Время работы метро в париже – Метро Парижа — режим работы, как купить билеты, как пользоваться, цены 2019

Содержание

До которого часа работает транспорт в Париже?

Когда выбран ночной или утренний рейс самолета, важно знать, когда уходит первый и последний поезд в аэропорт. Когда времени в Париже мало, а охватить хочется много, лучше уточнить заранее, во сколько закрывается метро и какой еще есть ночной транспорт в Париже. Все явки, пароли и расписание автобусов ищите в этой статье.

До скольких работает метро в Париже?*

В субботу и воскресенье метро открыто до 2:15 ночи. С некоторых станций последний поезд уходит ровно в 2 часа ночи.
В остальные дни метро работает с 6 утра до 0:30. Другими словами 0:30 уходят последние поезда с конечных станций. К 6 утра первые поезда уже достигнут своих конечных.

На сегодняшний день RATP тестирует возможность круглосуточной работы метро и трамваев в ночь с субботы на воскресенье. Если ваш отпуск выпал на один из тестовых дней, можете смело тестировать вместе с ними. Даты ищите в специальной статье:

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Метро и трамваи будут работать круглосуточно

Как работает RER?*

Как и метро, RER работает с 6 утра до 0:30 вечера. Однако разница в том, что в различные направления последние пригородные поезда отправляются в разное время. И может оказаться, что последний поезд в пригород уходит из Парижа в 23:30. Будьте внимательны и уточняйте информацию на станциях метро. А еще RER не продлевает свою работу по выходным.

Во сколько уходит первый поезд в аэропорт Шарль-де-Голль из Парижа?**

Со станции RER линии B Gare du Nord первый поезд в будни и выходные идет в 4:53 утра и прибывает в аэропорт в 5:30.

Во сколько уходит последний поезд в аэропорт Шарль-де-Голль из Парижа?**

Последний поезд со станции RER линии B Gare du Nord в будни уходит в 22:44 и приходит в аэропорт в 23:19. В выходные и праздники он отправляется в 0:14, прибывает в аэропорт в 0:49.

Из аэропорта Шарль-де-Голль в Париж?**

Первый поезд в будни и выходные из аэропорта уходит в 4:56 утра, последний – в 22:55 в будни,  в 23:56 в выходные и праздники.

Аэропорт Шарль-де-Голль открыт круглосуточно. Вы так же можете найти здесь гостиницы в самом аэропорту, например, если у вас ранний рейс. Или можно заказать такси, чтобы быстро и независимо от метро добраться куда угодно.

До которого часа работают автобусы?*

Большинство автобусов ходят с 7 утра до 20:30, а некоторые линии продолжают свою службу до 0:30. Есть также ночные автобусы – Noctilien, они ходят с 0:30 до 5:30.

Карту маршрутов дневных и ночных автобусов вы можете посмотреть в приложении-путеводителе или ищите в специальной статье:

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 7 карт общественного транспорта Парижа. Скачать!

Как работают такси?

Такси работают круглосуточно. Но стоит помнить, что в часы пик они могут долго стоять в пробках. В субботу вечером практически невозможно поймать свободную машину, особенно после полуночи. Конечно, всегда можно заказать такси заранее по этой ссылке.

Велосипеды? Самокаты?

Общественный прокат велосипедов (Velib’) или электросамокатов работает круглосуточно. И зачастую это самый удобный и дешевый способ добраться ночью домой. Именно так поступают сами парижане, когда засидятся в барах допоздна.

Часы пик в парижском метро

Транспорт в Париже имеет свой час пик: парижане идут на работу с 8 до 10 утра, с работы с 17 до 20 часов. Однако вряд ли вы встретите переполненные поезда, подобные московским. Более напряженная ситуация по субботам, когда интервал между поездами больше, а люди едут за покупками.

* – Карты общественного транспорта Парижа вы можете найти на нашем сайте в статьях: «7 карт общественного транспорта Парижа. Скачать!» и «Парижское метро стало красивее… на карте.»
** – Будьте внимательны, в связи с забастовками и работами на линии расписание поездов может быть изменено. Уточняйте расписание на станции метро у кассиров, в будке информации или в официальном приложении RATP.

Летайте поездами парижского метрополитена!

paris10.ru

метро Парижа


Схема метро Парижа специально сделанная для печати на одном листе А4.
Эта карта метро Парижа включает информацию:
— часы работы метро
— стоимость проезда
— список достопримечательностей и ближайших к ним станций метро.

Скачать Схему Метро Парижа в виде фотографии jpg
Сохраните этот файл и распечатайте так же как вы обычно распечатываете фотографии и картинки

Метро Парижа это 300 станций, 16 линий и 214 км путей. Каждый день парижское метро в среднем перевозит 4 миллиона человек, что в два раза превышает население Парижа!

Метро Парижа это очень удобно, в Париже невозможно найти место от которого пешком до метро было бы больше 5 минут.

Часы работы метро Парижа
С 6ти утра до 12:40 ночи и до 1:40 ночи по пятницам, субботам и накануне праздников

Стоимость проезда в парижском метро
— 10 билетов (карнэ) — взрослый: 14,10 евро, для детей младше 10 лет: 7,05евро
— 1 билет — 1,80 евро (при покупке одного билета скидки для детей нет)

Самый оптимальный вариант оплаты проезда — одноразовые билетики, дающие право проезда по всему Парижу с неогранниченным количеством пересадок. Покупать такие билетики лучше по десять штук сразу — это почти на треть дешевле чем поштучно. Сделать это очень просто: подойдите к окошечку кассы метро и произнесите магическое слово «карнэ», других слов произносить не нужно. С вас потрбуют 14,10 евро и датут вам 10 билетов. Они действительны не только в метро, но и в автобусах, трамваях и RER, но только в пределах Парижа. На некоторых станциях парижского метро есть только автоматические кассы, а люди за окошком билеты не продают, а дают только информацию.

Расстояние между станциями Метро Парижа в среднем составляет 528 метров, то есть 5-6 минут быстрой ходьбы. Так что если вам нужно проехать не больше 3 станций метро, то и в метро спускаться не стоит, пешком быстрее получится. Поезда парижского метро передвигаются не быстро, средняя скорость движения 20 км/ч, любой школьник бегом обгонит. Но благодаря маленьким расстояниям между станциями парижского метро, даже при такой маленькой скорости, поездам хватает полутора — двух минут чтобы добраться от одной станции до другой и высадить и запустить пассажиров. Так что, если вы насчитали 10 остановок на вашем маршруте, не думайте что вам потребуется как минимум пол часа, вы будете на месте уже через 15-20 минут.

