Северный мыс – Северный мыс

Северный мыс — трейлеры, даты премьер — КиноПоиск

Медиа

Показать еще 2

Афиша

Показать еще 2

Фильмы

Показать еще 11

www.kinopoisk.ru

Мыс Шмидта (Северный) (Чукотский автономный округ, городской округ Эгвекинот) — Отзывы

Мыс Шмидта (Северный) – мыс на северо-востоке Азии (Россия), вдается в Чукотское море.

Мыс был впервые описан английским исследователем Джеймсом Куком в 1778 году и назван им Нордкап («Северный мыс»), так как это была самая северная из достигнутых им точек. Название относилось ко всей территории от нынешнего мыса Кожевникова до мыса Шмидта и утёса Вебера. Местные жители до сих пор часто именуют все эти места Северным мысом.

Мыс Северный был связан с именами великих путешественников: Джеймсом Куком, Иосифом Биллингсом, Фердинандом Врангелем, Нильсом Норденшельдом и другими.

В 1909 году геолог И. Толмачев дал скалистым отрогам мыса Северного имена своих спутников: северо-западному – утес топографа М. Кожевникова, северо-восточному – утес геодезиста Э. Вебера.

А в 1934 году после Челюскинской эпопеи центральная часть мыса Северный была переименована в мыс Шмидта, в честь советского полярного исследователя руководителя экспедиции на ледоколе Челюскин О.Ю. Шмидта. Это же имя получил и военный посёлок, расположенный в 3 км юго-восточнее мыса.

В 3 км юго-восточнее посёлка расположен аэродром Мыс Шмидта. ВПП с искусственным покрытием была построена в 1954 году. В советский период использовался как аэродром подскока для стратегической авиации.

В 2013 году властями Чукотского АО было принято решение об организации переселения жителей посёлка в другие, более благоприятные места проживания. В 2014 году было объявлено о восстановлении военной инфраструктуры аэродрома Мыса Шмидта, расположенного в 3 км к юго-востоку от посёлка.

В июле 2015 года Спецстрой России сообщил о планах полностью оборудовать на мысе Шмидта до конца года военный городок и инфраструктуру, которые будут использоваться созданным 1 декабря 2014 года Объединённым стратегическим командованием «Север».

На берегу мыса Шмидта обнаружена неолитическая стоянка древних морских охотников. Остатки древних землянок сохранились у западного подножия утёса Кожевникова, на вершине которого находилась древняя чукотская крепость.

Мыс Шмидта входит в состав созданной в 2010 году особо охраняемой природной территории регионального значения «Мыс Кожевникова». Целью проекта является охрана одной из крупнейших в мире лежбищ тихоокеанских моржей и мест обитания белого медведя.

На берегу мыса Шмидта обнаружена неолитическая стоянка древних морских охотников. Остатки древних землянок сохранились у западного подножия утёса Кожевникова, на вершине которого находилась древняя чукотская крепость.

Мыс Шмидта входит в состав созданной в 2010 году особо охраняемой природной территории регионального значения «Мыс Кожевникова». Целью проекта является охрана одной из крупнейших в мире лежбищ тихоокеанских моржей и мест обитания белого медведя.

smorodina.com

Мыс Челюскин. Первопроходцы Севера — Жизнь как путешествие

СОДЕРЖАНИЕ:

  • МЫС ЧЕЛЮСКИН
  • ВЕНЕЦ МОРЯКОВ
  • ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

 

МЫС ЧЕЛЮСКИН

На территории Таймыра на 78-й широте находится самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскина. У берегов его смешиваются воды двух морей – Карского и Лаптевых. Дальше, на севере –

Ледовитый океан, на юге – безжизненные земли. Холодные морские волны с шумом накатывают на каменные берега и разбиваются о них в невидимую влажную пыль, затем отступают и накатывают вновь. Так и живут две стихии в вечной борьбе и вечном единстве тысячи лет, а мимо, вдалеке, завораживая величавым спокойствием, проплывают айсберги.
И, казалось бы, нет места человеку в этом краю скал, серых волн и вечных льдов. Но 267 лет назад и этот северный форпост, сдался людям, которых не пугали трудности и лишения – первооткрывателям Арктики. Сейчас, с развитием науки и технического прогресса, почти не осталось на планете неизведанных мест. Поэтому страницы газет не блещут теперь именами первооткрывателей и новыми географическими находками. Кто были те люди, которые без уверенности в том, что вернутся обратно, зная, что путь их будут сопровождать холод, голод, болезни, потери, отправлялись в неизведанные дали, к суровым северным берегам, в никуда? А те, что сумели выжить в арктических экспедициях и были знакомы с трудностями и лишениями – зачем возвращались они в эти жестокие края снова и снова? Кто они, покорители Арктики? — Исследователи, одержимые целью постичь доселе неизвестное, патриоты, идущие на подвиг для утверждения государственности на дальних берегах Отчизны, фанаты своего дела – картографы, географы, моряки.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ВЕНЕЦ МОРЯКОВ

В XVII веке род Челюскиных был богат и знатен. Но после подавления бунта московских стрельцов при Петре I фамилия их попала в списки Тайной канцелярии и cемья оказалась в опале, была разорена и обречена на скудную жизнь в глухой деревне.
Впервые Семен Челюскин прибыл в Москву в 1714 году. После удачного прохождения смотра, он был зачислен в школу математических и навигационных наук. В 1721 году аттестовался, пройдя обучение в «навигацком классе».

