Площадь капитолия в риме микеланджело – Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело — 39Rim.ru

Содержание

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело — 39Rim.ru

Сентябрь 27, 2018

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.


 

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В республиканскую эпоху развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.



 

Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана. Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.

Это интересно!

Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.

Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях. На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима. Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

 


 
 

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

На протяжении нескольких сотен лет никто не осмеливался воплотить оригинальный проект Микеланджело. Лишь в 1940 году итальянский архитектор и искусствовед Антонио Муньос (1884-1960), занимавший пост Главного инспектора области Лацио в сфере античности и изящных искусств с 1928 по 1944гг., на основе гравюры 1567г. воспроизвел гениальный замысел художника. Единственным противоречием воссозданного шедевра является размещение в центре Капитолийской площади конной статуи на пьедестале, установки которой так не хотел Микеланджело. Он считал, что это снижает значение его замысла, выражаемого латинской фразой «Romae Caput Mundi» – Рим столица Мира!!!

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело

Средняя оценка 4.8 Проголосовало 17

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Капитолийская площадь, история, описание, фото

Капитолийская площадь (итал. Piazza del Campidoglio) — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме, одном из семи холмов, на которых возник Рим. Площадь интересна лестницей Кордоната, репликой конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея.

В исторических документах сказано, что в 1536 году, во время торжественного шествия, организованного в честь визита Карла V, папе Павлу III попросту стало стыдно за состояние, в котором пребывает некогда величественный Капитолийский холм. Во времена Древнего Рима здесь проходили заседания сената и народные собрания, находился Храм Юпитера, а также ряд важных религиозных и светских сооружений. После падения Римской империи (V век нашей эры), часть Капитолийского холма настолько пришла в упадок, что его стали называть «Козьим» (место использовалось для выгула коз). Справедливости ради нужно отметить, что будущая территория Капитолийской площади выглядела лучше, нежели весь холм в целом, так как здесь находились руины Табулария, обветшалый Дворец Сенаторов X века и относительно современный Палаццо Консерватори XV века.

В том же 1536 году (после визита Карла V) воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади.

Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году, когда завершили строительство Палаццо Нуово.

Трапециевидная форма площади

Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади. Венчает колокольню фигура Минервы, богини мудрости. Ещё одна её статуя находится у лестницы — скульптура «Ликующий Рим», изображает Минерву, держащую шар, символ господства Рима. По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр.

Достопримечательности Капитолийской площади

С правой стороны площадь обрамляет Палаццо Консерватори, а с левой — Палаццо Нуово, который был спроектирован, как зеркальная проекция Палаццо Консерватори. Их объединяют открытые галереи первого этажа и мощные пилястры верхнего уровня. Вдоль крыши по периметру установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Палаццо Консерватори и Палаццо Нуово размещены под косыми углами по отношению к занимающему главенствующее место Дворцу Сенаторов. Этот приём позволил визуально исправить размеры площади, расширив пространство, воспринимающееся прямоугольником. Декоративные лепестки динамичного узора в форме овала, вписаны в прямоугольник и в перспективе при сокращении дают впечатление окружности.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В 1734 году в истории Капитолийской площади произошло важнейшее событие. Палаццо Консерватори, Палаццо Нуово, Дворец Сенаторов, а также находящийся по соседству Палаццо Кафарелли-Клементино были выбраны в качестве выставочных залов для созданного папой Климентом XII Капитолийского музея, первого публичного музея в Риме.

В центре площади, закрепляя всю композицию Капитолийского ансамбля, установлен пьедестал овальной формы, репликой конной скульптурой императора Марка Аврелия. Оригинал находится в отдельном зале Палаццо Консерватори. Ещё одной важнейшей достопримечательностью площади является великолепная лестница Кордоната, также спроектированная великим Микеланджело Буонарроти. Параллельно ей расположена более старая лестница Арачели (сооружена в 1348 году в благодарность за избавление Рима от эпидемии чумы. По другой версии её построили к юбилею Рима в 1350. Насчитывает 124 мраморных ступеней).

