Одежда у норвежцев вышитая серебром – Традиционные комплекты мужской и женской одежды у норвежцев из лучшей ткани, с вышивками серебром, 5 букв, сканворд

НОРВЕЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ-BINAD

 Норвегия… Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм  БЮНАД.  Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

                  На фото: наряд невесты

 

 

 

   Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма.

   Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

  Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле

, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» — фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

 И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад – одежда праздничная

  С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» — и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАКТ потрясающе красивы и  неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют :

 — украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

 

 — чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

 — сумочка с серебряным замочком,

  — шаль, варежки для зимы.

  — украшения  ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

 

 

  — особые туфли. 

 

«Находка» последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!

МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто  бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

 

Особой красотой отличаются бюнады невесты, потому что к ним «прилагалается» свадебная корона.

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

 При обряде крещения и конфирмации / приобщение к церкви/ также приобретаются национальные костюмы для детей.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

 По материалам, взятым здесь:http://newwoman.ru/zamuzh222b.html

subscribe.ru

Вышивка в норвежском народном костюме – Ярмарка Мастеров

Не так давно я написала публикацию о светильниках современных норвежских дизайнеров.

Светильники в минималистическом стиле лаконичны, на первый взгляд, очень просты, хотя каждая деталь продумана до мелочей, яркие краски отсутствуют, а хочется добавить яркости. И сейчас хочу предложить вам посмотреть подборку традиционного народного норвежского костюма. «Почему я вспомнила про предыдущую публикацию?» — а потому, что визуально это совершенно разное восприятие, хотя и то и другое относится к Норвегии и дизайну.

Народный норвежский костюм очень ярок и красив.

Очень часто это целое произведение искусства ручной работы украшенное серебром, драгоценными камнями и безумно красивой вышивкой. Одежда передаётся от матери к дочери, от отца к сыну. Надо отметить, что в каждом регионе Норвегии своя национальная одежда и очень различается по виду, узорам и расцветке.

Праздничный костюм состоит из белой рубашки из льна, верхнего платья из шерсти на лямках, сумочки. Вышивкой украшают лямки, пояс, подол юбки, спинку, сумочку.

Вышивка выполняется гладью, каждый элемент рисунка вышивки выполняется плотно друг другу.

На платьях и сорочках воротники, полочки и манжеты должны быть вышиты, также на спинке вышиваются крупные узоры.

Конечно, уже все меньше и меньше шьют костюмы самостоятельно, на пошив и отделку таких костюмов работает целая индустрия.

www.livemaster.ru

Красота норвежского Хардангера, воплощенная в вышивке – Ярмарка Мастеров

Изрезанная ледником равнина представляет любителям путешествий удивительно красивое зрелище – норвежские фьорды. В памяти многих фотолюбителей есть удивительной красоты виды с фьордом Хардангер – одного из самых знаменитых и уникальных творений природы. Именно из этих мест отважная героиня детской норвежской повести Тоня Глиммердал, увлекшая моих детей в северный мир фьордов Норвегии.

Мы с интересом рассматривали репродукции и фотографии с видами региона Хардангер.

Однажды в энциклопедии рукоделия мы неожиданно наткнулись на вышивку с названием… «Хардангер». Как выяснилось, фьорд Хардангер получил свою известность не только из-за красоты пейзажей, но и из-за… одноименной вышивки, которая возродилось в этом регионе и получила его название. Теперь вышивка «Хардангер» хорошо знакома нашей семье, но хоть никто из нас в этой технике не вышивает, каждый член семейства знает об её существовании.

Почему вышивку назвали в честь Хардангера? Красота пейзажей Хардангера, природное разнообразие — начиная от скал и водопадов и заканчивая величественными ледниками на плато, вероятно, вдохновили норвежцев назвать в честь этого красивого места великолепную вышивку.

