Храм в суздале – Храмы Суздаля

Содержание

Церкви Суздаля — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела (фото)

Рекомендовать место

11

5

Церковь Михаила Архангела в Суздале является одной из самых высоких в городе — красно-белое здание хорошо видно с берега реки.

Два яруса окон обрамляют увесистые наличники, выделяющиеся белым цветом на фоне красных стен. Колонки наличников созданы не гладкими, а ребристыми – это делает их узорчатыми и воздушными. Второй ярус украшен красивым пояском, под кровлей выделяется карниз. Центральный барабан выглядит немного ярче других – его броский «наряд» сразу бросается в глаза. Центральная глава подчеркнута крестом с оригинальным рисунком.

В западной части к церкви сделали пристройку – храм соединили с трапезной. По композиции церковь близка Преподобенской колокольне Ризположенского монастыря, которая считается самой высокой точкой Суздаля.

Смоленская церковь Суздаля

Рекомендовать место

9

2

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII–начала XVIII в. в городе Суздале. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника.

Пятницкая церковь

Пятницкая церковь (фото)

Рекомендовать место

7

3

Пятницкая церковь была возведена в 1772 году рядом с Входо-Иерусалимской церковью.

Обе церкви представляли до революции единый комплекс. Другое название храма — Никольская церковь. Но поскольку новая церковь была построена на месте деревянного храма с таким же названием, то и за новым храмом закрепилось название «Пятницкая».

Здание церкви — это две каменные клети с широкой абсидой с восточной стороны. На центральный куб поставлен восьмерик с высоким куполом, увенчанным необычной фигурной главкой. В этом — отличие церкви от других храмов.

Колокольня оформлена в классическом стиле: имеет вогнутую форму и создана без окон-слухов.

Петропавловская церковь 1694 года

Петропавловская церковь 1694 года (фото)

Рекомендовать место

9

2

Петропавловская церковь была построена в 1694 году по монастырскому заказу и расположена вблизи южной стороны Покровского монастыря, в Суздале. Церковь считается одним из самых монументальных творений поздней суздальской архитектуры.

Петропавловская церковь больше похожа не на приходскую церковь, а на собор – такое впечатление создается из-за широкого и мощного объема храма, перекрытого сомкнутым сводом. Ранее около северо-западного угла храма находилась шатровая колокольня, выполненная в строгой и монументальной форме, но после революции она была снесена. Церковь получилась достаточно большой и была построена с учетом ансамбля древнего монастыря, которому на момент постройки уже было более двух сотен лет.

За ходом постройки следил Илларион, известный в городе митрополит, живший с 1631 по 1708 годы.

Петропавловская церковь получилась монументальной и отлично вписалась в пейзаж Покровского монастыря. Оконные наличники, перспективные порталы, фигурный карниз и обходная галерея – весь архитектурный ансамбль церкви Петра и Павла делает образ храма завершенным и современным.

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская трапезная церковь (фото)

Рекомендовать место

7

2

Зачатьевская трапезная церковь входит в комплекс Покровского монастыря в Суздале и располагается к северу от Покровского собора обители. Она была построена в 16 веке, после смерти дочери Ивана Грозного Анны, по высочайшему приказу на месте прежней деревянной. Церковь выделяется из общего ансамбля монастыря, поскольку была возведена несколько позднее остальных зданий, когда на Руси стали применяться иные принципы монастырской застройки.

Верхнюю часть стены одноглавого большого здания украшает необычный рисунок из крупных ромбов. А также довольно необычной является и техника кладки сводов и стены – из мелкого кирпича, что характерно для польской архитектуры. Основой церкви является большой одностолпный трапезный зал, нижний этаж занимали хлебопекарня и кухня. На небольшой звоннице расположен шестигранный шатер, что характерно для деревянного зодчества.

Весь ансамбль Покровского монастыря включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (фото)

Рекомендовать место

8

1

Благовещенская надвратная церковь. Спасо-Евфимиев монастырь является дошедшим к нашему времени памятником монастырского зодчества XVI–XVII веков. К нашим дням дошел нижний ярус с проездной аркой в таком виде, в каком он был в XVI веке. Именно здесь находились главные монастырские ворота и южная граница территории монастыря.

Строение XVII века представлено в виде небольшого бесстолпного одноглавого храма, укрытого четырёхскатной кровлей. С восточной стороны выступает алтарная часть, с западной примыкает паперть.

Декорирование строений представлено килевидными закомарами-кокошниками, лопатками и карнизами в верхней части фасадов, окна разного масштаба обрамлены килевидными наличниками размещены на разной высоте, киоты расположены над проездной аркой.

В XVII веке церковь имела двухшаровый верх, в XVIII веке – пятиглавие, немного позднее была достроена одна главка. В храме сохранилась настенная роспись XIX века.

Никольская церковь

Никольская церковь (фото)

Рекомендовать место

13

3

Никольская церковь или церковь Святого Николая была построена в Суздале в 1720 -1739 годах неизвестным мастером, судя по почерку – суздальским. Она была построена как летняя церковь на месте деревянного храма, сгоревшего во время пожара в 1719 году.

Располагается Никольская в юго-восточной части кремля, возле крепостного вала. Тут же находятся старинные Никольские ворота, названные так в честь деревянной церкви, предшественницы той, что мы видим сегодня. Как уже говорилось ранее, Никольская церковь- летняя, и в 1775 году в пару к ней построили зимнюю церковь – Христорождественскую.

Церковь Святого Николая состоит из основного объема, колокольни и трапезной их соединяющей. Это очень красивое здание, богатое украшениями. Не зря именно его выбрали для съемок фильма «Женитьба Бальзаминова» (эпизод, когда барыня в исполнении Нонны Мордюковой крестится на церковь).

Последняя реставрация проводилась в 1960 году под руководством О.Г. Гусевой.

После того, как в 2007 году настоятелем храма стал священник Андрей Давыдов, в Никольской церкви под управлением настоятеля открылась мастерская по написанию икон.

Козьмодемьянская церковь

Козьмодемьянская церковь (фото)

Рекомендовать место

13

3

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе или Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом берегу реки Каменки, построенный в 1725 году.

В древности здесь существовал мужской монастырь Космы и Дамиана, основанный в конце 12 века. Но в 17 веке от него осталась только деревянная церковь, которую 1725 году заменили каменным храмом с колокольней и приделом.

Церковь рассчитана на то, чтобы быть видной издалека. Хороший вид на нее открывается с улицы Ленина. Храм обладает живописной асимметрией композиции, которая характерна для архитектуры 17 века. Колокольня размещена в северо-западном углу простого куба здания, увенчанного одной главкой. С другой стороны к церкви примыкает низкий одноглавый придел. До революции вокруг храма была сооружена каменная ограда с лестницей, спускавшейся к реке Каменке.

Парная Боголюбская и Козьмы и Дамиана церковь

Парная Боголюбская и Козьмы и Дамиана церковь (фото)

Рекомендовать место

9

1

Крестовоздвиженская и Козьмодемьянская церкви в Суздале, расположенные на живописном берегу реки Каменки, представляют собой так называемые «парные» церкви, то есть зимнюю (теплую) и летнюю (холодную). В Крестовоздвиженской зимней церкви службы проводились в зимнее время,так как она отапливалась, а в неотапливаемой Козьмодемьянской церкви службы проводились летом.

Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1696 году, состоит из двух клетей разной высоты, более высокая клеть увенчана главкой на широком барабане. Колокольня церкви шатровая, шатер колокольни не является вогнутым, на нем в два ряда расположены небольшие слуховые отверстия.

Козьмодемьянская однокупольная церковь постройки XVIII века возведена в стиле барокко. Высокий восьмерик поставлен на невысоком четверике, глава купола посажена на узорный барабан с кокошниками.

В настоящее время службы в этих церквях не ведутся.

Воскресенская церковь из села Потакино

Воскресенская церковь из села Потакино (фото)

Рекомендовать место

9

1

Воскресенская церковь, построенная в 1776 году, привезена из села Потакино и входит в комплекс Музея деревянного зодчества.