В 1732 году под руководством В. Беринга для исследования заполярных территорий была снаряжена Великая Северная экспедиция, в списке участников которой в первых рядах значился подштурман Семен Челюскин, вскоре произведенный в штурманы.
В 1735 году экспедиция на дубель-шлюпе «Якуцк» отправилась в неведомое и опасное плавание за Полярный круг. Через несколько месяцев трудного пути, в котором погибло немало исследователей, среди участников экспедиции витал дух разочарования и обреченности. Большинство морских офицеров склонялись к мысли, что дальнейшее продолжение плавания тщетно, нужно возвращаться. Лишь Челюскин верил в удачу и высказывался определенно: «Начатое свершиться должно». Велико было его стремление осуществить задуманное. За что команда отнеслась к штурману настороженно – уж больно суров показался он им тогда
После гибели в полярных льдах командира отряда, обязанности руководства экспедицией легли на Челюскина. К тому времени экипаж корабля понял, что за строгостью штурмана стоят два непререкаемых человеческих качества — доброта и требовательность по отношению к людям.
В 1740 году экспедиция вышла в очередной поход. В последний раз Челюскин управлял своим кораблем – через месяц плавания его раздавило дрейфующими льдами. Главнейшей целью было спасти людей, поэтому командир отдал приказ оставить «Якуцк». На самодельных санях, нагруженных снаряжением и припасами, преодолевая снежные торосы, потерпевший крушение экипаж двинулся к берегу. Закончился провиант, несколько человек умерло от цинги, но экспедиция достигла зимовья.
В течение 1741 года исследовательскими партиями Семена Челюскина и Харитона Лаптева были изучены берега Пясины, Нижней Таймыры, восточные берега полуострова. Неизведанным оставался только
«Северный Таймурский мыс».

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Семьдесят дней сорок собак в пятидесятиградусный мороз мчали по тундре нарты, нагруженные оборудованием и продовольствием. Исследователи, ориентируясь по звездам и компасу, пересекли Таймыр с юго-запада на северо-восток, достигнув Попигайского зимовья.
Челюскин с подвозчиками-тавгийцами (нганасанами) двинулся на север, затем, отпустив каюров, на трех собачьих упряжках, отправился вдоль побережья к мысу св. Фаддея. Дальше этого места на Север еще никто не проникал. Съемка берегов велась и при «погоде чистой и сиянии солнечном» в «поземную метель великую». Еще через пять дней в путевом журнале штурмана появилась запись, ставшая исторической: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Это и был мыс, являющийся самой верной точкой материка Евразия, увековечивший в последствие имя Семена Челюскина – одного из великих первооткрывателей Арктики. Но тогда штурман даже не подозревал, что он сделал открытие, которое опередило время. Этот невзрачный мыс не произвел на штурмана никакого впечатления. По воле случая исследователь пробыл на этом краю земли меньше часа, не придав своему открытию особого значения, и направился дальше. Лишь через 100 лет другой исследователь, Миддендорф, смог достичь этого места впервые после первопроходцев. По его словам, Челюскину удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что «его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков…».
Семь лет длилась Великая Северная экспедиция. Два значительных открытия было сделано: Россия достигла Аляски и северной точки Евразии. Не смотря на это, судьбой многих покорителей Арктики, участников этой поездки, в том числе и штурмана Семена Челюскина, стали безвестность при жизни и признание после смерти. Окончив экспедицию и вернувшись в Петербург, исследователи Арктики не были удостоены ни чинов, ни наград.
И все-таки есть люди, которые болеют Арктикой не в поисках славы и не для удовлетворения личных амбиций. Спустя столетия, находятся те, кто отправляются в экспедиции к далеким ледовитым берегам, одержимые не только научными, но и нравственными целями. Они пытаются доказать самим себе: сможет ли современный человек, избалованный комфортом и достижениями прогресса, выдержать экстремальные условия, в которых работали первопроходцы Севера? Они появляются в этих суровых краях группами и в одиночку с обветренными и обмороженными лицами, молчаливые и одухотворенные своей странной целью. Ищут, обретают и исчезают в круговороте вьюг, унося с собой ответы на вечные вопросы.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

ЭТО НАША РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

В 1932 году экспедицией Арктического Института на мысе Челюскин создана полярная станция, расширенная позже до обсерватории. Сейчас станция является радиометеорологическим центром, на которой работают около 10 полярников. Стандартный период зимовки — 2 года, а точнее – 2 зимы. Потом отпуск – ждут борт, добираются до «материка» порою по нескольку недель. И если кто оставил кусочек своего сердца в этих холодных краях гранитных скал, — возвращается обратно. Почему? Трудно сказать. Но я видела, как фраза «Я зимовал…», вскользь оброненная случайным приезжим, открывала сердца полярников. На столе мигом появлялся самовар, домашний хлеб и завязывалась дружеская беседа. О зимовках, конечно. А еще о белых медведях и полярных сияниях, о морских звездах, выброшенных на берег