Вышивка, оказывается, достаточно известна, и сегодня набирает всё большую популярность. Пользуется спросом среди ценителей, а многие рукодельницы делают такие шедевры, что не поверишь, что они сделаны традиционно — руками…
Почему хардангер так хорош и обращает на себя внимание?

Хардангер — особенный вид вышивки. Это старинный вид норвежского крестьянского рукоделия, где счетная вышивка сочетается с искусным ткачеством и кружевоплетением. Многие влюбляются в него с первого взгляда и на всю жизнь! Ведь хардангер обладает всеми теми качествами, какие важны и необходимы рукодельницам при вышивании — это довольно несложная техника, позволяющая создавать очень элегантные вещи, способные своим изяществом поспорить с кружевами. Также для него не требуется много материалов, они не очень дороги при покупке, используется минимум цветов, совсем немного приемов, но получается очень необычная и изысканная вещица. Как кажется мне, так это как раз та техника, которую обязательно должны попробовать все любительницы рукодельничать.

С чего все началось… Как говорится, «виновниками» распространения Хардангера были обычные крестьяне. Жители селений, располагавшихся на побережье фьорда Хардангер, украшали свою одежду строчевой вышивкой — юбки, фартуки, манжеты, воротники. Выполняли вышивку льняными нитками на тонком льняном полотне местного производства. Женщины украшали такой вышивкой свои национальные костюмы, головные уборы и свадебные костюмы с названием bunad.Вышивка «Хардангер» ни в чем не уступала отделке, скажем, из венецианских или французских кружев (фотографии девушек в свадебных костюмах с вышивкой).

Постепенно кружевная отделка праздничной одежды стала неотъемлемой частью народного костюма.

Когда популярность хардангера достигла предела, вышивка хардангер стала использоваться в обивочных материалах и декоративных тканях, в том числе для украшения столового и постельного белья, штор и гардин.

Долгое время жительницы норвежского фюльке (района) Хардангер совершенствовали и развивали свою технику вышивки. И, благодаря стараниям мастериц, постепенно вышивка распространилась по всему миру.

Стиль «Хардангер» относится к счетным типам вышивки, и напоминает мережки. Счётный тип рукоделия – это значит, что основной прием такой вышивки – это гладьевые стежки и их комбинации. Но по мне, мережки – окантовочный прием вышивки, а вот хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры.

Традиционно хардангер выполняется на белом льне белыми нитями, но при выполнении рукоделия нитями ярких цветов вышивку можно сделать более эффектной, как, например на следующем фото:

Хардангер способен украсить любой интерьер. С помощью вышивки можно украсить диванные подушки, скатерти и удивлять этим гостей. А некоторые рукодельницы, смело экспериментируя, шьют в этой технике, вышивают рушники на иконы, и даже украшают хардангером элементы одежды и елочные игрушки.

За чрезвычайной давностью дата и место самого изобретения Хардангера неизвестна. Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям. А самый популярный знак, которым прославилась вышивка хардангер – восьмиконечная звезда. А она и вовсе является одним из самых главных символов, вышиваемых индейцами. Название у вышивки все-таки норвежское, потому что, как мы уже говорили, с 17 века рукоделие получило свое развитие в Норвегии, у крестьян. Как вы видите, историкам есть повод поспорить о стране, в которой изначально зародился хардангер.

Прародительницей вышивки «хардангер» изначально была строчевая вышивка, появившаяся в Персии. Из Персии к концу 17 века вышивка постепенно добралась в Европу и дальше на север. И, благодаря такому путешествию, теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке. Как я уже говорила, хардангер стал популярным очень быстро. И первыми заприметили в вышивке нечто особенное итальянцы. Ведь недаром считается, что ажурная техника «Ришелье» возникла благодаря ей. И взаправду, хоть раз взглянув на Ришелье, однозначно увидишь там какую-то схожесть с хардангером.

У стиля хардангер, как и у любой другой вышивки, существуют свои признаки. Вот, например, один, наиглавнейший из них. Главное условие, которое нужно соблюдать при вышивании стилем хардангер, – это то, что ткань, которую вы выбираете, обязательно должна иметь равномерное плетение, потому что основным элементом этой техники является квадрат 4 на 4.
Если любая из вас попробует украсить хардангером свою одежду, скатерть, елочную игрушку под Новый Год и подарить друзьям и близким, это произведет фурор! Вот попробуйте – увидите!

В наши дни вышивка хардангер не утратила своей популярности. Поражают и удивляют работы в этой технике. Разглядывая их, можно только догадываться, сколько кропотливого труда и времени вложено в эти творения.

Спасибо всем, кто был с нами.

Всем прекрасных осенних дней, света и тепла.

Ваша Елена Мармышева.

www.livemaster.ru

BUNAD- национальный костюм НОРВЕГИИ — КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА — ЖЖ


  Норвегия… Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм  БЮНАД.  Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

                  На фото: наряд невесты

  Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма.

   Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.


  Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» — фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

 И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад – одежда праздничная

  С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» — и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАКТ потрясающе красивы и  неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют :

 — украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

 — чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

 — сумочка с серебряным замочком,

  — шаль, варежки для зимы.

  — украшения  ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

  — особые туфли. 

«Находка» последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!

МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто  бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Особой красотой отличаются бюнады невесты, потому что к ним «прилагалается» свадебная корона.

В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!

 При обряде крещения и конфирмации / приобщение к церкви/ также приобретаются национальные костюмы для детей.

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

 По материалам, взятым здесь:http://newwoman.ru/zamuzh222b.html
Оригинал поста здесь:http://www.liveinternet.ru/users/natali_soler/post179162880/

Копирование с согласия автора!

kulturamundial.livejournal.com

Что за норвежский зверь такой «бюнад»? – Ярмарка Мастеров

Каждый раз бывая в своей любимой Норвегии, я не устаю поражаться красоте норвежских национальных костюмов, которые продолжают носить в «современной», вернее, праздничной жизни. Если же вам посчастливится, и вы попадете на 17 мая в Норвегию (День Конституции), приготовьтесь — вас ждет незабываемое зрелище!

Празднование 17 мая в Трондхнейме

Все улицы городов и поселков расцвечиваются национальными флагами, а по улицам идут настоящие демонстрации людей в национальных костюмах. Вот только сами норвежцы никак не могут договориться, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма. Бюнад — неотъемлемая часть жизни современного норвежца, почти «обязательная» часть его, вернее, ее гардероба.

Что за зверь такой «бюнад»?

На разных сайтах и в разных статьях в прессе, посвященных этой теме, высказываются часто прямо противоположные точки зрения.

В одном месте вы можете прочитать, что бюнад — это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Другой историк будет утверждать, что бюнад — это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Он, бюнад, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в случаях, когда знаний старых традиций не хватало, и дизайнеры черпали вдохновение из отдельных элементов бюнада или росписи розами (rosemaling) и резьбы по дереву или вышивки. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» — фестдракт. В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad. Так, например, известен и очень популярен у покупателей очень красивый фестдракт Силье, который был придуман Дагни Бертельсен.

Третий искусствовед скажет, что бюнад отличается от национального костюма, ибо под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад — одежда праздничная.

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного bnar – «одежда для дома» и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она.

Подобные споры вряд ли интересны иностранцу, потому что и бюнад и фестдракт потрясающе красивы, и увидевший их в первый раз человек надолго замирает в восхищении, приоткрыв рот.

Есть чему завидовать!

В Норвегии существует на сегодняшний день около 200 видов бюнадов (плюс еще множество вариаций). В полный комплект женского одеяния входят: украшенные вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, чулки (специальные, тоже иногда вышитые!), сумочка с серебряным замочком, шаль, варежки для зимы и ручной работы украшения из серебра или реже золота – особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (slje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса и особые туфли.

