Спас на крови санкт петербург википедия – Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге: история

Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге: история

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II. А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство.
Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась. Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.
Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.
Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне. Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.
Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии. Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном».
Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм. Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики. Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.
Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой. В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война. Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.
По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

cityguide-spb.ru

описание, история, фото, точный адрес

Спас на Крови (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга — сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической — на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови — мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду — морга, а после войны — как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г…

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови — это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день — среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых — 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров — 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

tonkosti.ru

Храм Спаса на Крови


Официальное название: Собор Воскресения Христова на Крови

Адрес: наб. канала Грибоедова, дом 2 А

Годы постройки: 1883 — 1907

Архитектор: Альфред Парланд

Стиль: Неорусский


Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом «настоящего русского стиля».

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр)  — символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) — его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

 Русская православная традиция — возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале . В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

 

На карте

guida-spb.com

Питер собор Спаса на Крови

Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.

Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора

Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.

Царь-Освободитель

Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство и архитектура храма

Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.

Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.

Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.

Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.

Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.

К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.

Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.

В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.

Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.

К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» — художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.

Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.

При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.

Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.

Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.

Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.

Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты — канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».

В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.

Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.

В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.

На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.

Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.

Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.

Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.

Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» — «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.

Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.

В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» — в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.

Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.

Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.

В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.

Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.

Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.

Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.

Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.

cityguidespb.ru

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге

Все площадь мозаики в интерьере и экстерьере храма — более шести тысяч квадратных метров! Храм поистине прекрасен и снаружи, и изнутри. Его стены в интерьере целиком украшены, словно фресковой росписью, мозаиками. В действительности, это древняя византийская традиция мозаичного покрытия. На территории бывшей Византийской империи, в Италии, Греции, Турции, сохранился ряд храмов, полностью выложенных изнутри мозаикой. И Спас на Крови не уступает по красоте храмам, например, Равенны. Можно сказать, в наше время подобного Спасу на Крови в Новое время храма создано не было. Этот храм уникальным образом создан целиком в стилистике иконописи и архитектуры модерна (точнее, неорусского стиля), то есть стиля современного.

Мозаичные иконы выкладывались в Петербургских мастерских по рисункам известных художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, самого архитектора Парланда, мастеров Новоскольцева Кошелева, Харламова, Рябушкина, Беляева.

Упомянутые нами фронтоны-кокошники украшены большими мозаичными иконами, просто чудесным образом дошедшими до наших дней сквозь гонения на Церковь и петербургскую непогоду. На северной стене, обращенной к Марсовому полю, расположена икона «Воскресение Христово», на южной — «Христос во славе», то есть Господь на престоле с преклоняющимися Ангелами. На западной и восточной стенах также расположены небольшие мозаичные иконы «Спас Нерукотворный» и «Спас Благословляющий».

Важнейший мемориальное место храма – фрагмент Екатерининского канала с тротуарными плитами, частью булыжной мостовой и решетки канала, где был смертельно ранен император. С наружной стороны это место обозначено Голгофским крестом из мрамора и гранита с изображением Распятия Христа, которое по русской традиции ставится на трагически памятных местах. У Распятия изображены святые. Чтобы сохранить место, где был убит император, нетронутым, изменили форму набережной, сместив русло канала с помощью насыпи для фундамента храма на 8,5 метров.

www.o-vere.ru

Спас на крови Википедия

Православный собор
Спас на Крови
Собор Воскресения Христова
59°56′24″ с. ш. 30°19′42″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Санкт-Петербург Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Поздний этап «русского стиля»
Автор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
Архитектор Парланд, Альфред Александрович
Первое упоминание 1881 год
Строительство 1883 — 1907 годы, часовня-ризница в 1908 году
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

ru-wiki.ru

Спас-на-Крови Санкт-Петербург (Собор Воскресения Христова)


Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на интерьер Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, поражающий своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами.


В создании украшения собора Спаса-на-Крови принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.


Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».


Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.


Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.


Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

posmotrim.by

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о