В настоящее время Капитолийская площадь является одной из самых гармоничных и целостных римских площадей. Спроектировав её, Микеланджело продемонстрировал необычайно глубокое проникновение в оптические законы человеческого восприятия.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

tisamsebegid.ru

Площадь Капитолия в Риме — Плейсмент

История

Во времена Древнего Рима на центральном Капитолийском холме, где впоследствии появилась площадь, стояло святилище сабинян. Его перенесли сюда с холма Квиринал, когда сабиняне захватили эту часть города. Позже, примерно в 5 веке до нашей эры, на этом месте построили храм Капитолий, посвященный тройке главных римских богов. Также здесь заседал Сенат, проводились народные собрания, а в Табуларии хранились важные указы.

Вид на Капитолийский холм в архаический период, рисунок из Музея Капитолия

Шли года, эти здания много раз перестраивались, но примерно к 5 столетию нашей эры они стали окончательно заброшены, а сам холм пришел в запустение. В это время на нем пасли коз. В 12 веке земля перешла в собственность богатой семьи Корси, которая построила здесь родовой замок (впоследствии дворец Сенаторов). Через три столетия рядом с ним вырос дворец Консерваторов. Но настоящий расцвет Капитолия начался только в 1536 году.

Капитолий и храм Юпитера в эпоху Римской республики

Считается, что идея благоустроить вершину холма принадлежит папе Павлу III. Он предложил уже очень известному к тому времени Микеланджело Буонаротти создать проект архитектурного ансамбля, который включал бы правительственное здание и мог бы стать украшением Рима. Мастер взялся за дело, посвятив ему весь остаток своей жизни.

Вид на площадь Капитолия, гравюра французского художника Этьена дю Пейрака, 1569 год

Однако увидеть воплощение грандиозного замысла архитектору не удалось — строительство было завершено лишь в 1654 году. Работу продолжили ученики Микеланджело. Вначале проектом руководил Джакомо делла Порта, а вслед за ним в дело вступил его преемник Джироламо Райнальди. Однако некоторые детали, задуманные еще в 16 веке, стало возможно осуществить лишь в начале 20-го столетия.

Площадь Капитолия и Кордоната, Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal), известный также под именем Каналетто, 1768 год

Как добраться до площади Капитолия

В настоящее время холм Капитолий — территория 10-го района Кампителли (Campitelli). Это один из центральных районов, куда несложно добраться самостоятельно на метро или другом транспорте из любой точки Рима.

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

Точный адрес: Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия.

  • Вариант 1

    Метро:по синей ветке В ехать от Termini до станции Colosseo 2 минуты.

    Пешком:от Colosseo пройти около 1,1 километра.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутами №170 или Н ехать до остановки Teatro Marcello около 10 минут.

    Пешком:пройти 200 метров.

  • Вариант 3

    Пешком:через Via Cavour расстояние около 2,2 километра.

Рядом есть остановки автобусов № 30, 51, С3, 81, 85, 118, 160, 628 и других.

Площадь Капитолия на карте

Что посмотреть

Если взглянуть на площадь Капитолия с высоты, сразу обращает на себя внимание удивительный геометрический узор, в центре которого возвышается статуя Марка Аврелия. Этот орнамент был частью замысла Микеланджело, хотя воплотить его удалось лишь через много лет после смерти автора.

Архитектурный ансамбль и символический рисунок площади с высоты птичьего полета

Бросается в глаза и еще одна особенность — архитектурный ансамбль площади создает интересный оптический эффект. Два симметричных здания по обеим сторонам ведущей на холм лестницы словно открывают вид на центральный дворец Сенаторов. Эти здания не совсем параллельны друг другу, они стоят в форме трапеции, и такое расположение было намеренным — Микеланджело хотел получить эффект перспективы.

Панорамное фото Капитолийской площади

Интересно: дворец Нуово (в переводе «Новый») был построен специально для того, чтобы скрыть выбивавшуюся из ансамбля базилику Санта-Мария-ин-Арачели. Микеланджело сделал его копией стоящего напротив дворца Консерваторов.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, расположенная за Палаццо Нуово слева от площади

Исторические здания Капитолийской площади:

  • Дворец Сенаторов — первоначально это здание было древнеримским архивом или Табуларием, построенным еще в 1 веке. Будучи уже полуразрушенным, в 10 столетии оно перенесло реконструкцию, а в 1605 году приобрело почти современный вид. Во время перестройки вершины холма сюда добавили башню в стиле ренессанса и красивую лестницу с фонтаном «Ликующий Рим». Сегодня Palazzo Senatorio опять служит правительственным зданием, в нем расположена городская мэрия.

