Собор санта мария дель фьоре фото – Фото собора Санта-Мария-дель-Фьоре (131 фото)

Содержание

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в Флоренции — подробная информация с фото

История знаменитого долгостроя

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

wikiway.com

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) Флоренция Италия

Самой красивой и популярной достопримечательностью Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.

Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

 Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile). Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.

Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi)


Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец. Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн.

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные  вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Внутреннее убранство собора

Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки  собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления Лоренцо Медичи Великолепного, в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино. Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса.

Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.

Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.

Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:

  • Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
  • Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
  • «Пророк Аввакум» (15 век) работы Донателло был перемещен в музей с колокольной башни;
  • Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
  • а также незавершенная работа великого Микеланджело Буонарроти, – «Пьета».

Баптистерий Сан-Джованни

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит баптистерий (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista), и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.

Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра  — Врата рая.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах

Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.

Отдельно стоит зачитать параметры удивительного купола Дуомо:

  • диаметр его составляет 42 (!) метра;
  • вес – 37  тысяч тонн;
  • число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.

Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!

Практическая информация

Как добраться

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: Соборная площадь (Piazza del Duomo), здание № 17.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Время работы собора

  • понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Полюбоваться куполом собора можно:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
  • суббота – с 8:30 до16:40.

Время работы музея

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45.

Стоимость билетов

С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на  купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.

Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.

Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.

В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.

Альтернативные варианты:

Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.

Не пожалейте времени и выделите целый день для прогулки по Соборной площади и экскурсии в собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Внешняя красота и колоссальная историческая ценность Дуомо создают непередаваемую атмосферу причастности к чему-то вечному.

Желающих влюбляться в красоты Флоренции с командой Италия для меня, приглашаем на наши авторские экскурсии.

 

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

italy4.me

описание, фото и режим экскурсий

Общие сведения о соборе

Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей Флоренции и Италии в целом является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Это роскошный комплекс, возведенный в готическом стиле, который помимо самого собора, включает в себя баптистерий и колокольню.

Великолепная достопримечательность, название которой дословно переводится на русский язык как «цветок святой Марии», в настоящее время принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО и находится под охраной государства.

Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии

Расположился величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре на просторной главной площади Флоренции, которая носит название Дуомо.

Это местечко по праву считается самым сердцем этого итальянского города.

Удобнее и быстрее всего добираться сюда, воспользовавшись автобусными маршрутами №6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, а также 71. Если же вы прибыли во Флоренцию на поезде, прогулка от железнодорожного вокзала до собора займет у вас не более пятнадцати минут.

Время работы и режим экскурсий

Соборный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре открыт для посещений ежедневно, кроме Новогодних праздников, Рождества, Крещения и Пасхи.

График работы собора:

  • С понедельника по четверг: 10:00—17:00
  • В пятницу: 10:00—16:00 или 10:00—17:00 (в зависимости от времени года)
  • В субботу: 10:00—16:45
  • В воскресенье и по всем религиозным праздникам: 13:30—16:45.

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре является свободным. Каждый день с 10:30 по 12:00, а также с 15:00 для посетителей этой достопримечательности проводятся бесплатные экскурсии.

Баптистерий Сан-Джованни, входящий в состав этого готического комплекса также открыт для ежедневных посещений. За вход сюда необходимо заплатить три евро.

Несколько дороже обходится туристам экскурсия в башню собора. Стоимость билета в эту достопримечательность составляет шесть евро. Башня открыта для посетителей каждый день с 08:30 до 19:00.

Знаете ли вы о существовании такой достопримечательности Италии, как фонтан Нептуна в Риме? Историю создания и фото этого архитектурного творения найдете на нашем сайте!

В этой статье вы узнаете, где находится Туринская плащаница — христианская реликвия, которая хранится в храме Святого Иоанна Крестителя.

Незабываемый отдых на острове Сицилия — что посмотреть в Таормине и его окрестностях — ищите тут: https://expertitaly.ru/italiya-samostoyatelno/otdyh-v-taormine.html.

История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре


Величественный и грандиозный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре по праву завоевал звание символа Флоренции. В конце XIII столетия началось строительство кафедрального собора, автором которого являлся знаменитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Собор был возведен в том самом месте, где в былые времена располагалась древняя базилика Санта Реперата. Спустя почти двести лет у собора Санта-Мария-дель-Фьоре появился красивейший купол, изготовленный из красного кирпича — этот элемент признан самым крупным куполом в мире .

Что касается строительства фасада собора, оно было завершено только лишь в девятнадцатом столетии. Освятил собор Папа Римский Евгений IV, а произошло это знаменательное событие 25 марта 1436 года.

Благодаря неповторимому и гармоничному сочетанию натурального мрамора трех различных оттенков — белого, розового и зеленого — фасад этой величественного здания постоянно притягивает к себе восторженные взоры туристов, прибывших во Флоренцию со всего мира.

Выдающийся комплекс сооружений Санта-Мария-дель-Фьоре включает в себя целых пять самостоятельных памятников архитектуры, каждый из которых заслуживает особого внимания туристов.

К ним относятся:

  • огромный кирпичный купол;
  • баптистерий Сан-Джованни;
  • склеп Святого Репарата;
  • колокольня Кампанила Джотто;
  • галерея-музей Опера-дель-Дуомо.

Для соборного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре характерен весьма строгий дизайн интерьера. Фасад собора украшает статуя Божьей Матери, которая держит на своих руках святого младенца и цветок лилии.

По обе стороны от статуи Девы Марии выстроились скульптуры всех двенадцати апостолов. В самой верхней части фасада — в круглом окошке, носящем название «тимпан» — находится изображение Небесного Отца, который будто бы наблюдает за грешным миром со своей высоты…

Купол для собора спроектировал известный итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллески. Это сооружение по праву является единственным и уникальным в своем роде. Во время его возведения, которое продолжалось с 1418 по 1434 год, совершенно не прибегали к использованию лесов.

Вес этой грандиозной конструкции, на строительство которой было потрачено приблизительно четыре миллиона кирпичей, составляет около сорока тонн. При этом высота купола — 42 метра, а ее диаметр — 45 с половиной метров. Постройка настолько крепка, что ей абсолютно не страшны ни грозы, ни землетрясения, ни любые другие устрашающие явления природы.

Необходимо пешком преодолеть 460 ступеней для того, чтобы перед глазами открылся наиболее красивый и выигрышный вид на купол собора. Удивительной красоты фрески, созданные мастером Джорджо Вазари и завершенные его учеником Федерико Цуккари, будоражат воображение каждого, кому посчастливилось хоть раз взглянуть на них!

А на верхней части этого великолепного купола яйцевидной формы располагается смотровая площадка, забравшись на которую можно вдоволь наслаждаться самыми привлекательными и живописными видами Флоренции.

Наиболее древним сооружением в комплексе является Баптистерий Сан-Джованни (святого Иоанна). Построенный в 5 столетии, изначально он исполнял роль языческого храма, однако, спустя определенное количество времени был перестроен и видоизменен исходя из потребностей последователей христианской религии.

Свой теперешний вид баптистерий приобрел в середине XI века, когда его богато украсили дорогим мрамором, а также дополнили монументальным куполом и апсидой прямоугольной формы с западной стороны сооружения. Несколько столетий позже баптистерий приобрел в качестве наружного украшения великолепные дверные комплекты, выполненные из бронзы, над которыми расположились мраморные скульптуры.

Одним из ярчайших примеров готической архитектуры, которая процветала во Флоренции в 14 столетии, является восхитительная колокольня Джотто, входящая в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Для этой часовни создано четкое квадратное основание, а также оформление фасада мрамором выполнено точно таких же цветов, которые использовались при оформлении собора — белого, розового и зеленого.

Неповторимую элегантность колокольне придает значительное количество оконных конструкций, которые имеют преимущественно крупные размеры и остроконечную форму. На 400-метровой высоте располагается большая и просторная терраса, с которой открываются чарующие панорамы Флоренции.

Склеп Святого Репарата располагается прямо на том самом месте, где некогда (а именно, до 1379 года) располагалась старинная базилика под названием Санта Репарата. Судя по обнаруженным в 1965—1973 годах остаткам древней базилики, можно было определить, что она состояла из трех нефов, области поклонения, а также центрального зала, окруженного колоннадами.

Повышенное внимание туристов привлекает разноцветная мозаика, использовавшаяся для декорирования пола. Один из малочисленных элементов, сохранившийся в мозаике до сегодняшнего времени — павлин бессмертия. На стене, имеющей полукруглую форму, сохранилась красивая фреска, создателем которой являлся знаменитый итальянский живописец Джотто.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора — скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа.

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Веррокьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены:

  • скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;
  • работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;
  • работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;
  • знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;
  • барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччьо Бандинелли;
  • разнообразные священные реликвии и церковная утварь;
  • богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

В настоящее время музей собора Опера ди Санте Мария дель Фьоре является временно недоступным для широкой публики. Однако с ноября 2015 года его двери вновь откроются для многочисленных посетителей.

На страницах нашего сайта вы найдете обзор лучших отелей и пляжей Портофино — замечательного города, находящегося на берегу Лигурийского моря!

Горное озеро Гарда — самые популярные курорты, города и экскурсии в окрестностях этого живописного места можете посмотреть в этом материале.

Чем известен Римини — один из самых популярных среди туристов городов Италии? Достопримечательности и фото смотрите в нашем обзоре.

Отзывы туристов

  • Маша, Москва

    Если ехать во Флоренцию, то следует посетить именно этот собор. Во многих городах есть такие «программные» достопримечательности, но тут есть просто великолепные детали. В общем, всем рекомендуется посетить и оценить внутренне убранство.

  • Лика, Ростов-на-Дону

    Самое грандиозное здание во Флоренции, легко заметить из любой части города. Больше всего понравилась внутренняя часть купола – удивительная красота. Собор в целом великолепный и оказаться там более чем интересно, рекомендуется каждому.

  • Анна, Тюмень

    Снаружи собор интересен не менее. Интересны разные оттенки мрамора, которые создают внешнюю отделку. Внутренняя часть кажется немного пустотной, так как помещение имеет значительные размеры, там приятно посидеть на скамейках или сделать фотографии интерьеров.

Видео собора Санта Мария дель Фьоре:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

expertitaly.ru

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Описание, фото.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – одна из главных достопримечательностей Флоренции. И естественно это одно из самых привлекательных и посещаемых мест города. Собор входит в рейтинги самых впечатляющих мировых произведений искусства.

В 13 веке горожане захотели создать собор, который отразил бы растущее мировое влияние Флоренции. Строительство длилось более 100 лет. Руководство возложили на нескольких знаменитых архитекторов, среди которых Джотто и Пизано. К 1420 году Филиппо Брунеллески увенчал собор внушительным куполом. Причем этот купол стал своеобразным архитектурным прорывом того времени. Кстати, он все ещё поражает архитекторов своей конструкцией.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — третий по размерам храм Италии. Его длина 152 м., а ширина 90. Высота церкви 114 метров.

Великолепный фасад создан в 1800-х годах. До этого фасад снесли около 300 лет назад. Центральный вход и фасад собора, пожалуй самые впечатляющие на площади Дуомо. Их ослепительная красота подчеркнута переливами красного, белого и зеленого мрамора.

Вид собора снаружи

Несмотря на то, что фасад возвели только в начале 19 века, он соответствует церковному готическому стилю Средневековья. Он отлично гармонирует с колокольней Джотто. Фасад отделан тосканским мрамором и украшен причудливыми узорами.

Фасад Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

В нишах установлены статуи. Обратите внимание, как чередуются цвета. Это сделано специально, чтобы показать две главные основы флорентийского искусства — «прямота и красота».

Над главным входом расположено большое розовое окно. А по бокам окна поменьше.

Витражное окно и статуи над центральным входом со стороны площади Дуомо

На дверях вы увидите бронзовые барельефы, посвященные Святой Марии. Ей же посвящен и сам собор. Обязательно обойдите церковь по периметру до того как войти внутрь. Вы увидите впечатляющие входы со всех четырех сторон здания. Особенно примечателен Порта делла Мандорла — вход с левой стороны.

Что внутри собора

После величественного фасада и массивных входных групп, вас удивит умеренность внутренней обстановки. Как и в большинстве итальянских церквей интерьер со временем стал более лаконичным. Украшения были удалены. В результате остались парящие готические арки и каменные колонны.

Войдя внутрь, не спешите смотреть на купол. Для начала посмотрите на 44 окна. Они образуют крупнейшие витражи Италии в XIV-XV веках. А теперь можете поднять голову и поразиться великолепием купола. Изнутри он не менее впечатляющий, чем снаружи. Когда вы посмотрите вверх, то увидите часы. Так вот их стрелки двигаются в обратную сторону.

часы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Не пропустите 3 розовых окна. Их витражи созданы Лоренцо Гиберти. Он кстати, больше знаменит своими бронзовыми панелями на дверях баптистерия, который находится рядом с храмом.

Проходы и апсиды

В двух проходах по обе стороны расположились скульптуры, уникальные картины и фрески. В северном проходе (слева от основного алтаря) изображен Джон Хоквуд на коне. Это командир флорентийской армии наемников. Здесь же вы увидите портрет знаменитого поэта Данте.

Всего здесь три апсиды. Это округлые участки, образованные короткими рукавами романского креста в архитектурном плане собора. В апсидах приютились несколько часовен.

Обратите внимание на пол. Здесь вы увидите неприметный гномон Тосканелли 1468 года. Это древний астрономический прибор, который использовали для научных расчетов. 21 июня (в день летнего солнцестояния) солнечные лучи попадают сквозь специальное отверстие в куполе на металлическую пластину гномона.

гномон Тосканелли в соборе

В южной апсиде вы найдете старинную фреску «Мадонна-дель-Пополо» работы Джотто.

Ризницы

Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году).
Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.

Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.

Хор и купол

Под куполом расположился хор и высокий алтарь. Восьмиугольная балюстрада из мрамора украшают 88 барельефов. Распятие над алтарём создано в 1495-1497 годах Бенедетто да Майано.

Ваш взгляд однозначно привлечет огромной купол. А он в свою очередь опирается на каменные колонны, которые легко выдерживают его вес. У основания колонн находятся 8 статуй апостолов.

С внутренней стороны купола вы увидите величественная фреска «Страшный суд» работы Джорджо Вазари. Он начал создавать её в 1572 году, а вот завершал этот шедевр уже Федерико Цуккари в 1579 году. Представьте, насколько трудно было работать мастерам, будучи подвешенными под сводами купола.

Фреска «Страшный суд» под куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунеллески

Его величественность захватывает дух.

Купол Брунеллески

Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.

Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.

Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.

Интересный факт – когда построили это помещение, Микеланджело сказал, что оно больше напоминает клетку для кузнечика.

Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.

Смотровая площадка на куполе Брунеллески

Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.

Подземелье Санта Репарата

С крыльца храма лестница ведет вниз к остаткам древней церкви Санта-Репарата. Её построили в 4-5 веках. Затем расширили в 8 и 11 веках. В 1375 году церковь снесли, а на её месте стали возводить собор. Однако под собором сохранились подземелья. Их обнаружили в 1965 году в ходе раскопок.

Нежданной находкой в 1972 году оказалась усыпальница самого Брунеллески. Теперь вы сможете увидеть её в небольшом музее, посвященному церкви Санта-Репарата.

Гробница Брунеллески

Колокольня Джотто

Второе место по значимости после внушительного купола Брунеллески занимает колокольня Джотто. Она возвышается на 81 метр. Её начали строить по проекту Джотто ди Бондоне ещё в 1334 году. Однако архитектор вскоре скончался. Строительство продолжил в 1337 году уже другой архитектор – Андреа Пизано. А вот завершил проект в 1387 году Франческо Таленти. Здание украшают барельефные панели и ниши со статуями.

Башня (она же Колокольня) Джотто

Совокупность зданий площади Дуомо — Собор Санта-Мария-дель-Фьоре с куполом Брунеллески, Колокольня Джотто и Баптистерий — сделали это место одним из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Баптистерий мы подробнее описали в статье Достопримечательности Флоренции.

Подробную информацию про эти достопримечательности вы узнаете на официальном сайте, посвященному Площади Дуомо.

cattur.ru

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – описание, купол, фото

Любое путешествие по старинным городам Италии невозможно без посещения главной площади и собора, возвышающегося на ней. Возведенный во Флоренции кафедральный собор, получивший название Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) , производит на туристов незабываемое впечатление. В отличие от подобных сооружений, в этом храме (дуомо) нет ощущения давящей на посетителей монументальности. В его стенах слились архитектурные традиции готики и приемы, характерные для эпохи раннего возрождения.

Необходимость строительства нового католического собора возникла во Флоренции в конце XIII столетия. Быстрые темпы роста промышленности привели к тому, что население города стремительно возросло. Поэтому старый храм Санта Репарата, построенный на месте старинной римской церкви, был не в состоянии вместить всех прихожан. К тому же, простоявший около девяти столетий собор обветшал и начал постепенно разрушаться. В возведении нового культового сооружения была заинтересована и городская «верхушка», поскольку появилась возможность превзойти извечных конкурентов – Пизу и Сиену.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре: архитектор.

Разработку такого ответственного проекта возложили на архитектора Ди Камбио, который видел свое детище в виде  храма, напоминающего в плане очертаний латинский крест. Замыслы автора были настолько грандиозны, что существовавшая ранее церковь полностью помещалась в среднем нефе будущего собора. Для закладки символического первого камня в фундамент собора во Флоренции в сентябре 1296 года из Ватикана специально прибыл папский посланник – кардинал Пьетро Дурагуерра. К сожалению, после смерти архитектора, успевшего возвести большую часть стен храма, в строительстве кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре  возник перерыв длительностью в 30 лет.

Вскоре работы возглавил Джотто ди Бондоне, который не только продолжил строительство, но и разработал проект колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, а также создал концепцию внешнего оформления нижнего яруса храма. Однако преждевременная смерть архитектора и пришедшая позже эпидемия чумы затормозили работы.

Фасад и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

В 1349 году стройка опять возобновилась, и к началу XV столетия перед зодчими стала проблема возведения купола. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре спроектировал архитектор Филиппо Брунеллески. Он не только тщательно рассчитал все параметры оригинального восьмигранного купола, но и сконструировал и собрал несколько механизмов, облегчающих его сборку. Кроме этого Брунеллески разработал конструкцию, придающую жесткость куполу, вес которого превышает 37 000 тонн. Работы над куполом завершились в 1461 году, и для освящения завершенного флорентийского собора приехал сам Папа Римский.

 Окончательную внешнюю отделку итальянского храма завершили лишь в конце XIX столетия под руководством зодчего Эмилио де Фабриса. Для облицовки фасада он использовал мраморные плиты различных оттенков белого, зеленого и розового цветов, символизирующих расцветку итальянского флага. Главным украшением центрального входа стал барельеф, изображающий Иисуса Христа в младенчестве, восседающего на троне в окружении 12 проповедников. Выше этой композиции расположено огромное окно в ажурном переплете.

Внутренняя отделка и оформление собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в Италии поражает посетителей своим внешним великолепием. Несмотря на то, что внутреннее оформление является полным контрастом кружевному декору внешней отделки, оно привлекает своей лаконичностью. Его смело можно считать образцом высокой морали. На сводах флорентийского собора можно увидеть фрески, датируемые XV столетием, на которых изображены знаменитые горожане Флоренции и люди, внесшие неоценимый вклад в строительство.

Внимание посетителей привлекают до сей поры работающие старинные часы, созданные в середине XV века мастером Уччелло. Необычность этого хронометра заключается в том, что движение стрелок происходит в противоположном направлении, а на циферблате обозначены 24 деления.

Не только паломники, но и многочисленные туристы могут поклониться мощам Зиновия Флорентийского, обнаруженным еще в развалинах церкви Санта Репарата. Нельзя пройти мимо удивительных витражей собора во Флоренции, украшающих стрельчатые арки нефов. На них изображены деяния Ветхозаветных святых и мучеников Нового завета. Но наибольшее восхищение вызывает многоярусная роспись купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, выполненная в XVI столетии художниками Вазари и Цуккари. Она изображает сцены из Страшного суда и, начинаясь на нижних кольцах красочными картинами смертельных грехов, заканчивается на верхних ярусах изображениями Богоматери и ангелов.

Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре (колокольня Джотто). 

Одним из главных элементов комплекса Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре является колокольня дуомо. Выполнена она в стиле готики, а высота ее составляет 85 метров. Как говорят специалисты, предназначение ее не столько функциональное, сколько эстетическое. Архитектор Джотто начал строить ее в 1334 году. Джотто дожил только до начала этого грандиозного строительства, на  момент его смерти был построен лишь первый этаж звонницы. В дальнейшем работу продолжил Андреа Пизано и Альберто Арнольди, им и принадлежат барельефы и мраморные композиции. Строительство колокольни было закончено в 1359 году Франческо Таленти, который и придал зданию нынешний вид.

Наверху колокольни собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции расположена смотровая площадка, к которой ведут 400 ступеней. Туристы охотно поднимаются по ним, чтобы оглядеть город с самой высокой точки.

Флорентийский Баптистерий.

Привлекает туристов и знаменитый Флорентийский Баптистерий, входящий в комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре в Италии. Он посвящен святому Иоанну Крестителю и является самым старым строением, возвышающимся на Соборной площади во Флоренции. Его постройка относится к V веку, а нынешний внешний облик здание обрело на рубеже XI-XII столетий. Мозаика, украшающая свод его купола, была выполнена в XIV веке. Двери Флорентийского Баптистерия, запирающие входы, являются подлинными произведениями искусства. Их еще называют Райские врата Флорентийского Баптистерия. Самые древние из них висят на южном входе и состоят из 28 панелей, на которых нанесены барельефные изображения, отображающие этапы жизненного пути Иоанна Крестителя. На барельефах ворот северного входа отражены сцены из Нового Завета. Но наибольшая известность принадлежит восточным воротам, состоящим из десяти табличек с барельефами из библейских историй. Их называют «Вратами рая». Такой эпитет дал им Микеланджело, который по достоинству оценил творение Гиберти.

Музей флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции  имеет музей. Он открылся в 1891 году в бывшей мастерской архитектора Филиппо Брунеллески. Здесь можно увидеть проектировочные чертежи и макеты купола, выполненные руками самого мастера. Но изюминкой экспозиции являются скульптуры XIV-XVI столетий, выставленные для обозрения. Все они раньше украшали здания храма, колокольни или флорентийского баптистерия, но были заменены копиями, а оригиналы сохранили для потомков.

Для тех туристов, которые желают осмотреть город Флоренцию с высоты птичьего полета, есть две обзорные площадки, расположенные на колокольне и на знаменитом куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Интересные факты о флорентийском соборе:

  • Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре одновременно на службу может вместить около 90 тыс. человек.
  • Архитектор Брунеллески, создавая свой купол на дуомо, следовал законам астрономии. Поэтому ежегодно в полдень 21 июня солнечный луч, проникающий сквозь фонарную башню на куполе, падает на медальон, вмонтированный в пол собора.
  • Методика построения купола Брунеллески является обязательной дисциплиной в учебной программе архитектурных ВУЗов Италии.
  • Чтобы подняться на обзорную площадку купола, нужно преодолеть 463 ступеньки.

makeyourtrip24.info

Кафедральный собор Флоренции в деталях

Красный купол Дуомо виден во Флоренции почти отовюду. Возвышаясь над городом, купол стал символом Флоренции и символом новой эпохи — эпохи Возрождения.

1. Говорят, что Пьяцца дель Дуомо, Соборная площадь — одно из самых посещаемых мест не только в Европе, но и во всём мире. Мы там тоже побывали и посмотрели на собор Санта-Мария-дель-Фьоре, кампанилу Джотто, баптистерий Сан-Джованни.

2. Многие страницы истории Флоренции связаны с собором — здесь проповедовал Савонарола, в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

3.

4. Строительство грандиозного собора было начато в 1296 году по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Новизна решения состояла и в том, что купол опирался не на своды церкви, а исключительно на барабан. Купол Брунеллески весит 37 тысяч тонн.

5. Великолепный и сложный фасад из разноцветного мрамора был создан в неоготическом стиле Эмилио де Фабрисом в XIX веке. Внешние стены соборы были украшены вертикальными и горизонтальными вставками из разноцветного мрамора (белый из Каррары, зеленый из Прато, красный из Сиены). Эти мраморные вставки должны были гармонировать с уже существующим украшением фасада Баптистерия и Колокольни Джотто. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

6. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвящёнными жизни Богоматери. Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих — это флорентийская неоготика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки.

7. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции.

8.

9. Ниши с двенадцатью проповедниками и в середине — Богоматерь с Младенцем.

10. Центральная бронзовая дверь, над ней мозаичный люнет — Христос на троне.

11.

12. Во фронтоне на центральном портале размещен барельеф Богоматерь на троне.

13.

14. Мозаичный люнет на тему Милосердие.

15.

16.

17. Правый мозаичный люнет — Поклонение Деве Марии.

18.

19.

20.

21. Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Размеры собора во Флоренции огромны: длина 153 метра, ширина нефов 38 метров, ширина трансепта — 90 метров. Высота арок в проходах составляет 23 метра. Общая высота здания от основания до медного шара на куполе — 90 метров.

22. Кампанила Джотто, стоящая отдельно от собора и баптистерия, спроектирована великим мастером Возрождения Джотто ди Бондоне. Она богато украшена различными скульптурными элементами и полихромной мраморной инкрустацией.

23.

24.

25. Баптистерий Сан-Джованни, стоящий перед входом в собор, был выполнен в романском стиле. Построенный между 1059 и 1128 годами, он является одним из старейших сооружений в городе. Осенью был в процессе реставрации.

26. Музей Опера ди Санта-Мария-дель-Фиоре (слева на фото) был открыт 3 мая 1891 года. В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески, как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание предназначалось для администрации строительства собора. Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

27. Смирение, панель южной двери баптистерия Сан-Джованни, Андреа Пизано.

Продолжение

galik-123.livejournal.com

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: фото, архитектор, интерьер

Самостоятельным туристам, прибывающим во Флоренцию, путеводители настоятельно рекомендуют посетить, кроме площади Сеньории, Старого Моста и дворца Уффици, самую знаменитую и узнаваемую достопримечательность этого удивительного итальянского города-музея — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото и изображения этого архитектурного шедевра вам, скорее всего, доводилось видеть. И снимки эти зачастую были сделаны с воздуха, поскольку плотная застройка вокруг храма не позволяет найти нужный ракурс, чтобы запечатлеть его целиком. Но намного лучше всяких фотографий будет увидеть собор воочию – когда заходящее солнце нежно золотит красный купол или когда в бархатной итальянской ночи загораются огни эффектной подсветки. Это церковь с богатой, интересной историей и своего рода символ. В самом сердце Флоренции гений титанов Возрождения оставил свой след в камне.

История кафедрального собора

План по строительству главного городского храма был принят в конце тринадцатого века. Но нельзя сказать, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был построен на пустом месте. Здесь стояла небольшая церковь Святой Репараты. И самая известная флорентийская базилика уникальна тем, что она начала строиться, когда предыдущее строение еще не было разрушено. Святая Репарата до конца тринадцатого столетия считалась покровительницей города. Это полулегендарный персонаж. Юная девственница из Палестины подверглась различным изощренным пыткам жестокими римлянами за свою приверженность христианству в III столетии. Церковь Святой Репараты была возведена приблизительно в шестом веке. Но также не на пустом месте. В античные времена тут возвышался языческий храм. На заре христианства возле него был построен баптистерий (помещение для крещения неофитов). Известно, что вокруг церкви размещалось кладбище. Множество надгробных плит позднеантичного периода было передано в храмовый Музей.

Средневековая гигантомания?

Первое, что поражает туристов, приходящих к Дуомо – кафедральному собору, это его размеры. Баптистерий и кампанила (колокольня) стоят отдельно, хоть и включены в архитектурный комплекс. Но здание самого храма поистине поражает воображение своими гигантскими размерами. Что это, откуда такая гигантомания? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, когда строился собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция в начале XIII веке переживала экономический расцвет и претендовала на первенство среди городских республик. Причем она главенствовала не только в Италии, но даже и во всей Западной Европе. Чтобы продемонстрировать свое лидерство (в первую очередь своим основным соперникам – Сиене и Пизе), и решено было построить самый большой на то время кафедральный собор и высочайшую кампанилу. По замыслу, храм должен был вмещать половину населения городской коммуны, которое на то время достигло невиданных размеров – девяносто тысяч человек. Строение таких масштабов бросало вызов искусству средневекового зодчества. Его принял Арнольфо ди Камбио, прославленный архитектор, по проектам которого во Флоренции уже были возведены Палаццо Веккьо и церковь Святого Креста.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре: архитектор

Построение кафедрального храма было делом престижа. Здание должно было быть особенным. Поэтому архитектор Арнольфо рискнул отойти от готического канона, который предписывал строить сакральные сооружения в форме латинского креста. Таким образом, сверху эти церкви напоминали букву «Т». Архитектор соединил латинский крест с центрической ротондой, которую должен был увенчать купол. Три нефа разделяют широко расположенные столпы. С ротонды открывается перспектива на алтарь и часовни в трансепте. Ди Камбио не довелось увидеть воплощения своего детища. Он умер в 1302 году, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре, план которого он взлелеял, на долгое время превратился в заброшенную стройку. У города просто не хватало средств на амбициозный проект. Выход из финансового кризиса был найден в 1330 году: чудесным образом в церкви Репараты «нашлись» мощи Святого Зеновия, и уже через год работы возобновились.

