте, Серахском этрапе).

Салары (кит. упр. пиньинь: Sǎlá Zú; самоназвание — салар, салыр), тюркоязычный народ в Китае; живут в Сюньхуа-Саларском автономном районе и других районах провинции Цинхай, а также в провинциях Ганьсу и Синьцзян.

Салары у истоков трёх великих рек

Кунсткамера в Санкт-Петербурге при содействии Государственного Эрмитажа и Государственного музея искусства народов Востока открыла любопытную для непосвящённых выставку под названием «Между Туркестаном и Тибетом: салары».

Уникальная по представленным экспонатам экспозиция в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН знакомит посетителей с культурой и бытом саларов, населяющих китайский Туркестан и Предтибетье. Этот небольшой по численности (около 110 тыс. аборигенов) народ проживает в юго-восточной части китайской провинции Цинхай близ истоков трёх великих азиатских рек — Хуанхэ, Янцзы и Меконга.

Культура и образ жизни саларов — результат многовекового взаимодействия с древней китайской культурой, с культурами многочисленных народов, исповедующих буддизм и ислам и населяющих эту древнюю землю. Салары, например, верят, что в беспокойном XIV веке два брата-прародителя, Ахман и Караман, переселились на эту землю из Самарканда и принесли сюда священную реликвию — рукопись Корана, которая считается сегодня старейшей в Китае.

В соответствии с договором о научном сотрудничестве между МАЭ РАН и Институтом этнологии и антропологии Академии общественных наук КНР была организована историко-этнографическая экспедиция «Мусульмане Китайского Туркестана (уйгуры Синьцзяна, салары Цинхая)». Коллеги посетили ключевые центры на китайской части Великого Шёлкового пути, где собрали многочисленные материалы по истории и современному положению ислама в Китайском Туркестане и провинции Цинхай, исламо-буддийскому взаимодействию.

Представленная в Кунсткамере выставка — это попытка увидеть мир жителей Китайского Туркестана и Предтибетья, мир обычных мужчин и женщин, живущих на этой земле. В экспозиции — образы и символы традиционной культуры и, прежде всего, культуры саларов. Выставочный проект отличается комплексностью: здесь показаны предметы традиционной культуры, а фотографии и видеосюжеты наглядно иллюстрируют их использование в реальной жизни. Выставочное пространство таким образом приобретает объемность, у зрителя возникает эффект присутствия, возрастает ощущение документальности в подаче культурной и научной информации.

В МАЭ РАН хранится одно из крупнейших этнографических собраний, доставленных из Синьцзяна и Цинхая (КНР). Оно представляет культурное и этническое многообразие Китайского Туркестана, историю его изучения в России. Формирование коллекции связано с деятельностью легендарного Русского Комитета по изучению Центральной Азии и именами выдающих ученых и путешественников — Н.М. Пржевальского, В.И. Роборовского, С.Е. Малова, Э.Р. Тенишева и многих других.

Автор: Михаил Никифоров

Книга. Мохаммад-Казем Мазинани — Последний из Саларов

http://lachinova.ru/narodyi-kitaya-salaryi/

Похожие темы

mytashkent.uz

Салар (канал) Википедия

Салар
узб. Salor

Салар перед водоотделителем (посёлок Уртааул)
Расположение
Страна
  •  Узбекистан
ОбластиТашкентский вилоят, Ташкент
Характеристика
Длина65[ком 1] км
Наибольшая глубина3 м
Расход воды20 м³/с (заход на территорию города)
Водоток
ГоловаБозсу
 · Местоположение головыпосёлок ТашГРЭС, Кибрайский туман 
 · Высота головыоколо 480 м
41°22′42″ с. ш. 69°20′50″ в. д.HGЯOL
Устьерека Чирчик (протока Калган-Чирчик) 
 · Местоположение устьяЧиназский район 
 · Высота устьяоколо 320 м
41°03′47″ с. ш. 69°02′14″ в. д.HGЯOL

ru-wiki.ru

Салары — это… Что такое Салары?

Флаг саларов

Салары (кит. упр. 撒拉族, пиньинь: Sǎlá Zú; самоназвание — салар, салыр), тюркоязычный народ в Китае; живут в Сюньхуа-Саларском автономном уезде и других районах провинции Цинхай, а также в провинции Ганьсу и Синьцзян. Численность — 104 503 человек (перепись, 2000). Саларский язык испытал значительное влияние китайского и тибетского языков; используемая в настоящее время письменность — на латинской основе. Антропологически салары неоднородны: но преобладает монголоидный тип. По религии — мусульмане-сунниты, незначительная часть исповедует тибетский буддизм [1]. Основные традиционные занятия — пашенное земледелие, скотоводство, приусадебное садоводство и огородничество, кузнечное и гончарное ремёсла. Преобладают малые семьи.