Она представляет собой распространенный в то время во Владимирской губернии вид храмов – «восьмерик на четверике». Храм увенчан небольшой главкой и крытый дощатой кровлей.

К основной части церкви примыкает трапезная, а к ней, в свою очередь, со стороны запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню венчает широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, которая крыта лемехом.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (фото)

Рекомендовать место

7

1

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была сооружена в конце XVII века на месте разрушенного Андреевского монастыря. Это каменная церковь дошла до нынешнего времени без алтарной части и шатровой колокольни.

Внешний и внутренний облик церкви весьма интересен: арки, большие окна, небольшие колонны, резные фрагменты. На верхней части церкви находится фигурная главка, поставленная на высокий барабан с кокошниками.

Тихвинская церковь является прекрасным примером различных интересных декоративных решений и методов, которые можно увидеть в интерьерах древних сооружений Суздаля.

Сегодня церковь не действует, а лишь является важным архитектурно-историческим сооружением города.

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского (фото)

Рекомендовать место

14

3

Церковь Александра Невского — одна из трёх церквей, расположенных в юго-восточном районе Суздаля, называемом Михали или Михайлова сторона. Она построена в начале 20 века и является единственной сохранившейся церковью Суздаля в псевдорусском стиле.

Небольшой крестообразный в плане храм из красного кирпича нарядно украшен наличниками, карнизами и колонками. Строители стремились приблизить его к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане.

Эта церковь долгое время была заброшена, и только в начале 21 века ее отреставрировали и обнесли оградой вместе с церковью Михаила Архангела и храмом Флора и Лавра.

Ильинская церковь

Ильинская церковь (фото)

Рекомендовать место

13

3

Ильинская церковь (или Церковь Ильи Пророка) расположена в Суздале, на вершине небольшого холма, напротив Суздальского кремля. Ильинская церковь из камня появилась здесь в 1744 году на месте деревянной церкви. Церковь пережила многое. Так, во времена советской власти церковь существенно пострадала. Были разрушены колокольня и трапезная. Храм долгое время был на реставрации, которая завершилась только к 2010 году. После реконструкции церкви был возвращен её первоначальный вид.

Эта бесстолпная одноглавая церковь, увенчаная луковичной головкой является примером храма 18 века.

Преображенская церковь с. Козлятьево

Преображенская церковь с. Козлятьево (фото)

Рекомендовать место

15

3

Преображенская церковь из села Козлятьево, полностью выполненная из дерева, – шедевр древнерусской архитектуры. Предположительно, постройку относят к 1756 году, а в 1967 году с целью сохранения церковь была перенесена в Суздаль на территорию музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

По мнению искусствоведов, это один из примеров многоярусного деревянного храма. Ее неизвестные создатели обладали недюжинным талантом: используя только деревянные конструкции, они создали храм нарядный и торжественный. Вместе с тем линии его необычайно выразительны, гармоничны, а само строение имеет очень четкие пропорции.

Основу Преображенского храма составляет четверик. На него поставлены один за другим три восьмерика, которые постепенно уменьшаются кверху. К основному строению с восточной части примыкает алтарная апсида, с юга и севера – приделы во имя Николая Чудотворца и Симеона Столпника. С западной стороны — трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочкообразные кровли крыты нарядным осиновым лемехом (деревянной черепицей).

Преображенская церковь не только одна из самых высоких в музейной экспозиции — ее высота достигает 67 метров — но и, пожалуй, самая красивая. Она очень гармонично вписывается в типично русский суздальский пейзаж.

Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь (фото)

Рекомендовать место

7

Борисоглебская церковь, построенная в 1749 году на месте разрушенного Борисоглебского монастыря, располагается недалеко от Музея деревянного зодчества Суздаля. Церковь является ярчайшим примером барочной архитектуры XVII—XVIII веков.

Сегодня взору туристов и местных жителей доступна полуразрушенная церковь из красного кирпича, однако на ней видны новые оконные рамы. Ее реставрация производилась Варгановым в 1961 году. Ранее рядом с храмом стояла Никольская церковь XVIII века постройки, ныне несуществующая.

Колокольня храма напоминает по своей архитектуре владимирскую колокольню храма Никиты-мученика, а композиция – храм Николы в Галлеях (восьмерик на четверике). Храм Бориса и Глеба отличается своей выразительностью, простотой и крупными деталями. Украшают здание белые наличники, пилястры, портал.

Цареконстантиновская церковь

Цареконстантиновская церковь (фото)

Рекомендовать место

13

4

В Суздале сосредоточено немалое количество храмов. Один из них – это Цареконстантиновская церковь. Местным жителям она известна еще под названием Царевская.

Из исторических источников известно, что в начале XVII века, на месте теперешней церкви стояла деревянная церковь царя Константина. По истечении времени церковь была разобрана, а в 1707 году, на ее месте начались строительные работы по возведению нового каменного храма.

К церкви пристроили алтарную абсиду, а позже и круглая «ампирная» паперть с тремя портиками. Такое строительное решение верха здания было вполне характерным для суздальского зодчества. Само здание являет собой высокий куб, который перекрыт кровлей на 4 ската и украшен пятью главами с длинными, вытянутыми крестами.

Главным отличием храма является его завершение – это пять красивых глав, которые так как и барабаны удлинены во всех деталях купола (шпили, купола, шейки). Декоративный карниз с арками в форме подковы с поребриком является уникальным примеров в истории архитектуры Суздаля.

Белые стены церкви декорированы кокошниками и красивыми резными оконными наличниками. В XIX веке к зданию церкви пристроили круглый притвор, который хоть и был выполнен в классическом стиле, очень гармонично дополнял основной объем.

Христорождественская церковь

Христорождественская церковь (фото)

Рекомендовать место

6

1

Церковь появилась в 1775 году. Сразу строилась качественно из камня, а не из дерева как делали раньше. Внешне очень похожа на обычный крестьянский дом, если бы не тонкая главка с барабанами.

Здание церкви состоит как бы из двух частей разных по размеру. Это характерная особенность многих суздальских храмов.

Не смотря на маленькую площадь храма, он вмешает в себя помимо основной части еще трапезную и притвор. Фасад украшен резными пилястрами, зубчатыми фризами и каменными наличниками. Стены побелены в кипельно-белый цвет. Все окна в форме арки. Над притвором установлена фреска Рождество Христово.

В 1964 году Христорождественскую церковь была частью декораций в фильме «Женитьба Бальзаминов» режиссера К. Воинова.

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь (фото)

Рекомендовать место

6

Воскресенская церковь — это летняя церковь, построенная в 1720 году. Она находится на главной площади Суздаля, напротив Гостиного двора.

Воскресенская церковь — это удивительный и редкий образец двухстолпного кубического храма.

Она представляет собой возвышающееся белоснежное одноглавое здание с гладкими стенами фасадов и колокольней.

По углам ее стены украшены пилястрами, а четырехскатную кровлю венчает один барабан, украшенный наличниками и треугольными фронтонами. С востока к ней примыкает алтарь, а с запада — прямоугольная паперть. На стенах и столбах храма вы сможете увидеть сохранившиеся фрагменты росписей 18-19 веков.

Входо-Иерусалимская церковь

Входо-Иерусалимская церковь (фото)

Рекомендовать место

11

3

Входо-Иерусалимская церковь относится к числу достопримечательностей Суздаля. Вместе с Пятницкой церковью храм образует единый ансамбль.

Расположен храм рядом с оборонительными укреплениями Кремля, в юго-западной части торговой площади.

Храм был возведен в 1707 году на месте ветхой деревянной церкви. Здание построено в классическом стиле. Стены храма гладкие. Окна украшены резными наличниками и расположены на одной высоте с окнами соседней Пятницкой церкви.

Изначально церковь была пятиглавой. В 18 веке к пятиглавию постепенно угасал интерес, и во время первого ремонта были снесены четыре главы. Но в 1990-1995 годах все пять глав были восстановлены и сейчас украшают храм.