По количеству перевозимых пассажиров метро Парижа занимает 4 место в мире, после Токио (9 миллионов пассажиров в день), Москвы (7 миллионов), и Сеула (6 миллионов).

По количеству станций метро Парижа занимает 2 место в мире уступая только Нью йорку, метро которого имеет 422 станции против 300 станций метро в Париже.

Как ориентироваться в парижском метро. Несмотря на такое большое количество станций, ориентироваться в парижском метро довольно просто. Главное, что нужно знать, это номер линии, на которой находится станция куда вы хотите добраться и направление, в котором надо ехать. Номер линии на указателях внутри метро обведён кружком цвета линии, у каждой линии не только свой номер, но и свой цвет. Этот цветной номер всегда стоит за обведённой кругом буквой М. На всех указателях после номера линии метро стоит направление. Направление — это ничто иное, как название конечной станции в данном направлении.

Здесь вы видите указатель на 9ю линию, заметьте, что указано сразу два направления, это значит, что далее будет развилка. Номера линий указаны на схеме метро Парижа.

Ещё один указатель, если вам нужна 9я линия, значит вы идете в правильном направлении, но, внимание, не пропустите развилку! Зачастую станции метро Парижа довольно запутаны, но это мелочи, вас выведут к цели стрелки с номером вашей линии.

А вот и развилка: налево — платформа по направлению к конечной станции Montreuil, направо — платформа к Pont de Sèvres.

Допустим, что вы едете в сторону Pont de Sèvres. На этом панно вы видите все станции вплоть до конечной, и можете ещё раз убедиться, что ваша станция одна из них.

Уже находясь на платформе, взглянув на табло, вы можете ещё раз проверить номер линии и направление, а также узнать через сколько минут подойдёт поезд. Здесь вы видите, что находитесь на платформе 1й линии в направлении La Defense, и, что метро подъедет через 3 минуты.

Будучи уже в вагоне, вы можете отслеживать ваше местоположение на таком панно. Светящиеся точки — это станции, которые вы ещё не проехали. Внимание! Во многих составах парижского метрополитена такие панно не работают, да и станции не всегда объявляются по громкоговорителю. Попав в такую ситуацию, на каждой станции старайтесь разглядеть её название, выглядывая из окна.

Название станции метро всегда изображено очень крупным шрифтом на стенах вдоль платформы. Здесь станция Tuileries (читается Тюильри).

Чтобы выйти из метро, следуйте за указателями Sortie.

Мы надеемся, что эта инструкция вам поможет быстрее освоить метро Парижа. Но, всё-же, по Парижу намного приятнее передвигаться пешком, а ещё лучше в компании наших гидов, например, по Монмартру, по историческому центру Парижа или по величественным площадям и проспектам в сторону Эйфелевой башни (вход на башню без очереди!).

Не забудьте скачать карту Метро Парижа.
Это не только карта, но и список основных достопримечательностей Парижа с указанием ближайших к ним станций метро. Всё на одной странице А4. Сохраните этот файл и распечатайте так же как вы обычно распечатываете фотографии и картинки

Скачать План Лувра на русском
Если вы собираетесь посетить Лувр самостоятельно, то наш план вам очень пригодится — это официальный детальный план трех этажей Лувра удобно скомпонованный так, чтобы при печати поместиться на один лист формата А4.

www.moyparis.ru

Схема метро Парижа

Хотите доехать до Бастилии и Версальского дворца? Назначили свидание на Елисейских полях? Парижское метро доставит Вас в любую точку столицы и пригородов.

Схема метро

В Париже метро является одним из основных транспортных средств. Это оправданно, учитывая его протяженность (более 200 километров): линии охватывают непосредственно город и предместья, включая два аэропорта. 1 — 2 зона находятся непосредственно в столице, остальные – вне её. Станций насчитывается более 300, расположены они часто, так что осматривать достопримечательности будет удобно. Найти вход не составляет труда: ищите крупную букву «М», или указатели «Metro» и «Metropolitain».

Прежде чем отправиться фотографировать достопримечательности, ознакомьтесь подробно со схемой метрополитена. Возможно, на это уйдёт какое-то время, ведь надписей на русском языке Вы не встретите, разве что в виде граффити. Бесплатная схема, которую можно взять на любой станции, переведена на английский, итальянский, немецкий языки, но все таблички и указатели на станциях только на французском.

В столице 16 веток подземных путей, названий они не имеют, только цифровое обозначение. Схема, как и во всех городах, ярко раскрашена, разные линии выделены разными цветами. Овалами обозначены места пересадок. Пригородные ветки выделены жирными линиями. Поезда на них движутся быстрее, однако — будьте внимательны!- пропускают станции.

схема метро ПарижаСхема Парижского метро

Часы работы

Первые поезда отправляются в 5.30, последние в 00.40, в пятницу и праздничные дни на час позже. Возможно, российскому туристу пользоваться парижской подземкой будет сначала не очень удобно, ведь рельсы проложены не по краям станций, а в центре, поэтому оказавшись на станции, Вы можете обнаружить, что спустились к поездам обратного направления. На этот случай нужно воспользоваться переходом.

Столица Франции удивит Вас автоматическими ветками, поезда которых не нуждаются в машинистах. Двери поезда открываются вручную, пассажир должен сначала нажать кнопку или дёрнуть ручку. На автоматических линиях перед закрытием двери звучит короткий гудок – не пропустите его, чтобы успеть войти. Также не всегда объявляют названия станций, контролировать перемещение следует по табличкам. На отдельных линиях подходы к поезду преграждают прозрачные турникеты, чтобы предотвратить падение на рельсы.

Билеты и тарифы

Учитывая большую протяжённость путей, тарифы на проезд разнятся в каждой зоне. Чтобы не высчитывать каждый раз цену билета, проще купить проездной, учитывающий количество дней пребывания в столице и основные маршруты.

Гид по Парижу

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Можно купить билет на 10 поездок, так называемый «карнет», это тоже позволит сэкономить средства. Если Вы планируете задержаться подольше, имеет смысл оформить абонемент Pass Navigo на 1 месяц или неделю. Парижские билеты дороже московских, но обладают несомненным достоинством: они действительны на других видах транспорта. Власти позаботились о маленьких путешественниках, детский тариф в два раза дешевле взрослого.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно помнить, что парижская подземка строго относится к «зайцам» и контролирует наличие билета на всех этапах – вход, пребывание на станции, выход. В любой момент к пассажиру может подойти контролёр и потребовать билет. Поэтому его нужно сохранять в течение всей поездки, суммы штрафов весьма существенны. Отсеивать безбилетников помогают высокие, в рост человека, турникеты на входе. Купить билет можно практически везде: в автоматах у входа, табачных киосках, в кассах вокзала, автобусах и трамваях. При этом не все автоматы принимают наличность, проще пользоваться банковской картой. Некоторые автоматы снабжены меню на русском языке.

Парижское метро само по себе достопримечательность. Центральные станции, построенные в начале XX в., оформлены в стиле модерн. Поезда в четырех разных местах пересекают Сену по надземным эстакадам, открывая чудесную панораму города. Воспользовавшись подземкой, Вы не только быстро и легко доберётесь в любую часть города, но и получите возможность познакомиться с его культурой и историей. Приятной Вам поездки!

pari.guru

Режим работы парижского транспорта – Гид по Парижу

Туристу очень важно знать, до какого часа работает, например, метро, чтобы точно распланировать свои передвижения по городу, ведь никому не хочется поздно вечером, возвращаясь с интересной прогулки, остаться на окраине чужого города без знаний, куда идти и как добраться до отеля. В этой статье мы собрали режимы работы всего общественного транспорта Парижа.

Метро

В будни метро работает с 6:00 до 0:30. Это означает, что в 6 утра поезд уже прибывает на свою конечную станцию, то есть фактически начало работы метро в 5:30. И в 0:30 поезда отправляются в маршрут последний раз за день. Поздно вечером крайне не рекомендуется туристам ездить в метро в одиночестве, это может быть опасно. Конечно, речь не идет о центральных станциях, тут скорее говорится об окраинах города. В праздничные и выходные дни метро работает до 2:15

RER

Пригородные электрички RER работают по такому же графику, как и метро, с 5:30 до 0:30. Время работы по выходным и праздничным дням не увеличивается. Пользуясь RER необходимо помнить, что последние электрички в разные направления могут уходить в разное время, то есть, например, в Версаль последняя идет в 23:40. Чтобы не опоздать на свою электричку, расписание лучше всего уточнить у дежурных на станциях.

В аэропорт Шарль-де-Голль (L’aéroport de Paris-Charles-de-Gaulle) по RER линии со станции B Gare du Nord раньше всего можно выехать в 4:53 утра и быть на месте в 5:30; позже всего в аэропорт можно выехать по будням в 22:44 и в выходные дни в 0:14, в пути около 30 минут.

Карту метро вы можете скачать по этой ссылке.

Из аэропорта Шарль-де-Голль (L’aéroport de Paris-Charles-de-Gaulle) по RER линии раньше всего можно выехать в Париж в 4:56, позже всего в 22:55 по будням и 23:56 в выходные дни.

Автобус

Автобусные маршруты работают с 7:00 до 20:30, есть маршруты, работающие до 00:30. Также существуют специальные ночные автобусы, которые курсируют по центральной части Парижа 0:30 до 5:30.

Трамвай

В Париже всего 4 трамвайных линии. Трамвай — очень популярный вид транспорта, который работает с 7:00 до 20:00 ежедневно

Такси

Услугами такси можно воспользоваться круглосуточно, как и в любом другом городе мира. Сложнее всего поймать такси в пятницу и субботу вечером, что связано с большим количеством желающих отправиться домой или отдыхать в пабы.

Велосипед

Система проката полностью автоматизирована и работает круглосуточно. Более подробно о ней написано в этой статье.

Конечно, существует такое понятие, как «час пик». В Париже это с 8 до 9:30 утра, когда граждане едут на работу и 17:00 до 19:00, когда они возвращаются домой. В это время в метро творится нечто невообразимое, переполненные вагоны, толпы людей на платформах. Лучше всего построить свой маршрут таком образом, чтобы не попадать в это время в метро, а особенно не ездить с детьми, так как возможна сильная давка.

Во Франции очень часты забастовки, так что график движения общественного транспорта может меняться, необходимо уточнять актуальную информацию у дежурных на станции.

www.guide-de-paris.ru

Метро Парижа – карта на русском языке, зоны, билеты

Метро – одно из самых мобильных, быстрых и удобных средств передвижения в Париже. Его схема на первый взгляд хоть и кажется сложна, и запутанна, а тарификация по зонам может и попросту заставить растеряться, но, если вы являетесь счастливым обладателем всей необходимой информации и карты на русском языке, тогда вам не стоит волноваться.

Содержание статьи

Как пользоваться метро в Париже?

Давайте же попробуем разобраться во всех хитросплетениях метро.

Каждая из линий парижского метрополитена имеет свой собственный цвет, нумерацию и наименование. На любой из остановок вы найдете номер данной линии, обведенный кружком соответствующего цвета. К примеру, зеленому цвету отвечает девятая линия и цифра 9 всегда будет находиться в куге с зеленым оттенком. Чтобы узнать, что линия относится именно к метрополитену, рядом с цифрой вы найдете изображение буквы «М», обведенной в синий круг.

Название станций указано крупными буквами, а стрелка покажет нужное вам направление. Обращайте внимание на расходящиеся в разные стороны указатели, это говорит о находящейся впереди развилке.

На всех платформах подземки установлены электронные табло со всей необходимой информацией и расписанием движущихся электричек. Кроме того, в каждом вагоне вы найдете кучу подсказок. Если поднимите взгляд к верху от поручней, то увидите размещенное там панно с изображением разветвленной сети подземных путей, а мигающие огоньки подскажут вам путь. Все названия проезжающих станций объявляются по громкоговорителю.

Но все же несмотря на все указатели обязательно приобретите схему метро Парижа на русском языке и на всякий случай сверяйте с ней каждый свой шаг.

Приобрести билеты можно повсеместно, как в киосках, на остановках, так и в кассах подземки, просто сообщите продавцу необходимое число талонов и покажите на схеме нужное вам направление и станцию.

Еще один довольно популярный способ покупки – воспользоваться автоматом. На экране вы увидите в первую очередь просьбу выбрать язык ввода. Французский стоит по умолчанию, но при желании можно его поменять. Дальше нужно совершить операцию: приобрести билет, либо пополнить проездной. Следом появится список с видами билетов. Ведя в нужном направлении курсор, нажмите кнопку в нужной вам строке для активации действий. Далее автомат потребует оплату. Ее можно провести путем внесения купюр, монет или при помощи банковской карточки.

Теперь остается пройти турникет, перегораживающий спуск в метро. Если вы приобрели билет, просуньте его в отверстие турникета, а затем заберите, выскочивший сверху талон. Храните до конца поездки. Если же вы приобрели карту, то прикоснитесь ею к считывающему устройству, появившаяся стрелка зеленого цвета сообщит вам о начале движения.

Метро в Париже, это огромный транспортный единый механизм. Каковы же истинные его размеры и сколько станций и линий входит в этот массивный конгломерат? На сегодняшний день протяженность путей составляет 215 километров, 301 станция и 16 линий расположились под землей.

Карта метро Парижа

Посмотреть станции и линии метро Парижа можно на карте.

Зоны метро Парижа

Если внимательно рассматривать карту метрополитена, с привязками RER, то можно увидеть, что территориальное деление напоминает круги, похожие на кольца московской подземки. Такие зоны выделены прежде всего для удобства пригородных средств передвижений. Делятся они на 5 частей:

  • первая – это сам Париж. Все культовые достопримечательности располагаются в 1-й зоне: Елисейские поля, собор Парижской Богоматери, Музей Орсэ. Здесь будут действовать все виды проездных билетов;
  • во второй зоне находится Венский лес и главный стадион столицы;
  • в третьей располагается терминал Орли;
  • дворцово-парковый комплекс Версаль принадлежит к четвертой зоне;
  • пятая зона включает Диснейленд и аэропорт Шарль-де Голль.

Для того что бы поехать в зоны 2-5 придется купить проездные. Они продаются в специализированных автоматах «Ile-de-France», как ими пользоваться указано в схематических инструкциях, находящихся прямо рядом с дисплеем.

Во сколько открывается и как работает метро в Париже

Открывается метро ежедневно в 5.30.

Закрывается:

  • с воскресенья по четверг прекращает функционировать в 00:40;
  • по пятницам, субботам и праздничным дням время работы продлевается до 01.40;

Электропоезда курсируют регулярно, без задержек с интервалом движения в 2 минуты. Длительность ожидания в праздничные и выходные дни увеличивается до 8-10 мин.

Если вы желаете получить более точную информацию по продолжительности поездки и узнать, как работает метро в Париже, можете обратиться на официальный сайт управления транспортом, в раздел «планировщик маршрутов».

Сколько стоит метро в Париже

В Париже довольно запутанная система оплаты проезда в метро, так как много различных зон, с многообразной ценовой категорией и разные виды проездных билетов. Давайте внимательно разберемся в формировании стоимости, сложившейся в 2019 году и определим, как выгоднее покупать талоны.

Столичная подземка предлагает различные виды посадочных талонов, их цена будет отличаться в зависимости от пути вашего следования и длительности пребывания:

  • для туристов, приехавших на срок больше недели и желающих активно путешествовать, лучше всего стоит приобрести Pass navigo decouverte. Это туристическая карта, действующая как в городском метро, так и на электричках в черте города. За недельное пользование вам придется заплатить 19,5€, за месяц – 62€;
  • проездной в метро Парижа на небольшой срок от 3 до 5 дней – Mobilis, с неограниченным числом поездок. Стоимость одного дня составит 6,4€;
  • детская карта Carnet enfant для возрастной категории от 4-х до 10-ти лет стоимостью в 6,35€;
  • билет Paris visite, дающий право кроме проезда в общественном транспорте, на посещение столичных музеев. Его цена составляет 8,35€;
  • специально для молодежи возрастом до 26 лет действует в выходные и праздничные дни, особый тариф – Ticket jeune. Заплатить придется около 3,5€;
  • разовый билет по цене 1,7€ на час – Ticket t +.

Что такое RER в Париже и как им пользоваться

На общей карте вы найдете названия станций метро, а также пересадочные пункты не только на другие ветки подземки, но и на скоростные составы RER – это специализированная сеть экспресс-электричек региона Иль-де Франсе в Париже. Их основная цель – объединить все проложенные железнодорожные пути, охватывающие сетью город и прилегающие к нему окраины. Это самый удобный вид транспорта, по средствам его, с легкостью и быстротой можно доехать до любых достопримечательностей французской столицы.

Местами маршруты подземных поездов и электричек RER пересекаются, а некоторые станции открывают вход и выход для обоих видов транспорта, что вносит определенную путаницу в ориентир, но, если четко следовать за информацией, вы с лёгкостью поймете, не только как пользоваться, но управлять своим временем в этой огромной транспортной махине.

Всего RER Парижа имеет 5 линий:

  • ветка A красного цвета, протяженностью в 109 километров, проходит через центр Парижа и Лионский вокзал, а затем увлекает нас в Диснейленд;
  • ветка B синего цвета, соединяет столицу с аэропортом Шарль-де-Голля и достопримечательностями, расположенными в этом направлении;
  • ветка C желтого цвета, проходит через центральные улицы Парижа, соединяя вокзал Аустерлиц, замок Версаль и терминал Орли. Также по этой линии можно доехать до дома инвалидов, Эйфелевой башни и Марсова поля;
  • ветвь D пролегает с севера на юг. На ее пути следования нет особо значимых памятников культуры, но с помощью ее можно доехать до северного и Лионского вокзалов;
  • ветвь E доставит вас до галереи Лафайет.

Всего RER насчитывает 257 станций, из которых 33 располагаются на территории Парижа.

Время работы пригородных электричек с 5:30 до 0:30, ежедневно

Штрафы за безбилетный проезд

Всегда носите при себе билет, сохраняя его до конца поездки. Это избавит вас от многих неприятностей при встрече с контролерами. Если на момент проверки у вас не будет на руках проездного талона или он окажется простроченным – придется оплатить штраф. Его размер зависит не только от зоны, но и оперативности ваших действий.

Штраф полученный за нелегальный проезд в 1-й зоне придется заплатить в размере 33€, во второй зоне – 40€, в третьей зоне – 50€.

Если вы по какой-то причине не смогли найти нужную сумму и оплатить его сразу на месте, размер штрафа будет увеличиваться на 10€ каждые 7 дней.

Контролеры, как правило, работают в небольших группах по 3-4 человека, прогуливаясь между вагонами движущихся составов или поджидая выходящих со станции людей. Поэтому, лучше оплатить стоимость билетов, чем потом предъявленный штраф.

Так же для быстрой ориентации в метро Парижа вы можете скачать «Paris Metro» — приложение, пользующееся в последнее время популярностью не только у туристов, но и парижан. Здесь вы сможете найти всю необходимую подборку по интересующим маршрутам, карту на русском языке, любые сведения о достопримечательностях, ресторанах, магазинах, и стоимости билетов.

Загрузка…

turvopros.com

Транспорт в Париже

Билеты и тарификация | Метро| Электропоезда RER
Автобусы | Трамваи | Речной транспорт | Велосипеды

Билеты и тарификация

В Париже всего три вида одноразовых билетов.

    •  Ticket T+  — одноразовый билет, действует только в пределах Парижа (1-2 зона).  Стоимость 1,90 евро. Срок действия — 90 минут. Пересаживаться можно только с наземного на наземный транспорт, или с подземного на подземный транспорт.  Набор из 10 таких билетов называется — Carnet de 10 — стоит 14,90 евро, или 7,45 евро (детский от 4 до 10 лет).
    • Ticket Jeunes Week-end — молодежный билет выходного дня (суббота, воскресение и праздничные дни) для молодежи до 26 лет. Цена зависит от выбранной зоны. Проезд в Париже — 4,10 евро, проезд в пригороды — 8,95 евро. По билету нельзя воспользоваться транспортом курсирующим из/в аэропорт. Срок действия с 00:00 до 23:59. При проверке билетов необходимо иметь при себе паспорт, на билете должны быть вписаны имя и фамилия, дата использования билета.
    • Billet Origine-Destination — одноразовый билет за пределы Парижа. Во все пригороды, в аэропорт используется билет именно этого типа. В билете всегда указывается конечный пункт назначения.

Так же здесь есть и три вида проездных.

  • Navigo. Выгодно пополнять на неделю, доступно так же пополнение по дням. Во втором случае можно выбирать зоны. Действует во всем регионе Иль-де-Франс. Цена самой карты 5 евро. Пополнение на неделю — 22,80 евро. Один день по Парижу — 7,50 евро, по всем пригородам — 17,80 евро.
  • Mobilis. Дневной проездной. Действует на все виды транспорта, но есть исключения, например, по карте нельзя уехать из/в аэропорт. Цена по Парижу — 7,50 евро, в пригороды — 17,80 евро
  • Paris Visite. Абонемент выгоден только в случае однодневного пребывания. По нему можно уехать из/в аэропорт. Цена на все пять зон — 25.25 евро — взрослому, или 12,60 евро — ребенку от 4 до 12 лет.

Метро

На сайте уже есть подробная статья о метро в Париже, здесь будет предоставлен очень краткий обзор.

Парижский метрополитен – один из самых старейших в Европе. Первая его линия была запущена в 1890 году. К настоящему моменту, общая протяжённость парижской сети метро составляет 213 км.

Вход в подземку можно узнать по большой букве «М» жёлтого или красного цвета, ещё он может быть обозначен зеленоватой аркой с надписью Metropolitain. Парижский метрополитен охватывает около 300 станций, расположенных на 16-ти линиях. Самой современной и скоростной веткой в Париже считается линия № 14, называемая Метеор.

На многих станциях оборудован переход на соседние линии, информация об этом отображается на электронных табло внутри метрополитена и на картах RATP, которые бесплатно выдают в билетных кассах и в туристических офисах столицы. Станции и направления, входящие в состав линии, на карте обозначаются белым и синим цветом.

Над каждой платформой на станциях установлено информационное табло, где указывается длина маршрутов и время, через которое прибудет следующий поезд.

Метрополитен французской столицы состоит из пяти зон, которые на карте отмечены кругами.

Покупка билетов осуществляется в кассах транспортного оператора RATP и в специальных терминалах, установленных на всех станциях подземки и RER. Билеты в метро рекомендуется сохранять при себе до окончания поездки, так как его наличие периодически проверяют контролёры. При отсутствии проездного документа у пассажира, ему могут выписать штраф от 33 евро.

Электропоезда RER

Подробная статья о электричках RER со схемами уже есть на сайте, здесь же предоставлена очень краткая информация о главном.

RER – это региональная экспресс-сеть электропоездов, которая объединяет центр Парижа с отдалёнными пригородными районами. Её протяжённость – 587 километров. Скоростные поезда, которые обслуживают эти линии, имеют современный дизайн, очень комфортабельны, ходят чётко, в соответствии с расписанием, и при этом стоимость билетов на проезд не высока.

Система RER насчитывает около 250 станций, и только 33 из них находятся в черте города. Она состоит из пяти веток, обозначенных латинскими буквами A, B, C, D, Е и определённым цветом.

Всю информацию о расписании и маршрутах электричек, включая названия конечных остановок и промежуточных станций, можно увидеть на электронных табло, размещённых над платформами. Одним из преимуществ RER является то, что на таких скоростных поездах быстро и довольно не дорого можно добраться из центральной части Парижа до его окраин, к примеру, в аэропорт имени Шарля де Голля или аэропорт Орли.

При покупке билетов стоит учитывать, что эта экспресс-сеть охватывает все тарифные зоны региона Иль де Франс, поэтому радиус действия проездных документов должен совпадать с маршрутом передвижения. В противном случае, нарушителя будет ожидать штраф. Для перемещений на таких электричках в черте города  могут использоваться билеты ticket+. В центре Парижа шесть станций метрополитена объединены со станциями RER, образуя при этом ключевые транспортные узлы.

Автобусы

Для туристов не самый удобный вид транспорта. Автобусами пользуются в основном местные жители.

В городе действует 58 автобусных маршрутов, которые обслуживают 2 тысячи машин. Они имеют обозначения от 20 до 96. Движение осуществляется с 6:00 до 20:30, с понедельника по субботу, и только в пределах городской черты. На каждой автобусной остановке указаны номера автобусов, которые на них останавливаются. Здесь же подробно описаны схемы движения различных маршрутов, расписание транспорта, возможности пересадок и информация о стоимости проезда.

автобус

Если необходимо остановить транспортное средство, нужно просигнализировать водителю. С остановки в автобус заходят через переднюю дверь, которую нужно открыть самостоятельно, нажав красную кнопку. Чтобы выйти так же нужно нажать на кнопку  При посадке стоит посмотреть на табло, установленное на лобовом стекле. Например, если перечёркнуто название одной из остановок, значит, автобус не доедет до неё. Места инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам и пассажирам с маленькими детьми предоставляются впереди салона.

Билеты T+ действуют практически на всех автобусных маршрутах, за исключением номеров 221, 297, 299, 350, 351, направлений Noctambus и Noctilien. При входе в автобус билеты нужно обязательно прокомпостировать, иначе обеспечен штраф.

Ночные автобусы

В ночное время по Парижу ходят специальные автобусы под названием Noctambus и Noctilien, которые доступны с 1:00 до 5:30 утра. Они передвигаются по 18 городским маршрутам.

ночной автобус

Ночные автобусы останавливаются там, где имеются вывески с изображением совы на лунном фоне и только по требованию пассажиров. Для проезда необходимо купить ticket+ у водителя.

Междугородние автобусы

В столице действует автобусная сеть компании Eurolines, которая связывает Париж с разными французскими провинциями и другими европейскими странами.

Eurolines

Отправление осуществляется с парижского международного вокзала Гальени. Бронирование билетов происходит за два месяца до отправления.

iDBUS

Автобусы по Европе отправляются также от аэропорта Шарля де Голля и автовокзала Берси, который находится рядом с Лионским железнодорожным вокзалом. Эти машины, принадлежащие компании iDBUS, следуют в Ниццу, Лион, Экс-ан-Прованс, Марсель, Лилль и некоторые крупные европейские города. Цены на все рейсы iDBUS довольно высокие, но фиксированные, и не зависят от времени бронирования.

Экскурсионные автобусы

Совершить обзорное путешествие по Парижу можно на различных экскурсионных автобусах, которые легко узнаваемы по характерной красно-жёлтой цветовой гамме.

Автобусы L’OPEN TOUR

Такие двухэтажные комфортабельные автобусы жёлтого цвета, открытые сверху, курсируют по четырем экскурсионным направлениям. В сезон с апреля по октябрь периодичность отправлений каждой машины составляет 10 – 20 минут, а в межсезонье с ноября по март – 30 минут.

L’OPEN TOUR

В каждом автобусе есть система аудиогида на французском, немецком, английском, русском, итальянском и других языках. Туристы могут совершить посадку или сойти с автобуса в любое время на остановках, отмеченных знаком «L’Open Tour».

Описание маршрутов:

      • Гранд-тур. Отличительный знак – квадрат зелёного цвета на лобовом стекле транспорта. Такой маршрут самый длительный по времени и расстоянию, во время которого делается 19 остановок, а так же 4 пересадки на иные направления. Тур стартует от центрального офиса L’Open Tour.
      • Монпарнас – Сен-Жермен. Он отмечен квадратом оранжевого цвета. Данный маршрут пролегает вдоль всей территории Латинского квартала на левом берегу Сены, во время которого производится 9 остановок и еще 3 пересадки на другие направления.
      • Бастилия – Берси. Он отмечен квадратом синего цвета. Этот маршрут охватывает квартал Маре, а также набережную Берси.
      • Монмартр – Большие бульвары. Он отмечен линией жёлтого цвета. Цель такого маршрута – ознакомление с окрестностями Монмартрского холма.

Тарифы (в евро):  34 евро — на 1 день,  38 евро на 2 дня, 42 евро на 3 дня для взрослого; или 17 евро для детей (от 4 до 15 лет) на 1,2 или 3 дня. До 4-ёх лет проезд бесплатный.

Их можно приобрести в центральном офисе или на официальном сайте L’Open Tour, а также в туристических агентствах Парижа или у водителя экскурсионного транспорта.

Автобусы LES CARS ROUGES

Этот туристический автобус красного цвета с открытым верхом, который ходит по одному кольцевому маршруту с 9 остановками. Время работы транспорта на маршруте – с 9:30 до 19:00 с интервалами в 10 – 15 минут. Автобусы оснащены аудиогидами на разных иностранных языках, включая и русский.

LES CARS ROUGES

Экскурсия охватывает все ключевые достопримечательности Парижа: Эйфелеву башню, Елисейские поля, Марсово поле, Лувр, собор Нотр-Дам де Пари, Музей д’Орсе, Гранд Опера, Гранд Пале и парк Трокадеро.

Несколько типов билетов, на 1 или 2 дня, с речным круизом или без, а так же ночной тур.

Цена билетов от 34 евро за однодневный тур для взрослого и от 16 евро для ребенка (от 4 до 12 лет).

Билеты  действительны в течение двух дней с момента покупки. Для тех, кто заказывает билеты через интернет на сайте компании, предусмотрена скидка 10%.

Автобусы BALABUS

Такие экскурсионные автобусы провозят по самым знаковым местам французской столицы, связывая квартал Дефанс и Лионский вокзал. Этот маршрут был разработан оператором общественного транспорта Парижа (RATP).

BALABUS

Он доступен с апреля по сентябрь по воскресеньям и праздничным дням. Длительность поездки – 50 минут. Попасть на экскурсию можно по обычному билету на общественный транспорт.

Автобусы MONTMARTROBUS

Это специальные рейсовые электробусы, курсирующие по круговому маршруту на улочках Монмартра. Эта автобусная линия является самой короткой по протяжённости, охватывая всего 3 километра. Она также находится в ведении компании RATP.

MONTMARTROBUS

Билеты на проезд можно купить у водителя или воспользоваться стандартным билетом tiket+.

Трамваи

Парижская трамвайная сеть состоит из 4-х линий, которые охватывают пригородные районы столицы. Особенности трамвайных линий в том, что они не пересекаются.

трамвай

Здесь не удастся сделать пересадку с одного трамвая на другой, но большинство остановок находятся рядом со станциями метро.

      • Линия Т1. Она считается самой старинной трамвайной веткой Парижа, пущенной в эксплуатацию в 1992 году. Длина её путей составляет 11 км. Маршрут пролегает по северной границе города, соединяя пригороды Нуази-ле-Сек и Сен-Дени. Вдоль всей линии расположено 26 остановок.
      • Линия Т2. Она открыта в 1997 году, связывает пригородные районы Исси-ле-Мулино и Дефанс. Длина её путей составляет 11,3 км. Количество остановок – 13.
      • Линия Т3. Это первая трамвайная линия, проложенная в городской черте Парижа. Она состоит из 17 остановок, расположенных на маршруте длиной в 7,9 км.
      • Линия Т4. Её запустили в 2006 году. Связывая районы Оне-су-Буа и Бонди, она протягивается почти на 8 км, охватывая 11 станций. Эта линия действует по системе «трамвай-поезд», когда трамвайные составы передвигаются по железнодорожным веткам, как обычные поезда. Четвёртая трамвайная ветка находится в ведении Французских железных дорог (SNCF), тогда как остальными линиями управляет транспортная компания RATP.

Билеты на трамвай можно приобрести в автоматах на платформах или воспользоваться нре просроченным билетом ticket+, но главное чтобы он был пробит на наземном транспорте.  При входе в вагон необходимо сразу прокомпостировать билет. Средний интервал между парижскими трамваями составляет 5-7 минут. Ночью этот вид транспорта не работает.

Речной транспорт

Прогулки по Сене на небольших речных трамвайчиках организуют несколько круизных компаний.

BATEAUX MOUCHES

Это одна из старейших речных компаний Парижа, появившаяся вскоре после окончания Второй Мировой войны. Она специализируется на организации экскурсионных прогулок и круизов с обедом или ужином прямо на палубе кораблика.

BATEAUX MOUCHES

Обычные экскурсии на речных трамвайчиках проводятся ежедневно по расписанию. С апреля по сентябрь совершить прогулку по Сене можно с 10:00 до 22:30. С октября по март – с 11:00 до 21:20. Вся прогулка занимает по времени 1 час 10 минут. Речные кораблики компании Bateaux Mouches отправляются из гавани у моста Альма, расположенном на правом берегу Сены.

Билеты на проезд фиксированы: 14 евро — взрослый билет, 6 евро — детский билет (от 4 до 12 лет).

Так же предлагается за дополнительную плату — шампанское, ужин.

Получить всю необходимую информацию на русском языке, а также заказать билеты можно на официальном сайте.

BATEAUX PARISIENS

В Париже наибольшей популярностью среди организаторов речных круизов пользуется компания Bateaux Parisiens, основанная в 1956 году. Они предлагают разнообразное количество экскурсионных программ:

      • Экскурсионная прогулка по Сене на речном трамвайчике.
      • Круиз по Сене и обед в кафе на набережной, откуда открывается восхитительный вид на Эйфелеву башню.
      • Речной круиз, включающий обед или ужин на палубе корабля.

Все экскурсии проходят в сопровождении аудиогида на 13 языках, включая и русский. Начальная стоимость прогулки – от 15 евро, которая в дальнейшем будет зависеть от выбранной программы.

BATEAUX PARISIENS

Посадка пассажиров на кораблики производится в гавани Порт де ла Бурдонне по правому берегу Сены, вблизи Эйфелевой башни, а также у кафедрального собора Парижской Богоматери. Более подробно узнать об экскурсиях компании Bateaux Parisiens можно на их сайте в интернете.

BATOBUS

Речные трамвайчики Batobus проводят обзорные экскурсии по основным достопримечательностям, расположенным в прибрежной зоне реки Сены. Они также принадлежат круизной компании Bateaux Parisiens.

BATOBUS

Речной маршрут пролегает от Эйфелевой башни до Ботанического сада, по пути кораблик делает 9 остановок. Такие экскурсии проводятся ежедневно с 10:00 до 19:00 часов в прохладное время года, с октября по май, а в летний период они продлеваются до 21:30.

Есть однодневный билет, двухдневный, а так же годовой абонемент. Взрослый билет обойдется в 17 евро на один день или в 19 евро на два дня; детский билет (от 3 до 15 лет) — 8 евро за один день или 10 евро — за два дня.

Вся необходимая информация о билетах и графиках отправления трамвайчиков размещена на официальном сайте Batobus.

Велосипеды

Передвижение на велосипедах в Европе набирает всё большую популярность. Париж — не исключение.

Велосипед

По инициативе парижских муниципальных властей в городе была создана обширная сеть велосипедных станций Velib. Здесь любой желающий может взять напрокат двухколёсный транспорт, оформив специальный абонемент у информационной стойки. Стоимость проката зависит от времени пользования и типа выбранного велосипеда: до 30 минут — 1 или 2 евро; от 30 до 60 минут доплачивается 1 или 2 евро; каждый последующий час оплачивается из расчета 1 евро за 30 минут, или 2 евро за 30 минут.

Процедура оформления на станциях сети Velib:

1. Необходимо заполнить бланк соглашения и вставить свою кредитную карту в специальное устройство, которое заблокирует на ней страховую сумму в размере 150 евро. После возвращения арендованного велосипеда на одну из любых стоянок этой сети, блокировка денежных средств снимается. Вдобавок с карты снимается стоимость абонемента за аренду транспортного средства.

2. Затем нужно ввести личный пин-код из четырёх цифр для персональной карты Velib, который потребуется вводить на каждой станции для начальной аренды или смены велосипеда.

3. Выбираете любой понравившийся велосипед, рядом с которым горит зелёная лампочка. Она означает, что данное транспортное средство свободно и готово для передвижения. В специальный автомат необходимо ввести номер велосипеда, номер персонального аккаунта в системе Velib и личный пин-код. Доступ к использованию будет получен.

Обновлено: 15.03.2019

frenchparis.ru

Парижское метро и электропоезда RER

Парижское метро и электропоезда RER

Парижское метро и поезда RERПарижское метро и система скоростных электропоездов RER (Reseau Express Regional; по-французски произносится как эр-ё-эр), обслуживающая пригороды – наиболее простые и дешёвые способы передвижения по городу.

Большинство из линий метрополитена проложены под землёй вдоль соответствующих улиц: например 1-я линия метро идёт вдоль Елисейских полей и улицы Rivoli.

Парижское метро работает с 5.30 до 00.30 ночи, а скоростные электропоезда RER с 5.00 до 00.30. Многие городские станции расположены достаточно близко друг от друга, поэтому в центральной части города вы вряд ли окажетесь на расстоянии более чем 500 метров от ближайшей станции, но при этом на пересадках приходится идти далеко, в том числе по лестницам.

В конце данной статьи представлена карта линий парижского метро и электропоездов RER. Кроме того, вы можете совершенно бесплатно получить карту метро и поездов RER практически на любой станции: спуститесь по лестнице в метро и спросите у служащего схемы «Большой план Парижа», «Малый план Парижа» или же «Карманный план Парижа».

Дабы научиться отличать на картах линии метро, следует знать, что разные линии обозначены различными цветами, и при этом линиям метро присвоены цифры, а линиям RER латинские буквы. Помимо этого, нужно учитывать, что направление движения поезда обозначается названием конечной станции данной линии. К примеру, если вы едете от станции Montparnasse до Chatelet, вам нужен указатель «Направление (direction) Porte-de-Clig-nan-court».

Для того чтобы добраться от станции Gare d’Austerlitz до станции Grenelle на 10-й линии, необходимо найти указатель «Направление Boul-ogne-Pont-de-Saint-Cloud». При помощи многочисленных пересадочных станций вы можете добраться до любой части города практически по прямой линии.

Если же вы хотите выехать за пределы Парижа на скоростном поезде RER, то вам необходимо убедиться в том, что станция, на которую вы хотите попасть, обозначена на указателе платформы отправления. Более подробная информация об устройстве и правилах пользования парижским метрополитеном представлена на официальном сайте Автономного Оператора Парижского Транспорта RATP (Regie Autonome des Transports Parisiens).

Парижское метро

Парижское метро

По мнению туристов, парижское метро является самым простым, наиболее удобным и выгодным городским видом транспорта. Структура парижского метрополитена состоит из 300 станций (не самый высокий показатель по сравнению с некоторыми другими европейскими мегаполисами, например с Лондоном). Метро в Париже включает в себя 16 веток, имеющих номера от 1 до 14, а также 2 линии, являющиеся ответвлениями от маршрутов № 3 и № 7 (№ 3-бис и № 7-бис соответственно).

Каждая ветка имеет свой индивидуальный цвет. Многие станции располагают переходами на другие линии – об этом имеется информация на специальных табло в метрополитене и на картах RATP. Фактическое время перехода от одной станции метро к другой рассчитывается по следующему принципу: 2 минуты (время в пути между двумя станциями) плюс 5 минут на каждую пересадку.

Каждая линия (ветка) парижского метрополитена имеет своё название, состоящее из её конечных станций (к примеру, Balard/Creteil). На схемах (картах), расположенных в метро, синим и белым цветом обозначены направления и станции, входящие в состав линии, а также станции, на которых возможны пересадки на другие ветки.

Следует отметить, что над каждой платформой метро высится электронное табло, на котором указывается фактическая длина маршрута и время, оставшееся до прибытия следующего поезда. Линия № 14 является самой новой и наиболее скоростной веткой парижского метрополитена, которая называется Meteor (Метеор), она также работает регулярно, включая выходные и праздничные дни.

Проездные билеты являются общими для всего общественного транспорта Парижа, (информацию о тарификации смотрите тут: билеты на транспорт в Париже), которые нужно хранить до конца поездки, поскольку в случае проверки их наличие может затребовать контролёр. При отсутствии проездного билета контролёр имеет право выписать штраф.

Парижские электропоезда RER

Скоростные электропоезда RER

Линии скоростных электропоездов RER (Reseau Express Regional d’Ile-de-France – Сеть экспрессов региона Иль-де-Франс) в Париже соединяют отдаленные пригороды французской столицы с центральной частью города. Электропоезда RER представляют собой один из видов пригородных электричек, правда, не в пример отечественным, они весьма комфортабельны, уютны и выглядят очень современно.

Следует отметить, что главным достоинством электропоездов RER является их скорость, плюс стоимость проездных билетов весьма лояльна, по меркам Франции. Кроме того, ходят электропоезда строго по расписанию. Структура RER состоит из пяти веток, обозначенных латинскими буквами A, B, C, D и E.

Подробная информация о маршруте электропоезда RER (конечная остановка, промежуточные станции) отображается на электронном табло каждой из платформ. Также одним из преимуществ системы электропоездов RER является быстрота и дешевизна перемещения по маршруту Париж – аэропорт Руасси (Шарль де Голль) и Парижаэропорт Орли.

Цена проездных билетов на скоростные электропоезда RER не отличается от стоимости билетов на парижское метро – те же 1,70 евро (если маршрут пассажира предполагает выезд за пределы административной черты города, то нужно покупать другой билет, который естественно будет стоить дороже, а именно: билет для всего региона Иль-де-Франс). Если такого билета у пассажира не окажется, то при выходе он не сможет пройти через турникет, в результате чего, вынужден будет заплатить немаленький штраф.

Аппараты самообслуживания и билетные кассы, в которых можно приобрести билеты RER, расположены на всех станциях скоростных электропоездов. Билеты на электропоезда RER так же, как и билеты на метро, покрывают все перемещения в городской черте. Для перемещений по линиям RER могут использоваться билеты на метро.

Отличия парижского метро от RER

Чем отличается парижское метро от электропоездов RER?

Парижское метро – это классическая транспортная система, большинство станций которой находится под землёй (большое количество остановок, частое курсирование поездов, достаточно короткие расстояния между линиями, обслуживание городского пассажиропотока, не очень чёткое расписание поездов).

Электропоезда RER – это скоростная транспортная система, покрывающая большую часть территории города и окрестностей Парижа (регион Иль-де-Франс), то есть система располагает более масштабной инфраструктурой и имеет более качественное разветвление, нежели метро. Как уже отмечалось выше в зону действия электропоездов RER входят два парижских аэропорта Руасси (Шарль де Голль) и Орли, а также парижский Диснейленд и Версаль.

Пользуясь услугами скоростных поездов в центральной части города, туристы часто путаются в остановках и поездах, поскольку тут RER имеет несколько отдалённых друг от друга станций, чем напоминает систему экспресс-метро, с более длинными поездами и более быстрым передвижением. Станции электропоездов RER в центральной части Парижа объединены с остановками метро, в совокупности с которыми они образуют шесть основных транспортных узлов города.

Хочется отметить, что использование билетов на метро Ticket t+ также разрешено и при пользовании услугами скоростных поездов RER, однако лишь в пределах Зоны-1, или центра Парижа, ограниченного окружной дорогой под названием Периферийный Бульвар (Boulevard Peripherique).

www.vparis.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о