Величественный ренессансный Дворец Сенаторов, служащий резиденцией мэра Рима и закрытый для туристов

  • Дворец Консерваторов — изысканный палаццо 15-го века, который также был перестроен в рамках проекта Микеланджело. Под надзором ученика мастера фасад приобрел величественные колонны и портики, несколько мраморных скульптур. Внутри Palazzo dei Conservatori находится музей, и он знаменит двумя экспонатами: Капитолийской волчицей, которая давно считается символом Рима, и оригиналом статуи Марка Аврелия (ее копия украшает площадь).

Фасад Дворца Консерваторов, здание которого было построено на вершине храма 6 века до нашей эры, посвященного Юпитеру

  • Палаццо Нуово — микеланджеловский «новострой», который мастер спроектировал специально для того, чтобы уравновесить дворец Консерваторов и создать завершенный архитектурный ансамбль. Фасады Palazzo Nuovo и Palazzo dei Conservatori совершенно идентичны. С самого начала здание было задумано в качестве музея, такую же функцию оно выполняет и сегодня.

Палаццо Нуово, или «новый дворец», был построен в 1603 году, закончен в 1654 году и открыт для публики в 1734 году

  • Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — эта древняя церковь стоит в том самом месте на вершине холма Капитолия, где когда-то было древнеримское святилище Юноны Монеты. Между прочим, именно здесь жили те самые гуси, что по легенде спасли Рим. В 6 веке на развалинах святилища христиане основали аббатство и церковь Санта-Мария-ин-Капитолио, а в 9 веке здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Современный романо-готический вид Santa Maria in Aracoeli приобрела во время перестройки в 13 столетии. Позже у входа в храм появилась длинная величественная лестница — она состоит 124-х ступеней и посвящена такому событию, как избавление от чумы.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, основанная в 13 веке как монастырская церковь и посвященная Пресвятой Деве Марии

Есть в этом месте и еще одна лестница, которую нельзя пропустить — знаменитая Кордоната (Cordonata) ведет на саму площадь Капитолия по склону холма. Она представляет собой удобный для подъема ступенчатый пандус с каменными львами и скульптурами двух братьев-героев: Кастора и Поллукса. Эти античные статуи, установленные на самом верху лестницы, изначально принадлежали театру Помпея.

Монументальная лестница Кордоната, ширина которой рассчитана так, чтобы всадники могли взобраться на холм, не спешиваясь

Интересно: все три дворца — Сенаторов, Консерваторов и Нуово — объединены под общим названием Музей Капитолия. У них одинаковый график работы, а для визита действует единый билет.

Интересные факты
  • Изначально в проекте Микеланджело не была предусмотрена установка статуи Марка Аврелия в центре площади. Архитектор хотел ограничиться концентрическим рисунком, который перекликается с символом «Центра мира» в этрусской культуре. Считается, что на установке статуи настоял папа Павел III, ведь он не мог допустить, чтобы в самом сердце Рима появился языческий символ.

Вид на вечерний Рим с площади Капитолия

  • До сих пор неизвестно, кто был автором скульптуры Марка Аврелия, однако сама она датируется 2 веком. Интересно, что одно время статуя была под угрозой уничтожения, но избежать этого помогла ошибка: Аврелия приняли за императора Константина Великого, весьма почитаемого у римлян-христиан.

Конная статуя из бронзы императора Марка Аврелия, установленная посередине площади к неудовольствию великого Микеланджело

  • Святилище Юноны во время Древнего Рима одновременно работало и как монетный двор. Здесь чеканили деньги с изображением богини. Собственно, от ее имени и произошло общепринятое слово «монета».