История

Салары неоднократно участвовали в народных восстаниях. Особенно известно восстание 1781 г, когда саларские мюриды основателя секты «джахрия» (en) Ма Минсина (Ma Mingxin), под руководством своего ахуна Су Сышисаня (苏四十三, «Су Сорок-три») дошли до Ланьчжоу, пытаясь освободить арестованного Ма. После казни Ма Минсина цинскими властями, саларские повстанцы осадили Ланьчжоу, но после прибытия цинского подкрепления были все перебиты.[1]

Во время гражданской войны в Китае, саларский край был под властью Ма Буфана. После разгрома Ма Буфана коммунистами в 1949 г и его бегства из Китая, некоторые из его бывших солдат-саларов, отпущенных по домам победившей Красной Армией, ещё несколько лет продолжали вести партизанскую войну против коммунистов в цинхайско-ганьсуйском пограничье. Рассказывают, что когда один из его стойких приверженцев, Хань Иму (Han Yimu) поднял восстание в цинхайском уезде Сюньхуа в 1958 г (одновременно с восстанием в Тибете против китайцев), от говорил своим бойцам (возможно, подражая Су Сорок-три?): «Сегодня Сюньхуа, завтра Ланьчжоу, послезавтра Пекин!» Говорят, что когда восстание было подавлено, и Хань Иму свезли в Пекин на суд и казнь, он понял что недооценил силы противостоящей стороны, и заметил: «у них в Китае больше народу, чем в Цинхае яков!».[2]

Примечания

  1. Lipman 1998, p. 112-113
  2. Allatson, Paul & McCormack, Jo (2008), «Exile cultures, misplaced identities», Volume 30 of Critical studies, Rodopi, сс. 65-66, ISBN 9042024062, <http://books.google.com/books?id=DaLkNE_20a0C&pg=PA65> 

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

салары — Salar people — qwertyu.wiki

В саларах ( Салар : Salir , سالار; китайский : 撒拉族 ; пиньинь : Sālāzú , сяоэрцзин : صالاذ) являются этническими меньшинствами Китая , которые в основном говорят на языке Салара , в Огузе языке тюркского .

В салары насчитывалось 104,503 человек в последней переписи 2000 года они живут в основном в провинции Цинхай — Ганьсу границы области, по обе стороны от реки Хуанхэ , а именно в Сюньхуа Салар автономного уезда и Hualong Хуэй автономного уезда Цинхай и прилегающей Jishishan Bonan , Dongxiang и Салар автономного округа Ганьсу. Есть также салары в Синьцзяне (в Иле Казахского автономного округа ).

Они являются патриархальным сельскохозяйственным обществом и преимущественно мусульманские .

история

Происхождение истории

По Салар традиции, они являются потомками племени Salur , принадлежащих к огузам племени Западного тюркского каганата . Во время династии Тан , племя Salur жили в границах Китая — позже продвигались на запад в сторону Центральной Азии .

Два брат Haraman и Амане, прародители современного Салар племени когда — то жили в Самаркандской области. Они были высоко оценены на местные исламские мечетях, что привело к преследованию со стороны местных правителей. Два брата сбежали вместе с восемнадцатью членами племени на белом верблюде с водой, почвой, и Коран , прежде чем отправиться на восток. Группа преодолела через северный маршрут от Тянь — Шаня горных хребтов в проходе Цзяюйгуань и проходящей через сегодняшний день Сучжоу районного , Ganzhou район , Нинся , Qinzhou District , Ганьгу , и в конце концов останавливается на настоящем Сяхэ

Позже, еще сорок человек из Самарканда присоединился к группе. Группа прошла через южный маршрут из Тянь — Шаня горных хребтов и вошел Цинхай . Они пришли к настоящему County Guide , и двенадцать из них поселились там.

Оставшиеся 28 путешественники встретились с группой Haraman в Ganjiatan, и отправился к настоящему Сюньхуа области . Группа позже обнаружили , что почва на участке была плодородной и поселился там с тех пор. С течением времени эти люди Самаркандской породнились с местным тибетском , Хуэй , Хан китайского и монголы , сформировав группу Салар.

Коран салары принесли на их пути в Китай по сей день до сих пор сохранились в Сюньхуа в мечети Jiezi. Нанкин музей отремонтировал Коран , чтобы защитить его от гниения.