Деревянная Никольская церковь

Деревянная Никольская церковь (фото)

Рекомендовать место

12

2

В архитектурном ансамбле суздальского Кремля, который практически весь сделан из камня, сохранилась небольшая церковь, сделанная из дерева. Это Никольская церковь. Она была построена в 1766 году в селе Глотово, в Юрьев-Польском районе. В 1960 году церковь была восстановлена архитектором М. М.Шароновым и перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества. Перевоз связан с необходимостью полного сохранения памятника и планами развития города Суздаля, как туристического центра.

Теперь Никольская церковь — один из самых главных экспонатов Музея деревянного зодчества в Суздале. Она поражает, так как является произведением плотницкого искусства – церковь создана без единого гвоздя. Никольская церковь имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму своего алтаря, изящную главку, крытую осиной.

Лазоревская церковь

Лазоревская церковь (фото)

Рекомендовать место

11

Церковь святого Лазаря с пятиглавым завершением 1667 года постройки представляет собой старейший каменный посадский храм, который был построен на месте одноименной деревянной церкви.

Лазоревский храм стал первым храмом Суздаля, в архитектуре которого впервые появились те декоративные детали и приемы, которые позже стали характерными для суздальских храмов XVII-XVIII веков.

Внутреннее убранство церкви впечатляет своим богатством и говорит о статусе людей, на чьи средства она строилась.

Смоленская церковь с колокольней

Смоленская церковь с колокольней (фото)

Рекомендовать место

9

1

В древнем Суздале привлекают внимание не только монастырские комплексы и Кремль, но и множество отдельно стоящих храмовых построек. Среди последних особо выделяется пятиглавая Смоленская церковь, создание которой относят к 1696-1707 гг.

Церковь была построена на юго-востоке от Спасо-Евфимьева монастыря и освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Храм выделяется своей массивностью и монументальностью. Основу постройки составляет почти правильный куб, который мог бы выглядеть несколько тяжеловесно, если бы не пять легких башенок (барабанов), украшенных куполами. Они устремляются ввысь, зрительно увеличивая высоту храма и компенсируя основательность нижней его части.

Смоленская церковь встречает гостей города, приезжающих в Суздаль со стороны Ярославля, видимо, поэтому отделке фасада с северной стороны уделено особое внимание. Северный фасад показывает «товар лицом»: его украшает дверной портал, окна декорированы наличниками особой формы с фигурными колонками, прекрасными бусинами и удивительно красивым карнизом из обожженного лекального кирпича без побелки. Внизу возле юго-восточного угла расположено только одно окно. Южный фасад храма совсем прост, он не имеет даже входа. По верхнему периметру здание украшено фризом из 12 кокошников(арок) на каждой стороне. Колокольня, стоящая рядом, появилась гораздо позже, уже на рубеже XVIII-XIX веков.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (фото)

Рекомендовать место

9

1

Благовещенская надвратная церковь — замечательное произведение древнерусского зодчества. Это самое раннее сооружение в Покровском монастыре, построенное около 1515 года.

Архитектура здания — комбинация крепостной башни с церковкой. В церкви имеется центральная часть и алтарь. Помещение для отдельного престола находится в юго-восточной части храма. В северо-восточном углу строения есть небольшое помещение — «придел» с престолом, оформленный в честь Михаила Архангела. Позже все боковые помещения были разобраны в связи с преобразованием молельни.

Благовещенская церковь — это работа и творчество местных суздальских мастеров. Доказательством этого служит декорирование южного фасада здания валиками, поребриком и ширинками.

www.openarium.ru

Суздальские церкви (часть 1) — Solum cor ferventer

Еще летом мы были в Суздале. Фотографий мы сделали великое множество, но только сейчас получилось их выложить. Суздаль — городок небольшой, старый и очень красивый. В нем находятся более трех десятков церквей, которые очень напоминают мне людей — в чем-то одинаковые, а в чем-то очень разные. Именно церквям Суздаля и посвящается эта запись.

Первая церковь, с которой нередко начинается знакомство приезжих с достопримечательностями Суздаля — Успенская, находящаяся в Суздальском Кремле.

Красная церковь очень эффектно смотрится на фоне синего неба и зеленых травы и листвы. Что интересно, колокольня находится не симметрично по отношению к основному объему (который представляет собой так называемый восьмерик на четверике).

А вот так Успенская церковь выглядит с городского вала:
Что интересно, основной купол даже выше колокольни — не так уж часто такое встретишь!

Вид Успенской церкви на пути из Кремля к Торговой площади:
Труба над трапезной указывает на то, что церковь теплая, то есть отапливаемая в холодное время года, что в нашем климате очень важно. Но теплыми являются далеко не все церкви в Суздале.

Следующая фотография мало отличается от предыдущей, так что можно играть в поиски отличий (а они есть).

Церковь весьма старая — предположительный год постройки 1650, но церковь была сильно перестроена после пожара 1719 года. Церковь представляет собой редкий для Суздаля стиль нарышкинского барокко.

Черно-белая церковь на фоне синего неба тоже весьма эффекта:

А вот редкий вид церкви — с Ильинского луга, который находится на противоположной стороне реки Каменки между Ильинской горой и Кожевенной слободой:

Главным храмом Суздаля является Рождественский собор, стены которого настолько древние, что были построены еще до Нашествия. Но, разумеется, по разным причинам собор много раз перестраивался, и теперь выглядит так:

Или так:

Конечно, он очень красив, и мне импонирует его белоснежность, но куда больше мне нравятся небольшие старые церкви, которых в Суздале очень много. Поэтому не будем долго задерживаться на соборе, а пойдем дальше.

Дальше мы рассмотрим одну из самых знаменитых суздальских церквей — церковь Воскресения на Торгу. Пожалуй, именно она, а не Рождественский собор является визитной карточкой Суздаля.

Церковь является холодной, а построена она в 1720-е годы. Колокольня тоже расположена не симметрично, а является практически отдельной постройкой. Завешается колокольня не шатром, как было в те годы принято в Суздале, а шпилем.

В церкви достаточно много окон, и немного внешних украшений, что делает ее в меру строгой, но и не обедненной декором.

Рядом с ней стоит малозаметная теплая церковь в честь Казанской иконы Божьей матери. Парные церкви (холодная и теплая) — интересная особенность суздальского церковного строительства.

Воскресенская церковь ограничивает Тороговую площадь (хотя Торговые ряды тянутся еще далеко), а на ней стоит почти как игрушечная.

С других ракурсов церковь снимать трудно — или мешют деревья, или ее закрывают другие постройки. Но с главной улицы Суздаля можно увидеть церковь вот так:

Вечером, на фоне дождевых туч, церковь выглядит эффектно:

За торговыми рядами стоят парные церкви практически одинаковые по размерам: теплая Пятницкая (слева) 1772-го года и холодная Входо-Иерусалимская (справа) 1707-го года.

В былые годы между ними стояла еще и колокольня, но в советские годы ее снесли (старое фото с другого сайта). Кроме того, четыре дополнительных главы (вероятно, задуманные изначально) появились над Входо-Иерусалимской церковью уже в наше время.

Церкви окружены заборчиком, подойти к ним нельзя, а плиточная дорожка ведет мимо них.

За цекрвями виднеется Успенская церковь, а так же колокольня около Рождественского собора

Вид на церкви с Кремлевского вала (видна и Воскресенская церковь):

Входо-Иерусалимская церковь пасмурным вечером:

Кресто-Никольская церковь тоже расположена рядом с Торговыми рядами (на северной их оконечности). Но из-за того, что она почти вся обсажена деревьями, рассмотреть и заснять ее не так-то просто.

