Салара – САЛАРЫ • Большая российская энциклопедия

Содержание

САЛАРЫ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 228-229

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: С. А. Комиссаров

САЛА́РЫ (са­мо­на­зва­ния – са­лар, са­лыр, са­лур, сал­гур, со­лор), тюрк. на­род в Сев.-Зап. Ки­тае. Чис­лен­ность 130,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на пра­во­бе­ре­жье верх­ней Ху­ан­хэ, со­став­ля­ют боль­шин­ст­во в Сюньхуа-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на вос­то­ке пров. Цин­хай, про­жи­ва­ют так­же в Хуа­лун-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном у. в пров. Цин­хай, Цзи­ши­шань-Бао­ань-Дун­сян-Са­лар­ском ав­то­ном­ном у. на за­па­де пров. Ган­су и др. Го­во­рят на са­лар­ском яз. огуз­ской груп­пы тюрк­ских язы­ков. С 2008 раз­ра­ба­ты­вает­ся пись­мен­ность на основе ла­ти­ни­цы. Используется также араб. письмо, на котором в средние века создавалась лит-ра. Рас­про­стра­не­ны так­же кит., уй­гур­ский и ти­бет. язы­ки. В осн. мусуль­ма­не-сун­ни­ты.

Вероятными предками С. были пле­мена со­ло­ров (салуров), которые в 11–14 вв. в составе огу­зов проникли далеко на запад; их пребывание на территории Закавказья, Ирака, Анатолии отражено в данных топонимики и ср.-век. летописей (Ра­шид ад-Дин, «Ки­та­би Де­де Кор­куд»). Под назв. салыров вошли в состав туркм. племён. По уст­ной тра­ди­ции, пред­ки С. – Ка­ра­ман и Ах­ман пе­ре­се­ли­лись в Цин­хай из ок­ре­ст­но­стей Са­мар­кан­да ок. 1370 (вы­ве­зен­ный от­ту­да, по пре­да­нию, Ко­ран хра­нит­ся в гл. ме­че­ти С. в Гэй­цзы). В кит. хро­ни­ках из­вест­ны с 14 в.; при династии Юань вожди С. назначались наследств. правителями занимаемых земель; при Мин платили дань лошадьми. Пополнялись за счёт местных мусульман (хуэй). В 1760-е гг. са­лар­ский су­фий­ский учи­тель Ма Мин­син ос­но­вал сек­ту Джах­рийя, практиковавшую громкий зикр; его по­сле­до­ва­те­ли при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в му­сульм. вос­ста­ниях 18–20 вв.

Саларская невеста. Фото К. Д. Холтона. 1932.

За­ни­ма­ют­ся в осн. зем­ле­де­ли­ем (в т. ч. оро­си­тель­ным), раз­во­дят овец, ко­ров и др., развито садоводство. В деревнях было распространено плетение корзин, валяние войлока, ткачество. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное или сыр­цо­вое с пло­ской кры­шей, ай­ва­ном, ок­на­ми с узор­ны­ми де­рев. ре­шёт­ка­ми по сто­ро­нам вхо­да; гл. по­ме­ще­ние ота­п­ли­ва­ет­ся ка­ном. Муж­чи­ны но­сят шта­ны, ру­ба­ху, без­ру­кав­ку или курт­ку, ша­поч­ку с не­вы­со­кой туль­ёй и круг­лым дном; жен­щи­ны – шта­ны, ха­лат, без­ру­кав­ку, го­лов­ной убор (кей­та), по­кры­ваю­щий шею и часть спи­ны. Трёх­поколенные семьи, или дворы (цимуцан), объединяются в патрилинейные роды (агэни, агэнай). Практиковались кросскузенные браки и авункулат. Неск. родов формировали деревенскую общину (агэлэ), а неск. деревень – волость (цяони), в рамках которой проводились обществ. работы (строительство ирригац. сооружений, дорог и мостов). Все родственники по отцовской линии входили в состав патронимии (кунмуса, кунмусань), включавшей 3–5 родов; у них были свои кладбища. Фольк­лор вклю­ча­ет ис­то­рич. пре­да­ния (ли­ши), сказ­ки (том­бах), ли­рич. пес­ни (йур), пла­чи (са­гыш, йы­гы). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – струн­ный кху­ши, жен­ский вар­ган ку­шу­ан и др. Воз­ро­ж­да­ет­ся празд­но­ва­ние Но­уру­за.

bigenc.ru

Салар — это… Что такое Салар?