Династия Мин

Лидеры клана Salar добровольно сдались в династии Мин около 1370 главных из четырех верхних кланов вокруг это времени были Хань Baoyuan и правительство Мин предоставили ему должность сотника, именно в это время люди из его четырех кланов взяли Ханя их фамилия. Другой главный Хан Shanba из четырех нижних Салар кланов получил ту же должность от правительства Мин, и его кланы были теми , кто взял Ма в качестве фамилии. Этногенез Салар начал с момента , когда они клялись в верности династии Мин под своего лидера Хань Бао. Отец Хан Бао был Омар, и отец Омара был Haraman, который привел саларов на их пути из Средней Азии в Китай.

В Kargan тибетцы , которые живут рядом с Salar, в основном стали мусульманами из — за салар. Устная традиция Салар вспоминает , что это было около 1370 , в котором они пришли из Самарканда в Китай.

Саларов было разрешено огромное количество автономии и самоуправления династии Мин, который дал им команду налогов, военных и судов.

В династий Мин и Цин часто мобилизованы Salars в своих военных в качестве солдат, с правительством Ming вербовки их в 17 разное время для обслуживания и цинского правительства в пяти различных времен.

Династия Цин

В 1670, то кашгарской суфийском мастере AFAQ Ходжа (и, возможно, его отец Мухаммад Юсуф еще раньше) проповедовал среди саларов, представляя суфизм в свое сообщество. В середине 18-го века, один из Аппак Ходжи в духовных потомков , Мы Лаевичей , распространять свое учение, известное как Khufiyya среди саларов, так же , как он среди своих китайских говорящих и тибето-говорящих соседей.

На протяжении 1760 — х годов и 1770 — х годов, еще один мастер китайский суфий, Ма Mingxin , распространял свою версию суфийского учения, известного как Jahriyya по всей провинции Ганьсу (который тогда включал родину Салар в в современном Цинхай). Многие Салары стали приверженцами Jahriyya, или «Нового Учения», как правительственные чиновники Qing окрестили его (в отличии от «Старого Учения», то есть и порядок Khufiyya суфия и не-Суй Gedimu ислам). В то время как внешние различия между Khufiyya и Jahriyya будут выглядеть сравнительно тривиальными постороннему (два ордена были наиболее известны, соответственно, немой или вокальным зикр , то есть призывание имени Бога), конфликт между их приверженцами часто стал насильственная.

Сектант насилие между Jahriyya и Khufiyya не вспыхнуло , пока основной эпизод насилия в 1781 году В 1781 году, власти, обеспокоенные распространением «подрывной» «Нью — Учении» среди саларов, которых они (возможно , несправедливо) рассматривать как свирепый и хлопотно много, арестовали Ма Mingxin и послал экспедицию в сообщество Салар из Сюньхуа County , чтобы окружить его сторонников там. В Jahriyya бунт сектантского насилия между двумя подотрядов в Накшибанди суфиев Jahriyya суфийских мусульман и их соперников, в Khafiyya суфийских мусульман, привело к восстанию Jahriyya суфий мусульман , которые династия Цин в Китае измельченный с помощью Khafiyya суфийских мусульман.

В Jahriyya Салар из Сюньхуа, во главе с их Ahong ( имам ) по прозвищу Су Sishisan ( «Су Сорок три»,苏四十三), ответили убивая правительственных чиновников и уничтожить их целевую группу в месте под названием Baizhuangzi, а затем бросился по Хэчжоу области к стенкам Ланьчжоу , где Ма Mingxin была заключена в тюрьму.

Когда осажденные чиновники принесли Ма Mingxin, носить цепи, к городской стене Ланьчжоу, чтобы показать его к мятежникам, Салар Су сразу показал уважение и преданность своих заключенных лидеров. Напуганные чиновники взяли Мы со стены, и обезглавили его сразу же. Салар Су пытался атаковать городские стены Ланьчжоу, но, не имея осадной техники, не удалось проникнуть в город — крепость. Салар бойцы (чья сила в момент оценивается историками в 1000-2000 диапазоне) , то создать укрепленный лагерь на холме к югу от Ланьчжоу. Некоторые ханьцы , Hui и Dongxiang (Santa) присоединился к Salar в восстании против Цин.

Для того, чтобы иметь дело с повстанцами, Imperial комиссары Агуй и Heshen были отправлены в Ланьчжоу. Не удался выбить салар из их укрепленного лагеря с его регулярными войсками, Агуй послал «некомпетентный» Heshen обратно в Пекин, и набран Алашань монголы и Южный Ганьс тибетцы , чтобы помочь гарнизону Ланьчжоу. После того, как осада лагеря повстанцев и отрезав салар трехмесячный водоснабжение, совместные силы AGUI уничтожили повстанец Jahriya; Су и все его бойцы были убиты в финальной битве. В целом, говорится , что целых 40% всего их населения был убит в восстании.

Еще в 1937 году, народная баллада еще рассказанная саларов о восстании 1781 и Су Sishisan суицидального решении пойти на войну против Цинской империи.