волной Карского моря, о товарищах с островов Ледовитого океана, дружба с которыми завязалась по азбуке Морзе.
С мысом Челюскина тесно связана легендарная история полярной авиации. На мысе расположена пограничная застава. Здесь, на берегах, омываемых двумя северными морями, установлен пограничный столб, маркирующий самую северную точку сухопутной границы России. Аэродром «Мыс Челюскин» является самым северным аэродромом материка Евразия. Отправной точкой развития авиации в Арктике можно считать 1932 год, когда первый гидросамолет достиг северной оконечности Таймыра и совершил посадку на мысе. В 30-е годы прошлого века исследования Арктики, осуществляемые с помощью полярной авиации, имели не только научное и экономическое значение, но и укрепляли позиции нашей страны на политической арене, демонстрируя державную мощь России. Даже в тяжелые годы Великой отечественной войны не прекращалось развитие Арктики и Северного морского пути. В то время освоению Севера придавалось особенное стратегическое значение. Аэродром сыграл важную роль в реализации программ ледовой разведки. Здесь были сформированы запасы топлива для заправки самолетов, в том числе отправляющихся
на Северный Полюс
.

В память о покорителях Арктики, и тех, чья жизнь оборвалась в этих бескрайних просторах льдов и скал, установлены памятники, по которым можно читать историю этого северного края: деревянный символический столб с памятной доской, увековечивающей открытие с надписью «Мыс Челюскин самая северная точка Евразии (77 ° 42′ 07″с.ш., 104°18’в.д.), гурий «Знак «Зари», установленный в 1901 году, братская могила-пирамида на постаменте — место захоронения исследователей Арктики, мемориальные доски пилотам Р. Т. Воробьёву и Г. В.Шилову, кварцевая белая глыба, отмечающая северную оконечность евроазиатского материка, омываемого волнами двух морей Карского и Лаптевых, каменный гурий, установленный экспедицией Р. Амудсена в честь экспедиции Норденшельда, памятный знак в виде паруса, от земляков С. Челюскина, памятник первопроходцам Таймыра: плита с именами участников экспедиции и гранитный столб, увенчанный моделью дубель-шлюпки «Якутск», установленный в честь 250-летия открытия мыса Челюскина, гурий Колчака, офицера и гидрографа из экспедиции Б. Вилькицкого.
Осенью 2009 года на мысе Челюскина вырос еще один знак, обозначивший государственность России на северных рубежах. Чин водружения православного Поклонного креста на Таймырской земле совершил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. На Поклонном кресте размещена мемориальная памятная доска со словами «Сей крест установлен и освящен Антонием архиепископом Красноярским и Енисейским в честь покровителя защитников Российской границы преподобного Илии Муромца. В Крестопоклонную неделю 16/29 сентября 2009 года». Владыка Антоний совершил чин окропления святой водой захоронения покорителей северных широт – военных летчиков и моряков, погибших при освоении Севера и принял участие в установлении мемориальной таблички на памятнике погибшим за Отечество воинам. Эта табличка была изготовлена на средства, собранные диксонскими школьниками. Во время визита Архиепископа на Диксон, ребята передали ему ее с просьбой установить на место старой, пришедшей в негодность.
«Памятные знаки на границах земли олицетворяют собой Россию – это знаки величия нашего Отечества, единства народа, тысячелетия православия на нашей земле. Поэтому сегодня, здесь на берегу Северного Ледовитого океана, мы православный крест в знак того, что это наше государство, наша российская земля. Я с глубокой радостью воспринимаю это торжественное событие для нашей Родины, для всех нас», — подчеркнул Владыка Антоний.
Традиция установления Поклонных крестов на Руси связана с почитанием знаков Крестной Жертвы Спасителя лучшими щитами от врагов духовных и физических. Символы эти являются лествицей, соединяющей отечество земное и отечество небесное. Теперь и на далеком северном мысе, возвышаясь над вечной мерзлотой невидимым часовым стоит на страже нашего государства православный крест.
Холодный ветер уносил с собой в далекие северные широты слова соборной молитвы о духовном возрождении России. Светлой радостью были наполнены глаза людей, несущих свою службу на самых дальних рубежах России, когда они подходили к Владыке за благословением, касались православного креста. О чем в такую минуту просили у Бога люди, у которых каждый день подобен подвигу – подвигу над стихией, над собой, над чувством одиночества вдали от близких? Наверное о том же, что и каждый из нас – о здоровье, счастье, благополучии, мире. Верится, что все просьбы их будут услышаны – иначе быть не может.

Мыс Челюскин, Арктика, Таймыр

Россия: Арктика, Таймыр, российский Север фотоальбом


ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЕХАТЬ НА ТАЙМЫР:


Купить билеты например Москва-Норильск, подбор самого дешевого варианта:


Все мои самостоятельные путешествия по Таймыру и Арктике


Мои заметки путешественника про самостоятельные путешествия по России и другим странам мира можно прочитать здесь

 

life-like-travel.ru

Экскурсионный экологический маршрут «мыс Северный»

Протяжённость маршрута: 4,6 км.

Предполагаемое время прохождения маршрута: около 3-х часов

Сезонность использования маршрута: май — октябрь

В период с апреля до середины июля повышается опасность заражения клещевым энцефалитом. Желательно иметь с собой репелленты.

Описание:

Маршрут на мыс Северный пешеходный, протяжённость маршрута: 4,6 км. продолжительность экскурсии около 3-х часов.