Сала́р — канал, издревле протекавший по территории, ныне входящей в современную территорию города Ташкента и относящаяся к водной системе города. Берет свое начало от реки (канала) Бозсу́, который в свою очередь берет свое начало от реки Чирчи́к.

Ташкент. Салар на схеме рек и каналов города

В настоящее время почти на всём протяжении Салара по Ташкенту сделаны бетонные набереженые. Салар заметно обмелел и стал менее полноводным.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы[1] в настоящее время Салар является наиболее загрязненным каналом города[2]

Исторические сведения

Возможно, это искусственный канал, прорытый ещё тысячу лет назад. Однако существуют также мнения о естественном происхождении канала как протока Чирчика.

Именно на берегу древнего русла Салара находится древнее городище Мингурюк, являющееся развалинами древнего[3] городища Чач, являющегося предтечей современного Ташкента[4].

Водопой на реке Салар

В конце позапрошлого, начале прошлого века эта водная артерия играла заметную роль в водоснабжении города. Об этом может свидетельствовать многочисленные фотографии Салара на почтовых открытках начала прошлого века.

О происхождении названия Салар

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах[5]. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар[6].

О происхождении терминов и названий Ташкента и Ташкентской области см. также статью Ташкентская топонимика.

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

Добывание песка из Салара

Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

Ташкент. Август 2007 года. Вид реки Салар

Примечания

  1. Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар»
  2. Что скорее всего связано со сбросом не очищенных промышленных и бытовых отработанных жидких отходов на всём протяжении канала. По состоянию на конец 2008 года приблизительно через каждые 500 метров вдоль канала встречаются трубы, по которым в воду сбрасываются такие неочищенные стоки.
  3. Дата зарождения города Чач приблизительно I век до н.э. — I век н.э.
  4. Город Чач был разрушен в VIII веке арабскими завоевателями. После разрушения на своем прежнем месте он востановлен не был.
  5. Более вероятно, что наименование арыка Зах произошло от слова «Зах» — родники.
  6. ФромУз, «Старый Ташкент», сообщение 4046 от 10 июня 2007 г.

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Салары — это… Что такое Салары?

Флаг саларов

Салары (кит. упр. 撒拉族, пиньинь: Sǎlá Zú; самоназвание — салар, салыр), тюркоязычный народ в Китае; живут в Сюньхуа-Саларском автономном уезде и других районах провинции Цинхай, а также в провинции Ганьсу и Синьцзян. Численность — 104 503 человек (перепись, 2000). Саларский язык испытал значительное влияние китайского и тибетского языков; используемая в настоящее время письменность — на латинской основе. Антропологически салары неоднородны: но преобладает монголоидный тип. По религии — мусульмане-сунниты, незначительная часть исповедует тибетский буддизм [1]. Основные традиционные занятия — пашенное земледелие, скотоводство, приусадебное садоводство и огородничество, кузнечное и гончарное ремёсла. Преобладают малые семьи.