Серебряные пуговицы к бюнаду

«Находка» последних пару лет — специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табликой с именем на ручке!

Мужской костюм состоит из рубашки, жилета, жакета, брюк, чулок, шляпы, отлитых из серебра застежек, пряжки, запонок, пуговиц и специальных «бюнадных» туфель.

Практически в каждом селении (не говоря уже о городе!) есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

Никаких подделок!

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.

Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это «движение» Хюльда Гарборг (1862-1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884-1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим – при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц.

Хюльда Гарборг

Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно — потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.

Строгие требования и «полиция бюнадов»

В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии.

Исследователи бюнадов могут представить в Совет свои реконструкции старинных национальных костюмов и в дальнейшем начать их «производство», но при этом они должны соответствовать следующим требованиям:

— исследователь должен представить исторические документы (копии), на которые опирался в своей реконструкции, а также сам костюм или отдельные его части указанного в заявке времени;

— одежда, которая будет реконструирована и затем запущена в производство, должен строго соответствовать при производстве своим историческим параметрам – например, виду ткани, фасону, украшениям;

— помимо одежды, в Совет требуется предоставить и имеющиеся в наличии у исследователя художественные материалы – например, старинные акварели или гравюры;

— при запуске производства нового бюнада в комплект непременно должны входить все части костюма старинного, начиная с одежды и кончая обувью и украшениями;

— бюнад должен производиться тем же способом, что и раньше – то есть. Должны учитываться нитки, способ вышивки, виды швов и т.д. Например, если воспроизводится бюнад XVIII века, то и шиться он должен вручную;

— Бюнад должен производиться в разных вариантах, как было в старые добрые времена, и не превращаться в униформу на все случае жизни.

Лишь когда все требования удовлетворены, а исследователь присылает в Совет современный вариант бюнада, на который собирается получить лицензию, он может начинать его воспроизводить и продавать в специальных магазинах.

«Самыми» старинными, а потому истинно норвежскими, считаются бюнады из Бергена, Сетесдала, Телемарка, Нумедала, Халлингдала, Гюдбрандалена и Рёроса.

Серьги к бюнаду

Брошь к бюнаду — так называемая «сёлье»

Становится понятно, что благодаря Совету в Норвегии существует «полиция бюнадов» («bunadspolitiet»), которая отслеживает правильность изготовления и ношения национальных костюмов. Все дело в том, что надеть любой национальный костюм норвежцы не могут — существует негласное правило, что можно носить платье той области, где ты родился или (на крайний случай) где прожил большую часть жизни.

Если совет обнаружит, что какой-то магазин продает бюнад без лицензии, то это может быть поводом для судебного разбирательства. Также магазин с лицензированными национальными костюмами может подать в суд на магазин, который продает такие же костюмы без лицензии.

www.livemaster.ru

Норвежский национальный костюм – Ярмарка Мастеров

Конец XVIII — начало XIX века. Головной убор.

XIX век. Свадебная корона. Традиционный свадебный головой убор для невесты делался из золота и серебра. Его обязательно украшали подвесками, которые позвякивали при хотьбе. Считалось, что этот перезвон отгоняет злых духов. Невесте полагалось плясать на свадьбе, пока корона не упадет с ее головы.

1873 г. Тиара.

XIX век. Косынка. Тихника «хардангер».

1800г.

1800 г. Сумочка.

XIX век. Брошь.

XIX век. Деревянные башмаки, которые надевали поверх обуви,как галоши.

1800г.

1800 г. Шерстяное детское платье.

Шапочка к платью

1800 г. Жилет.

1890 г. Детские костюмы

1895 г. Шерстяная шапочка. Традиционная восьмиконечная звезда — языческий символ солнца.

Конец XIX — начало ХХ века. Традиционная шерстяная шапочка.

Третья четверть XIX века. Традиционный норвежский костюм «бунад».