Церковь построена в 1770-м году. Утверждается, что с разных сторон (с северной и южной) она выглядит по-разному. Вечером же она выглядит так:

Смоленская церковь (1696 — 1706) находится около Спасо-Ефимиева монастыря, на противоположной стороне дороги:

Церковь очень велика по размерам (вероятно, самая объемная в Суздале, если не считать Рождественский собор и крупнейшие монастырские храмы).
Сзади церковь выглядит так:

То есть это очень мощная пятиглавая постройка.
Есть вероятность того, что многие не заметят, что колокольня на самом деле стоит отдельно от церкви. Но от Спасо-Ефимиева монастыря это видно:

Хотя, разумеется, и церковь и колокольня представляют собой единый ансамбль.

А рядом с ними еще стоит маленькая теплая церковь Симеона Стоплника, но что-то в мой объектив она попала лишь частично, и на черно-белом снимке.

Несмотря на всю красоту других церквей, мне, еще в предыдущую поездку в Суздаль больше других полюбилась Никольская церковь (1720-30-е годы). Она находится в стороне от основных туристических дорог, поэтому показывают ее редко, а рассказывают о ней вовсе в исключительных случаях. Вид на церковь с противоположного берега Каменки
Дополнительный купол над апсидой — не еще один купол этой церкви (или купол над приделом), а купол церкви Усекновения главы Иоанна Предчети.

Церковь стоит на территории Кремля. Раньше около нее были Никольские ворота.
Раньше церковь была в плачевном (то есть достаточно облезлом) состоянии. Сейчас ее приводят в порядок и «вылизывают». Обычно вылизанные старые церкви мне не нравятся, но тут получается, по-моему, очень даже неплохо.

С вала церковь выглядит так:

Маленький купол перед церковью — парная с ней теплая церковь Рождества Христова (Христорождественская). Верхушка колокольни на дальнем плане — колокольня между Ризоположенской и Знаменской церквями на Мжаре.

Христорождественская церковь:

Очень интересна колокольня Никольской церкви — она обладает вогнутым шатром, что является уникальной особенностью Суздальских церквей. Такой вогнутый шатер называется «Суздальская дудка».

В церкви находится иконописная матерская Андрея Давыдова (ссылка).
Церковь мне очень нравится. На этой фотографии хорошо видна разница между отреставрированной и еще не обновленной частями:

А художник Борис Михайлович Кустодиев написал картину «В старом Суздале» (здесь или здесь). На заднем плане изображена именно Никольская церковь. Мы сделали подобную фотографию, хотя, кажется, наш ракурс несколько отличается:

На этом пока все. Но продолжение будет во второй части.
Спасибо за внимание! Больше моих фотографий Суздаля и не только его можно увидеть здесь: http://www.panoramio.com/user/spalexxx

spalexxx.livejournal.com

Церкви города Суздаля: begemusja — LiveJournal


Главный храм Суздаля — Богородице-Рождественский собор, стоит на территории Кремля.

Когда-то Суздальский кремль представлял собой крепость, обнесённую стенами с 14-ю башнями, до наших дней частично сохранились лишь оборонительные валы, многие постройки на территории Кремля были разрушены, Богородице-Рождественский собор дошёл до нас в перестроенном виде. Сейчас трудно это представить, но когда-то собор имел иное навершие, усыпанные звёздами синие главки появились лишь в XVIII веке. Исследователи полагают, что этот собор четвёртый по счёту, поставленный на том же самом месте. Согласно преданию, первая церковь, названная в честь Успения Богородицы, появилась здесь ещё в конце Х века по велению киевского князя владимира Красно Солнышко, посетившего в ту пору поселение, ставшее впоследствии городом Суздалем. Храм был деревянный, одноглавый, и, вероятно, был сожжён в 1096 году во время разорения города Олегом Гориславичем.
На рубеже XI — XII веков Владимир Мономах приказывает вновь укрепить кремлёвскую территорию и построить здесь первый на Северо-Востоке руси каменный храм, сооруженный в соответствии с киевскими архитектурными традициями из кирпича-плинфы. Построенный на неглубоком фундаменте, храм спустя полвека обрушился. При князе Юрии Долгоруком на его месте возводится третий собор в новой полубутовой технике кладке из камня-известняка. В 1222 году Сын Всеволода Большое Гнездо Георгий приказывает разрушить обветшавший храм и на его месте возвести новый собор с белокаменной резьбой, как во Владимире. В 1225 году храм был освящён и переименован из Успенского в Рождественский.
У Богородице-Рождественского собора непростая судьба. Его грабили монголо-татары, во время разорения Суздаля казанскими татарами собор горел и его кровля обрушилась, он стоял в запустении более 80 лет. Собор отремонтировали в 1530 году по приказу и при финансовой поддержке Василия III: его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили верхний ярус из кирпича, после чего храм стал пятиглавым (изначально он, вероятно, имел три шлемовидных купола).

Нижний ярус собора, относящийся к XIII веку, сохранил древнюю белокаменную резьбу. Уникальный лев, который с угла смотрится анфас, а с боку — в профиль.

Львы стерегут собор

Деревянная Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района, она представляет собой образец древнейших «клетских» храмов. Церковь перевезена в Суздаль и восстановлена в 1960 году архитектором М.М.Шароновым. Храм поставлен на некотором удалении от основных построек Кремля, в древности здесь по земляному валу проходили деревянные укрепления, сейчас же западная часть территории Кремля лишена построек, и Никольская церковь гармонично заполнила собой эту пустоту.
(подробнее о музее деревянного зодчества можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/128400.html )

Кремль. Архиерейские палаты — комплекс построек XV — XVIII веков.

Возле Кремля пасётся корова с телёнком, сейчас они направляются домой, ничего особенного ))

На этом фото есть всё: азиатские туристы, корова, утки, речка Каменка, кораблик, церковь, улочка с деревянными домами… Это Суздаль, детка, типичный Суздаль! 😉

На этом маленьком кораблике можно прокатиться по речке Каменке.

Суздальские церкви преимущественно стоят на возвышенностях и прекрасно просматриваются с воды.
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, построена из красного кирпича в стиле барокко в конце XVII либо в середине XVIII века.

Фото Прокудина-Горского

Недавно отреставрированная церковь Ильи Пророка на Ивановой горе. Классический пример посадского храма первой половины XVIII века: восьмерик на четверике, увенчанный луковичной главкой.

Фото Прокудина-Горского

Колокольня была разрушена в годы Советской власти, воссоздана. Перед храмом лежит непростой камень!

Рядом с храмом находится квасная изба, где можно хлебнуть вкусного кваску! 😉
Вообще прогулка по берегу Каменки доставляет несомненное удовольствие и возможность полюбоваться красивыми видами…

Слева-направо: колокольня Ризположенского монастыря, церковь Богоявления (1781), церковь Рождества Иоанна Предтечи (1739)

Вид с воды на эти же постройки.

Берега Каменки очень зелёные, местами совсем заросшие камышом и непролазным кустарником.

Вид на колокольню, в центре виднеется колокольня Антипиевской церкви и чёрные главки Лазаревской церкви.

Церковь входа Спасителя в Иерусалим, 1707 год.

Богоявленская церковь с деревянным мостиком, в пролёт которого наш кораблик едва протиснулся ))

Каменный автомобильный мост, с которого, кстати сказать, открывается отдличный вид сразу на три монастыря.

Впрочем, с воды тоже хорошо! Слева ансамбль Покровского монастыря, по центру Спасо-Евфимиев монастырь, справа Александровский монастырь.
Слева и справа есть мостки, народ вовсю купается, если приглядется, по центру в воде виднеются две головы. Здесь наш кораблик развернулся и отправился назад к пристани напротив Кремля.
(подробнее о монастырях Суздаля можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/127970.html )

Кажется, дождь собирается… Страшно живописно!!!

Вид на пятиглавую Входо-Иерусалимскую церковь, на переднем плане стоит Пятницкая церковь, на заднем виднеется Воскресенская церковь с колокольней.

Летняя Входо-Иерусалимская церковь расположена между Кремлём и Торговыми рядами. Она составляла единый ансамбль с тёплой Пятницкой церковью (слева) и снесённой колокольней.