История

Салары неоднократно участвовали в народных восстаниях. Особенно известно восстание 1781 г, когда саларские мюриды основателя секты «джахрия» (en) Ма Минсина (Ma Mingxin), под руководством своего ахуна Су Сышисаня (苏四十三, «Су Сорок-три») дошли до Ланьчжоу, пытаясь освободить арестованного Ма. После казни Ма Минсина цинскими властями, саларские повстанцы осадили Ланьчжоу, но после прибытия цинского подкрепления были все перебиты.[1]

Во время гражданской войны в Китае, саларский край был под властью Ма Буфана. После разгрома Ма Буфана коммунистами в 1949 г и его бегства из Китая, некоторые из его бывших солдат-саларов, отпущенных по домам победившей Красной Армией, ещё несколько лет продолжали вести партизанскую войну против коммунистов в цинхайско-ганьсуйском пограничье. Рассказывают, что когда один из его стойких приверженцев, Хань Иму (Han Yimu) поднял восстание в цинхайском уезде Сюньхуа в 1958 г (одновременно с восстанием в Тибете против китайцев), от говорил своим бойцам (возможно, подражая Су Сорок-три?): «Сегодня Сюньхуа, завтра Ланьчжоу, послезавтра Пекин!» Говорят, что когда восстание было подавлено, и Хань Иму свезли в Пекин на суд и казнь, он понял что недооценил силы противостоящей стороны, и заметил: «у них в Китае больше народу, чем в Цинхае яков!».[2]

Примечания

  1. Lipman 1998, p. 112-113
  2. Allatson, Paul & McCormack, Jo (2008), «Exile cultures, misplaced identities», Volume 30 of Critical studies, Rodopi, сс. 65-66, ISBN 9042024062, <http://books.google.com/books?id=DaLkNE_20a0C&pg=PA65> 

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Салар (канал) Википедия

Салар
узб. Salor
Салар перед водоотделителем (посёлок Уртааул)
Расположение
Страна
  • Узбекистан Узбекистан
Области Ташкентский вилоят, Ташкент
Характеристика
Длина 65[ком 1] км
Наибольшая глубина 3 м
Расход воды 20 м³/с (заход на территорию города)
Водоток
Голова Бозсу
 · Местоположение головы посёлок ТашГРЭС, Кибрайский туман 
 · Высота головы около 480 м
41°22′42″ с. ш. 69°20′50″ в. д.HGЯOL
Устье река Чирчик (протока Калган-Чирчик) 
 · Местоположение устья Чиназский район 
 · Высота устья около 320 м
41°03′47″ с. ш. 69°02′14″ в. д.HGЯOL

исток

ru-wiki.ru

Салар (канал) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Водные объекты по алфавиту

Салар (канал)Салар (канал)
Сала́р (узб. Salor, Салор) — канал в Ташкенте и Ташкентском вилояте, левый отвод канала Бозсу. Изначально являлся естественной протокой реки Чирчик, которая ещё в древности была преобразована в канал.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан, Салар сейчас является наиболее загрязненным каналом города[1].

Этимология названия

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар.

Общее описание

Длина канала согласно «Национальной энциклопедии Узбекистана» составляет 60 км[2], по данным К. Холматова и П. Баратова — 65 км[3]. При этом течение канала разделяют на два участка: Салар-I (длиной 20 км) — от головного сооружения на нижнем бьефе Саларской ГЭС до Джун-Саларского водоотделителя, и Салар-II (длиной 45 км) — от Джун-Саларского водоотделителя до впадения в реку Чирчик[4]. Ширина канала достигает 15 м[2][5], глубина, согласно «Национальной энциклопедии Узбекистана», составляет 1—2 м[2], по данным К. Холматова и П. Баратова — до 3,0 м[5].

Пропускная способность головного сооружения равна 35 м³/с. Расход воды по достижении города Ташкента — 20 м³/с, ниже впадения Бурджара и Карасу возрастал до 30 м³/с[ком 2][5]. В «Национальной энциклопедии Узбекистана» (2000—2005) сообщается, что после реконструкции последних лет пропускная способность канала была увеличена до 50 м³/с[2].

Течение канала

Салар-I

Длина Салара-I составляет 20 км. Головное сооружение Салара ныне расположено на нижнем бьефе Саларской ГЭС, в посёлке ТашГРЭС Кибрайского тумана Ташкентского вилоята.