Экскурсия знакомит  с животным и  растительным  миром побережья Японского моря, а также с жизнью обыкновенного пятнистого тюленя — ларга.

Экологическая тропа берет свое начало у ручья Сухой и  проходит через лес и луг до мыса Северного.

С июня по октябрь на лугах можно наблюдать обильное цветение трав и цветов, многие из которых занесены в Красную книгу. Луга являются местами кормежки и отдыха косули,  пятнистого оленя, изюбря, кабана. Норы барсуков и следы жизнедеятельности встречаются на всем участке тропы. Довольно часто можно увидеть белок и бурундуков.

На мысе Северный расположена смотровая площадка, где экскурсанты могут наблюдать за птицами и пятнистыми тюленями. Лежбище ларги на мысе Северном одно из немногих мест побережья Японского моря, где собирается большое количество этих морских животных. Тюлени держатся здесь круглый год. Летом и во время осенне-зимних миграций на рифах в море можно одновременно увидеть до 400 тюленей.

Взору открываются красивые виды на Японское море, озеро Благодатное, бухту Удобную.

От смотровой площадки тропа  спускается на берег моря бухты Удобной, где на песчаном пляже часто встречаются следы лисицы и енотовидной собаки, которые питаются мертвыми морскими беспозвоночными и рыбой, выброшенными штормом на берег. Здесь же  на берегу можно увидеть останки морских моллюсков, ежей, морские растения.

Тропа оборудована мостиками, деревянными настилами, туалетом.

Посещение этой тропы доступно практически каждому, кроме людей с ограниченными возможностями.

sikhote-zap.ru

Челюскин (мыс) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Челюскин.

Челю́скин (мыс Восточно-Северный, мыс Челюскина) — северная оконечность (мыс) одноимённого полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России.

Впервые достигнут участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым[1]). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В августе 1878 года мыс Челюскин посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. Участники экспедиции высадились на самом западном выступе (сейчас это мыс Вега) и установили на нём небольшой знак в виде бревна с грудой камней у основания и оставили записку, найденную в 1935 году командой советского ледокола Ермак. В августе 1893 — норвежский исследователь Нансен также достиг мыса Челюскин. Свои впечатления Нансен описал так:

…Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя нашими последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании появились на столе горячий пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: «За ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным!» Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени. Ф.Нансен. «Фрам» в полярном море. М., 1956, т. 1, с. 146…

В 1901 году окрестности мыс Челюскин посетила русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого. Осенью 1918 года на мысе побывала экспедиция Амундсена на шхуне Мод.

В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

В 2009 году на мысе был установлен поклонный крест[2]:

Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик — 53 км. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров, берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак.

На мысе расположена полярная станция Челюскин.

Климат[править | править код]

Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) составляла −0.1 и −0.9C, а средний минимум всегда был ниже нуля. Безморозный период на мысе отсутствует, в любой день года температура на мысе может понизиться не выше чем до −2 градусов (в Оймяконе самый тёплый суточный минимум −1.5 градусов), а повышение температуры в январе до −13.4 градусов (29 февраля до −14.6 градусов) может стать новым суточным максимумом температуры (в Оймяконе до −29.4 градусов). Зима очень суровая, тёмная и продолжительная. Снег лежит 10-11 месяцев в году (и может лежать даже круглый год, то есть к следующей зиме прошлогодний снег не успевает растаять). Самый холодный месяц — февраль, средняя температура которого −39.3 градуса (в январе −35.4) и абсолютный минимум температуры −52 градуса (в январе −49). Климатическая зима длится чуть более одиннадцати с половиной месяцев, средняя температура июля на мысе −0.1 градус, февраля −39.3 градусов, декабря не ниже −31.4 градусов, декабря не ниже −27.3 градусов. В июне на мысе Челюскин самая холодная погода в Северном полушарии, среднемесячная и минимальная температура (-3.8 и −18 градусов соответственно) шестого месяца года на мысе самая низкая в Северном полушарии, на втором месте по этому показателю является Диксон, также расположенный на полуострове Таймыр, но юго-западнее, где средняя и самая низкая в этом месяце температура примерно на 0,5-0,7 выше: −3,3 и −17,3 градуса соответственно. Полярный день на параллели, на которой лежит метеорологическая станция и мыс, длится 125 суток, с 21 апреля по 23 августа: 4 месяца и 1 сутки; полярная ночь продолжается 109 суток, 3 месяца и 21 сутки: с 29 октября по 14 февраля, смена дня и ночи происходит 132 дня, 66 суток с 15 февраля по 20 апреля и с 24 августа по 28 октября, при этом навигационная полярная ночь, когда высота солнца в истинный полдень от −6 до −12, длится с 15 ноября по 28 января, всего 75 суток, с 29 октября по 14 ноября и с 29 января до 14 февраля, хотя солнце и не восходит, но освещение в момент верхней кульминации светила схоже с белой ночью, и в этот период в истинный полдень при ясной погоде можно писать и читать без дополнительного освещения. С ноября по март оттепели исключены, в январе-единичный случай (21 числа 1942 года). Сумеречные, неполные ночи, когда солнце не находится ниже −18 градусов, продолжаются с 6 марта по 8 октября. С середины февраля по вторую декаду июля происходит повышение температуры, с последних дней июля по конец декабря — понижение. Самое быстрое понижение температуры происходит в конце октября, самое быстрое повышение — в третьей декаде апреля. Среднегодовая температура на мысе Челюскин составляет −19.7 градусов (в Оймяконе −22.1 градусов, в Оленьке −18.9 градусов, на Северном полюсе −22.7 градусов). Пик морозов происходит после первых 2 недель, к середине февраля, самая высокая среднесуточная температура — во второй половине июля. 6 месяцев в году на мысе возможны температуры ниже −40 градусов. С октября по апрель (7 месяцев) температура на мысе может опуститься ниже −30 градусов, с сентября по май (9 месяцев) — ниже −20 градусов, с августа по июнь (11 месяцев) ниже −10 градусов. Абсолютный минимум температуры в мае на мысе такой же, как и в Оймяконе и Оленьке соответственно (-28.9 градусов). Самый холодный месячный минимум температуры по официальным данным с точностью до 0.1 градусов — в январе, самый холодный месячный максимум температуры — в декабре, самый холодный суточный максимум температуры — 29 февраля и 6 января, как и в Оймяконе (6 января), с 22 октября по 8 апреля, в отдельные дни — с 12 октября по 15 мая, более 6 месяцев в году оттепели исключены. Абсолютный минимум температуры в Челюскине в сентябре −21.2 градусов (в Оймяконе −25.3 градусов). Единственный и самый северный из материковых станций, кроме арктических островов России, где средняя температура всех месяцев отрицательная, при этом на протяжении почти всей второй половины июля средняя температура положительная. Зимы на мысе Челюскин из-за отепляющего воздействия моря теплее, чем на юге полуострова Таймыр, а лето прохладнее.