XX век. Манжеты,вышитые в технике «хардангер».

1900 г. Традиционный норвежский костюм «бунад». Вручную сделаны даже пуговицы.

1902 год.

Начало ХХ века.

Современные версии традиционного норвежского костюма. Классический бунад должен быть черным или синим, а блузка украшается вышивкой «хардангер».

Норвежцы и по сей день с удовольствием ходят в своих народных костюмах, особенно на день независимости (17 мая). Нередко надевают бунад и на свадьбы.

Свадебные наряды

1957 г. Редкий свадебный бунад из тонкой белой шерсти. Невесте он достался от свекрови.

1966 г.

2010 г.

Празднование Дня Независомсти Норвегии.

И, конечно, танцы

По материалам музея Метрополитен и интернет-ресурсов.

www.livemaster.ru

Традиции и искусство Норвегии – Ярмарка Мастеров

Традиционная материальная и духовная культура норвежцев, как и других народов, отличается своеобразием. Специфичны тип поселения норвежцев, их жилища, пища, одежда и другие элементы материальной культуры. Неповторимы их общественный и семейный быт, их фольклор, в целом вся духовная культура.

В Норвегии со времен средневековья распространено художественное ремесло. До сих пор сохранились многочисленные предметы кузнечного и ювелирного искусства. Неотъемлемую часть интерьера жилища норвежцев составляли затейливо украшенные, искусно сделанные котлы, ухваты, вилки, красиво декорированные черенки ножей и вилок, ножны, металлические подсвечники. Из элементов одежды очень нарядны пуговицы и брошки, серебряные кованые короны для невест, передаваемые от матери к дочери.

С XVJII в. широко распространилась роспись красками по дереву.На дверях домов и альковов, на стенках сундуков и ларей рисовали цветы и фрукты, сцены библейскую и бытовую тематику.

Из дерева изготовлялась мебель и значительная часть утвари — тарелки, ложки, ковши, пивные кружки. Этнографы давно взяли на учет и скупают в качестве экспонатов для музеев под открытым небом целые сельские поселения (по-норвежски горды). Горд — это комплекс жилых и хозяйственных построек, общим числом до двадцати.

Издревле постройки у норвежцев срубные.. Жилой дом (стуве, стюэ) — с камином у зажиточных крестьян — двух- или трехэтажный, с несколькими комнатами. На первом этаже помешаются прихожая, зимняя кухня, гостиная, на верхнем — спальни. Отдельный дом с очагом обычно открытого типа {иллхюс) предназначается для выпечки хлеба, пивоварения, стирки белья и варки пищи летом. Кладовые разного назначения (лофты) сооружаются на клети или на массивных столбах. В лофтах хранят зерно, одежду, там же бывает летняя спальня невесты или молодоженов.
У водоемов на невысоких вертикальных бревнах ставят сараи (стаббюр) для сушки и хранения рыбы, для хранения рыболовецкого инвентаря и лодок, а также баню с открытым очагом (бадстюэ) и овин для сушки зерна. Традиционные постройки имеют двухскатную крышу. Нередко поверх дощатого настила ее покрывали берестой и дерном. Срубы обшивали снаружи и изнутри вертикально поставленными досками. Наличники, карнизы, а иногда и коньки крыш стуве покрывали искусной резьбой.
Народная одежда норвежцев, традиционно именуемая «бунад», до настоящего времени имеет несколько форм покроя и удивительное множество расцветок; особенно это касается женского костюма. В наши дни бунад носят лишь по большим праздникам и на свадьбах. Народные обычаи предписывают норвежцам вступать в брак по взаимному расположению. Средний брачный возраст у мужчин 25 лет, у женщин — 22—23 года, в сельской местности — 19—20 лет. После обручения молодые официально считаются женихом и невестой. Свадьба же справляется тогда, когда жених сочтет себя экономически подготовленным к тому, чтобы содержать семью.

www.livemaster.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о