Салар пересекает Ташкент с северо-востока на юго-запад, протекая по центру города. В настоящее время значительные участки Салара в Ташкенте бетонированы.

На территории города вбирает воды каналов Чаули и Бурджар, в прошлом также Правобережного Карасу. У юго-западной границы города, чуть ниже впадения Бурджара, Салар-I завершается Джун-Саларским водоотделителем.

Салар-II

Салар-II образуется от разделения вод Салара-I Джун-Саларским водоотделителем, вместе с отходом крупного канала Джун. Протекая по юго-западной окраине Ташкента, выходит за пределы города и далее проходит по территории Зангиатинского и Янгиюльского туманов Ташкентского вилоята.

Не существует единого мнения, где заканчивается Салар. В посёлке Уртааул (Зангиатинский туман Ташкентского вилоята) от русла вправо отходят крупные арыки Каракульдук и Ниязбаш, течение ниже этой точки иногда рассматривают как самостоятельный канал Карасу[ком 3], а иногда относят к Салару.

Воды Каракульдука и Карасу достигают Чирчика.

Хозяйственное использование

В Ташкенте канал Салар выполняет комплекс различных задач. Его воды служат для ирригационных целей (по состоянию на начало 1980-х годов Салар-I орошал 1830 га городских земель), для полива улиц и используются на нужды промышленных предприятий[5].

Протекая по ряду районов с высокой плотностью населения и значительным промышленным сектором, Салар собирает очень большое количество загрязнённых, сточных и сбросных вод[6].

По состоянию на начало 1980-х годов Салар-II обеспечивал водоснабжение 10 500 га земель в Калининском и Янгиюльском районах[5]. По данным «Национальной энциклопедии Узбекистана» (2000—2005), Салар орошает 3 500 га земель в Зангиатинском и Янгиюльском туманах[ком 4][2].

Исторические сведения

По берегам Салара, Ниязбаша и Каракульдука располагается множество памятников древней земледельческой культуры, возникших в середине и конце I тысячелетия до нашей эры. В это время на Саларе и его отводах появляется ряд поселений-крепостей: Каунчинтепа, Ниязбаштепа и другие[2]. В IV—XI веках на Саларе располагался центральный город Шаша, руины которого известны под названием городища Мингурюк, а также ряд более мелких населённых пунктов: например, Данфеганкет, Шутуркент, Бешкент[2][7].

Несколько позже, в XI—XII веках, Салар был реконструирован в связи с ростом потребности в водоснабжении. Благодаря увеличению ширины и глубины его русла, возросла полноводность водотока[2][7].

Во время вторжения монголов в Среднюю Азию в начале XIII века, завоеватели разрушили многие участки Салара[7]. После монгольского нашествия канал оказался заброшенным[2]. Лишь в XIX веке для Салара было прорыто вновь расширенное и углубленное русло[2][7].

8 мая 1865 года между каналами Салар и Дархан состоялась стычка войск Кокандского ханства, под командованием амира и лашкара Алимкула с отрядом войск Российской империи (две роты солдат и одна пушка), посланным генералом М. Г. Черняева для рекогносцировки. На берегу Дархана занимали оборону кокандцы. Начавшись интенсивной перестрелкой, она привела к отступлению россиян до их лагеря в местности Шур-тепе[8].

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Добывание песка из Салара

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

  • Salar-river Tashkent.jpg

    Ташкент. Начало XX века. Вид реки Салар

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Водопой на реке Салар

Напишите отзыв о статье «Салар (канал)»

Примечания

Комментарии
  1. Включая в состав Салара канал Карасу (не следует путать этот канал с другими Карасу, протекающими в Ташкенте и Ташкентской области). Иногда Карасу считается самостоятельным каналом (см. в тексте)
  2. В настоящее время канал Карасу прекратил впадать в Салар
  3. В Ташкенте и Ташкентском вилояте имеется несколько каналов, также носящих название Карасу. Два из них упоминаются ниже.
  4. Калининский район ныне носит название Зангиатинского тумана, часть его земель, прилегающих к руслу Салара, передана в состав Сергелийского тумана города Ташкента
Источники
  1. [goskompriroda.ccc.uz/Tashkent/russian/issues/water_supply/salar.htm Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар»]
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Салор — [www.ziyouz.com/index.php?option=com_remository&Itemid=57&func=fileinfo&id=582 Национальная энциклопедия Узбекистана]. — Ташкент, 2000—2005. (узб.)
  3. Холматов, Баратов, 1983, с. 20.
  4. Холматов, Баратов, 1983, с. 20—21.
  5. 1 2 3 4 5 Холматов, Баратов, 1983, с. 21.
  6. Холматов, Баратов, 1983, с. 21—22.
  7. 1 2 3 4 Холматов, Баратов, 1983, с. 22.
  8. История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / ответственные редакторы Х. З. Зияев, Ю. В. Буряков. — Ташкент: Издательство «Фан» УзССР, 1988. — ISBN 5-648-00434-6. С. 140.

Литература

  • Салор — [www.ziyouz.com/index.php?option=com_remository&Itemid=57&func=fileinfo&id=582 Национальная энциклопедия Узбекистана]. — Ташкент, 2000—2005. (узб.)
  • Холматов Қ., Баратов П. Тошкент шаҳрининг ирригация шохобчалари. — Тошкент: «Фан» УзССР, 1983. — С. 31.  (узб.)

Ссылки

  • [mytashkent.uz/2011/01/30/o-salare/ «О Саларе»/Художественный альманах «Письма о Ташкенте»]

Отрывок, характеризующий Салар (канал)

«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.

Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.

Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.

Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.

Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.

– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.

«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.

Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.

Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

wiki-org.ru

Салар (река) — это… Что такое Салар (река)?

Сала́р — канал, издревле протекавший по территории, ныне входящей в современную территорию города Ташкента и относящаяся к водной системе города. Берет свое начало от реки (канала) Бозсу́[1] в посёлке СаларГЭС, расположенном в трёх километрах от Ташкентской кольцевой автодороги[2].

Ташкент. Салар на схеме рек и каналов города

В настоящее время почти на всём протяжении Салара по Ташкенту сделаны бетонные набереженые. Салар заметно обмелел и стал менее полноводным.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы[3] в настоящее время Салар является наиболее загрязненным каналом города[4]

Исторические сведения

Возможно, это искусственный канал, прорытый ещё тысячу лет назад. Однако существуют также мнения о естественном происхождении канала как протока Чирчика.

Именно на берегу древнего русла Салара находится древнее городище Мингурюк, являющееся развалинами древнего[5] городища Чач, являющегося предтечей современного Ташкента[6].

Водопой на реке Салар

В конце позапрошлого, начале прошлого века эта водная артерия играла заметную роль в водоснабжении города. Об этом может свидетельствовать многочисленные фотографии Салара на почтовых открытках начала прошлого века.

О происхождении названия Салар

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах[7]. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар.

О происхождении терминов и названий Ташкента и Ташкентской области см. также статью Ташкентская топонимика.

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

  • Добывание песка из Салара

  • Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

  • Ташкент. Начало XX века. Вид реки Салар

  • Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

  • Ташкент. Август 2007 года. Вид реки Салар

Примечания

  1. В свою очередь канал Бозсу́ берет свое начало от реки Чирчи́к.
  2. Путешествие вдоль канала Салар
  3. Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар»
  4. Что скорее всего связано со сбросом не очищенных промышленных и бытовых отработанных жидких отходов на всём протяжении канала. По состоянию на конец 2008 года приблизительно через каждые 500 метров вдоль канала встречаются трубы, по которым в воду сбрасываются такие неочищенные стоки.
  5. Дата зарождения города Чач приблизительно I век до н.э. — I век н.э.
  6. Город Чач был разрушен в VIII веке арабскими завоевателями. После разрушения на своем прежнем месте он восстановлен не был.
  7. Более вероятно, что наименование арыка Зах произошло от слова «Зах» — родники.

Ссылки

dic.academic.ru

Салар (канал) — это… Что такое Салар (канал)?

Сала́р — канал, издревле протекавший по территории, ныне входящей в современную территорию города Ташкента и относящаяся к водной системе города. Берет свое начало от реки (канала) Бозсу́[1] в посёлке СаларГЭС, расположенном в трёх километрах от Ташкентской кольцевой автодороги[2].

В настоящее время почти на всём протяжении Салара по Ташкенту сделаны бетонные набереженые. Салар заметно обмелел и стал менее полноводным.

По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы[3] в настоящее время Салар является наиболее загрязненным каналом города[4][источник?]

Исторические сведения

Ташкент. Салар на схеме рек и каналов города

Возможно, это искусственный канал, прорытый ещё тысячу лет назад. Однако существуют также мнения о естественном происхождении канала как протока Чирчика[источник?].

Именно на берегу древнего русла Салара находится древнее городище Мингурюк, являющееся развалинами древнего[5] городища Чач, являющегося предтечей современного Ташкента[6].

Водопой на реке Салар

В конце позапрошлого, начале прошлого века эта водная артерия играла заметную роль в водоснабжении города. Об этом может свидетельствовать многочисленные фотографии Салара на почтовых открытках начала прошлого века.

9 мая 1865 года между каналами Салар и Дархан состоялась стычка войск Кокандского ханства, под командованием аталыка Алимкула, и Российской Империи, под командованием генерала М. Г. Черняева, предшествовавшая второй битве за Ташкент. Начавшись интенсивной перестрелкой, она перешла в рукопашный бой и окончилась победой российской стороны. В этом же столкновении Алимкул был смертельно ранен[7].

О происхождении названия Салар

По местным ташкентским преданиям древним царем Ташкента был Зол или Зал, который провел арык Зах[8]. Сыном Зола в соответствии с этими преданиями был иранский богатырь Рустам (герой многочисленных иранских легенд и преданий), состоявший при отце военачальником (Сипах-Салар), и он, будто бы, провел арык Салар.

О происхождении терминов и названий Ташкента и Ташкентской области см. также статью Ташкентская топонимика.

Изображения Салара на почтовых открытках и фотографиях

  • Добывание песка из Салара

  • Ташкент. Конец XIX века. Вид реки Салар

  • Ташкент. Начало XX века. Вид реки Салар

  • Вид реки Салар в Ташкенте в лунную ночь, 1916 год

  • Ташкент. Август 2007 года. Вид реки Салар

Примечания

  1. В свою очередь канал Бозсу́ берет свое начало от реки Чирчи́к.
  2. Путешествие вдоль канала Салар
  3. Сайт ГОСКОМПРИРОДЫ Узбекистана. «Водные ресурсы. Салар»
  4. Что скорее всего связано со сбросом не очищенных промышленных и бытовых отработанных жидких отходов на всём протяжении канала. По состоянию на конец 2008 года приблизительно через каждые 500 метров вдоль канала встречаются трубы, по которым в воду сбрасываются такие неочищенные стоки.
  5. Дата зарождения города Чач приблизительно I век до н.э. — I век н.э.
  6. Город Чач был разрушен в VIII веке арабскими завоевателями. После разрушения на своем прежнем месте он восстановлен не был.
  7. История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / ответственные редакторы Х. З. Зияев, Ю. В. Буряков. — Ташкент: Издательство «Фан» УзССР, 1988. — ISBN 5-648-00434-6. С. 140.
  8. Более вероятно, что наименование арыка Зах произошло от слова «Зах» — родники.

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о