Фото церквей в начале ХХ века.
Изначально Входо-Иерусалимская церковь была пятиглавой, но в XVIII веке 4 маленькие главки были снесены, их восстановили в ходе реставрации в 1990-х годах. Колокольня и кирпичная ограда с каменными воротами не воссозданы.

С оборонительного вала открывается прекрасный вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы «на княжьем дворе».
Точная дата стоительства храма неизвестна, предположительно он поставлен на месте сгоревшей деревянной церкви в 1650 году. После пожара 1719 года Успенская церковь перестроена в редком для Суздаля стиле нарышкинского барокко.
В 1920-х годах судьба церкви была под угрозой. Руководство политизолятора, размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церквей для использования кирпичей «для строительных надобностей». Романовский предложил оставить Успенскую церковь, которая в соединении с приделом и колокольней представляла собой более интересный ансамбль. Но, увы, впоследствии придел с колокольней тоже были разрушены (сейчас воссозданы).

Успенская церковь до революции

Разрушенная Афанасьевская церковь (фото из книги «Суздаль ХХ век»)

Не желаете прокатиться? ))

Торговая площадь с сувенирными лавками и Воскресенская церковь 1720 года

Принарядили девицу-красавицу…

… и пошли на детскую площадку напротив торговой площади фоткаться с деревянными скульптурами сказочных персонажей!

У северной части торговых рядов находится Кресто-Никольская церковь с часовней «Обетная». Храм построен в 1770 году на месте часовни XVII века, поставленной в знак избавления от «морового поветрия» 1654 года.
В XIX веке к ней пристроены трапезная и колокольня со шпилем.

Зимняя Антипиевская (1745) и летняя Лазаревская (1667) церкви расположены между Торговой площадью к Ризоположенским монастырём.
Роскошная Лазаревская церковь открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля, она явно превосходит по красоте и богатству декоративного убранства свою зимнюю соседку.
Колокольня, вероятно, построена раньше, её нарядная расцветка и вогнутый шатёр с круглыми отверстиями «слухами» характерны для архитектуры XVII века.

Смоленская церковь (рубеж XVII-XVIII ввю) расположена в начале улицы Ленина (бывшей Ярославской) возле Спасо-Евфимиева монастыря и гостиницы Николаевский посад, где мы остановились.

Купола Смоленской церкви хорошо просматриваются с территории гостиничного комплекса. Гостиница не из дешёвых, но, несомненно, одна из лучших в Суздале. На территории установлено много занятных памятников.
Торговка огурцами. В Суздале царит огуречный культ, у них даже Праздник огурца летом проводится ))

Пока кучер ждёт, барин водочку огурчиком закусывает-с! ))

На территории имеется собственный бассейн с артезианской водой! 😉

На ресепшне гостей встречает дама с собачкой

Постояльцы располагаются вот в таких домиках, выстроеных «под старину». На этаже 2-3 номера. Мы жили на третьем этаже под самой крышей.

Вот такие там были потолки, не очень удобно, зато антуражно ))

http://www.nposad.ru/territory

Так выглядит улица Ленина — главная улица Суздаля. Архитектурный облик города находится под охраной ЮНЕСКО.


begemusja.livejournal.com

Суздаль — город храмов и церквей

На прошлых выходных выбрались компанией из четырех человек во Владимирскую область — эдакое двойное свидание длиной в два дня 🙂 Первым пунктом программы стал славный город Суздаль.

01. Осмотр города начинаем конечно же с Торговой площади. На фото Воскресенская церковь на торгу, построенная в 1720 году на месте одноименной деревянной. Воскресенская среди городских церквей занимала главенствующее положение, поэтому все прибывающие в суздальскую епархию архиереи сначала останавливались именно в ней, а уже потом направлялись на молебен в Рождественский собор.


В центре городского герба изображен сокол — символ красоты и храбрости. Корона на его голове показывает, что Суздаль имеет богатую историю: в первой половине XII века город был центром Ростово-Суздальского княжества, с середины XIII века — столица самотоятельного Суздальского княжества, в первой половине XIV века — столица Новгородско-Суздальского княжества. Синий цвет символизирует честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо. Красный — храбрость, мужество, великодушие, любовь, религиозные и политические идеалы.

02. Торговые ряды постройки 1806-1811 годов.

03. В северной части рядов находится Кресто-Никольская церковь 1770 года, построенная в честь избавления от «морового поветрия» (чумы), свирепствовавшего веком раньше — в 1654 году.

04. Внутреннее убранство.

05. А на этой фотографии на фоне Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря видны сразу две церкви — церковь Антипия, епископа Пергамского (на переднем плане) и церковь Лазаря Праведного Воскрешения (на заднем). Тут, наверное, стоит упомянуть одну отличительную особенность города: большинство церквей здесь парные — зимние и летние. Как следует из названия, в летних служба велась в теплое время года, а в зимних — в холодное. Просто зимнюю церковь отапливать было легче.

06. Панорама излучины реки Каменки. А сколько храмов вы сможете насчитать на этом снимке? 🙂 (панорама кликабельна до 4234×1280)

07. Слева на снимке видны еще две парные церкви — зимняя Пятницкая (1772) и летняя Входо-Иерусалимская (1702-1707).

08. Хоть в Березку отправляй.

09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно, каменная церковь была поставлена на этом месте в 1650 году на месте сгоревшей деревянной. После сильнейшего пожара в 1719 году она была перестроена.

10. Здание пожарного отряда №1 постройки конца XIX века. Памятник архитектуры, между прочим.

11. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1720 год. Судя по всему ее не так давно отреставрировали, в конце 2014 года она представляла собой довольно печальное зрелище.

12. Летняя церковь Святого Николая, 1720-1739 годы.

13. А вот и глава парной ей зимней церкви Рождества Христова (1775).

14. Ну а мы движемся в сторону кремля. В городе, кстати, очень много китайских туристов.

15. В кремле находится Никольская церковь из села Глотово, построенная в 1766 и перевезенная в Суздаль в 1960 году.

16. На противоположном берегу Каменки стоит церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744).

17. Ну и собственно то, ради чего — Богородице-Рождественский собор. Был построен в 1222-1225 годах. В 1445 году Суздаль сожгли крымские татары, в результате этого пожара обвалилась верхняя часть собора. В 1528 году старые стены разбираются до аркатурного пояса и заменяются кирпичными, прежде трехглавый собор становится пятиглавым, в XVII он расписывается изнутри.

18. Соборная колокольня.

19. Убранство собора.

20.

На улице темнеет и холодает, мы решаем поужинать и двигать к месту нашего ночлега. Да-да, идею блока про еду и ночлег стырил у Лебедева.

Ужинаем в ресторане Погребок (ул. Кремлевская, 5)
★★★⋆⋆
Вкусная медовуха, ничешные пельмени, пиво так себе, цены кусаются.

Ночуем в гостевом доме Эко Хаус у реки (ул. Виноградова, 43)
★★★★★
Гостеприимная хозяйка, уютные номера, вкуснейшие завтраки.

21. На следующее утро идем смотреть Спасо-Евфимиев монастырь. По дороге встречаем котеечку.

22. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696-1706).

23. Посадский дом постройки XVII-XVIII веков, единственный сохранившийся в городе каменный жилой дом того времени.

24. Вот мы и подходим к монастырю.

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, однако он сменил свое название на нынешнее в честь первого своего игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского. Нынешний облик монастыря сложился в XVI-XVII веках. В 1445 году у стен монастыря произошло сражение между русским войском под командованием великого князя московского Василия II и казанским войском под командованием казанских царевичей Махмуда и Якуба, в котором Василий потерпел поражение и был взят в плен.

25. Монастырские стены.

26. По ним, кстати, можно погулять.

27. Я фотографирую, как фотографирует Рита 🙂 «We need to go deeper» 🙂

28. Экспонаты на втором ярусе проездной башни.

29. Надвратная Благовещенская церковь поcтройки XVI-XVII веков. В XVI веке именно по этой церкви проходила южная граница монастыря.

30. Аптекарский огород.

31. Успенская трапезная церковь, построенная в 1525 году.