Именитые продолжатели

Покровителем «стройки века» стал могущественный цех торговцев шерстью (Arte della Lana). Он нанял не кого-нибудь, а прославленного художника и архитектора Джотто. Но мастер был слишком амбициозным, чтобы воплощать в жизнь план предшественника. И стал возводить кампанилу. Когда он умер (1337 год), был построен только ее нижний ярус. А потом работы вновь замерли на двенадцать лет в связи с Великой Черной Чумой. В 1349 году эстафету главного зодчего перенял Франческо Таленти, которому таки удалось достроить колокольню. В 1359 году стройку возглавил Джованни ди Лапо Гини. Потом настали другие времена. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции сменил много архитекторов. И все они были «с именем». Нам известны такие мэтры, как Джованни д’Амброджо, но также и Альберто Арнольди, и Нери ди Фьёраванте, и Андреа Орканья… К 1375 году окончательно разобрали старую церковь Св. Репараты, а в 1380 окончили главный неф. Но фасад здания был завершен… лишь в девятнадцатом веке.

Купол

Как уже упоминалось, собор Санта-Мария-дель-Фьоре возводился для того, чтобы все прочие подобные готические сооружения и в подметки ему не годились. И действительно, главная церковь Флоренции в длину лишь на пять метров уступает знаменитому миланскому Эль Дуомо (153 против 158 м). По плану архитектора ди Камбио, ротонду должен был венчать купол. Но собор имел такой огромный подбанник, что никто долго не отваживался приступить к работам по его созданию. И только в 1420 году за сложную задачу взялся великий зодчий Брунеллески. Он предложил городскому совету план восьмигранного купола из кирпича. Эту готическую форму свода должен был венчать декоративный фонарь. Работы усложнялись большой высотой и тем, что строительные леса не стояли на земле, а крепились к вертикальным стенам собора. В результате через 15 лет получился легкий, устремленный ввысь купол 42 метров в высоту, который сейчас и определяет характерный силуэт Флоренции.

Интерьер

На неподготовленного туриста он производит двойственное впечатление — этот собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Фото храма часто передают его богатое внешнее убранство. Однако интерьер, вероятно, по сравнению с архитектурой фасада, кажется скудным. Это отмечает еще в семнадцатом столетии русский путешественник — некий П.А. Толстой. Он пишет, что «церковь зело велика и сделана изрядно и дивно», а вот внутри «убора никакого нет». Возможно также, что такое впечатление создалось от контраста с православными храмами. Да и современные туристы отмечают, что церковь напоминает искусно сделанную шкатулку, которая внутри оказывается пустой. Искусствоведы же замечают, что внешнее убранство собора было подчинено канонам поздней итальянской готики. Интерьер же стал ареной самых смелых творческих экспериментов мастеров Возрождения. Пол храма полностью сделан из мрамора. Главный алтарь выполнен из алебастра и украшен резьбой. Мастера использовали разные сорта мрамора (зеленый, белый и розовый), чтобы добиться естественной игры света. Корифеями Ренессанса были созданы и великолепные витражи.

Кампанила

Пользуясь тем, что в возведении колоколен не существовало четкого канона, Джотто полностью раскрыл свой талант мастера. Он предложил совету города двадцатиметровую прямоугольную башню, укрепленную боковыми контрфорсами. Фасады создавали впечатление ажурности благодаря двойным оконным проемам. Кроме того, все стены колокольни щедро украшены многоцветными инкрустациями и скульптурами. И хоть великий мастер умер в самом начале работ, другие мастера четко придерживались его планов и чертежей. В результате «кампанила Джотто» известна в мире не меньше, чем и сам собор Санта-Мария-дель-Фьоре, в состав которого она входит.

Баптистерий

Достоверно известно, что крестильня существовала уже в 897 году, еще до построения церкви Святой Репараты. Тогда баптистерии стояли отдельно от молельных храмов, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре не исключение. Современный вид крестильня приобретала постепенно. Построенные в 1059 году стены через столетие были облицованы разноцветным мрамором. Свод в виде шатра возвели в XII столетии. Эпоха Возрождения подарила баптистерию три бронзовые двери и мраморные скульптуры над ними. Причем за честь украсить флорентийскую крестильню сражались в конкурсе лучшие скульпторы Тосканы. Сооружение создает ложное впечатление трехэтажного, хотя на самом деле существует только два уровня. Причиной такого оптического обмана является внешняя облицовка стен мрамором.

Храм и город

Не только размерами и архитектурными шедеврами, но и своей историей примечателен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция с ее многовековой историей тесно связана со своим главным храмом. Множество великих исторических событий произошло именно в его стенах. Здесь выступил со своими проповедями о покаянии Савонарола. В этом храме был убит брат властителя Флоренции Лоренцо Великолепного – Джулиано Медичи. А в крипте собора нашли успокоение Джотто, автор кампанилы, и Брунеллески – творец купола.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о