В последние годы климат значительно потеплел. За десятилетие 2009—2018 во все годы в июле и августе наблюдалась положительная среднемесячная температура, в половине случаев положительная средняя температура наблюдалась и в сентябре, а в 2011, 2012 и 2018 годах и в июне. Постоянный снежный покров в июле и августе отсутствовал все эти годы — в летние месяцы стала появляться растительность. Ландшафт приобрел черты арктической тундры, а не арктической пустыни, какой он был ещё несколько десятилетий назад. Самым теплым месяцем стал август — средняя температура августа за 2009—2018 гол составила 1,9 градуса, тогда как июля — лишь 1,4.

Климат мыса Челюскина
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 0,3 −0,5 −0,4 6,3 8,2 15,6 24 21,6 13,4 5,4 0,2 −0,6 24
Средний максимум, °C −25 −25,3 −23,5 −17,1 −7,5 0,3 3,5 3 −0,8 −8,9 −17,6 −22,7 −11,8
Средняя температура, °C −28,2 −28,4 −27 −20,5 −9,9 −1,3 1,4 0,9 −2,6 −11,4 −20,7 −25,8 −14,5
Средний минимум, °C −31,6 −31,6 −30,2 −23,6 −12,3 −2,8 −0,1 −0,5 −4,4 −14,4 −24 −28,9 −17
Абсолютный минимум, °C −48,8 −45,8 −45,9 −41,7 −28,9 −18 −5,7 −11,2 −21,2 −33,6 −41,9 −45,6 −48,8
Норма осадков, мм 14 13 13 12 14 14 26 30 23 22 12 12 205
Источник: Погода и Климат
  • Лист карты T-48-XIX,XX,XXI полярн. ст. Челюскин. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1959-1975 год. Издание 1988 г.

Крайние точки континентов

ru.wikipedia.org

Нордкап (мыс) — Норвегия — Планета Земля

Мыс НордкапМыс острова Магерё

Мыс Нордкап не одинокий выступ суши, устремленный в океан, а часть крупной скалы. Эта гранитная громадина расколота трещинами на три выступа. Тот, что в середине, самый большой, и называется Нордкап. Название мыса на норвежском языке очень простое и точное, отражающее положение этой части побережья: «северный мыс».
Несмотря на то что большинство людей уверены в том, что Нордкап — крайняя северная точка Европы, соседний мыс Кнившелльодден выступает в море на 1500 м севернее, что нисколько не умаляет популярности Нордкапа.
Мыс Нордкап, также как его конкурент по «северности» Кнившелльодден, находится на острове Магерё на севере Норвегии. Отвечая на вопрос о том, почему самым северным «назначен» Нордкап, норвежцы ссылаются на традиции, тянущиеся чуть ли не с эпохи викингов.
Нордкап — это обрывистый берег; изрезанный заливами и бухтами, круто поднимающийся от пены прибоя на высоту 307 м. Мыс — часть древней кристаллической плиты, сложенной серовато-черными сланцами, выдерживающей удары волн на протяжении сотен тысяч лет. На восточном склоне мыса заметно выдается утес Хорнеп, чье название переводится как «рог»: утес и впрямь напоминает рог носорога.
Вершина мыса плоская, покрытая сизым лишайником и скудным травяным покровом. Из озер в глубине мыса к краю скалы текут ручьи, ниспадая с нее, образуют живописные каскады.
Люди обживали окрестности мыса еще 10 300 лет назад, и во все века их единственным занятием была рыбная ловля и охота на морского зверя. Жизни на мысу способствует тот факт, что погода зимой относительно мягкая: океан в этом месте не замерзает из-за теплого течения, и средние температуры выше, чем в других местах на той же широте. Зато эта часть побережья Норвегии отличается самой бурной, ветреной погодой во всей Европе.
С 14 мая по 31 июля здесь царствует полярный день и солнце круглые сутки висит над мысом.
Мыс получил свое название в ходе экспедиции английского исследователя Ричарда Ченслера (?-1556 гг), отправившегося в путешествие по заданию английского короля Эдуарда VI (1537-1553 гг.) на паруснике «Эдуард Бонавентюр», в поисках северного пути в Индию и Китай через Северный Ледовитый океан.
Стоя на краю мыса Нордкап, с трудом можно поверить в то, что между ним и Северным полюсом один лишь архипелаг Шпицберген.
Мыс Нордкап давно уже превратился в большой туристический аттракцион с домиками в традиционном норвежском стиле, с крышами, покрытыми дерном. Сюда приезжают не только для того, чтобы постоять на краю Европы, но и чтобы насладиться северным сиянием: мыс Нордкап — одно из многих мест в Северной Норвегии, где его можно наблюдать во всей красе.
Центр культуры здесь построен в здании бывшей церкви, что неудивительно для страны, где церковь посещают всего 2% населения.
Главная рукотворная достопримечательность на самом мысу — глобус из железных полос на треножнике. Неподалеку находится достопримечательность № 2 — пирамида, на которой укреплена табличка с указанием широты места, на которой находится Нордкап. Основание сложено из плит, в торцах которых выбиты названия северных норвежских муниципалитетов.
Роль норвежцев в освоении севера оригинально показана в Культурном центре, где находятся мини-панорамы с игрушечными фигурками матросов и рыбаков.
Самый большой город в этих местах — Хоннингсвог, хотя жителей в нем чуть больше 2 тыс. Несмотря на малые размеры, Хоннингсвог — третий по величине норвежский порт захода для круизных судов. Здесь, даже по норвежским понятиям, сравнительно тепло, и в садах Хоннингсвога даже зимой растут зеленые деревья, хотя они редко вырастают выше 1 м. Главная проблема этих мест — постоянные густые туманы и дожди, образующиеся при соприкосновении воды теплого течения с холодными арктическими воздушными массами.Мыс Нордкап на карте

Общая информация

Местонахождение: крайний север Европы.
Административная принадлежность: коммуна Нордкап, Норвегия.
Ближайшие населенные пункты: город Хоннингсвог — 2436 чел. (2012 г.).

Этнический состав: норвежцы.
Языки: норвежский, саамский.
Религии: Церковь Норвегии, католицизм.
Денежная единица: норвежская крона.

Цифры

Самая высокая точка: 307 м.

Климат и погода

Субарктический. Зимой сильные бури.

Средняя температура января: -3°С.

Средняя температура июля: +5°С.
Среднегодовое количество осадков: 760 мм.

Относительная влажность воздуха: 70%.

Экономика

Морское рыболовство (сельдь, треска).

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные: мыс Кнившелльодден.
Культурные: Муниципальный музей Нордкапа, Культурный центр, художественная галерея (деревня Камойвер), монумент «Глобус» (1978 .г), монумент «Географическая широта».
Город Хоннингсвог: городской музей, деревянная церковь (1885 г.).

Любопытные факты

■ Самая северная континентальная точка Европы — мыс Нордкин (Норвегия).
■ «Лезвие ножа» — буквальный перевод названия мыса Кнившелльодден. Для желающих осмотреть его от Нордкапа проложена пешеходная тропа длиной 8 км.
■ По имени мыса получили название патрульные корабли типа «Нордкап» — серия из трех норвежских кораблей береговой охраны. Патрульные корабли типа «Нордкап» относятся к ледовому классу и предназначены для выполнения широкого круга задач, включая патрульную, пожарную службу и борьбу с разливами нефти.
■ Хоннингсвог получил статус города в 1996 г., а в 1997 г. в Норвегии был принят закон, по которому городом мог считаться только населенный пункт с более чем 5 тыс. жителей. Так как Хоннингсвог был объявлен городом до принятия закона, то статус он сохранил. Благодаря этому теперь Хоннинсвог считается одним из самых маленьких городов Норвегии, а также одним из самых северных городов Европы.
■ Пройдя мыс Нордкап, корабли Ричарда Ченслера в августе 1553 г. благополучно достигли Белого моря и вошли в Двинский залив, где англичане с удивлением узнали, что оказались не в Индии, а в России. В дальнейшем Ричард Ченслер посетил Москву и был принят царем Иваном Грозным.
■ Одна из улиц российского города Северодвинска на севере острова Ягры также носит имя Ричарда Ченслера.
■ В числе самых знаменитых посетителей мыса Нордкап — король Норвегии Оскар I! в 1873 г. и король Таиланда Чулалонгкорн в 1907 г.
■ Рядом с мысом Нордкап находится Скарс-вог — самая северная рыбацкая деревушка в мире.
■ 26 декабря 1943 г. недалеко от мыса Нордкап в открытом море произошло сражение между силами германского и британского флотов. Это сражение считается самым северным за всю историю морских баталий. За победу в бою британский адмирал Брюс Фрэйзер получил титул барона Нордкапского.
■ Остров Магерё соединяет с материком автомобильный тоннель, открытый в 1999 г., длиной 6870 м и проложенный под дном океана на глубине 212 м.

geosfera.org

Тайна самого северного мыса Чукотки: basov_chukotka — LiveJournal

Спонтанность — мать открытий и приключений.  Спонтанность, как приправа может из похлёбки серой жизненной обыденности сотворить эмоционально-чувственный вкусовой фейерверк. Но как и любой приправой, спонтанностью нужно уметь пользоваться, чуть переперчил и всё — блюдо испорчено. Поэтому спонтанность недолюбливают, точнее опасаются. Я не сторонник спонтанностей в походах, но в этот раз меня «накрыло».

— Есть предложение, сходить сейчас на мыс Шелагский, — говорю я команде, которая томно вялится возле костра наслаждаясь прекрасным закатом, и безмятежным морем. Парни смотрят на меня как церковники на Коперника, раздумывая, то ли признать больным, то ли сжечь.

— Погода благодать! А если завтра дунет? А ведь завтра по прогнозу дунуть должно, — начинаю не лёгкую работу пропагандиста-спонтанщика. Работа эта сложная, неблагодарная, потому что поначалу вызывает насмешки и троллинг.

— Тимур, если мы пойдём сейчас «поймаем» классный свет. Мне то свет не нужен, но ты же фотограф, — захожу с козырей. Моя макиавелевская стратегия заключается в том, чтобы убедить, хотя бы одного человека, остальные «сломаются», ибо нет ничего хуже, чем что-то пропустить в походе — жаба потом задушит.

— Женщины и дети остаются в доме, — кидаю ещё один аргумент в пользу похода на мыс сейчас. Но эта реплика больше относится к Свете, которая стоит молчаливо в стороне и с надеждой слушает разговор. В поход сейчас, Света пошла бы без вопросов, но наш козырь — мобильность, а Свете с Владом идти будет тяжко.  По ответным репликам парней, идея из безумной, постепенно превращается в «дурацкую», а это верный путь к успеху любой авантюры.

Ах да, забыл сказать, почему идея не нашла моментальной поддержки. На часах 11 вечера и всего 5 часов назад мы пришли в избу на Шелагском. Плановый выход на мыс — завтра, а выходить сейчас означает всю ночь провести в ходьбе по сопкам. Но ведь ночи совсем нет, светит солнце.

— Ладно вам, днём выспимся. Такая погода пропадает, пойдёмте!

Разумеется мы пошли. Виталий, ещё 10 минут назад уверенный, что дослушав полуночные бредни он отправится спать, теперь же надев на себя «маску Кассандры» назидательно вещал: «Ничего горошего из этого не выйдет. Вот увидите». Виталий боец опытный, десятки лет ходил в походы и он безусловно прав, потому что именно с таких авантюр и начинаются приключения, о которых с удовольствием читаешь в романах, но быть героем этого романа ох как не хочется.

— Виталя, оставайся дома. Идут только добровольцы, — говорю я.
— Ну нет уж, я пойду. Но ничего хорошего из этого не выйдет. Вот увидите.

С таким оптимистичным предсказанием в половине двенадцатого ночи мы вышли на мыс Шелагский — самый северный мыс Чукотки.


Самая лёгкая часть пути по берегу, через полкилометра закончилась непроходом. Пути два: по воде метров 100-150 или вверх по крутому распадку.

— Зачем в воду лезть? — говорю я, — пойдём по распадку.

Не зря  мудрый народ придумал поговорку про умного и гору. Нет, залезть мы конечно залезли, но вспотели не только от нагрузки. Несколько реплик, исключительно в  превосходных тонах, по поводу моей идеи лезть в сопку,  я конечно же выслушал. Впрочем сами виноваты, с горы я кричал, чтобы шли по воде, но призыв услышал только Виталий. После берг-штурма я окончательно уверовал в то, что с этими парнями хоть на Джомолунгму.

2.

3. В обход непрохода

На штурме длинного болотистого тягуна-перевала мы разбились на две группы. Я пошёл по каменистому бортику, парни во главе с Тимуром атаковали перевал в «болотистый лоб». По камням шлось ходко, поэтому через какое то время я обогнал параллельно идущую группу и решил, что «буду подождать» наверху. На гребне перевала паслись наши старые знакомцы «дикари». Подпустили меня довольно близко, но за пару сотен метров всё же дали стрекоча.

4. «Дикарь»

Теперь о загадке, которая нам не давала покоя. Мыс Шелагский во всей справочно-информационной литературе обозначен, как самый северный мыс Чукотки. Но карта….собственно сами посмотрите

5.

карта указывала, что мыс находится юго-западнее самой северной континентальной точки Чукотки. А там, где по идее должен находится сам мыс расположен маяк Шелагский. В планах было посетить обе точки, но сегодня мы шли на маяк.  Ответ на эту топонимическую загадку мы нашли по возвращению в Певек.

— Дело в том, ребята, — сказал нам бывший чаунский геолог, — что по правилам навигации, весь этот маленький полуостров и есть мыс Шелагский.

Для моряков такая трактовка может быть объяснима, но для людей сухопутных несколько километров это всё-таки расстояние. Как мне кажется, топографы могли бы точнее писать названия, ведь формально, самый северный мыс, в соответствии с картой, является безымянным.
Но всего этого мы пока не знаем, поэтому продолжаем движение к маяку. Чтобы дважды не ходить, решаю  срезать и не дойдя до седловины перевала начинаю подъём на гору Энгыткын. Парни ещё идут внизу. Забравшись до середины сопки мне открывается «та сторона». Внизу спичечными коробками чернеют строения. «Блин, так это же Туманная!», — делаю открытие. «Открытие» потому, что метеостанцию Туманную мы «размещали» на карте гораздо восточнее. Парни на сопку взбираться не стали, дошли до седловины и заметив метеостанцию радостно (они ведь то же не ожидали её увидеть) начали спуск. До вершины мне было уже чуть-чуть, поэтому поднимаюсь выше. Энгыткын — самая северная сопка Чукотки сложена из внушительных курумов, высота некоторых иной раз достигала 4-5 метров. Путь по такому курумнику напоминал путешествие по стране великанов.  Позже, когда мы пришли на Валькаркай, нам сказали, что недалеко от вершины лежат останки самолёта. Не то чтобы я был большой поклонник артефактов авиакатастроф, но матчасть учить нужно лучше. Удовлетворившись видами мыса спускаюсь к метеостанции.

6. Западная оконечность Шелагского полуострова, а заодно левый входной мыс в Чаунскую губу

7. Метеостанция Туманная. Время 01:53

Метеостанция Туманная стала известной после съёмок фильма «Как я провёл этим летом». На этой заброшенной метеостанции прятался от гнева своего начальника герой Добрыгина. Туманная меня удивила и поразила. Во-первых, это не одно строение, которое показано в фильме, здесь целый комплекс домиков, находящихся на разных «этажах-уровнях». Во-вторых, и это самое большое потрясение — как они умудрились здесь что-то построить? Они это строители полярной метеостанции. Туманная построена на курумнике, на высоте 60 метров над уровнем моря! Есть стихотворение «Слышал легенду, будто когда-то нашу страну населяли гиганты…». В таких местах эта «легенда» становится явью. Здесь и ходить сложно, не то чтобы что-то строить. Но советские гиганты строили. Соорудили подъёмник, который с берега поднимал груз, а потом в рукопашную таскали этот груз к объектам. Титанические усилия, если прикинуть какой объём материала сюда подняли!

Ходить по курумнику опасно, особенно в ветер или гололёд, поэтому для сообщения между объектами на метео были проложены деревянные мостки и лестницы. Сейчас это «лестницы страха», часть досок оторвана, часть сгнила, а под мостками камни. Идешь и думаешь «хоть бы пронесло…». Пронесло.

8.

9.

10. Сейчас на  маяке Шелагский  вместо аккумуляторов поставили солнечные панели и современную модель светильника

Большинство метеостанций в Арктике имеют статус «труднодоступная». Но  среди всех труднодоступных Туманная самая-самая. Отчасти именно поэтому её и закрыли в 1982 году.  На технике сюда не доберёшься, только морем или как мы пешком. Проходить морем мыс Шелагский ещё то приключение. Статистики у меня нет, но думаю, что вряд ли наберётся больше пары месяцев в году, когда море «пускает» на метео. Есть ещё зима, но ведь тут тоже, как повезёт с торосами. Из-за своей труднодоступности объект в туристическом отношении уникальный. Десятки, если  не сотни различных экспедиций побывали в районе Певека, но мало, кто может похвастаться, что был на Шелагском. Авто-мото-авиа-экспедиционеры люди отважные, но ленивые не пешеходные, поэтому путь на Туманную им заказан.

11.

12. Самый северный континентальный туалет на Чукотке. И самый экстримальный, пожалуй тоже

13. Трудночитаемая табличка на труднодоступной метеостанции. Улыбнул факт про «северность ДФО». kapasev, твоих рук дело?

Скупые интернет сообщения гласят, что из-за труднодоступности  метеостанция Туманная хорошо сохранилась и там есть условия для жизни (ночёвки). Ночевать конечно можно и в расселине курумника, но спешу огорчить будущих путешественников — метео в плачевном состоянии. От ветра и дождя укрыться можно, но потребуются техработы по «зашториванию» окон и уборке помещения.

14. На метеостанции

15. Запись сделанная съёмочной группой «Как я провёл этим летом» в 2008 году

16. ….в 2017 году печь кашлянула заслонкой и сказала: «Вряд ли»

17. Шелагский — вотчина kapasev

 Поднявшийся ветер напомнил, что мы находимся не где-нибудь, а на самой северной точке Чукотки. Наскоро попив чай, съев по сникерсу и распив банку сгущёнки мы с энтузиазмом покидаем Туманную и «бросаемся на сопку», чтобы скорее согреться. Обратный путь прост, быстр и не интригующ. Огорчает лишь одно —  в фотоаппарате села батарейка. «Никон», будь он не ладен» — ругаю новую технику. Связь с космосом в чукотской тундре самая прямая, а исполнение «желаний» неизбежно. Через день я в этом убедился.

18.

19.

20. Размер курума понятен только когда на нём есть человек. Это курум среднего размера

21. Спуск с перевала

22. Вечером было +16, а ночью заморозки. Впрочем в этом месте особый микроклимат. Ниже и выше  теплее и заморозка не было

23. А вот и родной Шелагский. Тот который посёлок

Фото: Алексей Микулин, автор

basov-chukotka.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о