32. Спасо-Преображенский собор, который строился с 1507 по 1594 год. В 1507-1511 года здесь появилась маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее дошедшее до нас сооружение монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к церкви было пристроено здание собора, а сама она стала называться Евфимиевским приделом.

33. Интерьер. Можете передать привет Рите, Кате и Илье — вон они справа на снимке собор рассматривают 🙂

34. Монастырская звонница.

35.

36. Усыпальница князей Пожарских.

37. К сожалению, у монастыря было и темное прошлое. В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1923-1939 годах тюрьма была превращена в политизолятор. После начала Великой Отечественной войны здесь был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. В 1943 году монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий (в частности, в нем содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс). В 1946-1967 году на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних.

38.

39.

40. Прощаемся с монастырем, да и с городом тоже и едем во Владимир.

Перед отъездом перекусываем в кафе Блинная (ул. Ленина, 135, на территории монастыря)
★★★★⋆
Отличные сырники и сочники, самообслуживание.

Stay tuned!

russiantowns.livejournal.com

Самые красивые церкви Суздаля

Суздаль – это город церквей! И это не простые слова. Отправляясь на прогулку по старинным улочкам города, перед вами раскрывается удивительная картина – на фоне жилых домов изобилие ярких пятен куполов озаряют город золотистым светом!

Суздальский посад. Лазаревская и Антипиевская церковь

В Суздале расположилось огромное количество церквей, всего их более трёх десятков. Каждая из них по своему уникальна и колоритна. Многие памятники архитектуры относятся к 16-17 векам. В те времена Суздаль был включён в состав Московского княжества, утратив, вместе с этим, статус политического центра. Но в то же время, он стал ремесленной и культурной столицей княжества. Сохранились в Суздале и более древние архитектурные памятники, относящиеся к 12 столетию. Многие церкви были возведены в 18 столетии. Принадлежащие разным эпохам, стоят они словно могучие воины, охраняя город.

Цареконстантиновская цековь

Каменные красавицы

Содержание статьи

Двумя красивейшими церквями в Суздале по праву считаются церкви Святого Антипия и Святого Лазаря. Эти церкви дополняются колокольней, с куполом в виде огромного вогнутого шатра.  Являясь «зимней» и «летней» церквями, вместе с колокольней они составляют общий архитектурный комплекс. Расположились эти каменные красавицы на территории посада, бывшего ремесленного и торгового центра города, недалеко от торговых рядов, украшая собою окрестные места.

Лазаревская церковь

Лазаревская цервковь

Церковь Святого Лазаря стоит на улице Старая с 1667 года, это так называемая «летняя» церковь. Её можно смело назвать первой красавицей среди всех церквей суздальских, по внешнему изысканному оформлению, по её оригинальной архитектуре и всей пышности и величавости строения ей нет равных!

Стоит это чудо древнего белокаменного зодчества на месте прежней деревянной церкви, впервые упомянутой в жалованной грамоте Ивана третьего Спасо-Евфимиеву монастырю от 1495 года. Деревянная церковь впоследствии сгорела, а на её месте в 1667 году раскинула свои крыла прекрасная белая «птица» – церковь Святого Лазаря!

Будучи по сути первой каменной и чётко датированной постройкой посада, Лазаревская церковь открывает эпоху строительства пятиглавых суздальских церквей и имеет в своём строении все пять световых барабанов, на которых расположены, пять её куполов. Своды храма поддерживают два столпа, а широкий церковный карниз украшают подковообразные кокошники и пояс изразцов, впервые применённых для украшения храмов.

Эта церковь восхищала людей всех эпох. Стоит представить какое восхищение горожан вызывало это величавое здание сразу после своей постройки! Белокаменные узорчатые стены, золотой блеск крестов, коричневатая медь – и всё это на фоне серых посадских изб! Возможно ли сравнить это с чем-либо? Разве что с инопланетным космическим лайнером, внезапно приземлившемся в нынешнем посёлке городского типа.

В настоящее время, храм отреставрирован. По завершению наружных работ он словно птица Феникс возродился из пепла времён!

Церковь Святого Антипия

Антипиевская цервковь

По соседству с Лазаревской церковью расположилась её более молодая соседка – церковь святого Антипия. Состоящая в паре с Лазаревской церковью, она служит «зимним» храмом и дополняет весь ансамбль своей удивительной красоты колокольней.

Первые упоминания о церкви, располагавшейся на этом месте относятся к 1628 году. В то время на месте нынешней Антипиевской стояла прежняя, Сретенская деревянная церковь. В 1745 году Сретенская церковь была демонтирована, а на её месте возвели каменную Антипиевскую церковь сохранившую в своём строении, тем не менее, классическую архитектуру типа зимних «деревянных Клецких» храмов.

Колокольня Антипиевской церкви

Особую ценность представляет искусно украшенная колокольня Антипиевского храма. По внешнему облику она более характерна для 17-го столетия и, по-видимому, была построена раньше основного одноэтажного здания церкви. Высокий восьмерик колокольни, стоящий на четырёхгранном основании увенчан вогнутым шатром. Шатёр украшают три ряда маленьких окошек. А фасады декорированы ширинками, рустом и оформлены в нескольких цветах. Благодаря этому колокольня и получилась такой изящной и самобытной – это самая красивая колокольня в Суздале!

Церкви сегодня

Сегодня эти церкви соединяют Торговые ряды, расположенные в центре города и Ризоположенский монастырь. После своего восстановления, они вновь засияли своими первозданными красками! Являясь большой частью культурно-исторического наследия Суздаля, они ежедневно манят к себе горожан и туристов полюбоваться мастерством древнерусских зодчих и современных реставраторов, так заботливо возродивших Антипиевскую и Лазаревскую церкви!

Входо-Иерусалимский храм

Кроме Антипиевской и Лазаревской церквей, Суздаль изобилует и другими шедеврами храмового строения минувших и нынешних веков. Такими как: Пятницкая, Входо-Иерусалимская, Кресто-Никольская, Казанская, Воскресенская, Цареконстантиновская церкви

Кресто-Никольская церковь

Пятницкая церковь в Суздале

Приезжайте в Суздаль и всё это вы увидите своими глазами!

turizmbezgranic.ru

Сколько церквей в Суздале? Церкви и монастыри Суздаля

Сколько церквей в Суздале, не скажет даже тот, кто бывал в этом городе не раз. В историческом районе храмы, колокольни и монастырские постройки встречаются буквально на каждом шагу. Согласно некоторым источникам, первая церковь здесь появилась в 999 году. Активное строительство пришлось на 16 век. Ответ на вопрос о том, сколько церквей и монастырей в Суздале, содержится в это статье.

История города

Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.

Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.

Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.

После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.

Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».

Суздальский кремль

Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.

Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.

Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.

Спасо-Евфимиев монастырь

Обитель расположена на правом берегу Каменки. Основана в 1352 году. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. Спасо-Преображенский собор – главный храм монастыря. Относится он к концу 16 столетия. В архитектурный ансамбль входит еще три церкви – Благовещенская надвратная, Никольская, Успенская.

Покровский монастырь

Нынешний облик этого архитектурного ансамбля сложился в 16 веке. Но основана обитель в середине 14-го. В 1923 году монастырь был закрыт, разорен. Некоторое время здесь располагалась так называемая шарашка – биологическая лаборатория, в которой трудились ученые-заключенные. Главный храм – Покровский собор. Других церквей на территории монастыря нет.

Александровский монастырь

Обитель основана в 1240 году, но спустя 500 лет упразднена (вследствие реформы, проведенной Екатериной Великой). Богослужения возобновились в 2006 году. К Александровскому монастырю относится Вознесенская церковь.

Ризоположенский монастырь

Это одна из старейших религиозных построек в России. Первая деревянная церковь, конечно же, не дошла до наших дней. Древнейшая постройка на территории монастыря – Ризоположенский собор. Этот храм возведен в начале 16 века. В 1882-м была построена Сретенская трапезная церковь.