Богиня Юнона, римская монета с ее изображением, храм предостерегающей богини и монетный двор Рима

  • Долгое время бытовало предание, что статуя Капитолийской волчицы появилась за много лет до нашей эры, и ее создал неизвестный этрусский мастер. Однако в результате современных исследований оказалось, что на самом деле она появилась примерно в 10 веке.

Бронзовая скульптура волчицы в натуральную величину, вскармливающей двух младенцев — Ромула и Рема, легендарных братьев-близнецов — основателей Рима

Виртуальная экскурсия по площади Капитолия

По задумке Микеланджело площадь Капитолия была перестроена так, чтобы ориентироваться на Собор Святого Петра, и в то же время открывать потрясающие виды на другие знаменитые места. Сегодня с нее можно полюбоваться Римским форумом, Палантином, а также Колизеем и другими памятниками Древнего Рима. Неудивительно, что туристы часто приходят сюда в первый день поездки, чтобы именно из этой точки начать знакомство с Вечным городом.

Визитная карточка
Адрес

Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия

Стоимость

Бесплатно

Время работы

24 часа в сутки

Что-то не так?

Сообщить о неточности

theplacement.ru

Холм Капитолий в Риме: площадь, музей, история

Капитолий в Риме – это целый комплекс языческой истории, христианской религии, архитектуры великого Микеланджело и первого в мире публичного музея.

О происхождении слова «Капитолий» есть легенда, согласно которой, жрецы в руинах первого храма Юпитера нашли человеческую голову (caput).

По их мнению, она принадлежала обожествлённому мифическому герою Толлию. Эту находку истолковали как знак будущего главенства Рима над всем миром, а холм назвали Capitolium – «голова Толия» (capite Toli).

Экскурсия

Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим — путь в прошлое“. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.

География

Капитолийский холм – самый низкий из всех семи, на которых построен Рим. Но на нём было возведено самое высокое здание Рима того времени – Капитолийский храм в честь Юпитера. В этом храме проходили народные собрания, и заседал сенат республики.

С приходом христианства языческий храм и древние статуи богов уничтожались фанатиками, и значение Капитолийского холма постепенно утрачивалось.

История

Обновить историческое и мифическое сердце Рима в 1536 году решил папа Павел ІІІ для торжественного приёма императора Карла V. Проект переустройства Капитолия предложил Микеланджело, воодушевлённый получением звания почётного гражданина Рима в 1537 году.

Он спроектировал овальный цоколь для статуи Марка Аврелия, окружил его овальным тротуаром, который заменил собой бесформенную площадь перед Палаццо Сенаторио. Перед фасадом этого дворца он разместил две полукруглые симметричные лестницы и Кордонату – широкий ступенчатый спуск, соединяющий площадь с теперешней Пьяцца Венеция.

Строительство по проекту Микеланджело было завершено в 17 веке, в результате, ансамбль Капитолия связал современный Рим с руинами Римского форума по другую сторону Капитолийского холма.

Площадь

Создав площадь Капитолия в Риме трапециевидной формы, и обрамив её с трёх сторон фасадами дворцов, великий архитектор выразил понимание оптического восприятия архитектуры и раскрыл площадь к пространству города.

В центре площади – древняя бронзовая статуя императора и философа Марка Аврелия: в величавом безмолвии герой и правитель, разумом подчинивший себе мир, победоносно скачет вперёд. Подобные статуи наполняли всю огромную империю, но были уничтожены рьяными католиками как часть языческого культа.

Сохранилась только эта одна, потому что философа приняли за императора Константина, который открыл двери империи перед христианством. В этом есть не то божественная справедливость, не то божественный юмор. «Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг – быть добрым», – как неожиданно близки эти слова Марка Аврелия учению Христа.

Какое недоумение вызывал этот мудрый правитель, неохотно шедший в Колизей, и отвлечённо рассматривавший документы в самый пик кровавых зрелищ.

Именно в таком виде вы можете сейчас видеть одну из величайших центральных площадей в истории архитектуры.

Музей

Музей Капитолия в Риме –это комплекс галерей, устроенный на Капитолийском холме. Выставки музея размещены в Палаццо Нуово и Палаццо деи Консерватори, в 2000 году их объединили Табуларием – подземным туннелем.

Первый вклад в фонд музея сделал папа Сикст ІV, в 1471 году пожертвовавший собственное собрание бронзовых скульптур. Во второй раз коллекция пополнилась в 1734, когда папа Климент ХІІ приобрёл для музея более 400 древнеримских статуй у кардинала Алессандро Альбани.

Со дня основания залы музея наполнялись изваяниями и мозаикой, оружием и одеждами знати, монетами и медалями, фарфором и живописью. Настоящее сокровище музея – Пинакотека, в которой собраны оригиналы картин Тициана, Тинторетто, Пьетро да Кортона, Веронезе, Рубенса и Караваджо!

italy4trip.ru

Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

В свою первую поездку по Италии, мы старательно посещали все музеи и достопримечательности по путеводителю. Отметились и в музее Капитолия. В целом, я не очень люблю античные скульптуры, но всё равно было интересно, особенно хотелось увидеть оригинал капитолийской волчицы. В музее также есть отдельная пинакотека с картинами Рубенса, Тициана, Караваджо.

К площади Капитолия ведут две лестницы. Крутые мраморные ступени — их сто двадцать четыре, ведущие к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, были построены в XIV веке как попытка задобрить Деву Марию во времена эпидемии Черной смерти. Они были доставлены с Квиринальского холма и когда-то вели к храму Солнца. До эпохи Возрождения это были единственные ступени, ведущие на Капитолий. Если подниматься по ним, то сразу понятно, что они были устроены для крепких римских икр. Вскарабкаться по лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, тяжелее, чем преодолеть сотни мелких ступенек времен Возрождения. Когда архитекторы создавали площадь на Капитолии, они столкнулись с проблемой — сделать подъем, который был бы достоин уже существовавшего древнего пролета и в то же время не соперничал бы с ним. Итак, они сделали не лестничный марш, а что-то вроде пологого пандуса, он начинается рядом с более древни¬ми ступенями, имеет небольшой уклон и легко и изящно ведет к вершине. Что-то в этом есть от вежливости молодого человека, пропускающего старших вперед.





Первое, что вы увидите на площади, — восседающий на коне Марк Аврелий, за ним стоит Дворец сенаторов. Слева от императора — Капитолийский музей, а справа — Дворец консерваторов; оба здания хранят прекраснейшие сокровища Древнего Рима.

Пара цитат Марка Аврелия:
«Вот путь к совершенству — проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».
«Если кто причиняет тебе зло, сразу же постарайся посмотреть на все с его точки зрения, независимо от того, плоха она или хороша. Как только ты поймешь его, тебе станет жаль его, ты не будешь больше удивляться его поступку, ни сердиться на него».
«Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг — быть добрым».
По иронии судьбы, он обязан сохранением своей бронзовой конной статуи на улице Рима великолепной ошибке раннего христианского мира: его перепутали с Константином Великим.





Эта совершенная пьяцца была задумана Микеланджело, хотя и завершена его последователями. Это он перенес Марка Аврелия с Латерана, где тот стоял пятьсот лет, и поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.

Полюбовавшись на площадь, идём в музей. Музеи размещаются в трёх дворцах Начнём с Нового Дворца.

Венера Капитолийская (слева) . Кто-то, желая спасти «Венеру» от христиан и боясь, что ее отправят в огонь, как языческую богиню, тщательно замуровал ее в тайнике, где она и провела все Возрождение, выйдя на свет совершенно неповрежденной в XVIII веке. Это одна из самых красивых статуй Венеры, хотя и очевидно, что в Древнем Риме не ценили тонкую талию — это достижение Средних веков с их корсетами.





Изготовление мраморных и бронзовых императоров, ве¬роятно, было прибыльным бизнесом в Риме. Лики императоров рассылались государством по городам и весям Империи, подобно тому как фотографии царствующего монарха рассылаются сейчас в британские посольства. Вероятно, ожидали верности, даже от жителей отдалённых мест.

Капитолийская волчица— бронзоваяскульптура, датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоихмладенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города. В 2006 году Анна Мария Карруба, специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
При этом документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.

Статуя Марка Аврелия


Медуза Бернини





Кентавры Фуриетти

Потолки музея





В целом, музей не очень большой, около 2-3 часов там провести достаточно









В музее есть и пинакотека, собрание произведений живописи XIII –XVIII столетий, таких знаменитых мастеров как Рубенс и Веласкес, Гверчино и Караваджо.

Рубенс. Ромул и Рем.

Караваджо «Гадалка»





При написании отчёта использована информация в том числе из книги Генри Мортона «Прогулки по Риму».

Более полная версия рассказа тут

Достопримечательности Рима:
Рим, достопримечательности: Сады Ватикана
Рим, достопримечательности: Собор Святого Петра
Достопримечательности Ватикана:музей Кьярамонти, Пия-Климента
Достопримечательности Ватикана:Сикстинская Капелла, Станцы Рафаэля, Пинакотека, Галерея Географических Карт
Достопримечательности Рима: Замок Святого Ангела
Достопримечательности Рима: Колизей
Рим: холм Яникул, ботанический сад
Ночной Рим
Рим:фонтан Треви, галерея Боргезе

Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя

ru-travel.livejournal.com

площадь, храмы и музеи, капитолийская волчица — фото и отзывы туристов

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

В этой статье мы попробуем:

  • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
  • прогуляться по античным руинам;
  • заглянуть в музеи Капитолия;
  • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
  • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

От Ромула до Микеланджело

Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль: на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм — символ власти, государственности Древнего Рима.

После падения империи — Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий — не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

Сокровища Капитолия — руины, площадь, музеи и церкви

Античные руины

С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

  • Инсула — находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
  • Мамертинская тюрьма — сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

Капитолийская площадь

Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

  • Конная статуя императора Марка Аврелия — сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
  • Дворец сенаторов — здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники— сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне — скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

  • Дворец консерваторов — это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
  • Новый дворец — «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

Музеи

Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

  • Дворец консерваторов — собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов — Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

  • Новый дворец — собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

Церкви

Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии, которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

Императору Августу было видение в храме Юноны — женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

Сегодня в базилике можно посмотреть:

  • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены — тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу — выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

  • Мощи Святой Елены — чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
  • Фрески и надгробия — работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
  • Фигура Младенца Христа — чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
  • Алтарный образ — икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.
Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили карту главных достопримечательностей Рима.

Как добраться, время работы и цена за вход?

Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно осмотреть Римский форум, скучно не будет.

Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид — 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

Время работы музеев Капитолия — с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три — 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

Андрес Якубовскис

Отзывы туристов

Кирилл, 24 года, Самара:

«Гулял по Капитолию два дня. Было так интересно, что в музеи попал только на третий день. Я не любитель живописи и скульптуры, меня поразили интерьеры, атмосфера этого места. Развалины жилого дома (инсула) заставили по новому смотреть на древних строителей. Лучше приходить утром, пока нет толпы».

Анастасия, 37 лет, Белгород:

«Провели целый день на Капитолии. Просто ходили и глазели. В музеи не пошли, устали. Купили хороший путеводитель на русском языке. Никакой гид не нужен, все описания очень подробные и интересные. Искали все объекты по карте. Никаких проблем. Нормального фото сделать не смогли, толпа здесь постоянно. Говорят, что ранним утром здесь никого нет. Но мы просыпались поздно».

chipolletto.com

Капитолий в Риме: все самое

Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм – Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы. 

Добро пожаловать на экскурсии по Капитолию!

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D’Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа – Cordonata – построена самим Микеланджело, а та, что слева – Scalinata dell’Ara Coeli – не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле – в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула – кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия – исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell’Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli). Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме. А еще, на территории этого храма держали гусей – их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать – от него осталась лишь часть фундамента. Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело. Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой – той, что сделал Микеланджело. Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело. Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания – Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей. Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей. В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он. Хотя по идее не должен был этого делать – Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви. Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне – это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади – не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась. Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее. Аналогичная история у другого памятника – статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее – современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) – городского архива, построенного в I веке до н.э. Осталось от него немного – часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено. Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем – Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма – это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней – любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев. Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный. Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.

Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего – он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D’Aracoeli). 

А интереснее всего посетить Капитолий с гидом — на экскурсии! 

Похожие материалы

rome-with-love.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о