Цинское правительство депортировали некоторые из повстанцев Салар Jahriyya в долину реки Или , которая в современном Синьцзяне. Сегодня, сообщество нескольких тысяч Salars говоря отчетливый диалекте Салар до сих пор живут там. Салар мигранты из Амдо ( Цинхай ) поселились в регионе в качестве религиозных ссыльных, переселенцев, а также в качестве солдат в армию Цин бороться повстанцев в Иле, часто после Хуэй. Отличительная диалект Илийского Салар отличается от других Салар диалектов , так как соседние казахские и уйгурские языки в Иле под влиянием его. Численность населения Иле Салар около 4000 человек. Там были случаи недопонимания между спикерами Илийского Салар и Цинхай Салар вследствие дивергенции диалектов. Различия между результатом два диалекта в «ясной изоглоссе».

В 1880 — х 1890-х годов, сектантская борьба была широко распространена в обществе Салар из Сюньхуа снова. На этот раз конфликт между двумя фракциями Хуа Si menhuan (порядка) в Khufiyya , а в 1895 году местные власти Цин в конечном итоге сайдинг с реформистской фракции в порядке. Несмотря на то, фракционный конфликт проявляется не только в Салар Сюньхуа но в Hui Hezhou , а войска были отправлены первые Сюньхуа — которые снова высаживают в Салар восстание, которое распространилось на многие хуэй и Dongxiang сообществ Ганьсу тоже. Оказалось в дунганском бунта (1895 г.) , который был раздавлен лоялистской Hui армии.

В Хуэй , также известный как «белый ограничен Huihui», используется ладан во время богослужения, в то время как Салар, также известный как «черный ограничен Huihui», считается , что это языческий ритуал и осудил его.

Салар мужчины брил свои волосы наголо , а когда они пошли на проезд в общественном одели искусственные очереди .

Салар мусульманских солдаты Aema, отец Хань Youwen , служил в Ганьсу армии , которая имела много мусульман в нем, в ихэтуаней против вторжения Eight-Nation Alliance .

Современная эра

Как и другие мусульмане в Китае, салары широко служил в китайской армии. Было сказано , что они и Dongxiang были даны «пищевого рациона», ссылка на военную службу. Во время Второй китайско-японской войны , Салар войска и офицеры служили в армии Цинхай мусульманского генерала Ма Бяо , и они сражались экстенсивно в кровавых боях против японской императорской армии в провинции Хэнань провинции. В 1937 год во время битвы при Бэйпине-Тяньцзине китайского правительства было сообщено Муслим генерал Ма Буфэнгом в клике Ма , что он был подготовлен , чтобы довести борьбу с японцами в сообщении телеграмм. Сразу после мосту Марко Поло Инцидент , Ма Буфэнг организовал кавалерийской дивизии под Ма Бяо быть отправлены на восток , чтобы бороться с японцами. Салары составляли большую часть первой кавалерийской дивизии , который был послан Ма Буфэнгом. Цинхай китайский, Салар, китайский мусульманин, Dongxiang и тибетские войска Ма Бяо привели дрались до смерти против японцев, или покончил с собой об отказе в плен, вместо этого, они совершили самоубийство , когда загнан в угол противника. Когда они победили японцев, солдаты Ма Бяо забивают все из них , за исключением нескольких заключенных , чтобы отправить обратно в Цинхай доказали , что они победили. В сентябре 1940 года , когда японцы сделали наступление против войск Муслим Цинхай, мусульмане в засаду их и убили многих из них они были вынуждены отступить. Японцы не могли даже забрать своих мертвых, они вместо того, чтобы отрезать руку от их трупов конечностей для кремации , чтобы отправить обратно в Японию. Японцы не посмел сделать наступление , как это снова.

Салар генерал Хан Youwen руководил обороной города Синин во время воздушных налетов японских самолетов. Хан пережил воздушные бомбардировки на японских самолетах в Синин , когда он направляется по телефону из М Буфэнга, который скрывался в бомбоубежище в военной казарме. Взрыв в результате человеческой плоти разбрызгивания в голубое небо с белым солнцем флагом и Хан хоронили в щебнем. Хан Youwen вытащили из — под завалов в то время как кровотечение , и он успел схватить автомат , пока он хромал и отстреливался на японских военных самолетов и проклинал японцев , как собаки в своем родном Салар языке.

Хан Youwen , генерал Салар в Национально — революционной армии и член Гоминьданом (Националистическая партия), перешедший на коммунистической Народно-освободительной армии , служил в многочисленных военных должностях и в качестве вице — председателя Синьцзяне . Он привел китайские мусульманские силы против советских и монгольских войск в Pei-та-шань инцидента .

Леонард Кларк , автор «походный ветер», встретил Салар офицер в провинции Цинхай , воевавший против японцев во время Второй мировой войны и были оснащены пушками они конфискованные у японских сил.

культура

Большинство Салар живет в провинции Цинхай Коран из салары

Салар имел свой собственный уникальный родственный clanships. Они отцовские, и экзогамны обнадеживающие члены клана, чтобы выйти замуж за, с браком среди членов клана запретил.

Салар являются предпринимательскими людьми, отправляясь на нескольких предприятий и отрасли. Они практикуют сельское хозяйство и садоводство. Они культивируют чили и перец в их садах. Гречиха, просо, пшеница, ячмень и среди культур, которые они выращивают.

Типичная одежда Салар очень похожи на другие мусульманские народы в регионе. Мужчины, как правило, бородатые и платье в белых рубашках и белых или черных кипах. Традиционная одежда для мужчин куртки и халаты.

Молодые одинокие женщины привыкли одеваться в китайском платье ярких цветов. Женатые женщины используют традиционную вуаль в белом или черном цветах.

Первоначально девушки не было разрешено получать образование в соответствии с Салар традицией. Мусульманские Салар и мусульманская Хуэй против совместного обучения (группировки мужских и женского пола студентов вместе) , потому что они считают , что ислам запрещает это, уйгуры являются единственными мусульманами в Китае , которые не возражают против совместного обучения и практики его. Светское образование было дано девочкам.

Они имеют музыкальный инструмент под названием Kouxuan . Это струнный инструмент изготовлен из серебра или меди , и только играют женщины.

Саларов были в провинции Цинхай , Китай с монголо под руководством династии Юань . На протяжении веков они сохранили свой Огуз язык удивительно похожий на туркменском языке , на котором говорят в Qaraqum .

Тем не менее, в культурном отношении они строго соответствовали к Накшибанди пути их единоверцев хуэй. Поэтому многие кочевые туркменские традиции были утрачены, и Туркменская музыка была запрещена. Другие светские настроенные Салар прибегают к присваивая тибетский или Moghol (группа Цинхай Mongolic Муслим) музыку как свою собственную.

Этнический Салар Цинхая отмечается 21 марта 2010 года своего первого « Навруза » в наше время, как возрожденный туркменском праздник.

Хуэй целом Ма Fuxiang набраны Salars в свою армию, и сказал , что они переехали в Китай с династии Тан. Его классификация их в две группы, пять внутренних кланов, восемь внешних кланов. Ма сказал внешняя группа говорит тибетский, больше не зная их родной язык. Салар только женился другие Салар. Уйгуры сказали , что они не в состоянии понять язык Салар.

Ма и Хан являются двумя наиболее распространенными именами среди Салар. Ма является Салар фамилией по той же причине , что является общим Hui фамилией, Мы заменителями Мухаммеда. Верхние четыре кланов Салара приняли фамилию Хань и жили к западу от Сюньхуо. Один из этих Салар прозванного Хань был Хань Yimu, офицер Салар , который служил под командованием генерала Ма Буфэнг . Он воевал в гоминдановских исламских Повстанцах в Китае (1950-1958) , ведущий Salars в восстании в 1952 и 1958 Ма Буфэнге, зачислена Salars как офицеры в своей армии исключительно ориентация Сюньхуы и HUALONG в качестве областей для рисования офицеров.

Западники , которые столкнулись Salars сказал , что они были расово смешанные, тюркского, монгольского, тибетского, китайцами и Hui происхождения, и имел черты из этих различных рас.

Во время династии Цин, в соответствии с Энциклопедией религии и этики в akhunds о Салар говорил по- персидски, и Салар обычно употребляемого алкоголя в дополнение к знанию арабского сценария. Они носили китайскую одежду.

Пение является частью Салар культуры. Стиль пения называется Hua’er распределяется между Хань, хуэй, Салар и тибетцев в провинции Цинхай.

Сваты и родители устраивают браки среди Салар.

В Амдо, Салар языке имеет тяжелое китайское и тибетское влияние. Первоначально он был тюркским, но основные языковые структуры были поглощены из Китая. Около 20% из словаря китайского происхождения, а 10% также тибетского происхождения. Тем не менее , официальная коммунистическая китайская политика правительства сознательно покрывает эти влияния в академических и лингвистике исследований, пытаясь подчеркнуть тюркский элемент и полностью игнорируя китайские в Салар языке. Салар использовать китайскую систему письма , так как они не имеют свои собственные.

Тюркские происхождение саларов было подчеркнуто китайских сочинениях в то время как не-тюркские влияния, как китайский мусульманин, тибетские и монгольские элементы в Салар были почти полностью игнорируются.

язык

Народ Китая и Салар сами рассматривают язык Салар как Tujue язык (突厥語言). Язык Салар имеет два больших диалектных групп. Расхождение связано с тем , что один филиал в Сюньхуа графстве провинции Цинхай и Ганьсу провинции находился под влиянием тибетских языков и китайском , а другой филиал в Иле Казахской автономной префектуры со стороны уйгурских и языков казахстанскими .

В конце 1990-х годов, было подсчитано, что из некоторых 89000 Salars, около 60 тысяч говорил Салар язык.

Салар не используйте письменность для Салара языка, используя вместо китайских иероглифов для практических целей. Салар служит в качестве разговорного языка, в то время как китайские служат им, как и разговорным и письменным языком. Китай предложил Салар официальную систему письма, но она была отклонена. Салары благоприятствуют дальнейшее использование китайских иероглифов, который показывает свою «сильную привязанность к являющимся гражданам китайского государства». Многие из нынешнего поколения Salars владеют по-китайски.

В Амдо (Цинхай), Салар язык имеет тяжелый китайский и тибетский влияние. Несмотря на то, тюркское происхождение, основные языковые структуры были поглощены из Китая. Около 20% из словаря китайского происхождения, а 10% также тибетского происхождения. Однако, по мнению автора Уильяма Safran , официальная коммунистическая политика китайского правительства сознательно покрывает эти влияния в академических и лингвистике исследований, пытаясь подчеркнуть тюркский элемент и полностью игнорируя китаец на языке Салара. Салар использовать китайскую систему письма , так как они не имеют свои собственные. Салар язык взял кредиты и влияние от соседних китайских сортов . Он соседствует варианты китайцев , которые одолжили слова на язык Салара. В провинции Цинхай, многие Салар мужчины говорят как Цинхай диалект китайского и Салар. Сельские Салар можно говорить Salar свободно в то время как городские Салар часто ассимилироваться в китайскоязычного населения Hui.

В дополнении к китайцам, многие Салары также говорят на тибетском . Салар представляет собой письменный язык, как М и др. (2001) показывают, но письменный язык редко используется. Есть сообщенные сходство с туркменами .

В Или Саларе, то я и у высоких передние гласные, при помещении после первоначальных скольжений являются spirantized с J превращается ʝ. Цинхай и Иле Салар имеют в основном один и тот же согласный развитие.

генетика

Хромосомы гаплогруппы Восточной Азии O3-M122 Y содержится в больших количествах в других мусульман близко к Hui как Dongxiang, Bo’an и Салар. Большинство тибето-бирманцы, китайцы и Нийся и Ляонин Хуэй разделяет отцовскую Y хромосому Восточной Азии происхождения, которые не имеют никакого отношение к среднему восточникам и европейцам. В отличии от далеких Ближнего Востока и европейцев, которых мусульмане Китая не связаны с, азиатами, китайцами, и большинство хуэй и Dongxiang из Линься разделяют больше генов друг с другом. Это свидетельствует о том, что родное Восточной Азии населения ислам и были культурно приравнено к этим этническим группам, и что китайское мусульманское население в основном не потомки иностранцев, как утверждают некоторые счета в то время как лишь незначительное меньшинство из них.

Литература

  • Ма Jianzhong и Кевин Стюарт. 1996. «Камень верблюды и Clear Springs»: Самарканд Происхождение Салар в. Азиатская фольклористика 55 (2): 287-298.
  • Ма Вэй, Ма Jianzhong, и Кевин Стюарт, редакторы. 2001. Фольклор Китая исламское Салар Национальность. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен.
  • Ма Вэй, Ма Jianzhong, и Кевин Стюарт. 1999. Сюньхуа Салар Свадьба. Азиатская фольклористика 58: 31-76.
  • Ма Вэй, Ма Jianzhong, и Кевин Стюарт. 1999. Сюньхуа Салар Свадьба. Азиатская фольклористика 58: 31-76.
  • Липман, Джонатан Нимана (1998). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо — западе Китая . Hong Kong University Press. ISBN  962-209-468-6 .
  • Tenišev, ER: Stroj salarskogo âzyka ( Структура языка Салар ). Москва, Наука , 1976).
  • Лин Lianyun (林莲云):汉撒拉,撒拉汉词汇( китайско-Салар Салар-китайский лексикон Чэнду, Народная пресса. Сычуань 1992..

Рекомендации

  •  Эта статья включает в себя текст из Географического журнала, тома 3 , Королевские географического общество (Великобритания), издаваемый с 1894 в настоящее время в общественном достоянии в Соединенных Штатах.
  •  Эта статья включает в себя текст из Географического журнала, Том 3. , издание с 1894 в настоящее время в общественном достоянии в Соединенных Штатах.
  •  Эта статья включает в себя текст из Католической энциклопедии: международную работу референции по конституции, доктрины, дисциплины и истории католической церкви, Том 3 , по Рыцарей Колумба. Комитет Католического Правда, издание с 1913 года в настоящее время в общественном достоянии в Соединенных Штатах.
  •  Эта статья содержит текст из мусульманского мира, Том 10 , христианской литературы общества Индии, Хартфорд Семинарии фонда, публикации с 1920 в настоящее время в общественном достоянии в Соединенных Штатах.
  •  Эта статья содержит текст из Encyclopaedia религии и этики, том 8 , Джеймс Гастингс, Джон Александр Selbie, Луи Герберт Грей, издание 1916 г. в настоящее время в общественном достоянии в Соединенных Штатах.

внешняя ссылка

Викискладе есть медиафайлы по теме салары .
  • Салар этнические меньшинства (китайское правительство сайт)
  • [2] Написал салары
  • Arienne М. Дуайер: Салар Грамматический Эскиз (PDF)
  • Ма Вэй, Ма Jianzhong, и Кевин Стюарт, редакторы. 2001. Фольклор Китая исламского `Национальность. Льюистон, Эдвин Меллен.
  • Ма Quanlin, Ма Wanxiang и Ма Чжичэн (Кевин Стюарт, редактор). 1993. Салар Языковые материалы. Китайско-Платоническая документы. Номер 43.
  • Ма Вэй, Ма Jianzhong, и Кевин Стюарт. 1999. Сюньхуа Салар Свадьба. Азиатская фольклористика 58: 31-76.
  • Ма Jianzhong и Кевин Стюарт. 1996. «Камень верблюды и Clear Springs»: Самарканд Происхождение Салар в. Азиатская фольклористика. 55: 2, 287-298.
  • Хан Deyan (перевод Ма Jianzhong и Кевин Стюарт). 1999. Система Салар Khazui. Центральный азиат Journal 43 (2): 204-214.
  • Фэна Лида и Кевин Стюарт. 1991. Ма Xueyi и Ма Chengjun. Salazu Fengsuzhi [отчеты Салар таможни]; Хан Fude, главный редактор. Salazu Minjian Гуши [Салар Сказки]; Хан Fude, главный редактор. Minjian Geyao [Народные песни]; и Хань Fude, главный редактор. Minjian Yanyu [Folk Притчи]. Азиатская фольклористика. 50: 2, 371-373.

ru.qwertyu.wiki

Салар (канал) — Википедия. Что такое Салар (канал)

Сала́р (узб. Salor, Салор) — канал в Ташкенте и Ташкентском вилояте, левый отвод канала Бозсу. Изначально являлся естественной протокой реки Чирчик, которая ещё в древности была преобразована в канал.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан, Салар сейчас является наиболее загрязненным каналом города[1].

Этимология названия

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар.

Общее описание

Длина канала согласно «Национальной энциклопедии Узбекистана» составляет 60 км[2], по данным К. Холматова и П. Баратова — 65 км[3]. При этом течение канала разделяют на два участка: Салар-I (длиной 20 км) — от головного сооружения на нижнем бьефе Саларской ГЭС до Джун-Саларского водоотделителя, и Салар-II (длиной 45 км) — от Джун-Саларского водоотделителя до впадения в реку Чирчик[4]. Ширина канала достигает 15 м[2][5], глубина, согласно «Национальной энциклопедии Узбекистана», составляет 1—2 м[2], по данным К. Холматова и П. Баратова — до 3,0 м[5].

Пропускная способность головного сооружения равна 35 м³/с. Расход воды по достижении города Ташкента — 20 м³/с, ниже впадения Бурджара и Карасу возрастал до 30 м³/с[ком 2][5]. В «Национальной энциклопедии Узбекистана» (2000—2005) сообщается, что после реконструкции последних лет пропускная способность канала была увеличена до 50 м³/с[2].

Течение канала

Салар-I

Длина Салара-I составляет 20 км. Головное сооружение Салара ныне расположено на нижнем бьефе Саларской ГЭС, в посёлке ТашГРЭС Кибрайского тумана Ташкентского вилоята.

Салар пересекает Ташкент с северо-востока на юго-запад, протекая по центру города. В настоящее время значительные участки Салара в Ташкенте бетонированы.

На территории города вбирает воды каналов Чаули и Бурджар, в прошлом также Правобережного Карасу. У юго-западной границы города, чуть ниже впадения Бурджара, Салар-I завершается Джун-Саларским водоотделителем.

Водоотделитель на канале Салар. Прямо после разделения — Каракульдук, далее — Ниязбаш, наиболее дальний канал — Карасу (по другим трактовкам — продолжение Салара)

Салар-II

Салар-II образуется от разделения вод Салара-I Джун-Саларским водоотделителем, вместе с отходом крупного канала Джун. Протекая по юго-западной окраине Ташкента, выходит за пределы города и далее проходит по территории Зангиатинского и Янгиюльского туманов Ташкентского вилоята.

Не существует единого мнения, где заканчивается Салар. В посёлке Уртааул (Зангиатинский туман Ташкентского вилоята) от русла вправо отходят крупные арыки Каракульдук и Ниязбаш, течение ниже этой точки иногда рассматривают как самостоятельный канал Карасу[ком 3], а иногда относят к Салару.

Воды Каракульдука и Карасу достигают Чирчика.

Хозяйственное использование

В Ташкенте канал Салар выполняет комплекс различных задач. Его воды служат для ирригационных целей (по состоянию на начало 1980-х годов Салар-I орошал 1830 га городских земель), для полива улиц и используются на нужды промышленных предприятий[5].

Протекая по ряду районов с высокой плотностью населения и значительным промышленным сектором, Салар собирает очень большое количество загрязнённых, сточных и сбросных вод[6].

По состоянию на начало 1980-х годов Салар-II обеспечивал водоснабжение 10 500 га земель в Калининском и Янгиюльском районах[5]. По данным «Национальной энциклопедии Узбекистана» (2000—2005), Салар орошает 3500 га земель в Зангиатинском и Янгиюльском туманах[ком 4][2].

Исторические сведения

По берегам Салара, Ниязбаша и Каракульдука располагается множество памятников древней земледельческой культуры, возникших в середине и конце I тысячелетия до нашей эры. В это время на Саларе и его отводах появляется ряд поселений-крепостей: Каунчинтепа, Ниязбаштепа и другие[2]. В IV—XI веках на Саларе располагался центральный город Шаша, руины которого известны под названием городища Мингурюк, а также ряд более мелких населённых пунктов: например, Данфеганкет, Шутуркент, Бешкент[2][7].

Несколько позже, в XI—XII веках, Салар был реконструирован в связи с ростом потребности в водоснабжении. Благодаря увеличению ширины и глубины его русла, возросла полноводность водотока[2][7].

Во время вторжения монголов в Среднюю Азию в начале XIII века, завоеватели разрушили многие участки Салара[7]. После монгольского нашествия канал оказался заброшенным[2]. Лишь в XIX веке для Салара было прорыто вновь расширенное и углубленное русло[2][7].

8 мая 1865 года между каналами Салар и Дархан состоялась стычка войск Кокандского ханства, под командованием амира и лашкара Алимкула с отрядом войск Российской империи (две роты солдат и одна пушка), посланным генералом М. Г. Черняева для рекогносцировки. На берегу Дархана занимали оборону кокандцы. Начавшись интенсивной перестрелкой, она привела к отступлению россиян до их лагеря в местности Шур-тепе[8].

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

  • Добывание песка из Салара

  • Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

  • Ташкент. Начало XX века. Вид реки Салар

  • Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

  • Водопой на реке Салар

Примечания

Комментарии
  1. ↑ Включая в состав Салара канал Карасу (не следует путать этот канал с другими Карасу, протекающими в Ташкенте и Ташкентской области). Иногда Карасу считается самостоятельным каналом (см. в тексте)
  2. ↑ В настоящее время канал Карасу прекратил впадать в Салар
  3. ↑ В Ташкенте и Ташкентском вилояте имеется несколько каналов, также носящих название Карасу. Два из них упоминаются ниже.
  4. ↑ Калининский район ныне носит название Зангиатинского тумана, часть его земель, прилегающих к руслу Салара, передана в состав Сергелийского тумана города Ташкента
Источники
  1. ↑ Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар» (недоступная ссылка — история). Проверено 6 декабря 2007. Архивировано 25 октября 2007 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Салор — Национальная энциклопедия Узбекистана. — Ташкент, 2000—2005. (узб.)
  3. ↑ Холматов, Баратов, 1983, с. 20.
  4. ↑ Холматов, Баратов, 1983, с. 20—21.
  5. 1 2 3 4 5 Холматов, Баратов, 1983, с. 21.
  6. ↑ Холматов, Баратов, 1983, с. 21—22.
  7. 1 2 3 4 Холматов, Баратов, 1983, с. 22.
  8. ↑ История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / ответственные редакторы Х. З. Зияев, Ю. В. Буряков. — Ташкент: Издательство «Фан» УзССР, 1988. — ISBN 5-648-00434-6. С. 140.

Литература

Ссылки

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о