Васильевский монастырь

Архитектурный ансамбль расположен в восточной части Суздаля. Монастырь был основан в 13 веке на пути из кремля в город Кидекшу. Собор Василия Великого возвели в 60-е годы 16 века, отреставрировали в 1961 году.

Торговая площадь

Эта достопримечательность находится в центре города и входит во все туристические маршруты по Суздалю. Торговые ряды были построены в начале 19 века. Этот ансамбль стал первым архитектурным комплексом в стиле ампир. На площади находится семь церквей.

Другие храмы

На правом берег реки Каменки, в той части города, которая называется Заречной стороной, расположено девять церквей. Большая часть из них основана в 18 столетии. Две церкви – в 16 веке.

К памятникам слободы Скучилихи относятся храмы Смоленской иконы Божьей матери и Симеона Столпника. Еще пять сооружений находятся в Посаде.

Итак, сколько церквей в Суздале? Количество храмов, расположенных у монастырей, – 12. За пределами обителей – 23. То есть всего в Суздале 35 церкви и 5 монастырей. Кроме того, более десяти православных храмов расположено в окрестностях города.

fb.ru

Церкви Суздаля. Суздаль. История. Легенды. Предания

Церкви Суздаля

На протяжении веков архитектурный ансамбль Суздаля складывался не вокруг кремля, как это обычно бывало в других городах, а вокруг разраставшихся и благоустраивавшихся монастырей. Каждый из них представлял собой крупный самостоятельный архитектурный центр, а рядом вырастали подмонастырские и посадские слободы с жилыми и хозяйственными постройками, жители которых занимались ремеслом или мелкой торговлей. Таким образом, Суздаль к XVIII веку имел как бы несколько центров, которые соперничали между собой, стараясь превзойти друг друга богатством и украшением своих сооружений.

При строительстве торгово-ремесленный, люд со своими вкусами и со своими, как оказалось, весьма значительными средствами, застроил пространство между кремлем и окраинами монастырского комплекса. Тесниться горожане не любили, поэтому и дома возводили не угол к углу, а посвободнее, с запасом огородной земли, чтобы в семье достаток был. И стали один за другим появляться дома — на вид вроде бы однотипные, но в то же время бесконечно разнообразные, благодаря неистощимой выдумке строителей.

Да и улицы горожане особо не прямили, хоть на это и был царский указ. Впоследствии, в 1788 году, императрица Екатерина II тоже повелела утвердить для Суздаля регулярный план, согласно которому городу должны были придать строгий, геометрически упорядоченный вид. Но и из этого мало что получилось, лишь на возвышенном левобережье была чуть отодвинута от реки и выпрямлена главная городская улица, по которой шла дорога из Владимира в Ростов.

При Петре I Суздальская епископия была упразднена, к тому же с XVII века ослабевает влияние церкви на искусство, в нем усиливаются светские начала, и в архитектуру начинает проникать дух жизнерадостной непринужденности. Каменное строительство, которое в Суздале продолжили купечество и горожане, развивает живописные традиции, сложившиеся уже в деревянном зодчестве; народные вкусы сказываются в многоцветности, красочности и праздничном изобилии декоративного убранства зданий.

В конце XVII века и в следующее столетие в городе было возведено почти все, что представляет не меньшую славу и гордость Суздаля, чем его древние памятники. Более тридцати каменных храмов (на месте прежних деревянных) построили богобоязненные посадские люди — оловянники, кузнецы, купцы, огородники и др. И возводя свои приходские храмы (холодные и теплые), они словно бы соревновались друг с другом. Повторяться горожане не любили, и поэтому каждая слобода старалась поставить храм лучше, чем у других. И хоть слободы, по словам краеведа А. Скворцова (заслуженного деятеля искусств России), «жили своей внутренней жизнью, характер имели почти общинный и со множеством забот справлялись всем миром. Для храмов отводили самое лучшее место в слободе, строили быстро и на совесть, стараясь не отставать от соседей. Поэтому и получались церкви не похожими друг на друга, во всем оставаясь оригинальными и самобытными — и в месте, на котором храм стоял, и в размерах, и в украшении, и даже башенки под церковными куполами были сложены каждая на свой лад, со своим рисунком кладки»…

Главные храмы города, сохранившиеся до нашего времени, были в основном построены в сравнительно недолгий период самостоятельной жизни Суздаля. Но кроме них повсюду — у древних валов и в тихом глухом переулке, на зеленых пригорках с полуразрушенными каменными лестницами и возле торговых рядов старой базарной площади — можно встретить маленькие одноглавые церковки с глухими выбеленными стенами, с двускатными, крытыми жестью кровлями и широкими окнами. Они больше похожи на жилые одноэтажные дома состоятельных горожан, а об их назначении напоминают только миниатюрные вытянутые главки и закругления алтарных апсид. Почти все эти церковки построены в XVIII веке суздальскими купцами и посадскими людьми.

Против Святых врат Свято-Покровского монастыря многочисленные гости Суздаля могут видеть Петропавловскую церковь, возведенную в 1694 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Теперь она является памятником посадской архитектуры города, и в настоящее время в ней открыта выставка росписи по дереву. Среди ее экспонатов можно увидеть прекрасные памятники рельефной резьбы и росписи XVII века — Царские врата и уникальную Иорданскую сень XVII века. Последняя представляет собой деревянное сооружение в виде беседки, богато украшенное снаружи: ее устанавливали над прорубью на реке Каменке в праздник Крещения, а свое название она (и подобные ей) ведет от палестинской реки Иордан. Были подобные сени и в других городах, но до наших дней сохранился только суздальский памятник, поэтому он ценен вдвойне — и как единственный в своем роде образец русского церковного быта, и как замечательное художественное произведение, так как построили и расписали его мастера и крепостные Архиерейского дома и Свято-Покровского монастыря.

В 1712 году рядом с пятиглавой Петропавловской появилась небольшая одноглавая Никольская церковь, с которой в Суздале церкви начали строить парами — большую летнюю и поменьше зимнюю. В Никольской церкви царица Евдокия Лопухина устроила престол в память о своем сыне — царевиче Алексее.

Церковь во имя Козьмы и Дамиана располагается на Яруновой горе, на которой в языческие времена находилось капище бога Яруна — покровителя плодородного Суздальского края[92].

Святые мученики и чудотворцы Косма и Дамиан были родными братьями и жили в селении неподалеку от Рима.

Научившись врачебному искусству, они стали успешно исцелять всякие болезни, и во всем им содействовала благодать Божия.

Помимо благодати исцеления Косма и Дамиан помогали людям и щедрыми подаяниями. У них было богатство, собранное предками и доставшееся им от родителей. Они продали его, вырученные деньги раздавали нищим и нуждавшимся, кормили голодных, одевали нагих — всем оказывали милосердие и благодеяние. Жили братья Косма и Дамиан в III веке и только одной награды требовали от исцеляемых ими людей — веры в Иисуса Христа. Когда они занимались врачеванием, то всегда говорили: «Мы только возлагаем на вас руки и ничего не можем сделать собственной силой. Все совершает всемогущая сила единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. Если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми». На самых больных людей (и даже на животных) возлагали они руки свои, и те сразу же выздоравливали. Исцеляли братья всех бесплатно, ни от кого не беря никакого вознаграждения и платы, за что люди прозвали их «безмездными врачами» (бессребрениками). И вскоре братья не только в самом Риме, но и в окрестностях города и селениях, которые они обходили, многих обратили ко Спасителю. Во время гонений на христиан они не захотели скрываться, поэтому их схватили и предали жестоким истязаниям.

Вот во имя этих мучеников и был устроен в Суздале храм — на том месте, где речка Каменка делает заворот. Космодамианская церковь, отражающаяся в воде, в настоящее время — один из самых поэтичных ансамблей города. Построена она была в 1725 году на месте прежней деревянной. В суздальском зодчестве здания зимней и летней церквей и колокольни обычно располагались отдельно друг от друга. В Космодамианской церкви здание летнею храма (основное), примыкающая к нему зимняя церковь и поставленная между ними восьмигранная колокольня сливаются в единый живописный памятник архитектуры.

В память блестящей победы русских дружин над шведами в 1240 году святой благоверный князь Александр Невский повелел устроить в Суздале обитель и назвать ее Александровской. В древности обитель называлась Большой лаврой, и этому монастырю великие князья московские — Иоанн Данилович и сын его Иоанн II — жаловали многие вотчины. Здания в монастыре были деревянными, кроме каменного соборного храма, при котором была устроена теплая церковь. Во время одного из пожаров обе церкви были сильно повреждены, но по указу царя Федора Алексеевича их довольно быстро восстановили на средства двух других суздальских монастырей — Свято-Покровского и Спасо-Евфимиева.

Эти церкви тоже оказались непрочными, и в 1695 году при митрополите Суздальском и Юрьевском Иларионе на месте двух прежних церквей был отстроен новый храм во имя Вознесения Господня, с северной стороны которого был устроен придел. Храм возводили на средства царской казны, пожалованные царицей Натальей Кирилловной и сыном ее царевичем Петром I, а также на вклады других жертвователей. В 1774 году Александровский монастырь упразднили, а храм был обращен в приходскую церковь с двумя престолами: один — в честь Вознесения Господня, другой — в память мученика Александра Перского.

Таким образом, до наших дней от старинного Александровского девичьего монастыря ничего не сохранилось, и сейчас многочисленные посетители и туристы могут увидеть только то, что было построено в XVIII веке — главные ворога с надвратной башней, гордо взметнувшуюся в небо колокольню с шатровым куполом да небольшую Вознесенскую церковь. В преддверии придельного храма можно еще увидеть надписи на надгробиях двух суздальских княгинь — Марии и Агриппины.

В одном из своих писем граф М. Толстой приводит следующую историю княгини Агриппины, имя которой значится на одной из надгробных плит. Она была младшей из двух дочерей князя Ростислава Михайловича, который правил в Сербской Мачве, и Анны Беловны — королевны Венгерской. Около 1250 года, когда Агриппина выросла, родители выдали ее замуж за польского короля Лешка И Черного. После того как они прожили 15 лет, Агриппина объявила, что уходит в монастырь из-за неспособности мужа к чадорождению. Потом супруги примирились, и Агриппина была объявлена наследницей престола.

В 1275 году она овдовела и право на престол передала племяннику (сыну своей старшей сестры — чешскому королевичу Вячеславу Богемскому). Никаких дальнейших известий о судьбе Агриппины история не сохранила.

Гробницы суздальских княгинь находятся под полом, где в свое время была устроена усыпальница, и, по преданию, стояли они не на земле, а висели на цепях, прикрепленных к каменным столбам. В старину вход в усыпальницу вел снаружи, но потом его заделали.

Старинное предание рассказывает, что, когда Александровский монастырь был упразднен и теплый храм оказался велик для прихода, решено было пробить вход в усыпальницу, чтобы убрать гробницы. Но какая-то невидимая сила оттолкнула рабочих, и все осталось по-прежнему.

То же предание сообщает, что в Александровской девичьей обители подвизалась родная сестра преподобного Евфимия, а когда был устроен Свято-Покровский монастырь женский — стала его первой игумен ней.

В паперти холодной церкви сохранился надгробный камень, надпись на котором гласит: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви священноиерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». Надпись на другой стороне камня сообщает, что служил он при церкви 70 лет, и далее следует эпитафия:

Жизнь долголетняя хвалы его венец,

Он дни свои провел в молитве и пощенье.

Чад добрых воспитал, быв нежный им отец,

Всевышний, упокой его в Твоем селеньи.

В Воскресенской церкви, которая находится на базарной площади, хранится чудотворная икона Божией Матери. Ее написал благочестивый инок Иоаким, живший в XVII веке и подвизавшийся в Шартомском Николаевском монастыре. Написал после явления ему в сонном видении Пресвятой Богородицы — по тому образу, какой был в Казани. По велению Царицы Небесной он принес и поставил икону в Воскресенской церкви, после чего уже не захотел возвращаться в свою прежнюю обитель. Устроив небольшую хижину неподалеку от Воскресенской церкви, он жил в ней до самой смерти.

В 1728 году, копая ров под фундаментом теплого храма, строители нашли гроб его целым и невредимым. Тогдашний суздальский епископ Иоаким знал, по преданию, кто покоится в этом гробе, и потому приказал не трогать и не открывать его, оставить на том же месте. В церкви сохраняются рассказы о подвигах блаженного инока Иоакима и о чудесах, бывших от написанной им иконы.

О суздальских церквах следовало бы рассказывать в отдельной книге, здесь же мы рассказали только о нескольких из них. И отметим, что до Октябрьской революции их было в городе 32, а к концу 1926 года осталось лишь шесть действующих церквей. «Все другие, — как пишет в своем исследовании А.И. Аксенова, — хоть и числились на учете и под охраной музея, томились закрытыми, постепенно разрушаясь и умирая, чему способствовало и местное население. В декабре 1926 года комиссия Суздальского горсовета констатировала, что Успенская и Пятницкая церкви «представляют пустующие здания без стекол и оконных переплетов». Иконостасы уже разобраны в связи со сдачей для смыва позолоты. В таком состоянии находилось большинство обезлюдевших храмов».

В.И. Романовский считал, что разоряют храмы подростки из местных детских домов, потому что «всю металлическую утварь и крепеж можно было сдать в Госторг по цене 28 копеек за килограмм». После набега на Троицкую церковь он сообщал начальнику суздальского уголовного розыска: «В теплой церкви не осталось ни одной целой вещи и нет возможности установить, от каких предметов валяются отдельные части. Внутри холодной церкви произведен полный разгром всего имущества. Остался иконостас с ободранными иконами первого яруса, все остальное обращено в мелкий лом».

В первое десятилетие советской власти было уничтожено внутреннее убранство многих суздальских храмов, создававшееся веками. Так, в начале июля 1926 года администрация политизолятора ОГПУ возбудила «вопрос об использовании одного из церковных зданий для строительных надобностей». И первой для этих целей разобрали Афанасьевскую церковь, которая располагалась в кремле. В.И. Романовский в том году записывал: «Когда началась разборка Афанасьевской церкви, то многие почтенные граждане Суздаля горько жаловались и упрекали музей».

Полный разгром всего имущества был произведен и в теплой Богоявленской церкви: «Все паникадила, подсвечники, лампады и проч. разобраны на мелкие части, поломаны и расхищены; все отдельные иконы на стенах сброшены со своих мест и изуродованы… плащаница выброшена и изорвана, стеклянный футляр разбит, книги порваны». Богоявленская церковь была разграблена и еще раз — в конце апреля 1928 года: «Перебиты все стекла, в том числе на киотах с иконами».

Но церкви не могут стоять пустыми и заброшенными, если их крепкие и добротные здания можно использовать для нужд народного хозяйства молодого Советского государства.

И помещения архитектурных памятников русскою зодчества стали сдавать внаем за плату: в теплой Ильинской церкви разместилась красильня Суздальской трикотажной артели им. В.И. Ленина; в теплой Богоявленской церкви льнозавод устроил склад… Бесплатно была отдана теплая Смоленская церковь под клуб для Суздальского политизолятора, в алтаре холодной Смоленской церкви разместилась сначала кузница политизолятора ОГПУ, потом мельница на электроприводе, а когда политизолятор ОГПУ был закрыт — база заготскота…

Крестоникольскую церковь первоначально занимал спортивный клуб «КИМ», а позднее — база торга; в Лазаревском храме эта база торга устроила свой склад; в храме Казанской иконы Божией Матери размещался клуб, в церкви Петра и Павла — хлебозавод, Вознесенскую церковь Александровского монастыря еще до Великой Отечественной войны заняла артель металлистов (размещалась она там и после войны), и работники артели разжигали печи иконами… Но пришло время, и на защиту и спасение уникальных сокровищ Суздаля встали многие замечательные люди — подвижники и энтузиасты…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *